Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6352

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
справедливой и высокоразвитой цивилизации
293
Сегодня глобализация как явление рассматривается в нескольких взаимосвязанных аспектах, основными из которых являются: 1) производственно-технический; 2)
экономический; 3) информационный; 4) научно-технологический; 5) социологический;
6) политический; 7) экологический; 8) территориальный; 9) этнический,
демографический;
10) культурно-идеологический
294
Говоря о признаках глобализации, А. Н. Головистикова весьма, на наш взгляд, односторонне называет в качестве таковых следующие: 1. Усиление мирового неравенства. Происходит очевидная маргинализация развивающихся стран — богатый Север по существу исключает из прогресса огромное большинство человечества. 2. Исключение целых обществ из прогресса глобальной модернизации, увеличение риска этнонациональных конфликтов, терроризма, вооруженных конфликтов. 3. Перенесение развитыми странами загрязняющих веществ для захоронения в бедные страны, превращая их в свалки веществ, вредные для здоровья
295
Думается, более полной системой признаков глобализации является та, согласно которой выделяются следующие их свойства: 1) стирание граней между внутренней и внешней политикой; 2) неравномерность, скачкообразность самого процесса развития;
3) изменение реального положения государства в политической структуре общества; 4)
господство глобальных рыночных сил в лице транснациональных корпораций (ТНК) и финансово-промышленных групп; 5) интернационализация и более тесное взаимодействие стран и цивилизаций; 6) нарастание политической напряженности в отдельных странах или в целом регионе; 7) мультиплицирование процессов государствообразования, интенсификация увеличения количества государств; 8) рост числа негосударственных образований; 9) изменение характера и содержания государственной деятельности; 10) возникновение новых функций у государства и права; 11) возникновение нового деления государств на страны «первого», «второго» и
«третьего» мира; 12) создание транснациональных межгосударственных сообществ; 13)
интернационализация права; 14) унификация и стандартизация правовой жизни; 15)
возникновение новых глобальных общностей права; 16) создание транснационального правопорядка
296
Оказывая влияние на все области социальной жизни, глобализация диктует необходимость переосмысления роли государства и права в современном мире.
Очевидно, что прежние представления об этих институтах ныне не утратили своего значения, но они требуют существенной переоценки. В условиях происходящих в современном мире процессов глобализации и регионализации изучение проблем воздействия данных процессов на государственно-правовую и общественно- политическую жизнь имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Не случайно в отечественной и зарубежной литературе этим проблемам за последние десятилетия уделяется повышенное внимание. «Теория глобализма, глобализации, —
не без оснований замечает Р. Х. Макуев, — заняла прочное место в современной науке и политике. Осмысление глобализации должно осуществляться с таким же пониманием

его значения для мирового развития в XXI века, как капитализма для XIX века,
империализма (или индустриального общества) для XX века»
297
В теоретическом плане изучение проблем воздействия процессов глобализации на национальное государство и право позволяет по-новому взглянуть на те традиционные институциональные и функциональные аспекты государственно-правовой материи,
которые были свойственны ей с момента образования и вплоть до современного уровня ее развития, помогает взглянуть на государство и право не только с точки зрения рациональности или, наоборот, нерациональности организации их внутренней жизни и деятельности, но и посмотреть на них как бы со стороны, под углом зрения характера их взаимосвязи и взаимодействия с другими государственными и правовыми системами, а также под углом зрения тех изменений, которые вызываются и обусловливаются процессами глобализации
298
. Ведь не секрет, что процессы глобализации, равно как и их последствия, вызывают далеко не однозначную реакцию и, соответственно, оценку характера их воздействия на государство и право, ибо, как справедливо подчеркивается в литературе, глобализация — это отнюдь не односторонний, а двусторонний процесс.
«Она способна дать изобилие, повысить продуктивность, эффективность производства».
Это — с одной стороны. А с другой — она «углубляет неравенство, затрудняет приспособление к новым условиям, уменьшает разнообразие, подрывает гражданское общество»
299
Кроме того, глобализация оказывает весьма существенное и притом не всегда позитивное влияние на перспективы развития общества, государства и права,
порождает при этом такие условия, при которых в управлении делами общества и разрешении глобальных, социально значимых проблем постепенно уменьшается роль государственных институтов и многократно возрастает значение транснациональных корпораций.
Исследуя механизм воздействия процессов глобализации на государство и право в теоретическом и практическом плане, не следует упускать из виду также тот широко известный факт, что неоднозначное отношение к данным процессам, выражающееся, в частности, в появлении и расширении антиглобалистского движения, проявляется, хотя и не всегда зримо, не только на уровне отдельных слоев общества, но и на уровне различных государств. При этом, речь идет не только о слаборазвитых в промышленном отношении государствах, как это принято считать, но и о других,
индустриально самодостаточных государствах, представители которых не без оснований выражают опасение стать зависимыми в результате негативных для них последствий глобализации от других, более сильных государств
300
2. Глобализация и государство
Как подчеркивалось выше, под влиянием глобализации происходят серьезные изменения во всей политической структуре общества.


Глобализация изменяет реальное положение государства в политической
структуре общества. Длительное время признавалось, что государство выступало самой могущественной организацией в политической системе. С точки зрения глобалистов, государство в новой реальности не будет более доминирующей силой на мировой арене. Государство, с этой точки зрения, теряет свою национальную идентичность. Происходит эрозия внутреннего суверенитета государства. Такие изменения, помимо традиционных факторов ограничения государственного
суверенитета (права и свободы человека и гражданина, связывающие
(ограничивающие) пределы действия государства; существование экологических,
экономических, гуманитарных и других общепланетарных проблем, которые могут быть решены лишь солидарным участием многих или всех государств мирового сообщества; появление все новых международных и региональных сообществ государств, которым государство — член этих сообществ передает (делегирует) часть своих суверенных прав), обусловлены рядом обстоятельств планетарного масштаба:
мощное влияние оказывают глобальные рыночные силы в лице транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп (ТНК)
301
По мнению американского политолога С. Стрейнджа, «силы деперсонализированного мирового рынка становятся более влиятельными, чем государство, чьи ослабевающие возможности отражают растущую диффузию государственных институтов и ассоциаций, переход власти к локальным и региональным органам». Создаются новые формы социальной организации, заменяющие нации-государства. В новом формирующемся мире «глобальный рынок подтачивает основы суверенности. Рынок медленно сужает сферу деятельности национальных правительств»
302
. Согласно Д.
Хелду, «суверенитет сегодня следует понимать и изучать, как расчлененную власть,
расчлененную между целым рядом национальных, региональных и интернациональных субъектов и являющуюся по причине этой имманентной множественности —
ограниченной и скованной»
303
. Иными словами, государство и его суверенитет не совсем исчезают, изменяется их качество — государство становится «скованным»
304
В. В. Сорокин считает, что глобализм как идеология предполагает процессы, в условиях которых национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных субъектов и подчиняются их властным возможностям
305
. Ученый полагает, что, присваивая себе функции, изначально свойственные государству,
современные транснациональные корпорации приобретают все более явные черты суверенитета, до сего момента свойственные только исторически сложившимся национальным государствам
306
. Автор обращает внимание на то, что глобализм предполагает последовательное решение следующих задач по отношению к институту государства: отрыв государства от общества, когда властные структуры выражают чуждую для населения идеологию и замыкаются в своих узкокорпоративных интересах;
утрату самоидентификации государства, прежде всего, в духовно-культурной сфере;
лишение государства возможности осуществлять контроль за использованием и оборотом национальных ресурсов; коррумпирование государства сверху донизу;

переориентацию функций государства с общесоциальной роли на узкоклассовую,
узкокорпоративную, по обслуживанию мировой олигархии; дискредитацию национального государства как института; обструкцию государственной власти;
демонтаж института государства как такового
307
. Резюмируя изложенное, В. В.
Сорокин утверждает, что «в процессе глобализации мира деструктивным силам удалось ликвидировать в национальных государствах суверена», а «…государство без суверена лишается смысла своего существования»
308
В связи с обсуждаемой проблемой ряд ученых высказывает интересные положения.
Так, Л. А. Морозова замечает, что негативным проявлением глобализации является актуализация идей отказа от категории государственного суверенитета. Следует согласиться с автором, полагающим, что никакие глобальные интересы не могут вести к отрицанию верховенства государственной власти на своей территории.
Государственный суверенитет — не архаизм прошлых эпох, а актуальная юридическая и политическая категория нынешнего времени, гарантия возможности для народа жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам. Лишь само государство может добровольно принять на себя обязательства определенного рода, что вытекает из суверенного права государства как члена мирового сообщества
309
Ю. А. Тихомиров полагает, что передача некоторых полномочий государств наднациональным структурам не означает отрицания или сужения суверенных прав.
Приоритет их власти сохраняется, причем, передаваемые полномочия компенсируются приобретением так называемых общесистемных всеобщих полномочий
310
«Современное понимание суверенитета не исключает возможности демократического самоограничения суверенных прав государствами», — пишет Е. А. Юртаева. По ее мнению, «современная оценка международной роли государства проявляет тенденцию к утрате самоценности государства как субъекта политических отношений. Вместе с тем, государства как участники международного объединения сохраняют все свои политико-правовые свойства, остаются суверенными и самостоятельным»
311
Проводимые в разных странах компетентные исследования убеждают: сила государства и влияние ТНК на его политику — взаимосвязанные величины. Возрастание могущества ТНК ведет к ослаблению государственной власти. ТНК не уживается с сильным государством (дееспособной государственной властью), их кредо — слабое государство, минимум государства в экономике и социальной сфере. Те политические силы, которые лоббируют интересы ТНК, всегда в основе своих программных требований будут иметь слабое государство (убеждая общественность, «свой» электорат в том, что это наиболее радикальный способ борьбы с коррупцией, выхода страны из кризиса, роста производства и т. п.). Как подчеркивал У. Бек, поражающее власть национальных государств действие ТНК заключено в самой их сути: оно рождается из вторжения ТНК в материальные жизненные артерии современных национально- государственных образований, вторжения, которое происходит без революции, без изменения законодательной базы и тем более конституции, а только в процессе

обычной деловой активности (Business as usual)
312
Глобализация самым непосредственным образом влияет на состояние
демократии и политической стабильности как внутри отдельной страны, так и в
определенном регионе мира. Глобализация, с одной стороны, способствует интернационализации и более тесному взаимодействию стран и цивилизаций, однако, с другой стороны, она одновременно вызывает кризисные явления в менее развитых странах и регионах, усиливает тенденцию к их ослаблению.
Глобализация
мультиплицирует
процессы
государствообразования,
интенсифицируется увеличение количества государств. Если после Второй мировой войны, в условиях, когда создавался современный правопорядок, в мире было всего 50
государств, то сейчас в ООН представлено 190 (40 — не представлены); по самым сдержанным оценкам, в ближайшие 25 лет их количество на планете достигнет цифры
500.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39