Файл: Беккер И. М. Школа молодого психиатра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1292

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   61

Нарушения восприятия пространства и времени
В конце шестидесятых годов прошлого века, когда студенты и интерны изучали психиатрию, такого раздела, что называется, они «не проходили». Многим отечественным психиатрам основательно пришлось познакомиться с феноменами, касающимися патологии восприятия времени и пространства, уже после 1997 г., т.е. после выхода в свет «Общей психопатологии» К. Ясперса на русском языке. Вообще же категории времени и пространства — одни из основных в построении любой философской системы, в разговоре о мире и своем месте в нем. И. Кант считал, что взгляд на время и пространство как на самобытные реальности вне нас является наивным и принадлежит к области баснословия. Великий Кант доказал, что самый элементарный опыт человека мыслим только при различении моментов и мест, т.е. предполагает время и пространство, которые, таким образом, являются условиями всякого опыта и потому не могут быть продуктами никакого опыта, они являются априорно существующими понятиями, категориями, присущими изначально нашему уму и формообразующими координацию чувственных данных [33]. Переходя от Канта к Ясперсу, мы узнаем, что и пространство, и время представляют «разъединенное бытие сущего: пространство — это бытие «друг с другом», тогда как время — бытие «друг после друга». Далее Ясперс пишет, что все мы «осуществляем свою судьбу в пространстве и времени так, что обе эти категории обретают для нас свою сущность в рамках всеобъемлющего настоящего; и все же, как пространство, так и время представляют собой лишь внешний покров событий, все значение которого проистекает из нашей осознанной позиции по отношению к этим категориям».
Ясперс в этих словах в несколько иной форме продолжает философский разговор о трансцендентальном факте сознания, данности мира нам через сознание и не иначе. Он говорит, что хотя категории и пространства, и времени априорно присущи сознанию, отражают объективно существующие формы существования предметов и явлений мира, каждый из нас преломляет суть и значение этих категорий через свое собственное личное сознание, чем и объясняется возможность и даже обязательность возникновения патологических изменений восприятия и пространства, и времени. Ясперс утверждает, что каждый из нас переживает пространство «во- первых, с точки зрения субъективной ориентации — т.е. центра своего тела в таких понятиях, как правое — левое, верхнее — нижнее, дальнее — ближнее». Во-вторых, он предлагает различать объективное трехмерное пространство - оно всегда с нами, в качестве пространства непосредственной ориентации. В-третьих, существует пространство в теоретическом смысле, включая неевклидовое пространство математики (Б. Римана, Н.И.


Лобачевского — как четырехмерное пространство). При изучении времени также будем различать переживаемое время — субъективно ощущаемое моим сознанием течение времени, объективное время - которое измеряется часовыми механизмами и не всегда совпадает с нашим «личным временем». Имеется хронологическое время — время истории, в том числе и человеческой истории, истории космоса, вселенной и время как конкретность и историчность человеческого существования.
К патологическим изменениям восприятия пространства Ясперс относит то, что позже стало именоваться психосенсорными нарушениями, и, что мы уже знаем, — микро- и макропсии. Затем он выделяет нарушение переживания бесконечного пространства. Он приводит пример: «Больной шизофренией сообщает: «Я все еще видел комнату. Пространство казалось вытянутым и уходящим в бесконечность, совершенно пустым. Я чувствовал себя потерянным, заброшенным в бесконечном пространстве». К. Ясперс и О. Бинсвангер говорят об эмоционально окрашенном пространстве: «Пространство может быть как бы одушевленно — подобно тому, как может существовать угрожающая или благоприятствующая действительность». Больной говорит: «...Я вижу под бледно-голубым вечерним небом второе, черное небо, внушающее ужас своим величием...» [79].
Осознание течения времени в данный момент К. Ясперс разделяет на несколько отдельных видов переживаний
При этом он начинает разговор о течении времени с переживаний психически здоровых людей, которые свойственны всем нам. На самом деле каждый из нас в минуты вдохновенья, интересного занятия, чтения захватывающего романа, замечательного путешествия субъективно чувствовал, что время течет быстро, проносится подчас молниеносно. И наоборот, в минуты тягостного ожидания либо переживания драматического, горестного события мы испытываем ощущение замедления течения времени. Вспомним, как томительно тянутся минуты и часы в зале ожидания аэропорта при задержке рейса по погодным условиям. А вот в памяти возникло воспоминание о юности, о первых свиданиях с любимым молодым человеком. Как быстро пролетели минуты и часы. Как много вы не успели сказать друг другу. Что из того, что и в первом, и во втором случае стрелки часов двигались с одинаковой скоростью. Скорость движения ваших собственных душевных переживаний была

44 различной, и именно эта скорость является для вас значимой, именно она остается в памяти о прожитой жизни, а не движение стрелок часов. Быстро пролетает короткое северное лето, томительно долго тянется зима, хотя
Земля вращается вокруг своей оси и солнца с одинаковой скоростью. Но внутри нашего сердца установлены не хронометры и песочные часы, а личное, субъективно ощущаемое время, время надежд, потерь, любви или горя.
Мы так подробно рассказываем об этом не только потому, что раньше это не было предметом изучения в отечественной общей психопатологии, но еще и потому, что переживание скорости течения времени есть, кроме всего прочего, показатель общего эмоционального состояния человека.
Ускорение или замедление хода времени. Утраченное
осознание времени и другие
Ускорение или замедление хода времени. Ясперс приводит случай, когда при мескалиновом отравлении больной испытывает ощущение, что непосредственное будущее хаотически рвется вперед. При обходах депрессивных больных в течение многих лет мы слышали от них жалобы на медленное, крайне медленное и почти остановившееся время.
Утраченное осознание времени. Ясперс пишет, что пока в человеке сохраняется хотя бы минимум сознания, ощущение времени не может быть утрачено полностью, оно может быть сведено к минимуму. Утрата активности сопровождается потерей осознания хода времени. Как поясняет Берингер, это жизнь, сосредоточенная в данном мгновении, без прошлого и будущего.
Утрата реальности переживания времени. С исчезновением чувства времени исчезает настоящее, а вместе с ним и действительность. Больные психастенией или депрессией описывают свои переживания: «Кажется, что одно и то же мгновение установилось навечно; это похоже на вневременную пустоту». Другая боль ная с депрессией говорит: «Мне кажется, что январь и февраль минули как какой- то «кусок» пустоты, совершенного
Ничто; мне не верится, что они вообще были».
Переживание остановившегося времени. Вспомните, у Гёте Фауст восклицает во второй части, перед тем как окончательно отдать душу Мефистофелю (дьяволу): «Мгновение! О как прекрасно ты, повремени!» Больная в примере К. Ясперса говорит: «Я внезапно ощутила нечто странное: мои руки и ноги словно разбухли. Голову пронзила страшная боль, и время остановилось. ...Потом время вновь потекло, как обычно, но остановившееся время продолжало стоять как ворота».
Осознание только что завершившегося промежутка времени. Речь, наверное, идет не о совсем обычных переживаниях только что закончившегося временного промежутка. «.Известны сообщения о потрясающем богатстве переживаний, сконцентрированном в считанных секундах, — например, в момент аварии или во сне.
Больные психастенией и шизофренией сообщают об экстатических переживаниях, длящихся на самом деле считанные минуты, но оставляющих впечатление вечных. В эпилептической ауре секунда переживается как бесконечность или вечность» (Ф.М. Достоевский).
Осознание настоящего в соотношении с прошлым и будущим. «Уже виденное» (deja vu), «никогда не виденное» (jamais vu). Ясперс относит эти психические расстройства именно к нарушениям восприятия времени.
Вот пример широко известного переживания. Человек, впервые попавший в какое-либо место пространства, ситуацию, здание, помещение, вдруг испытывает ощущение, что все переживаемое сейчас он уже видел, испытывал когда-то в прошлом. Соответственно обратное состояние - все, что уже объективно должно быть знакомо человеку, предстает перед ним как бы впервые, незнакомо, непонятно, ново.
Прерывность времени. Ясперс описывает случай, когда больной шизофренией сообщал, что он упал с неба между двумя соседними моментами времени, что время кажется ему пустым, что ощущение времени утрачено.
Сжатие прошлого. Одному больному, которого лечил Боуман, казалось, что прошедшие 29 лет жизни длились на самом деле четыре года.
Осознание будущего. Больные с депрессиями нередко говорят, что у них нет будущего, что они испытывают опустошенность: «Мне кажется, что все вот-вот остановится и завтра уже ничего не будет», — так описывал переживания больной К. Ясперс.


45
Шизофреническое переживание остановившегося времени, времени, «втекающего» в другое время, и
обрушившегося времени:
«Я испытывал страшное предчувствие, что меня могут затащить в прошлое... Игра со временем была такой жуткой...Казалось, что забрезжило какое-то чуждое время»....
«Настоящего больше нет, есть только ссылки на прошлое. Будущее уменьшается в размерах, сморщивается; прошлое так назойливо, оно окутывает меня, оно тянет меня назад».... «Иногда, когда они бегают взад и вперед по саду и ветер сдувает листья, я тоже хочу побежать, чтобы время вновь двинулось вперед, но останавливаюсь, как вкопанная... Время стоит... Человек трепещет между прошлым и будущим...Это мучительное, тоскливое, бесконечное время».
У Сальвадора Дали есть две знаменитых картины: «Постоянство памяти» и «Распад постоянства памяти», на которых изображены так называемые «мягкие часы» (так их окрестили критики). В них один из самых ярких, талантливых и необычных художников визуально изобразил изменение восприятия времени и пространства в виде мягко изгибающихся часов и распадающееся на отдельные фрагменты пространство.
Мы закончили рассказывать о нарушениях восприятия времени, которые описал К. Ясперс. В последние годы нам с коллегами удалось увидеть в собственной практике два феномена нарушения восприятия времени.
Пять лет назад, наблюдая больную с истерическим помрачением сознания (ганзеровским синдромом), мы обнаружили у нее необычный феномен — сдвиг ситуации в прошлое. Она, будучи в состоянии истерически суженного сознания, ощущала себя девушкой 17лет (т.е. время в ее сознании сдвинулось на 20лет назад). Она видела, как отъезжает на мотоцикле ее первый возлюбленный с другой девушкой, оставляя ее одну на выпускном вечере в школе. Как потом выяснилось, это было самым сильным потрясением юности.
В 4-м номере НПЖ за 2003 г. опубликована статья автора, в которой описывается клинический случай, который был назван «феномен инобытия». В ней, в числе прочих переживаний молодого человека, описывается им самим феномен иного (инакого) времени.
Молодой человек время воспринимал иначе и говорил нам, врачам: «Вы не поймете меня. У вас в мае 31 день, а у меня 32, вы считаете, что я прожил столько-то лет, а я чувствую, что прожил иное количество лет и мой возраст сейчас иной.
Вот отрывок из той статьи:
«Говорит, что время и возраст - понятия разные для него и врачей. При этом спрашивает, сколько лет сидящей девушке. Усмехнувшись, что ей может быть и пятьдесят, тут же говорит, что это не имеет значения, так как время для этой девушки и в его мире течет по-разному. Заявляет, что его старшему сыну может быть четырнадцать лет, а может быть и двадцать восемь. Спрашивает у сидящего врача: «Увас двенадцать месяцев, вы согласны с тем, что есть еще тринадцатый?» При отрицательном ответе еще раз констатирует, что время в его мире и мире врачей течет по-разному».
Ну что ж, нам осталось расставить акценты, каким же образом воспринимаются и оцениваются сознанием врача- психиатра (психопатолога по Ясперсу) те нарушения, которые испытывают больные. Все они являются субъективными нарушениями психической жизни человека, т.е. врач-психопатолог лишен возможности непосредственного познания этих нарушений своими органами чувств и своим собственным «Я». В то же время у некоторых из этих расстройств, с точки зрения феноменологии Ясперса, могут быть и объективные проявления.
Так, например, при галлюцинировании пациент может затыкать руки ушами, защищаясь от «плохих голосов», прищуривать глаза, наморщивать лоб, отворачиваться от страшных видений, затыкать нос, испытывая неприятные запахи. Все это будут объективные, регистрируемые органами чувств и сознанием врача-психиатра непосредственно проявления больной душевной жизни наших пациентов. Значит, сделаем вывод: частично мы сможем опознать феномены по объективно обнаруживаемым признакам, когда это касается галлюцинаций или иллюзий. Но в большей своей части мы будем судить о характере переживаний по рассказу самих больных, изложенному либо устно, в ответах на вопросы врача, либо письменно, как, например, это осуществил В.Х.
Кандинский. Из ответов больных и описаний мы сможем судить в основном о содержании галлюцинаций, иллюзий и иных нарушений восприятия. Подавляющая часть больных ничего не сможет нам рассказать о том, как эти переживания воспринимаются больными, как они чувствуются. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обладать определенной культурой и знанием, что и явил нам наш замечательный соотечественник.


46
Но некоторые из описанных в первой беседе переживаний вообще не имеют никаких объективно регистрируемых проявлений — например, переживания, связанные с иным восприятием времени или пространства. Как почувствовать, что испытывает пациент, ощущая изменение течения времени? Часть описанных феноменов в элементарном виде испытываем мы все, и в пределах этих переживаний мы можем в какой-то степени транспонировать (переносить) переживания пациента в свой собственный душевный мир. Так, довольно легко мы можем вчувствоваться в переживания или транспонировать ускорение или замедление течения времени, испытываемые больными при депрессиях или гипоманиях, пытаясь восстановить в памяти свои собственные ощущения, частично уже пережитые нами в различных жизненных ситуациях радости или беды. С таких маленьких упражнений и начинается освоение практики феноменологической культуры врача- психиатра.
Расстройства мышления. Бред
Расстройства мышления, бред, несомненно, самая сложная часть общей психопатологии. Автор постарается вместе с представлением психопатологических понятий и знаний ознакомить молодых врачей с необходимыми, но непростыми понятиями философского обоснования теории познания. А чтобы это не казалось странным, осмелюсь напомнить, что не только К. Ясперс был доктором и профессором философии одновременно с таковыми же званиями в психиатрии. В дореволюционное время и по инерции, вплоть до сороковых годов, до на- чала войны, очень многие русские и советские ученые-психиатры не только фундаментально обучались философии, но и занимались научными изысканиями в этой самой первой отрасли человеческого знания. В советское время Ясперса объявляли «фашиствующим от философии», а все сложнейшие феномены чело- веческого сознания и мышления объясняли пресловутой теорией отражения. Несколько раз в ходе этой беседы мы будем возвращаться к понятиям «проблематического» и аподиктического (несомненного) знания, ибо подмена одного другим является сутью бреда
. Мы попытаемся понять, как и из чего появляется мысль, хотя бы на том уровне упрощения, который позволит подобраться к патологии мышления и речи.
Итак, чувственное восприятие — хотя важнейшая, но только первая ступень познания. Вторая ступень — воображение, а третья, исходя из феноменологии Э. Гуссерля, — умозрение (или интеллектуальная интуиция).
Представьте себе, что вы выходите из дома ранним зимним утром. Вы видите переливающийся на солнце снег, голубое небо, оголенные деревья. И это первая ступень познания мира в это утро. В нашем воображении и памяти всплывает строчка: «Мороз и солнце - день чудесный!» Вместе с этой строчкой всплывают в памяти и воображении мгновенные образы зимы. И это — вторая ступень познания. Наконец, на большом табло возле бензоколонки вместе с ценами на бензин мы видим боль шие цифры температуры воздуха: «-22 °С». И мы тут же понимаем, еще не успев ощутить рецепторами кожи, что на дворе мороз, холодно. И вот этот интеллектуальный вывод, основанный на полученной собственным мозгом отвлеченной цифровой информации, и есть третья, умозрительная ступень познания. Конечно же, в реальной жизни все эти три ступени познания, как правило, сливаются воедино, происходят чаще всего одновременно.
Второй момент, если так можно выразиться, философского вступления к данной теме будет касаться степени достоверности истины или знания, получаемого человеком. Не будем подробно развивать эту тему, согласимся с философами, что большая часть добытых наукой знаний является не до конца достоверными, а потому не могут быть абсолютной истиной. В феноменологии они называются проблематичными, добытыми при естественной установке (в ходе изучения, в том числе естественными науками). Какая же истина может быть полностью достоверной или аподиктичной? Развивая Р. Декарта, Э. Гуссерль утверждает, что таковой может быть только мое собственное трансцендентальное cogito sum («я мыслю») в ситуации не естественной, а особой, трансцендентальной установки. Все остальное должно быть выведено за скобки как проблематичное в своем существовании [23]. Как это ни странно, но большая часть знаний, полученных нами в школе, институте и т.д., являются проблематичными, т.е. такими, которые могут быть подвергнуты сомнению. Но это вовсе не означает, что они не соответствуют действительности, что ими нельзя пользоваться. Можно, но они — проблематичны, всегда существует возможность (а иногда и необходимость) сомневаться. Это очень важное положение необходимо иметь в виду, когда мы хотим понять суть патологических идей, при которых проблематичность истины подменяется аподиктичностью, абсолютизацией истины.