ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1302
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50 когда нужно объехать непреодолимое препятствие. Но на протяжении всего пути удерживаю в сознании главную цель — свой дом.
Теперь представьте себе, что девушка села в такси, где работает шофером молодой, разухабистый парень.
Желая пофлиртовать с нею, он начнет обгонять справа и слева другие машины, выезжать на тротуар, менять маршрут, мчаться по набережной или вдоль леса. Путь к конечной цели окажется не прямым и коротким, а несколько путанным, извилистым. Это и будет витиеватым мышлением.
Пациент использует в речи и мышлении различные метафоры, к месту и не к месту цитирует великих людей, вспоминает научные термины и рассуждения из Библии. Его мышление сохраняет внешнюю логику, конечную цель, но путь к ней оказывается длинен.
Один старшеклассник любил порассуждать на разные темы, приводя к месту и не к месту отрывки из только что изученного романа Толстого, стихотворения Маяковского, песни v Высоцкого. Иногда хотелось сказать словами
Базарова: «Аркадий, не говори красиво!»
Соскальзывание — неожиданный короткий переход, не объясняемый необходимостью, от одной мысли к другой, каждая из которых построена и грамматически, и логически правильно. Термин очень точно отражает перебежку мысли с одной дорожки на другую. Конькобежец скользит по ледовой дорожке. Его путь состоит из маятникообразных движений из стороны в сторону. Но вдруг он пересек черту и соскользнул на соседнюю дорожку. Во-первых, он нарушил спортивный порядок. А во-вторых, удлинил путь и потерял драгоценные секунды. Пример речи учителя, дающего урок по литературе:
«А.С. Пушкин — великий русский поэт, живший в начале XIX столетия — золотого столетия отечественной литературы. Вы должны помнить, что именно в XIX столетии в нашей стране появились первые террористические организации, о которых сегодня так много пишет российская пресса....»
Если темой урока является только творчество А.С. Пушкина, смена темы беседы учителя и есть соскальзывание на иной путь. Фразы и в первом отрезке его речи, и во втором построены верно, логически безупречно, но связи, исходя из конечной цели, между ними нет. Это очень тонкое нарушение. Применительно к нашему примеру можно было бы сказать так. Если бы речь на уроке литературы шла о Ф.М. Достоевском, который наиболее полно раскрыл тему русского террора и угроз стране, которые тот принес, такое съезжание было бы оправдано конечной целью урока и темы. Но А.С. Пушкин касался тем «Русского бунта», но не терроризма как нового явления, характерного для второй половины XIX столетия. Вернемся к примеру с автомобилем.
Мужчина вместе с женой поехал в выходной день за продуктами. Они обсудили маршрут и выстроили его так, чтобы посетить два новых супермаркета, где наиболее полно представлена гастрономия сегодняшнего дня. Но в середине пути мужу в голову пришла неожиданная мысль — заскочить еще в книжный магазин, посмотреть новинки Л. Гумилева. Не говоря ни слова, он сворачивает с намеченного маршрута и подъезжает, совершенно неожиданно для жены, к книжному магазину.
Для нее это и будет соскальзыванием с основного пути, ничем не мотивированным и не объяснимым.
Расстройства мышления. Бред - остановка, закупорка
мышления
Шперрунг — остановка, закупорка мышления. Внезапный обрыв ассоциативного процесса, непредвиденная остановка в мыслительном пути, жуткое ощущение кратковременной пустоты в голове. Человек замолкает на несколько секунд. Такое бывает при абсансе, и эти два нарушения часто путают. При абсансе ребенок у доски замирает на пару секунд. Время достаточное, чтобы на это обратили внимание, а затем продолжает прерванное действие или мысль именно с того места, где это действие или мысль оборвалась. Субъективно для ребенка такое кратковременное исчезновение сознания остается незамеченным, амнезируется. Больной со шперрунгом осознает остановку мышления, сам фиксирует внимание на этом, пытается объяснить это явление чем-либо:
51 многомыслием, наплывом мыслей — ментизмом, изъятием мысли посторонней силой, внезапной пустотой в голове и т.д. После шперрунга мысль пациента может пойти по совершенно иному пути:
Я еду в автомобиле, внезапно меня останавливает постовой милиционер своим полосатым жезлом. Но после остановки он предписывает мне ехать не по нужной мне улице, а направляет мою машину по объездному пути или на совершенно неизвестную мне дорогу, так как по нашей улице мчится кортеж правительственных лимузинов.
Мышление и речь, при которых теряется связь между отдельными понятиями, суждениями, умозаключениями, когда соскальзывания возникают часто, иногда после каждой фразы, называются разорванными. Это - очень частое нарушение мышления и речи, оно может появляться как следствие чередования соскальзывания и шперрунга, следующих друг за другом, может возникать и само по себе, при далеко зашедшем эндогенном процессе, когда вследствие эмоционального опустошения теряется вообще всякая цель мыслительного процесса, путеводная нить ускользает, разум оказывается в ситуации терпящего бедствие корабля — без руля и без ветрил. Разорванность имеет две стадии развития. Сначала теряется логическая связь между суждениями и умозаключениями, но сохраняется грамматическая стройность речи. В предложениях, которыми говорит больной, имеется подлежащее, сказуемое, прилагательные, связующие эти части речи частицы и предлоги, но теряется конечный смысл речи.
Разорванность второй стадии развития — это мышление и речь, где нарушается уже и грамматический строй речи, мышление и речь становятся бессвязными. Иногда такую речь называют шизофазией, иногда атактической бессвязностью. Разговор о ней пойдет, когда мы начнем дифференцировать три вида бессвязности.
Резонерство - мышление и речь, при которых пациент на протяжении всей беседы, разговора, общения или произнесения монолога занят исключительно рассуждательством на так называемые «общие темы», обсуждая посторонние, несущественные для данной ситуации, данного места проблемы.
Собирается врачебный коллектив, чтобы обсудить психическое состояние сложного пациента, а один из врачей пускается в рассуждение на тему новых праздников России и их влияния на благосостояние бюджетников.
Порассуждав изрядно на данную тему, он переключается на проблему отцов и детей, яйца и курицы, Адама и
Евы и т.д...
Учитель средней школы на педсовете, обсуждавшем успеваемость учеников школы во второй четверти, пускается в пространные разглагольствования о реформе образования, педагогическом труде вообще, преимуществе системы Сухомлинского или Шаталова.
Так выглядит резонерство в обычной, непсихиатрической среде. По сути так же резонерство проявляется и у больных, только темы рассуждений более отвлечены от реальности, рассуждательство является более пустым и беспредметным.
Крайне сложным и важным психическим расстройством является символическое мышление. Давайте, во-первых, разберемся с понятием символа. Итак, символ — это вещественный или условный знак, обозначающий какое- либо понятие, образ, воплощающий какую-либо идею. Когда мы говорим о символизме, символическом мышлении, мы понимаем под этим в обыденном житейском смысле употребление в мышлении и речи иносказательных понятий, слов, определений. Символизм во многом наполняет поэзию ее истинным глубоко духовным и прекрасным смыслом и содержанием. Сами по себе поэзия, музыка, живопись состоят из сплошного потока иносказаний. Поэт мог сказать: «Я увидел красивую женщину». Это информация, но не поэзия. Поэт сказал: «...Как мимолетное видение, как гений чистой красоты». И это есть поэзия, искусство.
Наш пациент написал о себе:«Улыбка маньяка, желудок, как у яка. Глаза цвета гея, чтоб было виднее. Тело мазохиста, душа пацифиста. Сердце с морозилки, вместо крови - льдинки...», т.е. он иносказательно, поэтическими символами описал свое состояние. Словами и понятиями мы говорим одно, а подразумеваем нечто иное. Как у Маяковского: «Мы говорим Ленин, подразумеваем партия; мы говорим партия, подразумеваем Ленин». Символизм далеко не обязательно есть патологическое явление.
Открываем лежащий на столе толковый словарь молодежного сленга. Слова, приводимые в нем, в массе своей
— символизмы, иносказательное использование, зачастую, очень привычных слов. «Ванька-Встанька» — отнюдь не известная детская игрушка; для некоторой части молодежи это понятие означает «легко возбуждающийся
52 мужской половой орган». Врубель — фамилия гениального художника. В этом словаре это понятие, это слово обозначает «понятливый сообразительный человек». Слово «замочить» раньше имело вполне определенное значение, чаще всего связанное с процедурой подготовки к стирке белья. Сейчас слово «замочить» чаще понимается как убийство. В детстве, в той далекой социалистической жизни, слово «зелень» обозначало большую группу овощей, выращенных на домашней и садовой грядке. Сейчас чаще употребляется как синоним, как символ, обозначающий валюту. Слово «черновичок» возвращало нашу память в школьное прошлое, когда учителя и родители заставляли нас сначала все домашние задания и контрольные работы выполнять на черновике, потом переписывать начисто. Сейчас черновичок означает пренебрежительное именование лица кавказкой национальности.
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 61
Расстройства мышления. Бред в примерах
Наши больные используют привычные понятия, иногда особые научные термины, искусствоведческие определения, профессиональные выражения для обозначения явления, понятия, предмета, давая этим явлениям, понятиям и предметам свое собственное иносказательное, исключительно индивидуальное определение. Один пациент называет свою жену лошадью. Другой в разговоре называет свои многочисленные татуировки файлами.
Третий пациент долго не мог врачам объяснить смысл сообщения, что его жена ушла к «нижнему ротному».
После долгих расспросов удалось перевести этот символ на общезначимые понятия. В его употреблении выражение «нижний ротный» означало именование врача-гинеколога, который лечит «нижний рот». Ученик одиннадцатого класса в рассказе при поступлении в психиатрический стационар несколько раз употребил одно и то же непонятное слово «духосиська». Так он именовал свою учительницу по литературе, которая, по его же словам, постоянно «кормила своих учеников, как мать кормит ребенка, добрыми, вечными ценностями духовной жизни человечества».
Это неологизм, ставший символом конкретного человека, замещающий понятие «учитель». В литературе мы встретимся с понятием аморфное мышление. Имеется в виду грамматически правильно построенная речь, при которой понятие используется не совсем четко, однозначно, аморфно. Оно как бы расползается.
Один наш пациент с парафренным этапом шизофрении, с осколками былого бреда величия и манихейского бреда, высказывал неоднократно идеи греховности и виновности всех женщин на свете, но в своей речи слово
«женщина» он употреблял в значительно более широком контексте, расширительно, причисляя к ним все живые особи женского пола — животных, птиц, змей — и объединяя в этом слове все женское начало.
Речь в таком случае чем-то напоминает резонерство, но, как метко заметил А.О. Бухановский, при резонерстве непонятно, «зачем», а при аморфности — «о чем» говорит больной [11].
Особое расстройство мышления, встречающееся при шизофрении, слияние, сгущение, агглютинация понятий, проявляется в том, что сливаются гетерогенные, в обычном мышлении и речи не связываемые друг с другом понятия. Старые авторы приводят пример со словом «шоколадно», когда больной после инсулиношоковой терапии сообщил, что у него после шока все идет на лад. Сюда же можно отнести и новообразования молодежного сленга — «спихотехника» (умение уходить от ответственности), «танкодром» (стоянка такси),
«эмансипопка» (эмансипированная женщина).
Один из наших пациентов в начале девяностых годов, в годы парада суверенитетов и активизации преподавания языков коренных национальностей, будучи русским по национальности, именовал себя «шизобашем», сгущенным, аглютинированным понятием, совместившим понятие о заболевании — шизофрении (слова латинского происхождения) и обозначение на татарском языке слова «голова» — «баш».
В клинике позднего возраста врач-психиатр часто сталкивается с нарушением мышления, именуемым персеверация. Под этим нарушением обычно понимается застревание мышления и речи на каком-либо одном представлении, понятии, словесном обороте, предложении.
53
Так, начав отвечать на вопросы врача об ориентировке во времени, назвав дату - 7мая 2005 г., больной затем на несколько иных вопросов, касающихся уже совершенно других сторон его психики, продолжает повторять одну и ту же фразу - 7 мая 2005 г., 7мая 2005г. и т.д.
Нам хочется рассказать молодому врачу еще об одном нарушении мышления, редко описываемом в учебниках и руководствах, но имеющем очень существенное значение для понимания особенностей мышления больных шизофренией, - нарушении актуализации знаний на основе прошлого опыта. Это нарушение подробно описано в первом мультидисциплинарном исследовании по шизофрении под ред. А.В. Снежневского, вышедшем в 1969 г.
Психически здоровые люди при актуализации ранее приобретенных знаний актуализируют, т.е. «вытаскивают» из кладовой памяти, стандартные, часто употребляемые признаки и свойства предметов. Число нестандартных, малозначимых свойств, актуализируемых больными, в три раза больше, чем в группе здоровых лиц. Так, в примере, приводимом в том исследовании, больной объединяет в одну группу карандаш и ботинок по такому свойству — «оба оставляют следы»; часы и река объединяются в одну группу, так как «идут по замкнутому кругу, связаны с бесконечностью» [61].
Один наш пациент с шизотипическим расстройством при рассказе о мюзикле по роману «Собор парижской богоматери» объединил вместе в одну группу Виктора Гюго и Квазимодо, т.е. автора романа и одного из главных героев. Но не по признаку принадлежности их к одному художественному произведению. В пространном рассуждении он сообщил, что оба этих человека подверглись генетическому сдвигу, толчку, мутации, в результате которых в одном случае появилась пассионарная личность — гениальный писатель, в другом случае
— генетический урод.
Как следует из экспериментально-психологических и клинических данных, у многих больных шизофренией с наличием нарушения актуализации ранее приобретенных знаний обнаруживается оригинальность, необычность мышления, «лица не общее выражение». В 1863 г. в Милане Цезарь Ломброзо опубликовал первое издание своей книги «Гениальность и помешательство», наверное, самого скандального произведения мировой психиатрической литературы. Исследуя некие общие признаки, свойственные сумасшедшим и гениям, он приводит примеры высказываний разных ученых: «Гоген считает оригинальность именно тем качеством, которое резко отличает гения от таланта. ...Юрген Мейер говорит: «Талантливый человек — это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам трудно достижимой; гений попадает в цель, которой даже и не видно для нас.
Оригинальность в натуре гения» [46].
Нетрудно заметить, что моментом, сближающим гения и больного шизофренией, и является оригинальность, нестандартность мышления или, говоря языком психологического исследования, — нарушение актуализации ранее приобретенных знаний. Значит ли это, что все шизофреники — сплошь таланты или гении? Отнюдь нет.
Болезнь — это трагедия, это поистине, — «горе от ума». Но историческим фактом является наличие среди талантливых и гениальных людей всех времен и народов определенного процента психически больных людей. В том числе и поэтому никогда нельзя ставить крест на судьбе человека, заболевшего психическим расстройством, болезнь которого может не только сломать его жизнь, но и явиться сопутствующим генетическим феноменом, знаком, отметиной судьбы или бога об избранности.
Апрозектическая бессвязность
Из всех многочисленных нарушений мышления нам осталось освоить, пожалуй, одно из самых сложных и важных — три вида бессвязности мышления. Что внушает уверенность при изучении этих нарушений?
Бессвязность мышления обязательно сопровождается точно такой же бессвязностью речи. По сути дела они идентичны, а речь, высказываемая больным, уже переводит субъективное расстройство душевной деятельности, каковым является любое нарушение мышления, в проявления объективных нарушений психики, ибо речь другого человека воспринимается психопатологом непосредственно, собственными органами чувств и собственным сознанием. Любой вид бессвязности, говоря юридическим языком, мы можем зафиксировать, объективизировать в виде вещественной улики хулиганствующего мышления, записав довольно просто речь пациента на магнитофон или видео.