Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6340

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
партии, но и диктатуры власти.
Советская правовая система базировалась на идее обязательств человека перед государством, а государство могло запретить все, что считало нужным. Гражданские и политические права рассматривались как второстепенные в сравнении с социально- экономическими. Широко применялся принудительный труд, ограничивалась свобода передвижения. Государственные преступления подлежали более суровым наказаниям.
Так, посягательства на социалистическую (государственную) собственность наказывались более сурово (вплоть до смертной казни), чем посягательства на личную собственность.
Сфера частного права была резко сужена — объем свободного усмотрения частных лиц ограничивался бытовыми вопросами и семейными отношениями. Публично- правовое регулирование, напротив, стало господствующим.
Незначительная роль закона. Для системы советского права характерен приоритет ведомственного правотворчества. Роль закона была принижена, так как общие установки определялись партийными директивами, а детали регулировались ведомственными актами.
Признание источником права партийных решений. В силу сложившегося политического обычая эти нормы имели приоритет перед любыми другими правовыми актами. Партийные комитеты, начиная с Центрального, издавали постановления,
адресованные «непосредственно государственным» учреждениям, тогда как с точки зрения формальной юриспруденции они могли обращаться только к членам своей партии.
Выпячивание командной роли парткомов противоречило пропаганде преимуществ социалистического строя. С середины 1930-х гг. широкое распространение получила практика издания совместных постановлений ЦК ВКП(б) — КПСС и Совета
Министров (СНК) СССР. Она стала формой легализации государственного нормотворчества партийных комитетов. На практике совместные партийно- государственные решения рассматривались правоприменительными органами как надзаконные, что приводило к подрыву принципа верховенства законов. Совместные постановления ЦК КПСС и высших органов государственной власти и управления —
уникальный, единственный в своем роде гибрид партийного и государственно- правового документа.
Закрытый характер советского права проявлялся:
– в самоизоляции правовой системы, действии международного права на территории
СССР допускалось лишь как исключение;
– в труднодоступности нормативных правовых актов для населения;
– в большом объеме засекреченного законодательства.


К началу 1990 г., согласно подсчетам экспертов КГБ СССР, 70 % правовых актов,
касающихся прав и свобод граждан СССР, в той или иной мере носили закрытый характер. Подобные акты шли с грифами «секретно», «для служебного пользования», «не для печати», «особая папка». В 1930–1950 гг. засекречивались даже Кодекс законов о труде и Положение о товарищеских судах, которые, казалось бы, должны быть самыми доступными нормативно-правовыми актами. Большая часть общесоюзных нормативных правовых актов не подлежала широкой публикации, а рассылалась в полузакрытом виде по административным каналам.
Отрицание преемственности в развитии советского права. Советское право отрицало преемственность с предшествующими типами права и, прежде всего, с дореволюционным русским правом. Первые декреты советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат».
Правовой нигилизм. Из самой коммунистической идеологии вытекало отрицательное отношение правящего класса, а затем и воспитываемого им в этом духе населения к праву как к вынужденному злу, подлежащему отмиранию в будущем.
Среди юристов, тесно связанных с партийным аппаратом, и практиков-управленцев был широко распространен правовой нигилизм. Во многих сочинениях советское право рассматривалось как «полуправо» по аналогии с ленинским понятием
«полугосударство», т. е. как явление буржуазного характера, связанное с временным допущением товарных отношений. Отсюда делался вывод о том, что право не имеет перспективы развития в Советском государстве и должно заниматься предписаниями,
имеющими, скорее, технико-организационный, нежели правовой характер.
3. Современное российское государство: сущность, форма и функции
Относительно сущности российского государства высказаны разные суждения.
Утверждается, что российское государство по своей сущности: бюрократическое,
олигархическое, государство клептократии (криминальное государство).
Вывод о бюрократической сущности государства аргументируется тем, что бюрократия в экономической сфере: бесконтрольно распоряжается значительными бюджетными ресурсами (в результате слабости парламента и низкой исполнительной финансовой дисциплины); значительная часть основных средств производства продолжает оставаться государственной собственностью; контрольные пакеты части акционерных предприятий-монополистов принадлежат государству; бюрократия распределяет льготные кредиты, лицензии на право экспорта товаров и т. д.
В политической сфере государственная бюрократия господствует за счет:
централизованной президентской власти и роста численности ее аппарата, закрепления права совмещать должности в исполнительных органах власти с депутатскими мандатами в органах представительной власти и самоуправления, сохранения контроля над средствами массовой информации (выборочного предоставления дотаций своим

печатным изданиям), что обеспечивает контроль над умами людей.
Вывод об олигархической сущности государства обосновывается тем, что:
государственная власть осуществляется малочисленным правящим слоем (примерно
10% населения); капиталы сосредоточены у незначительной части населения, эта часть определяет политику государства.
В основу обоснования криминальной сущности Российского государства приводятся следующие аргументы: высокий уровень коррупции, взяточничества; связь государственного аппарата с мафиозными структурами; «беловоротничковая»
преступность; сращивание политики и бизнеса; контролирование части государственных предприятий и банков преступными группировками. В стране
«обозначился путь к созданию криминального неуправляемого государства, далекого от того, чтобы называться правовым и демократическим»
279
. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников около 90%
коррумпировано
280
Форма
правления
России.
Конституция
РФ провозглашает
Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). В том, что Россия является республикой, сомнений нет. Но вот какой республикой? В Конституции нет четкой формулы о разновидности формы правления.
Юристы, политологи по-разному определяют форму правления в нашей стране: как
президентскую
республику,
президентско-парламентскую, как
суперпрезидентскую.
Президентская республика. Признание президентской формы правления получило широкое распространение среди юристов и политологов. По подсчету некоторых политологов, 90% властных полномочий по Конституции принадлежит Президенту РФ.
Президентско-парламентская республика. Сторонники этого взгляда указывают на то, что, как и в президентской республике, правительство в России формируется президентом, однако, председатель правительства назначается с согласия
Государственной Думы. Как и в парламентской республике, Государственная Дума вправе выразить недоверие правительству, но окончательную судьбу этого вотума решает президент: он может согласиться с решением Государственной Думы, но может и отклонить его. Более того, президент имеет право распустить Государственную Думу,
если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие правительству, а президент не согласится с этим решением.
Широко распространен взгляд на форму правления России как суперпрезидентскую
республику, так как президент имеет сверхсильную власть. Он избирается всеобщим голосованием, а не парламентом, что дает ему возможность претендовать на полномочия представителя народа; формирует правительство, ответственное перед ним, что обеспечивает реальную власть в стране; имеет право роспуска парламента;

угрожая этим, он может добиваться от депутатов нужного ему поведения; активно вмешивается в законодательную деятельность (право наложения вето, а также отказ подписывать законы, принятые парламентом в нарушение закона); принимает указы законодательного характера; подбирает кандидатов на пост Генерального прокурора
РФ, судей Конституционного Суда, назначает всех иных судей; контролирует силовые министерства.
Рассматривая вопрос о правлении Российского государства, следует обратить внимание на тот факт, что в 1990-х гг. его форма менялась несколько раз: Республика
Советов в 1991 г.; президентская республика в 1992 г.; прямое президентское правление (суперпрезидентская форма правления) в сентябре-октябре 1993 г.;
президентская республика с принятием Конституции 1993 г.
Государственное устройство России. Согласно действующей Конституции, Россия
— это федерация (ст. 1 Конституции РФ).
Российский федерализм сочетает в себе как территориальное, так и
национальное начала. Теоретически такой нетрадиционный вариант федерализма адекватен для российских условий, поскольку он обеспечивает и поддерживает существование многообразных этнокультурных ландшафтов.
Российская Федерация — федерация асимметричная. Это проявляется в разном правовом положении субъектов федерации: а) одни субъекты имеют статус государственный (республики в составе Российской Федерации), другие не имеют; б)
одни субъекты строят отношения с центром на основе Конституции, другие — на основе договоров.
В России есть как национально-государственные образования (республики,
автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные
образования (края, области). Все они имеют статус субъектов федерации, но значительно различаются по своим возможностям, а поэтому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае различны.
Российская Федерация имеет сложный субъектный состав. Она состоит из множества субъектов: республик, краев, областей, трех городов федерального значения,
автономной области и автономных округов.
Формально-юридически в стране существует демократический политический
режим; фактически же имеются и элементы авторитаризма.
Черты демократического политического режима выражены в провозглашении широких прав и свобод, а именно: народ считается носителем суверенитета (ст. 3
Конституции РФ); граждане имеют право на информацию, свободу слова, на объединение для защиты своих интересов, участвовать в референдуме, выбирать своих представителей в государственные органы и др. Фактически же реализовать демократические права и свободы большая часть населения не в состоянии, так как не

имеет материальных и финансовых средств для их осуществления.
В политическом режиме имеются черты авторитаризма. Ушли из государственно- правовой практики такие действенные формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями; отзыв депутатов, не оправдывающих доверие своих избирателей; право вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии; возможность действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов и должностных лиц.
На референдум не могут выноситься вопросы досрочного прекращения полномочий
Президента, Совета Федерации, Государственной Думы; вопросы досрочных выборов
Президента и Государственной Думы; в несколько раз повышена квота голосов,
необходимых для постановки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума (не менее 2 млн подписей граждан).
Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия.
Функции Российского государства. Система функций Российского государства претерпела изменения. Некоторые функции у государства отпали, другие существенно изменили объем и содержание. Появились новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также и соотношение функций в единой системе, которую они образуют.
Российское государство отказалось от функций: а) контроля над мерой труда и потребления, б) идеологической функции.
На современном этапе Российское государство выполняет и ряд новых функций. В
различных источниках называются такие функции, как: налогообложения и взимания налогов, создания эффективной денежной и платежной системы, защиты отечественного рынка и поддержки предпринимательства, защиты мигрантов и беженцев, предотвращения межнациональных конфликтов, обеспечения целостности государства и преодоления сепаратистских тенденций, по развитию федерализма,
восстановлению конституционного порядка.
Полагаем, что современному Российскому государству характерны следующие функции.
Экономическая функция. Она реализуется по двум взаимосвязанным направлениям деятельности: установление форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования и обеспечение надежной охраны и защиты всех существующих форм собственности.
Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования. К государственному сектору экономики применяются методы: гибкого