Файл: Беккер И. М. Школа молодого психиатра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1300

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

47
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   61

Расстройства мышления. Бред (Анализ, Сравнение,
Абстрагирование)
Осваивая материал этой главы, мы встретимся с множеством терминов и понятий, осознание сути которых происходит постепенно, подчас всю жизнь. Итак, познание окружающего мира и самого себя начинается с ощущения и восприятия. Напомним, что в ощущении нам даются отдельные элементарные проявления предметов и явлений окружающего мира. Восприятие — это уже целостный процесс, в котором предметы и явления даются не отдельными кусочками, а объемными, целостными феноменами. Затем, при осознании мира, мы вступаем на «тропу» мышления, которое начинается с представлений. Представление — это как бы мостик от воспоминаний различных феноменов восприятия к непосредственно мышлению и оперированию понятиями.
Мыслить — это оперировать понятиями. Но что такое понятие? Лучшие умы человечества бились два с поло- виной тысячелетия над этим вопросом. И. Кант был одним из первых, который попытался разгадать суть процесса образования понятий. Эмпирики, т.е. те философы, которые отдавали приоритет в познании опыту, настаивали на индукции, опытном образовании каких-либо всеобщих признаков и принципов. Но как при помощи индукции или абстрагирования общих признаков многих предметов и явлений объяснить изобретение и создание чего-то нового, никогда ранее не существовавшего? Изучая и абстрагируя общие признаки движущихся живых тел, конструктор выходит на изобретение колеса или передвигающихся «лап» шагающего экскаватора. Изучая опыт существования, развития и исчезновения многих этносов и народов, Лев Гумилев выходит на создание совершенно новых понятий и новой теории — пассионарности. Как возникают в его голове, в умах сотен иных безвестных гениев человечества новые понятия? Вся философия до Канта рассматривала ум человека как некое пассивное вместилище, сундук, где копятся идеи и куда они поступают либо опытным путем, либо от бога, сверхъестественным образом. Кант решительно порывает с традицией и обнаруживает в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию — категории, но при этом они — еще не само научное знание, а только его возможность. Такую возможность дают и опытные данные. Они, как кубики или кирпичики, которые рассудок укладывает на полочки конструкции категорий. Что необходимо, чтобы из строительного материала построить дом? Нужен строитель, и Кант находит ему имя — называя строителя продуктивным воображением.


Кант утверждает, что рассудок, используя продуктивное воображение, сам спонтанно, стихийно создает понятия.
Итак, понятие — это мысль человека, которая обобщает объекты некоторого множества и выделяет это множество по какому-то отличительному для него признаку. Мы, обнаружив в своем кабинете стол, стулья, книжный шкаф, диван и кресло, размышляем о том, что все эти предметы составляют нечто единое, и общим признаком всех этих предметов является их предназначение — служить человеку в условиях домашнего или служебного помещения в качестве предметов обихода, облегчающих домашнее или служебное существование.
И мы называем их всех одним понятием, одним словом — мебель. Слушая анекдоты про чукчей, просматривая фильмы про северо-восточную часть нашей страны, в которых показывается быт представителей этой народности, морские животные, обитающие в прибрежных водах Чукотки, хилые растения побережья Охотского моря, мы можем одним словом, одним понятием обозначить и людей, живущих там, и животных, и растения — аборигенами, т.е. коренными обитателями (люди, животные, растения) данной местности, данного кусочка
Земли. Мышление происходит с помощью особых операций — анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения и т.д. Рассмотрим наиболее важные.
Анализ — разложение объекта на отдельные признаки и свойства. Изучая человека в курсе анатомии, мы производим расчленение и разложение этого объекта изучения на множество отдельных признаков. Мы изучаем отдельно его внутренние органы, нервную систему, скелет, мышцы и т.д. Соответственно основным разделам этого анализа студенты сдают зачеты по анатомии человека. Зачем мы это делаем? Для того, чтобы процесс изучения стал возможным. Нельзя постигать все сразу и во всем многообразии или, как писал К. Ясперс, в качестве «объемлющего». Мы берем в руки височную кость человека и только внутри нее находим десятки каналов, отверстий, бугорков и щелей. Таким образом, в течение полутора лет мы анализируем объект изучения
— человека, сквозь призму поэтапного детального расчленения. Обратный процесс именуется синтезом — сое- динение всех общих признаков в единый признак, который выделяет изучаемое множество из всех остальных.
Изучая отдельные клетки мозга, их отростки - аксоны и дендриты, нервное волокно, проводящие пути, ядра, скопления нервных клеток в подкорковых образованьях мозга, мы выделяем общий признак для всех этих объектов — способность воспринимать, хранить и передавать особое электрическое возбуждение (нервное


48 возбуждение), что и объединяет эти объекты в единое множество, отличное от всех остальных объектов — нервную систему.
Сравнение — это сопоставление отдельных слагаемых какого-либо множества и выделение общих и различных признаков в сравниваемых, сопоставляемых предметах, объектах. Мы предлагаем ребенку сравнить солнце и луну, общий признак которых - принадлежность к небесным телам. Но отличием является то, что солнце — светило греющее, а луна — только светящееся небесное тело.
Абстрагирование — отвлечение признаков от предмета изучения и превращение их в объект самостоятельного изучения. Все стоящие в моем кабинете предметы, являющиеся мебелью, сделаны из одного и того же материала. Когда мы выделим только этот признак — материал, из которого созданы стулья, столы, шкафы, и начнем его изучать отдельно, а затем скажем, что материалом является дерево - это и будет абстрагирование.
Все сидящие в моем кабинете врачи-женщины отличаются друг от друга: одеждой, возрастом, привлекательностью, степенью кокетства и т.д. Но, если мы выделим из бесконечных признаков этих объектов один, на наш взгляд, самый важный и изучим его, то мы сможем, абстрагируясь от множества различий, утверждать, что все изучаемые объекты имеют один общий для них признак — определенный уровень эстрогенов в организме и сочетание ХХ-хромосом в клетках организма, что делает их женщинами.
Еще два понятия из психологии мышления
Еще два понятия из психологии мышления. Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается связь между объектами и признаками. Сидящие передо мной молодые люди — это врачи-психиатры. Это есть суждение, в котором устанавливается связь между присутствующими в кабинете людьми и их профессиональной принадлежностью. Сегодня — первое мая, но на дворе — не по-весеннему холодный день. Это - также суждение, устанавливающее связь между датой и особенностями климата в этот конкретный день.
Умозаключение - это такая последовательность суждений, в которой последнее суждение выводится из предыдущих. Сегодня - первое мая. Не по-весеннему холодный день. Значит, ребенка на прогулку необходимо одеть особенно тщательно и тепло. Последняя фраза и есть умозаключение из двух предыдущих суждений. А вот пример особого рода умозаключения: молодая особа, встав утром с постели, подошла обнаженной к окну погреться в лучах утреннего солнца. В этот момент с уличной скамейки на окно третьего этажа устремил взгляд высокий, спортивного вида парень. Значит, решил Сергей (муж молодой особы), у моей жены есть любовник, он
— спортсмен и хорош собою. По форме это — обычное умозаключение, ибо оно есть суждение, вытекающее формально из двух предыдущих суждений. Но истинность его содержания — это и есть тема особого разговора, который мы поведем несколько позже, при изучении образования сверхценных и бредовых идей. Последнее, что нужно нам понять, — что такое ассоциации и ассоциативный процесс.
Ассоциация — связь между отдельными психическими явлениями, при которой актуализация (возникновение восприятия, представления, суждения, умозаключения и т.д.) одного из них влечет за собой появление другого.
Из этого определения следует, что ассоциация может быть активной и пассивной. Если я сижу и целенаправленно решаю какую-либо задачу, я сам выстраиваю цепочку связей между постановкой задачи, определением пути решения и поиском ответов. Но ассоциация может быть случайной, пассивной. Я лежу на постели, в памяти всплывают воспоминания далекого детства, юности, представления и образы случайных встреч, путешествий, памятных событий. Одно сменяет другое. Одно представление порождает, казалось бы, далеко от него отстоящее воспоминание. Смена этих психических актов, установление связей между ними и есть ассоциативный процесс. «И тут ко мне идет незримый рой гостей...» Нам обязательно нужно помнить еще об одном феномене, связанном с ассоциативным процессом и в более общей форме, сознанием человека, - интенционалыюсти. Понятие, которое впервые ввел в философию и психологию Бретано и которым широко пользовался Гуссерль. Все наши акты сознания, все наши ассоциации являются направленными на что-то. Вне этой направленности не может быть психических актов сознания. В сознании происходит бесконечный процесс смены ассоциаций, но каждая из них направлена на что-то. Это есть зримое воплощение связи нашего «Я» с миром, наше «Я» всегда взаимодействует с объектами внешнего или внутреннего мира, направлено на них.
Происходят очень большие и сложные нарушения, если эта направленность стирается или видоизменяется.
Вот, пожалуй, в качестве вступления и все. Ну, а теперь о нарушениях мышления. И начнем мы наш разговор с нарушений ассоциативного процесса (такова традиция психопатологии).


49
Нарушение течения ассоциативного процесса. Такое нарушение темпа ассоциативного процесса, как ускорение мышления, встречается при болезненно повышенном настроении. Повышенное настроение приводит к ускорению установления связей, т.е. ассоциаций, что внешне проявляется в искрометном мышлении, быстром и ярком соображении, и это на фоне начинающейся гипомании производит впечатление опытного поведения игрока КВН. Пациент сыплет шутками, прибаутками, стихами, афоризмами. Резко ускоренное мышление приводит к маниакальной бессвязности мышления, что уже есть предмет качественного нарушения ассоциативного процесса.
Замедление мышления. Чаще всего встречается при пониженном настроении. Мы ведь знаем, что холодная температура зимой приводит к необходимости длительного разогрева мотора, использования специального синтетического незамерзающего масла. Плохое настроение, подавленность, разочарование и тоска приводят к заметному замедлению течения ассоциаций, что проявляется в замедленной речи, более трудном, долгом обдумывании простых вопросов. Мы встречаемся с этим и в клинике, и в обыденной жизни. Кто хоть раз испытал истинное горе, помнит, как медленно ворочались мысли в голове и как вообще не хотелось о чем-либо думать.
Нарушение подвижности (гибкости) мышления. Обстоятельность мышления. Она может проявляться в трех степенях выраженности. Начальная степень обстоятельности — детализация. Пациенты, рассказывая о каких-либо событиях, постоянно вовлекают в рассказ второстепенные подробности.
Ветеран войны приглашен к детям поведать им о форсировании Днепра, одной из славных страниц войны. Он начинает рассказывать, увлекается, переходит на описание средств переправы, понтонных мостов, инженерных войск. Сопровождающая его сотрудница райвоенкомата время от времени старается возвращать ветерана к основной теме беседы, ей это удается, но рассказ затягивается, и дети начинают скучать.
Нарушение целенаправленности мышления и
Соскальзывание
Детализация была свойственна Ф.М. Достоевскому, и если сравнить блестящий лаконизм прозаика А.С. Пушкина и многостраничные описания чувств и переживаний героев Достоевского, то мы и получим зримое описание феномена детализации. Средняя степень обстоятельности — это собственно обстоятельность мышления, когда пациент постоянно, систематически, на протяжении всего рассказа застревает на побочных темах, второстепенных деталях, при этом само мышление становится малопродуктивным.
Эпилептик с выраженной обстоятельностью мышления очень труден для участкового врача-психиатра в качестве пациента поликлинического приема с отведенными врачу 15 мин на одного больного. Начиная отвечать на вопрос о приеме лекарственного препарата, он вспомнит и свою аптеку, и дорогу к аптеке с пятью ямами на тротуаре и десятью лужами у крыльца, вспомнит он «пехоту и родную роту, и бойца, который дал мне закурить...». Рассказ такого обстоятельного эпилептика или органика делает мучительной двойственность положения врача, который, с одной стороны, должен внимательно выслушивать больного, а с другой — не просто выполнить план посещений, а дать возможность и остальным больным поведать о своих насущных бедах. Третья степень обстоятельности называется вязкостью мышления и проявляется в невозможности мышления больного удерживать главную направляющую цель и линию разговора, невозможности его вернуться к основной теме от второстепенных деталей. Вязкость мышления — основной феномен эпилептической деменции.
Нарушение целенаправленности мышления. Мы уже отмечали одну из основных особенностей человеческого мышления и сознания — его направленность, интенциональность. Каждый акт сознания направлен на какой-то предмет или объект. Целенаправленность — это своеобразная дорога, путь, по которому движется мысль от од- ной промежуточной маленькой цели к другой. В конце дороги, вернее — более-менее длинного отрезка дороги, обязательно имеется цель. К ней и устремляется поток сознания, или путь мышления. Я веду автомобиль. Цель моего пути — мой дом, стоящий на такой-то улице. Я выбираю самый короткий путь к цели, экономлю бензин, совершаю различные маневры на дороге, останавливаясь только по необходимости у светофоров, поворачивая,