Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6354
Скачиваний: 211
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
планирования, государственного заказа, административные методы в кадровой политике, материального и морального стимулирования.
На хозяйственно-экономические структуры негосударственного сектора государство воздействует экономическими методами и правовыми средствами: установление государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции; распределение квот на сырье, импорт; установление заработной платы;
установление льготного кредитования и инвестирования; государственные субсидии и налоги.
Социальная функция. Главное ее назначение — обеспечить в стране начало социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности. Задачи, решаемые социальной функцией: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенного населения; более справедливо и равномерно распределять последствия экономического кризиса между различными группами населения.
Новой для социальной функции является проблема безработицы. Здесь нужны были меры по защите безработных, государственная забота о снижении уровня безработицы.
Функция
налогообложения
и
взимания
налогов.
Данная функция непосредственно связана с бюджетом страны. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Функция налогообложения представляет собой главный метод новой системы управления, универсальный регулятор общественных отношений.
Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В
Конституции РФ 1993 г. говорится, что Россия — правовое государство (ч. 1 ст. 1).
Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.
Функция обеспечения научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны.
Ежегодно тысячи ученых вынуждены уходить в коммерцию либо выезжать за рубеж.
Если передовые государства мира ежегодно тратят на науку не менее 2% ассигнований от внутреннего валового продукта, то в России этот показатель составляет 0,5%.
Функция охраны природы и окружающей среды. Главное внимание здесь должно быть уделено: обеспечению экологически безопасного устойчивого развития страны.
Содержание экологической функции составляют: установление предельно допустимых концентраций различных загрязняющих веществ в почве, воде, воздухе; контроль над
На хозяйственно-экономические структуры негосударственного сектора государство воздействует экономическими методами и правовыми средствами: установление государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции; распределение квот на сырье, импорт; установление заработной платы;
установление льготного кредитования и инвестирования; государственные субсидии и налоги.
Социальная функция. Главное ее назначение — обеспечить в стране начало социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности. Задачи, решаемые социальной функцией: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенного населения; более справедливо и равномерно распределять последствия экономического кризиса между различными группами населения.
Новой для социальной функции является проблема безработицы. Здесь нужны были меры по защите безработных, государственная забота о снижении уровня безработицы.
Функция
налогообложения
и
взимания
налогов.
Данная функция непосредственно связана с бюджетом страны. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Функция налогообложения представляет собой главный метод новой системы управления, универсальный регулятор общественных отношений.
Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В
Конституции РФ 1993 г. говорится, что Россия — правовое государство (ч. 1 ст. 1).
Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.
Функция обеспечения научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны.
Ежегодно тысячи ученых вынуждены уходить в коммерцию либо выезжать за рубеж.
Если передовые государства мира ежегодно тратят на науку не менее 2% ассигнований от внутреннего валового продукта, то в России этот показатель составляет 0,5%.
Функция охраны природы и окружающей среды. Главное внимание здесь должно быть уделено: обеспечению экологически безопасного устойчивого развития страны.
Содержание экологической функции составляют: установление предельно допустимых концентраций различных загрязняющих веществ в почве, воде, воздухе; контроль над
их соблюдением; ответственность за нарушение экологического законодательства;
создание производств по утилизации отходов; осуществление мер по сохранению популяции животных, растений.
Внешние функции Российского государства. Основой внешнеполитического курса
Российского государства являются общепризнанные принципы и нормы международного права. В рамках этих универсальных принципов наше государство защищает свои интересы. Российское государство во внешней сфере выполняет следующие функции: обеспечение торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом; поддержание мира, оздоровление международной обстановки;
оборона страны.
4. Современное российское право: особенности и формы (источники)
Особенности российского права следующие:
— возникновение частного права и развитие публичного права;
— открытость правовой системы;
— децентрализация правового регулирования;
— формирование новых региональных правовых систем.
Развитие частного и публичного права. Возникновение частного и публичного права в России в значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества. Это нашло свое отражение в следующих направлениях в области частного права:
— в признании многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности;
— в развитии и создании юридических основ свободного предпринимательства;
— в появлении ряда ранее отсутствующих институтов торгового права.
В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:
— конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;
— конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;
— введение и развитие судебного и конституционного контроля.
создание производств по утилизации отходов; осуществление мер по сохранению популяции животных, растений.
Внешние функции Российского государства. Основой внешнеполитического курса
Российского государства являются общепризнанные принципы и нормы международного права. В рамках этих универсальных принципов наше государство защищает свои интересы. Российское государство во внешней сфере выполняет следующие функции: обеспечение торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом; поддержание мира, оздоровление международной обстановки;
оборона страны.
4. Современное российское право: особенности и формы (источники)
Особенности российского права следующие:
— возникновение частного права и развитие публичного права;
— открытость правовой системы;
— децентрализация правового регулирования;
— формирование новых региональных правовых систем.
Развитие частного и публичного права. Возникновение частного и публичного права в России в значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества. Это нашло свое отражение в следующих направлениях в области частного права:
— в признании многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности;
— в развитии и создании юридических основ свободного предпринимательства;
— в появлении ряда ранее отсутствующих институтов торгового права.
В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:
— конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;
— конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;
— введение и развитие судебного и конституционного контроля.
Открытость правовой системы. Новым в правовой системе, законодательстве является запрет закрытого законодательства. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ,
«неопубликованные законы не применяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против собственного народа. Она выражалась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение ч. 3 ст. 15 Конституции о том,
что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Децентрализация правового регулирования. В последние годы намечается тенденция к уменьшению объема централизованного регулирования, осуществляемого
Российской Федерацией, передача ряда ее правотворческих полномочий непосредственно субъектам федерации. Это связано с укреплением федеральной структуры Российского государства и приданием отношениям центра федерации с ее структурными частями подлинно федеративных черт.
Формирование региональных правовых систем. Принципиально новым феноменом в истории российской правовой системы является наделение всех субъектов
Российской Федерации правом издания законов, что приводит к формированию, наряду с федеративной нормативно-правовой системой, самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема — коллизионное право (ст. 71 Конституции РФ).
Тенденция развития правовой системы России. Становление правовой системы в
России протекает довольно сложно и противоречиво. В этих условиях преждевременно говорить обо всех устоявшихся направлениях развития российского права. Но с уверенностью можно говорить о том, что основным направлением развития российской правовой системы является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права и свободы человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Это направление предопределило приоритеты правовой политики: провозглашение и защита прав и свобод человека, создание механизмов для их реализации — основная цель; расширение сферы правового регулирования; децентрализация правового регулирования; дифференциация законодательства; его интеграция; изменение методов правового регулирования, переход к общедозволительному принципу
«разрешено все, что не запрещено».
Выбранные приоритеты обусловили и направления развития правовой системы
России:
1) нарастание общего объема нормативного регулирования во всех сферах общественной и частной жизни;
2) рост межотраслевого законодательства, комплексного правового регулирования;
3) повышение роли и значения частного права, прежде всего, гражданского;
4) формализация права, вызванная повышенным вниманием к процессуальным аспектам правового регулирования и правореализации;
5) интернационализация российского права как частное проявление общей глобализации человечества.
Расширение и углубление правового регулирования — тенденция развития права,
которая наблюдается во всем мире, в том числе, и в современной России. Возрастание роли права, законодательства — объективная закономерность, обусловленная усложнением стоящих перед российским обществом задач. Чем более разнообразными и разнохарактерными становятся связи и взаимодействия органов, организаций, лиц,
тем большее значение приобретают четкая регламентация общественных отношений,
организованность и дисциплина при реализации общеобязательных правил. Вне и независимо от права невозможны хозяйственная реформа, обеспечение прав и свобод граждан, борьба с правонарушениями, злоупотреблением властью и т. д.
281
Формы (источники) российского права. Источниками российского права
являются: закон, иной нормативный правовой акт, нормативный правовой
договор, правовой обычай, судебная практика, общие принципы права,
международно-правовые акты.
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 39
Тема 32. Государство и право в условиях глобализации
План
1. Понятие глобализации
2. Глобализация и государство
3. Глобализация и право
1. Понятие глобализации
Термин «глобализация», сегодня прочно вошедший в широкий научный оборот, в литературе трактуется по-разному.
Так, Б. Н. Топорнин полагал, что это объективное явление современности, которое развивается и действует по своим законам; она отражает растущие взаимосвязи людей,
общие тенденции развития человечества
282
Е. А. Юртаева глобализацию определяет «как процесс распространения связей,
зависимости, обязанностей от локального к всеобщему и, наоборот, вне зависимости от пространственных пределов, в том числе, государственных границ»
283
. По определению МВФ, глобализация — это «в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов»
284
Существо глобализации раскрывает, прежде всего, экономический фактор. В этом смысле глобализация — такое состояние мировой экономики, когда хозяйственное развитие большинства стран и регионов планеты тесно связано между собой,
производственная кооперация и специализация достигают всемирных масштабов,
транснациональные корпорации становятся преобладающей формой собственности в мире, международный трансферт капитала превосходит по объему мировой товарообмен
285
Н. М. Чистяков полагает, что «сущность глобализации заключается в особом состоянии мировой экономики, когда происходит в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов»
286
Думается, что более верной является позиция, согласно которой глобализация, не ограничиваясь экономической областью, охватывает все сферы общества. Так, А. И.
Уткин считает, что «глобализация — это слияние национальных экономик в единую,
общемировую систему, основанную на новой легкости перемещения капитала, на новой информационности, открытости мира, на технологической революции, на приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции,
межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации
телекоммуникационных технологий, интернационального образования»
287
С. В. Поленина подчеркивает глобализацию как явление в своей основе объективное,
считает, что это макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в экономике, социальных и правовых системах мира
288
Глобализация (или глобализм)
289
есть понимание того, что мировой рынок вытесняет или подменяет политическую деятельность; это идеология господства мирового рынка, идеология неолиберализма, основанная на использовании новых методов управления миром, государством, народами
290
Глобализация имеет в виду процесс, в условиях которого национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных субъектов и подчиняются их властным возможностям.
Глобальность
— процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, объединяет локальные культуры и способствует возникновению третьих культур. В результате глобализации формируются субкультуры; глобализация преследует цель ослабления национальной государственной политики, сужение сферы государственного воздействия и сведения роли государства, в том числе, в экономической жизни, к минимальному участию
291
Глобализация представляет собой системную, многоаспектную и разноуровневую интеграцию существующих в мире государственно-правовых, экономико-финансовых,
общественно-политических институтов. Она придает опережающий характер развитию процессов, прежде всего в сфере финансов и экономики, а также в политике, духовной жизни общества, в области традиций и национальной культуры
292
Под глобализацией А. Н. Головистикова понимает постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы,
товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители,
стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия. Глобализация, таким образом, подразумевает образование международного правового и культурно-информационного поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в том числе информационных, обменов. Иными словами, глобализация — соединение основных региональных, локальных,
национальных проблем в единое целое, слияние отдельных хозяйственных структур мира в единое техногенное пространство, реорганизация и установление общности политических структур, правовых форм, культуры, науки, сближение национальных традиций, обычаев, менталитета отдельных народов, наций, постепенная унификация всех сторон жизни людей. Это и передача опыта передовых государств в области демократии, охраны и обеспечения прав личности на другие страны мира, широкое распространение новейших научных, технологических, юридических идей, решений,
проектов. Процесс глобализации — это универсализация позитивного мирового опыта во всех основных отраслях общественной жизни: экономике, государственно-правовых отношениях, культуре, этике, в повышении темпов становления гуманной,
287
С. В. Поленина подчеркивает глобализацию как явление в своей основе объективное,
считает, что это макромасштабный, многоплановый и внутренне противоречивый процесс нарастания общего в экономике, социальных и правовых системах мира
288
Глобализация (или глобализм)
289
есть понимание того, что мировой рынок вытесняет или подменяет политическую деятельность; это идеология господства мирового рынка, идеология неолиберализма, основанная на использовании новых методов управления миром, государством, народами
290
Глобализация имеет в виду процесс, в условиях которого национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных субъектов и подчиняются их властным возможностям.
Глобальность
— процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, объединяет локальные культуры и способствует возникновению третьих культур. В результате глобализации формируются субкультуры; глобализация преследует цель ослабления национальной государственной политики, сужение сферы государственного воздействия и сведения роли государства, в том числе, в экономической жизни, к минимальному участию
291
Глобализация представляет собой системную, многоаспектную и разноуровневую интеграцию существующих в мире государственно-правовых, экономико-финансовых,
общественно-политических институтов. Она придает опережающий характер развитию процессов, прежде всего в сфере финансов и экономики, а также в политике, духовной жизни общества, в области традиций и национальной культуры
292
Под глобализацией А. Н. Головистикова понимает постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы,
товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители,
стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия. Глобализация, таким образом, подразумевает образование международного правового и культурно-информационного поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в том числе информационных, обменов. Иными словами, глобализация — соединение основных региональных, локальных,
национальных проблем в единое целое, слияние отдельных хозяйственных структур мира в единое техногенное пространство, реорганизация и установление общности политических структур, правовых форм, культуры, науки, сближение национальных традиций, обычаев, менталитета отдельных народов, наций, постепенная унификация всех сторон жизни людей. Это и передача опыта передовых государств в области демократии, охраны и обеспечения прав личности на другие страны мира, широкое распространение новейших научных, технологических, юридических идей, решений,
проектов. Процесс глобализации — это универсализация позитивного мирового опыта во всех основных отраслях общественной жизни: экономике, государственно-правовых отношениях, культуре, этике, в повышении темпов становления гуманной,