Файл: Методические рекомендации по психологической профилактике и коррекциии в мчс россии москва 2016 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1556

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

103
ритм (λ)
область
(область
вертекса)
человек решает определенного типа зрительные задачи.
Лямбда-ритм возникает только при открытых глазах, когда глаза человека совершают поисковые движения по предмету. Как только глаза фиксируются на определенной точке, лямбда- волны исчезают
Сигма-
ритм (σ)
12-14 Гц около 50 мкВ центральная область
(наиболее
выражен),
но распространяет ся по всей коре
Сигма-ритм регистрируется в состоянии естественного сна.
Сигма-ритм появляется в начальной стадии медленного сна, которая следует непосредственно за дремотой.
Во время сна с дельта- волнами сигма-ритм возникает редко. В процессе перехода к быстрому сну сигма-ритм наблюдается, но полностью блокируется в развитой фазе быстрого сна. Характерным признаком сигма-ритма является нарастание амплитуды в начале вспышки сигма-ритма и ее убывание в конце вспышки
Таким образом, подводя итог можно сказать, что проблема изучения функциональных состояний в труде, физиологии, психофизиологии, психологии, педагогике, различных областях медицины в настоящее время занимает центральное место. Актуальность изучения функциональных состояний определяется их вкладом в обеспечение эффективности деятельности и надежности специалиста.

104
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Раздел II. Психологическая профилактика и коррекция в МЧС России
В первом разделе мы рассмотрели теоретические основы физиологии и психофизиологии, современные методы психофизиологических исследований, основные подходы к определению функционального состояния и методы их оценки. Это необходимо в связи с тем, что при реализации мероприятий в рамках психологической профилактики и коррекции основополагающей составляющей является всестороннее понимание механизмов сохранения профессионального здоровья работающего человека, в нашем случае, специалиста МЧС России.
Глава 8. Профессиональное здоровье специалистов МЧС России
Профессиональное здоровье определяется как состояние регуляторных свойств организма, физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающее высокую надежность профессиональной деятельности и профессиональное долголетие.
Особое внимание к профессиональному здоровью специалистов
МЧС России обусловлено несколькими причинами. Во-первых, здоровье специалистов подвергается особому риску, так как решение профессиональных задач происходит в условиях, характеризующихся высоким уровнем неопределенности, необходимостью быстро принимать решения, сложными физическими условиями и сильными психоэмоциональными нагрузками. Под воздействием указанного комплекса стресс-факторов происходит изменение физического и психофизиологического состояний, что создает предпосылки для возникновения и развития негативных последствий стресса, которые характеризуются снижением работоспособности и профессиональной надежности специалистов. Работа в сложных стрессогенных условиях предъявляет высокие требования к здоровью специалистов МЧС России, от уровня их профессионального здоровья напрямую зависит эффективность деятельности и качество выполнения профессиональных обязанностей.
Профессиональное здоровье представляет собой сложное и многоуровневое понятие, которое включает базовый и динамический компоненты, а также функциональные резервы организма
(А.С.Мурачев
(2001).
Базовый компонент профессионального здоровья сочетает в себе наследственные признаки и индивидуальное физическое развитие человека, особенности функционирования всех физиологических систем. Он определяется физическим статусом (антропометрические данные, физическая подготовленность, показатели вегетативного обеспечения физической деятельности).


Динамический компонент профессионального здоровья представляет текущее функциональное состояние организма, которое формируется под воздействием комплекса факторов среды и содержания профессиональной деятельности и определяет уровень работоспособности и надежности специалиста.

105
Функциональные
резервы
организма
– сложная система, обеспечивающую адаптивные возможности организма. Значительные функциональные резервы позволяют специалисту выполнять профессиональные обязанности в сложных условиях на пределе своих возможностей, длительно сохраняя высокую работоспособность, переносить физические и психологические перегрузки, оперативно восстанавливать оптимальное функциональное состояние, сохранять сопротивляемость организма к воздействию внешних факторов среды. Снижение функциональных резервов организма характеризуется уменьшением объема и степени мобилизации функциональных резервов, снижением переносимости повышенных физических и психических нагрузок, ухудшением адаптации к климатическим, психическим, трудовым и социальным факторам и др.
Составляющими профессионального здоровья являются эмоциональный, когнитивный, поведенческий и социальный уровни.
Эмоциональный уровень характеризуется высоким уровнем стрессоустойчивости, эмоциональной стабильностью, адекватным проявлением эмоций в соответствии с ситуацией, умением регулировать эмоциональное состояние; безопасными способами отреагирования негативных эмоций.
Когнитивный уровень включает знания о профессиональном здоровье и негативных последствиях профессионального стресса, о влиянии физического и психического здоровья на профессиональную деятельность, о методах саморегуляции. Когнитивный уровень также отражает отношение к профессиональному здоровью как одной из важных ценностей.
Поведенческий уровень характеризуется наличием и выбором стратегий совладания в сложных и кризисных ситуациях, наличием ресурсов, локусом контроля (внутренним, внешним), моделями поведения, способностью адаптироваться к изменившимся условиям и требованиям ситуации и среды.
Социальный уровень включает мотивацию и направленность на самореализацию и совершенствование в профессиональной деятельности, что позволяет эффективно выполнять профессиональные обязанности.
Таким образом, в рамках психологической профилактики и коррекции профессиональное здоровье рассматривается в системе ценностей профессиональной деятельности, обеспечивающей высокий уровень работоспособности и надежности специалиста. В связи с этим психологическая профилактика и коррекция, направленные, прежде всего, на сохранение и восстановление профессионального здоровья, являются одним из ключевых компонентов системы психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС России.
Мероприятия по психологической профилактике позволяют сформировать у личного состава представления о профессиональном здоровье как о важной составляющей профессионализма и факторе эффективной профессиональной деятельности, повысить ценность и


106 престижность профессионального здоровья.
Мероприятия по психологической коррекции в первую очередь направлены на оптимизацию функционального состояния и работоспособности, повышая адаптационный потенциал специалистов и устраняя негативные последствия, сформировавшиеся в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Глава
9.
Основания
для
проведения
психологической
профилактики и коррекции в МЧС России
Психологическая профилактика и коррекция в системе МЧС России проводится строго с учетом данных мониторингового и постэкспедиционного психодиагностических обследований.. Научно- исследовательским отделом психологической и психофизиологической диагностики ЦЭПП МЧС России в рамках разработки критериев для выставления групп по результатам мониторингового психодиагностического обследования была проведена исследовательская работа, которая заключалась в сборе данных, полученных в ходе проведения диагностики, и их статистической обработке математическими критериями. В соответствии с утвержденным стандартом психодиагностических методик, применяемых при проведении мониторингового психодиагностического обследования, были выведены критерии, на основании которых происходит распределение обследуемого контингента по трем группам, определяющим необходимость психопрофилактических или психокоррекционных мероприятий.
Группы различаются между собой по количеству и уровню выраженности изучаемых показателей когнитивной сферы, личностного и психофизиологического блока:
I группа (состояние, не требующее коррекции) - отсутствуют нарушения в эмоциональной, поведенческой, психофизиологической и когнитивной сферах. Специалистам МЧС России, отнесенным к данной группе, рекомендованы групповые психопрофилактические мероприятия с целью формирования мотивации на ведение здорового образа жизни.
II группа (состояние, при котором показана психологическая профилактика)
- имеются изменения средней выраженности в эмоциональной, поведенческой, психофизиологической сферах и/или незначительное снижение в когнитивной сфере. Специалистам МЧС России, отнесенным к данной группе, назначаются групповые психопрофилактические мероприятия, краткосрочная
(однодневная) программа оперативного восстановления работоспособности.
III группа (состояние, при котором показана психологическая коррекция) - имеются изменения средней и высокой выраженности в эмоциональной, поведенческой, психофизиологической сферах и/или снижение в когнитивной сфере. Специалистам МЧС России, отнесенным к данной группе, назначается комплексная программа коррекции.
Индивидуальная психологическая коррекция по запросу специалиста
МЧС России.


107
Критерии выделения групп по мониторинговому психодиагностическому обследованию отражены в
«Методических рекомендациях по проведению мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России» (Тарасова, 2016).
Анализ результатов мониторингового и постэкспедиционного психодиагностических обследований позволяет подобрать оптимальную программу профилактических и коррекционных мероприятий с учетом актуального состояния, а также индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей специалиста. Мероприятия по психологической профилактике и коррекции проводятся с использованием современных ресурсосберегающих технологий и высокотехнологичного оборудования, которым оснащены комнаты психоэмоциональной разгрузки.
В следующей главе будет подробно рассмотрен перечень психофизиологического оборудования, входящего в состав комнат психоэмоциональной разгрузки, показания и противопоказания к его применению, а также принципы его использования в рамках мероприятий по профилактике и коррекции.
Глава
10.
«Специальное
оборудование
для
проведения
психологической профилактики и коррекции в МЧС России»
Для реализации мероприятий в рамках психологической профилактики и коррекции специалистами Центра экстренной психологической помощи
МЧС России была проведена и получила практическое применение научно- исследовательская работа по оснащению «Рабочего места психолога» и
«Комнаты психоэмоциональной разгрузки». С учетом задач, формируемых спецификой профессиональной деятельности специалистов МЧС России, проведенного анализа современных аппаратных методов был разработан рекомендуемый типовой перечень оснащения рабочего места психолога и комнат психоэмоциональной разгрузки.
Рабочее
место
психолога состоит из устройства психофизиологического тестирования, персонального компьютера
(ноутбука).
Комната психоэмоциональной разгрузки включает:
1. Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью для регистрации и управления психофизиологическими параметрами человека.
2. Проекционное цветодинамическое устройство с экраном.
3. Массажное кресло.
4. Комплект для фитоаэроионизации.
5. Антистрессовый психофизиологический комплекс, включающий:
- аппарат транскраниальной электростимуляции;
- аппарат визуальной цветостимуляции;
- антистрессовая психофизиологическая аудио-визуально- вибротактильная система на базе кресла «нулевой» гравитации.