ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1326
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нарушения самосознания
Одним из часто встречающихся расстройств является отвлекаемость внимания — это частое изменение направленности, сосредоточенности и интенсивности функции внимания. Она прямым образом не связана ни с ситуациями, ни с мотивами и желаниями, ни с поставленными человеком целями. Мы видим, что боль ной меняет и объекты внимания, и виды деятельности, и направленность мышления, что лишает эффективности любой его труд, любое действие или занятие. Выраженная степень отвлекаемости называется апрозексия (отсюда — апрозекти- ческая бессвязность). При маниакальном состоянии внимание безудержно перепрыгивает с одного предмета на другой, все, что появляется в поле зрения, тут же привлекает внимание, но и тут же исчезает из него при появлении нового впечатления или новой мысли. Мы должны помнить, что при отвлекаемости внима- ния, при апрозексии сознание, как правило, формально ясное, т.е. не помрачено, в отличие от принципиально иного нарушения внимания — гиперметаморфоза. Обнаружить и диагностировать гиперметаморфоз, и как следствие синдром растерянности, чрезвычайно важно. Этому нарушению А.В. Снежневский посвятил целую страницу в своих кратких лекциях по общей психопатологии. Нужно запомнить, что в синдроме растерянности, по-видимому, главную скрипку играет не столько сверхотвлекаемость внимания, сколько аффект недоумения.
Лицо больного переполнено беспомощностью, взгляд ищущий, блуждающий, глаза широко раскрыты, взгляд непрерывно скользит по окружающим предметам. Любой звук, отблеск света, одно сказанное слово, реплика, порыв ветра, открывшаяся форточка, музыкальная фраза, сирена автомобиля на улице — все вызывает не- медленное переключение внимания, которое тут же спрыгивает на новое впечатление. Внешне довольно похоже на апрозексию. Но в основе совершенно иное состояние - острый психоз, острый чувственный бред либо помрачение сознания, а еще чаще сочетание того и другого. Если мы диагностируем растерянность, далее должно последовать диагностирование острого психотического эпизода. Особенно важно не пропустить помрачение сознания, ибо все они — состояния, требующие ургентной помощи. А.В. Снежневский обращает внимание на несовместимость растерянности и оглушения. Если выявляем растерянность, оглушения быть не может [62]. Запомним это, как важнейшее замечание академика.
97
Нарушения самосознания. Деперсонализационно-дереализационный синдром. Самосознание — важнейшая часть сознания. Человеческое сознание — очень сложный феномен (позволительно сказать, самый сложный) психической жизни человека, а значит, самый сложный феномен биологической жизни вообще. Существует множество определений сознания. Вот его определение из последнего классического университетского учебника по философии П. В. Алексеева и А.В. Панина, принадлежащее П.Г. Спиркину: «Сознание — это высшая, свойс- твенная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивнотворческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». Современная философия подвергает критике отражение как основную роль сознания, ибо отражение не может объяснить многие компоненты самого сознания, возникающие, например, в виде априорных (внеопытных) идеальных феноменов, в том числе априорных синтетических суждений, являвшихся главным вопросом «Критики чистого разума» еще у И. Канта (см. приложение 4).
Отражение может отражать только то, что есть в мире, вне самого сознания. Но большая часть сознания заполнена продуктами самого сознания
— понятиями, суждениями, умозаключениями, теориями, размышлениями, предвосхищениями, т.е. теми феноменами, которые непосредственно не связаны с опытом и, что самое главное, не находятся вне сознания, а посему не могут отражаться.
Интересно описание «поля» сознания, представленное А.В. Ивановым, дающее схематическое представление о главных составляющих функции сознания. Он делит поле сознания на четыре части. Первая — сфера телесно- перцептивных способностей, к ним относят ощущения, восприятия, представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле, об отношениях, складывающихся между этим телом и остальными объектами окружающего мира. Вторая часть поля сознания включает логичес- кие и понятийные компоненты сознания. Это сфера мышления, с его помощью человек имеет возможность выходить за пределы (трансцендировать) непосредственно чувственного, опытом постигаемого мира, в сферу сущностей, понятий, логических доказательств. Третья часть поля сознания составляет эмоциональную его компоненту. Она лишена связи с предметным миром. Это сфера предчувствий, переживаний, воспоминаний. В этой части сознания мы можем найти влечения, инстинкты, смутные видения, стрессы, галлюцинации
. Здесь же располагаются чувства и эмоции — гнев, страх, восторг, наслаждение, ненависть, симпатия и антипатия. И наконец, четвертая часть поля сознания — ценностно-смысловая компонента, подразумевающая высшие духовные мотивы и идеалы деятельности. Здесь «правит бал» не истина «как форма согласования мысли с ми- ром», а ценности как форма согласования мира с нашими духовными целями п смыслами — красотой, правдой, справедливостью.
Мы описали не психиатрическое понимание сознания, а философское, более широкое. В нашем узко медицинском смысле сознание понимается более конкретно, более узко, правильно будет сказать, более примитивно. Но вначале мы должны разобраться с самосознанием.
Если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего мира, то при самосознании человек делает объектом изучения самого себя - собственные мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение. Начиная с Сократа, философы призывали: «Познай самого себя». В процессе са- мосознания человек выделяет себя из окружающего мира, он начинает говорить о себе не в третьем лице, как ребенок 2—3 лет, а в первом лице, именуя себя «Я». Вот теперь мы начнем разбираться с нарушениями осознавания себя как «Я». Иногда люди испытывают такие психические нарушения, которые не сопровождаются никакими внешними проявлениями, о которых врач может узнать только из слов самого больного. Именно к ним и относят явления дереализации и деперсонализации. Если эти нарушения не сопровождаются выраженными эмоциональными расстройствами, без рассказа пациента о его переживаниях мы ничего ни узнать, ни заподозрить не можем. Как правило, пациенты, имеющие эти нарушения, довольно охотно о них сообщают.
Иногда готовы пространно и объемно изложить все и на бумаге. Но есть обстоятельство, о котором психиатр не должен забывать. Эти психические расстройства могут очень напоминать то, что психически здоровый человек не раз в течение жизни испытывает или ощущает. Если еще учесть, что такое частое явление бывает у людей, склонных к саморефлексии, к самоанализу, — вероятность ошибочных суждений очень высока.
Выезжая на отдых за город, в лес, мы после скучного серого города погружаемся в буйство красок, мир становится гиперреальным, сочным. Возвращаясь осенью с южного курорта на «милый север», мы испытываем обратное — краски серые, сырость, пожухлость листьев, холод. Мир как бы «никнет», мы испытываем нечто, похожее на дереализацию, — сглаживание, упрощение, обескрашива- ние мира. Еще сложнее с
98 деперсонализацией. Люди склонны анализировать прожитый день, год, жизнь, свое собственное место в жизни, свое «Я». Более того, выдающиеся философские, психологические, художественные произведения написаны в истории человечества во многом благодаря самопознанию, самореф- лексии художников, писателей, философов. Ego cogito (я мыслю) от Декарта до Гуссерля было одной из главных позиций философских битв.
Среди великих и среди простых, «невыдающихся» граждан встречаются и такие, которые склонны самопознавать себя взглядом собственного «Я» как бы со стороны. Говорят при этом иногда и о раздвоении «Я», о растворении «Я», о личном «супер-Я», о «личном ОТК», о «третьем глазе», о «внутреннем голосе» и
«собственной цензуре».
Чтобы не запутаться в нарушениях самосознания, мы внимательно перечитаем тетраду Ясперса, касающуюся сознания «Я». Итак, четыре формальных признака сохранного осознания «Я».
Чувство деятельности. Чувство единства «Я».
Идентичность «Я»
Чувство деятельности. Я осознаю себя в качестве активного живого существа. При нарушениях этого признака происходит изменение моего осознавания собственного наличного бытия, что и проявляется в деперсонализации. При беседе с больным, если он сам заговорит об изменении ощущения «Я», дополнительными вопросами нужно конкретизировать его переживания. Это очень сложные расстройства, человеку порой даже слова нужные трудно подобрать. Относительно чувства деятельности можно спросить, чувствует ли себя пациент активно живущим человеком, отдельной личностью, индивидуальностью, ощущает ли он в себе прежние психические силы? К этому же пункту, как писал Ясперс, относятся изменения сознания принадлежности именно мне тех или иных психических актов. Это не я думаю, эта мысль — не моя. Это чувство
— не мое. Эти нарушения - переходной мостик от нарушения самосознания к синдрому Кандинского-Клерамбо.
Именно по этому пункту нарушения самосознания В.Д. Менделевич предлагает опознавать нарушения самосознания у наркоманов (ст. в РПЖ №3,2003 г.), когда при формировании зависимости у наркоманов нивелируется именно эта, деятельная сторона сознания «Я».
Чувство единства «Я». При нарушениях этого формального признака ощущается расщепление, раздвоение
«Я», и это также — одно из основных проявлений деперсонализации. Чтобы понятие единства «Я» было более ясным, можно воспользоваться следующим примером. Спортсмен тренирует в большей степени мышцы рук и плечевого пояса, если он пловец. Бегун больше налегает на мышцы ног. Во время тренировок они условно разделяют свое телесное «Я» на различные группы мышц и части тела. Но, выходя из тренировочного зала, они ощущают свое тело как нечто единое. На вопрос, почему женщина выбрала именно этого мужчину в мужья, она может ответить, что ей импонировали его ум или мужская сила, благородство или достоинство, она как бы искусственно разделяет своего избранника с показательной целью. На самом же деле она останавливает свой выбор на личности мужчины в ее цельном выражении. Мать любит своего ребенка не за ум или душевность, не за цвет волос или большие глаза. Она любит и принимает своего ребенка целиком, во всем его телесном и психическом единстве. Именно так, именно по-матерински мы воспринимаем самих себя и свое «Я» в норме — как нечто единое. При нарушении же единства «Я» мы как бы отдельно ощущаем разные составные части своей личности, своей индивидуальности, вплоть до появления второго «Я» или исчезновения «Я».
Идентичность «Я». И вчера, и сегодня, и завтра «Я» был одним и тем же «Я». Так в норме. А больной говорит, что до болезни «это был не он». Или наоборот, что-то изменилось после приступа болезни, «Я» стал не «Я».
Человек может отчужденно воспринимать целые куски своей жизни, некоторые события своей прошлой жизни:
«То, что было не со мной, помню». Нужно помнить, что речь идет не просто об изменении психического склада человека после болезни, это бывает сплошь и рядом. Речь идет именно об изменении осознавания своего «Я».
Человек противопоставляет себя всему остальному миру. Вот я, а вот весь остальной мир — природа, дома, города, другие люди. При болезни это противопоставление нарушается. Пациент может сказать, что он часть мира, часть дома, он — скамейка, прялка (пример Ясперса), бутылка. В нарушения этого же признака Ясперс относил и знание всем миром мыслей больного. (Современная психиатрия относит это к идеаторным автоматизмам.)
99
Изучив все четыре признака нарушения самосознания Ясперса, мы можем приступить к описанию отдельных проявлений дереализации и деперсонализации. В 1955 г. J. Todd описал состояние, которое назвал синдромом
Алисы в стране чудес, по имени известной героини JI. Кэрролла. Он описывал психическое расстройство с явлениями дереализации (при которой искажались представления больного человека о времени и пространстве), деперсонализации, наличием иллюзий, псевдогаллюцинаций, метаморфопсиями, а также чувством раздвоения личности. Данное расстройство, по мнению автора, могло встречаться при эпилепсии, опухолях мозга, инфекционных и интоксикационных психозах и шизофрении.
Деперсонализация'>Дереализация и Деперсонализация
Дереализация — косвенный, сопутствующий признак нарушенного самосознания. Она часто сопровождает деперсонализацию, как покраснение сопровождает воспаление. Это нарушение самосознания проявляется в искажении, изменении окружающей действительности, одушевленных и неодушевленных предметов. В это время происходит не изменение соотношения размеров или форм, не появление каких-либо иллюзорных или фантастических феноменов, а искажение общего мировосприятия, общего тона, общего настроения, интенсивности восприятия. Человек чувствует отчуждение, резкое уменьшение созвучия природы со своей душой. Окружающее воспринимается им сквозь пленку, туман, становится неотчетливым, чуждым, призрачным, тусклым, застывшим.
«Когда у меня снижается настроение, я ощущаю весь мир серым, блеклым, унылым. Небо не сине-бирюзовое, а водянистое, восходящее солнце — не светило, а тарелка из-под каши-размазни. Листья на деревьях — не живые, а жухлые, как в куче осенней листвы», — так рассказывала одна депрессивная пациентка. При болезненно повышенном настроении, при экстатическом аффекте восприятие окружающей действительности также изменяется, но краски приобретают ирреально яркий, сочный оттенок. Особенно часто такие феномены встречаются при интоксикации психостимуляторами и наркотическими средствами типа «экстази». Традиционно к явлениям дереализации относят своеобразные феномены, чаще всего возникающие при эпилепсии и некоторых иных психических расстройствах — deja vu, eprouve, entendu (уже виденное, испытанное, услышанное) и jamais vu, eprouve, entendu (никогда не виденное, не испытанное, не слышанное).
Деперсонализация — расстройство самосознания, проявляющееся ощущением измененности некоторых или всех психических процессов. Оно развивается как бы в четыре этапа:
1. Сначала больной ощущает изменение отдельных психических процессов - изменение своего мышления, своих чувств, представлений, своего сознания, изменение своего «Я». Наш пациент говорит об этих изменениях как об особом способе кодирования информации. Он ощущает, что вся поступающая в его мозг информация особым образом кодируется, переводится на особый внутренний язык, а затем декодируется и переводится в действия и поступки (приложение 4). Другой пациент утверждает, что изменяются его чувства, что они становятся, как у робота, но принадлежат ему, что его мышление становится числовым, мысль работает по двоичной системе, как в ЭВМ, но это его мысли. У него изменился вкус. Вкусные блюда, раньше доставляющие ему удовольствие, стали пресными, безвкусными. Запах ребенка потускнел, маленькая головка дочери пахнет не живым детским теплом, а кукольной восковостью.
2. На втором этапе происходит исчезновение чувств, мыслей, ощущений, представлений. «Уменя исчезли чувства. Голова, как пустой котелок, болтается за рюкзаком туриста. Я путешествую по жизни, а пустой котелок бренчит за спиной. Я потерял все мысли. Я опустел, как тот презерватив, который валяется никому не нужный в придорожных кустах». Эти слова из исповеди боль ного, который чувствует изменения в самом себе, они его беспокоят, и он сам обращается за помощью.
3. На третьем этапе чувства, мысли, суждения, представления, импульсы воли отчуждаются, становятся «не моими». Мое сознание уже не мое. Один пациент, знакомый не только с собственными переживаниями, но и с теориями сознания, спрашивал так: «Если по Декарту «Я мыслю — следовательно, я существую», то как будет в том случае, если мыслю не я, если чувства не мои. Существую ли я или это существует не «Я», не мое Я?» Все исследователи сходятся во мнении, что отчуждение «Я» — мостик к явлениям психического автоматизма.
4. На четвертом этапе происходит расщепление «Я», раздвоение «Я». Прелестное описание расщепления «Я» представлено О. Золотухиной и В. Кондаковым в монографии «Художественная психопатология» (Ижевск,
100 2000): «Эти две меня — они всегда рядом идут, «астральная я» может уйти на несколько шагов вперед, но потом возвращается. Но между этими двумя сущностями есть всегда какая-то связь. «Астральная я» никогда не уходит далеко. Когда тела сливаются, я чувствую, что как что-то вошло в меня сбоку...я как будто в двух те- лах сразу одновременно, и там, и там» [29].
Мы можем подвести итоги и сказать, что все четыре вида деперсонализации, или четыре этапа, есть постепенное углубление деперсонализации, от изменения отдельных сторон психической деятельности до глобальной аутопсихической деперсонализации. Считается, что существует еще один вид деперсонализации - бредовая. При этом описывается деперсонализация в рамках становления оней- роидного помрачения сознания как этап этого нарушения сознания. Речь идет в таком случае о деперсонализации в рамках острого чувственного бреда
. Подробнее об этом — в главе о нарушениях сознания.
Перед изучением бредовой деперсонализации ознакомимся с направленностью движения синдрома деперсонализации при его бредовом окутывании. Для этого рассмотрим три основных типа деперсонализации. А для лучшего понимания различных ее типов представим себе еще раз процесс самосознания. Итак, с помощью рефлексии человек может заглянуть в глубины своего сознания и на самой поверхности самосознания увидеть самое простое — собственную оценку сознанием своего тела. Для этого даже глубоко погружаться не нужно, обычным зрением, слухом, висцеральными рецепторами, используя вегетативную и периферическую нервную систему, сознание отслеживает работу своего тела, различных его участков и может частично отследить работу своих внутренних органов. Так, например, мы можем отследить сердцебиение, его частоту, ритмичность, частоту и ритмичность дыхания. Периодически мы ощущаем и даже ухом слышим перистальтику кишечника, глазами можем отследить движение наших конечностей, проприоцеп- тивным чувством ощутить сокращение и расслабление мышц. Сознание человека, находящегося в здравом уме, четко отслеживает, воспринимает и руководит важными физиологическими актами — дефекацией, мочеиспусканием, половым актом. Что случается со всем этим при соматопсихической деперсонализации? По сути - это анестезия
, или гипостезия витально- соматических ощущений. Она проявляется в отчуждении восприятия отдельных соматофизиологических явлений и процессов собственного тела. Человек может не чувствовать свой сон, не испытывать субъективного ощущения облегчения от освобождения мочевого пузыря или кишечника, не ощущать сердцебиения или дыхания, не испытывать принадлежности к своему телесному «Я» актов глотания, пережевывания пищи, изменяется ощущение боли, зуда, прикосновения, восприятие телесного компонента интимной близости.
Тенденция развития бредового состояния при таком виде деперсонализации направлена на формирование бреда Котара (нигилистический вариант бреда Котара, при котором исчезают, усыхают, разлагаются, отсутствуют все внутренние органы или какие-либо из них).
Одним из часто встречающихся расстройств является отвлекаемость внимания — это частое изменение направленности, сосредоточенности и интенсивности функции внимания. Она прямым образом не связана ни с ситуациями, ни с мотивами и желаниями, ни с поставленными человеком целями. Мы видим, что боль ной меняет и объекты внимания, и виды деятельности, и направленность мышления, что лишает эффективности любой его труд, любое действие или занятие. Выраженная степень отвлекаемости называется апрозексия (отсюда — апрозекти- ческая бессвязность). При маниакальном состоянии внимание безудержно перепрыгивает с одного предмета на другой, все, что появляется в поле зрения, тут же привлекает внимание, но и тут же исчезает из него при появлении нового впечатления или новой мысли. Мы должны помнить, что при отвлекаемости внима- ния, при апрозексии сознание, как правило, формально ясное, т.е. не помрачено, в отличие от принципиально иного нарушения внимания — гиперметаморфоза. Обнаружить и диагностировать гиперметаморфоз, и как следствие синдром растерянности, чрезвычайно важно. Этому нарушению А.В. Снежневский посвятил целую страницу в своих кратких лекциях по общей психопатологии. Нужно запомнить, что в синдроме растерянности, по-видимому, главную скрипку играет не столько сверхотвлекаемость внимания, сколько аффект недоумения.
Лицо больного переполнено беспомощностью, взгляд ищущий, блуждающий, глаза широко раскрыты, взгляд непрерывно скользит по окружающим предметам. Любой звук, отблеск света, одно сказанное слово, реплика, порыв ветра, открывшаяся форточка, музыкальная фраза, сирена автомобиля на улице — все вызывает не- медленное переключение внимания, которое тут же спрыгивает на новое впечатление. Внешне довольно похоже на апрозексию. Но в основе совершенно иное состояние - острый психоз, острый чувственный бред либо помрачение сознания, а еще чаще сочетание того и другого. Если мы диагностируем растерянность, далее должно последовать диагностирование острого психотического эпизода. Особенно важно не пропустить помрачение сознания, ибо все они — состояния, требующие ургентной помощи. А.В. Снежневский обращает внимание на несовместимость растерянности и оглушения. Если выявляем растерянность, оглушения быть не может [62]. Запомним это, как важнейшее замечание академика.
97
Нарушения самосознания. Деперсонализационно-дереализационный синдром. Самосознание — важнейшая часть сознания. Человеческое сознание — очень сложный феномен (позволительно сказать, самый сложный) психической жизни человека, а значит, самый сложный феномен биологической жизни вообще. Существует множество определений сознания. Вот его определение из последнего классического университетского учебника по философии П. В. Алексеева и А.В. Панина, принадлежащее П.Г. Спиркину: «Сознание — это высшая, свойс- твенная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивнотворческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». Современная философия подвергает критике отражение как основную роль сознания, ибо отражение не может объяснить многие компоненты самого сознания, возникающие, например, в виде априорных (внеопытных) идеальных феноменов, в том числе априорных синтетических суждений, являвшихся главным вопросом «Критики чистого разума» еще у И. Канта (см. приложение 4).
Отражение может отражать только то, что есть в мире, вне самого сознания. Но большая часть сознания заполнена продуктами самого сознания
— понятиями, суждениями, умозаключениями, теориями, размышлениями, предвосхищениями, т.е. теми феноменами, которые непосредственно не связаны с опытом и, что самое главное, не находятся вне сознания, а посему не могут отражаться.
Интересно описание «поля» сознания, представленное А.В. Ивановым, дающее схематическое представление о главных составляющих функции сознания. Он делит поле сознания на четыре части. Первая — сфера телесно- перцептивных способностей, к ним относят ощущения, восприятия, представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле, об отношениях, складывающихся между этим телом и остальными объектами окружающего мира. Вторая часть поля сознания включает логичес- кие и понятийные компоненты сознания. Это сфера мышления, с его помощью человек имеет возможность выходить за пределы (трансцендировать) непосредственно чувственного, опытом постигаемого мира, в сферу сущностей, понятий, логических доказательств. Третья часть поля сознания составляет эмоциональную его компоненту. Она лишена связи с предметным миром. Это сфера предчувствий, переживаний, воспоминаний. В этой части сознания мы можем найти влечения, инстинкты, смутные видения, стрессы, галлюцинации
. Здесь же располагаются чувства и эмоции — гнев, страх, восторг, наслаждение, ненависть, симпатия и антипатия. И наконец, четвертая часть поля сознания — ценностно-смысловая компонента, подразумевающая высшие духовные мотивы и идеалы деятельности. Здесь «правит бал» не истина «как форма согласования мысли с ми- ром», а ценности как форма согласования мира с нашими духовными целями п смыслами — красотой, правдой, справедливостью.
Мы описали не психиатрическое понимание сознания, а философское, более широкое. В нашем узко медицинском смысле сознание понимается более конкретно, более узко, правильно будет сказать, более примитивно. Но вначале мы должны разобраться с самосознанием.
Если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего мира, то при самосознании человек делает объектом изучения самого себя - собственные мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение. Начиная с Сократа, философы призывали: «Познай самого себя». В процессе са- мосознания человек выделяет себя из окружающего мира, он начинает говорить о себе не в третьем лице, как ребенок 2—3 лет, а в первом лице, именуя себя «Я». Вот теперь мы начнем разбираться с нарушениями осознавания себя как «Я». Иногда люди испытывают такие психические нарушения, которые не сопровождаются никакими внешними проявлениями, о которых врач может узнать только из слов самого больного. Именно к ним и относят явления дереализации и деперсонализации. Если эти нарушения не сопровождаются выраженными эмоциональными расстройствами, без рассказа пациента о его переживаниях мы ничего ни узнать, ни заподозрить не можем. Как правило, пациенты, имеющие эти нарушения, довольно охотно о них сообщают.
Иногда готовы пространно и объемно изложить все и на бумаге. Но есть обстоятельство, о котором психиатр не должен забывать. Эти психические расстройства могут очень напоминать то, что психически здоровый человек не раз в течение жизни испытывает или ощущает. Если еще учесть, что такое частое явление бывает у людей, склонных к саморефлексии, к самоанализу, — вероятность ошибочных суждений очень высока.
Выезжая на отдых за город, в лес, мы после скучного серого города погружаемся в буйство красок, мир становится гиперреальным, сочным. Возвращаясь осенью с южного курорта на «милый север», мы испытываем обратное — краски серые, сырость, пожухлость листьев, холод. Мир как бы «никнет», мы испытываем нечто, похожее на дереализацию, — сглаживание, упрощение, обескрашива- ние мира. Еще сложнее с
98 деперсонализацией. Люди склонны анализировать прожитый день, год, жизнь, свое собственное место в жизни, свое «Я». Более того, выдающиеся философские, психологические, художественные произведения написаны в истории человечества во многом благодаря самопознанию, самореф- лексии художников, писателей, философов. Ego cogito (я мыслю) от Декарта до Гуссерля было одной из главных позиций философских битв.
Среди великих и среди простых, «невыдающихся» граждан встречаются и такие, которые склонны самопознавать себя взглядом собственного «Я» как бы со стороны. Говорят при этом иногда и о раздвоении «Я», о растворении «Я», о личном «супер-Я», о «личном ОТК», о «третьем глазе», о «внутреннем голосе» и
«собственной цензуре».
Чтобы не запутаться в нарушениях самосознания, мы внимательно перечитаем тетраду Ясперса, касающуюся сознания «Я». Итак, четыре формальных признака сохранного осознания «Я».
Чувство деятельности. Чувство единства «Я».
Идентичность «Я»
Чувство деятельности. Я осознаю себя в качестве активного живого существа. При нарушениях этого признака происходит изменение моего осознавания собственного наличного бытия, что и проявляется в деперсонализации. При беседе с больным, если он сам заговорит об изменении ощущения «Я», дополнительными вопросами нужно конкретизировать его переживания. Это очень сложные расстройства, человеку порой даже слова нужные трудно подобрать. Относительно чувства деятельности можно спросить, чувствует ли себя пациент активно живущим человеком, отдельной личностью, индивидуальностью, ощущает ли он в себе прежние психические силы? К этому же пункту, как писал Ясперс, относятся изменения сознания принадлежности именно мне тех или иных психических актов. Это не я думаю, эта мысль — не моя. Это чувство
— не мое. Эти нарушения - переходной мостик от нарушения самосознания к синдрому Кандинского-Клерамбо.
Именно по этому пункту нарушения самосознания В.Д. Менделевич предлагает опознавать нарушения самосознания у наркоманов (ст. в РПЖ №3,2003 г.), когда при формировании зависимости у наркоманов нивелируется именно эта, деятельная сторона сознания «Я».
Чувство единства «Я». При нарушениях этого формального признака ощущается расщепление, раздвоение
«Я», и это также — одно из основных проявлений деперсонализации. Чтобы понятие единства «Я» было более ясным, можно воспользоваться следующим примером. Спортсмен тренирует в большей степени мышцы рук и плечевого пояса, если он пловец. Бегун больше налегает на мышцы ног. Во время тренировок они условно разделяют свое телесное «Я» на различные группы мышц и части тела. Но, выходя из тренировочного зала, они ощущают свое тело как нечто единое. На вопрос, почему женщина выбрала именно этого мужчину в мужья, она может ответить, что ей импонировали его ум или мужская сила, благородство или достоинство, она как бы искусственно разделяет своего избранника с показательной целью. На самом же деле она останавливает свой выбор на личности мужчины в ее цельном выражении. Мать любит своего ребенка не за ум или душевность, не за цвет волос или большие глаза. Она любит и принимает своего ребенка целиком, во всем его телесном и психическом единстве. Именно так, именно по-матерински мы воспринимаем самих себя и свое «Я» в норме — как нечто единое. При нарушении же единства «Я» мы как бы отдельно ощущаем разные составные части своей личности, своей индивидуальности, вплоть до появления второго «Я» или исчезновения «Я».
Идентичность «Я». И вчера, и сегодня, и завтра «Я» был одним и тем же «Я». Так в норме. А больной говорит, что до болезни «это был не он». Или наоборот, что-то изменилось после приступа болезни, «Я» стал не «Я».
Человек может отчужденно воспринимать целые куски своей жизни, некоторые события своей прошлой жизни:
«То, что было не со мной, помню». Нужно помнить, что речь идет не просто об изменении психического склада человека после болезни, это бывает сплошь и рядом. Речь идет именно об изменении осознавания своего «Я».
Человек противопоставляет себя всему остальному миру. Вот я, а вот весь остальной мир — природа, дома, города, другие люди. При болезни это противопоставление нарушается. Пациент может сказать, что он часть мира, часть дома, он — скамейка, прялка (пример Ясперса), бутылка. В нарушения этого же признака Ясперс относил и знание всем миром мыслей больного. (Современная психиатрия относит это к идеаторным автоматизмам.)
99
Изучив все четыре признака нарушения самосознания Ясперса, мы можем приступить к описанию отдельных проявлений дереализации и деперсонализации. В 1955 г. J. Todd описал состояние, которое назвал синдромом
Алисы в стране чудес, по имени известной героини JI. Кэрролла. Он описывал психическое расстройство с явлениями дереализации (при которой искажались представления больного человека о времени и пространстве), деперсонализации, наличием иллюзий, псевдогаллюцинаций, метаморфопсиями, а также чувством раздвоения личности. Данное расстройство, по мнению автора, могло встречаться при эпилепсии, опухолях мозга, инфекционных и интоксикационных психозах и шизофрении.
Деперсонализация'>Дереализация и Деперсонализация
Дереализация — косвенный, сопутствующий признак нарушенного самосознания. Она часто сопровождает деперсонализацию, как покраснение сопровождает воспаление. Это нарушение самосознания проявляется в искажении, изменении окружающей действительности, одушевленных и неодушевленных предметов. В это время происходит не изменение соотношения размеров или форм, не появление каких-либо иллюзорных или фантастических феноменов, а искажение общего мировосприятия, общего тона, общего настроения, интенсивности восприятия. Человек чувствует отчуждение, резкое уменьшение созвучия природы со своей душой. Окружающее воспринимается им сквозь пленку, туман, становится неотчетливым, чуждым, призрачным, тусклым, застывшим.
«Когда у меня снижается настроение, я ощущаю весь мир серым, блеклым, унылым. Небо не сине-бирюзовое, а водянистое, восходящее солнце — не светило, а тарелка из-под каши-размазни. Листья на деревьях — не живые, а жухлые, как в куче осенней листвы», — так рассказывала одна депрессивная пациентка. При болезненно повышенном настроении, при экстатическом аффекте восприятие окружающей действительности также изменяется, но краски приобретают ирреально яркий, сочный оттенок. Особенно часто такие феномены встречаются при интоксикации психостимуляторами и наркотическими средствами типа «экстази». Традиционно к явлениям дереализации относят своеобразные феномены, чаще всего возникающие при эпилепсии и некоторых иных психических расстройствах — deja vu, eprouve, entendu (уже виденное, испытанное, услышанное) и jamais vu, eprouve, entendu (никогда не виденное, не испытанное, не слышанное).
Деперсонализация — расстройство самосознания, проявляющееся ощущением измененности некоторых или всех психических процессов. Оно развивается как бы в четыре этапа:
1. Сначала больной ощущает изменение отдельных психических процессов - изменение своего мышления, своих чувств, представлений, своего сознания, изменение своего «Я». Наш пациент говорит об этих изменениях как об особом способе кодирования информации. Он ощущает, что вся поступающая в его мозг информация особым образом кодируется, переводится на особый внутренний язык, а затем декодируется и переводится в действия и поступки (приложение 4). Другой пациент утверждает, что изменяются его чувства, что они становятся, как у робота, но принадлежат ему, что его мышление становится числовым, мысль работает по двоичной системе, как в ЭВМ, но это его мысли. У него изменился вкус. Вкусные блюда, раньше доставляющие ему удовольствие, стали пресными, безвкусными. Запах ребенка потускнел, маленькая головка дочери пахнет не живым детским теплом, а кукольной восковостью.
2. На втором этапе происходит исчезновение чувств, мыслей, ощущений, представлений. «Уменя исчезли чувства. Голова, как пустой котелок, болтается за рюкзаком туриста. Я путешествую по жизни, а пустой котелок бренчит за спиной. Я потерял все мысли. Я опустел, как тот презерватив, который валяется никому не нужный в придорожных кустах». Эти слова из исповеди боль ного, который чувствует изменения в самом себе, они его беспокоят, и он сам обращается за помощью.
3. На третьем этапе чувства, мысли, суждения, представления, импульсы воли отчуждаются, становятся «не моими». Мое сознание уже не мое. Один пациент, знакомый не только с собственными переживаниями, но и с теориями сознания, спрашивал так: «Если по Декарту «Я мыслю — следовательно, я существую», то как будет в том случае, если мыслю не я, если чувства не мои. Существую ли я или это существует не «Я», не мое Я?» Все исследователи сходятся во мнении, что отчуждение «Я» — мостик к явлениям психического автоматизма.
4. На четвертом этапе происходит расщепление «Я», раздвоение «Я». Прелестное описание расщепления «Я» представлено О. Золотухиной и В. Кондаковым в монографии «Художественная психопатология» (Ижевск,
100 2000): «Эти две меня — они всегда рядом идут, «астральная я» может уйти на несколько шагов вперед, но потом возвращается. Но между этими двумя сущностями есть всегда какая-то связь. «Астральная я» никогда не уходит далеко. Когда тела сливаются, я чувствую, что как что-то вошло в меня сбоку...я как будто в двух те- лах сразу одновременно, и там, и там» [29].
Мы можем подвести итоги и сказать, что все четыре вида деперсонализации, или четыре этапа, есть постепенное углубление деперсонализации, от изменения отдельных сторон психической деятельности до глобальной аутопсихической деперсонализации. Считается, что существует еще один вид деперсонализации - бредовая. При этом описывается деперсонализация в рамках становления оней- роидного помрачения сознания как этап этого нарушения сознания. Речь идет в таком случае о деперсонализации в рамках острого чувственного бреда
. Подробнее об этом — в главе о нарушениях сознания.
Перед изучением бредовой деперсонализации ознакомимся с направленностью движения синдрома деперсонализации при его бредовом окутывании. Для этого рассмотрим три основных типа деперсонализации. А для лучшего понимания различных ее типов представим себе еще раз процесс самосознания. Итак, с помощью рефлексии человек может заглянуть в глубины своего сознания и на самой поверхности самосознания увидеть самое простое — собственную оценку сознанием своего тела. Для этого даже глубоко погружаться не нужно, обычным зрением, слухом, висцеральными рецепторами, используя вегетативную и периферическую нервную систему, сознание отслеживает работу своего тела, различных его участков и может частично отследить работу своих внутренних органов. Так, например, мы можем отследить сердцебиение, его частоту, ритмичность, частоту и ритмичность дыхания. Периодически мы ощущаем и даже ухом слышим перистальтику кишечника, глазами можем отследить движение наших конечностей, проприоцеп- тивным чувством ощутить сокращение и расслабление мышц. Сознание человека, находящегося в здравом уме, четко отслеживает, воспринимает и руководит важными физиологическими актами — дефекацией, мочеиспусканием, половым актом. Что случается со всем этим при соматопсихической деперсонализации? По сути - это анестезия
, или гипостезия витально- соматических ощущений. Она проявляется в отчуждении восприятия отдельных соматофизиологических явлений и процессов собственного тела. Человек может не чувствовать свой сон, не испытывать субъективного ощущения облегчения от освобождения мочевого пузыря или кишечника, не ощущать сердцебиения или дыхания, не испытывать принадлежности к своему телесному «Я» актов глотания, пережевывания пищи, изменяется ощущение боли, зуда, прикосновения, восприятие телесного компонента интимной близости.
Тенденция развития бредового состояния при таком виде деперсонализации направлена на формирование бреда Котара (нигилистический вариант бреда Котара, при котором исчезают, усыхают, разлагаются, отсутствуют все внутренние органы или какие-либо из них).
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 61