ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1286
Скачиваний: 28
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29
Мы убедились в том, что по части иллюзий обладаем достаточно большим опытом, не будучи душевнобольными. А что же появляется нового при психических заболеваниях? Включается механизм участия сознания, которое мы выделяли в определении восприятия. Именно на этапе синтеза ощущений, образования единого образа восприятия в сознании и включаются патологические механизмы поврежденной психики. Самые понятные и простые иллюзии — аффектогенные, образующиеся в результате давления на сознание аффекта страха, тревоги, тоски. Вспомним себя маленькими детьми лет 5—6. Тебя оставили одного в доме. Вечереет.
Свет горит в твоей комнате. В коридоре сумрачно. На вешалках висят пальто, куртки, плащи. Страшно одному дома. Вглядываясь в темноту коридора, тебе кажется, что в углу кто-то притаился. Образ врага меняется, как меняется окружающая нас жизнь. Сто лет назад это могли быть сказочные лешие, Кощеи, домовые. Полвека назад — фашисты, сегодня - роботы, угловатые и уродливые диснеевские герои. Ты боишься зажечь свет, но, если преодолеешь страх и щелкнешь выключателем, свет рассеет любые иллюзии. Такие иллюзии могут быть не только зрительными. Больной, испытывающий страх преследования киллеров мафии, может услышать искаженную речь мужчин, стоящих на автобусной остановке и обсуждающих план убийства пациента, — это вербальные иллюзии. Политический деятель, уже однажды отравленный, испытывающий страх перед каждым публичным приемом пищи, может ощутить горький или любой другой необычный вкус подаваемого блюда — это вкусовая иллюзия. Пожилой человек, с колостомой и калоприемником, испытывающий постоянные опасения стать источником неприятного запаха, может ощутить фекальный запах от собственной одежды, когда его в действительности нет, а одежда пахнет смесью нафталина и одеколона, и это обонятельная иллюзия.
Парейдолии, или фантастические иллюзии, чаще возникают на фоне какого- либо психического заболевания.
Это может быть начальная стадия алкогольного делирия (белая горячка), органический психоз или начальная стадия эндогенного процесса. Один из удивительно точных художественных образов парейдолий создал А.П.
Чехов в рассказе «Черный монах»:
«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался с страшною быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина... Монах в черной одежде, с седою головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо...» [70].
Итак, в узорах ковров, обоев, каком-либо реальном физическом явлении больной искаженно видит фантастические или сказочные образы. Больной вглядывается в них и тут же начинает видеть фантастических животных, насекомых, чертей, силуэты и лица врагов или какой-то нечисти.
Несколько лет назад в женском отделении лечилась больная, у которой за год до того была удалена доброкачественная опухоль мозга. Из-за оставшегося рубца в мозговой ткани время от времени у нее возникали психотические состояния, при которых она в узорах собственного домашнего ковра видела страшную фантастическую рожу какого-то чудовища с пылающим высунутым языком. Это зрелище было настолько страшным, что боль ная попыталась однажды вырезать дыру в ковре по контуру имеющегося узора. Сын вос- противился этому, и женщина чуть не убила его ножом, о чем вскоре с плачем и сожалением поведала врачам.
Расстройства восприятия. Галлюцинации
Особый вид иллюзий — психосенсорные расстройства — мы обсудим попозже, ибо большинством современных психиатрических руководств они выделяются в отдельный тип нарушений восприятий.
Перед тем как начать изучение галлюцинаций, уточним терминологию и таксономию в психиатрии. Как любая отрасль человеческой деятельности, как любая наука, психиатрия разработала и имеет свой собственный язык.
Врачи, знающие его, понимают друг друга и, самое главное, понимают, о чем они говорят в каждый данный момент. Чтобы мы понимали, слышали друг друга и одинаково оценивали те или иные нарушения психической жизни человека, мы должны составить некий негласный договор, что под психиатрическими терминами мы будем понимать одно и то же, для чего значение каждого термина, если это в принципе возможно, будем особо оговаривать.
30
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 61
Галлюцинации
. Итак, первым, кто дал название особому феномену психической патологии человека, был, как известно, французский психиатр Ж. Эскироль:
«В состоянии галлюцинации находится тот, кто имеет внутреннее убеждение в том, что он воспринимает в данную минуту ощущение, тогда как в пределах досягаемости его органов чувств нет никакого внешнего предмета, способного возбудить это ощущение». Критика В.Х. Кандинского уточняла и конкретизировала это оп- ределение, а главное выводила это явление на верхние «этажи» психики. Не патология ощущений есть галлюцинации, а патология восприятия, утверждал
В.Х. Кандинский. Он дает следующее определение: «Под именем галлюцинации я разумею непосредственно от внешних впечатлений независящее возбуждение центральных чувствующих областей, причем результатом такого возбуждения является чувственный образ, представляющийся в восприемлющем сознании с таким же самым характером объективности и действительности, который при обыкновенна условиях принадлежит лишь чувственным образам, получающимся при непосредственном восприятии реальных впечатлений» [31]. Позже мы продолжим разговор о терминологии, мы поклонимся памяти великого В.Х. Кандинского и разберемся с описанными им псевдогаллюцинациями.
Существует множество классификаций галлюцинаций. Оставим в покое их авторов и попытаемся осознать суть различий феноменов, описываемых ими.
Одними из первых человечество описало в различных литературных памятниках, художественных произведениях и научных монографиях психогенные галлюцинации, т.е. такие, которые возникают после тяжелой психической травмы. Одно из лучших описаний — призрак отца Гамлета у Шекспира. После смерти отца, принц датский, Гамлет, очень тяжело переживавший эту смерть, слышит из уст преданных слуг: «Средь мертвой беспредельности ночной творится вот что. Некто неизвестный, в вооруженье с ног до головы и сущий ваш отец, проходит мимо державным шагом. Трижды он скользит перед глазами их, на расстоянье протянутой руки, они ж стоят, застыв от страха и лишившись речи, как громом пораженные...». Вскоре призрака видит и сам
Гамлет, и не только видит, но и слышит обращенные к нему слова: «Я дух родного твоего отца, на некий срок скитаться осужденный... О слушай, слушай, слушай! Если только ты впрямь любил когда-нибудь отца» [73].
Призраки отцов, матерей и детей возникают не только в трагедиях Шекспира.
Три года назад девушка, убившая своего родного отца, при проведении судебно-психиатрической экспертизы со слезами и рыданиями рассказывала, как по ночам к ней в камеру, где она сидит, приходит призрак ее отца, вступает с нею в разговор, спрашивает, за что она его убила, просит у нее прощения и прощает ее сам.
Года четыре назад мы в течение 3 дней вылечили больную с синдромом Ганзера, у которой на фоне истерического помрачения сознания выявлялись психогенные галлюцинации.
Она видела своего только что умершего племянника, который вращался на какой-то очень красивой карусели, на фоне также чудесного красивого зеленого ландшафта.
Боль ная смотрела застывшим взглядом в пространство, время от времени на лице появлялось восторженное выражение, она рукой отстраняла врача, загораживающего ей замечательные видения, и повторяла помногу раз: «Матур, матур...» (красиво).
Как у призрака отца Гамлета, у видения племянника нашей больной были существенные опорные признаки, отличающие эти феномены от всех других нарушений восприятия. Они имели пространственную локализацию.
«Он скользит перед глазами их, на расстоянье протянутой руки» — так у Шекспира. Наша больная отстраняла врача, так как он загораживал видение, оно (племянник) находилось в каком-то физически определяемом пространстве. И в том, и в другом, и в третьем случае галлюцинирующие люди воспринимали видения как объективно существующую на данный момент реальность. Во всех случаях видения появлялись вскоре или тут же после сильного душевного потрясения. Психогенные галлюцинации и иллюзии — самые простые с точки зрения понимания и эмпатии психиатра, они очень легко транспонируются во внутреннее психическое «я» врача и поэтому простые для опознавания и описания психопатологом, как «субъективные явления больной душевной жизни» по К. Ясперсу.
31
Расстройства восприятия. Рефлекторные и
функциональные галлюцинации
Галлюцинации
функциональные — слуховые галлюцинаторные феномены, возникающие только в момент действия реального слухового раздражителя. Нам встречались такие феномены у больных с экзогенными
(интоксикационными психозами).
Мужчина, страдающий синдромом зависимости от алкоголя (хроническим алкоголизмом), в предпсихотической стадии развития острого алкогольного вербального галлюциноза, возвращался из месячной командировки домой на поезде и сквозь стук колес слышал ритмично повторяющиеся угрозы: «Убью, сволочь, убью, сволочь». Как только поезд останавливался и стук колес прекращался, эти переживания исчезали.
Мы можем прочитать у В. Осипова классическое описание функциональной галлюцинации, когда больная в тиканье часов слышала: «Катька дура, Катька дура» [52]. Сейчас другие звуки, другие и переживания. Больные слышат галлюцинаторные звуки и слова в шуме мотора самолета, звуках работающего отбойного молотка, колесах поезда и трамвая, жужжании компьютера, оглушающего грохота автомобильных приемников.
Ветеран войны, контуженный, слегка тугоухий, страдающий органическим заболеванием мозга, проживал вблизи маленького районного аэродрома. В последние годы регулярно, когда взлетали старые «кукурузники», в реве мотора слышал сначала сирену воздушной тревоги, а затем четкие фразы Ю. Левитана о капитуляции фашистов, окончании войны и Дне Победы. Он и не пытался лечить эти патологические переживания, ибо их содержание понятным образом грело душу больного отвоевавшего старика.
Рефлекторные галлюцинации — появление галлюцинаторного образа, возникающего одновременно с реально существующим раздражителем, но в другом анализаторе.
У больной шизофренией на этапе перехода истинных галлюцинаций в псевдогаллюцинации (о которых речь будет идти дальше) при работе в саду-огороде появились рефлекторные галлюцинаторные явления. Каждый раз, когда она нажимала правой ногой на лопату и втыкала ее в землю, она ощущала движение полового члена определенного мужчины внутри своего влагалища.
Мужчина этот был субъектом эротического бреда
. Бредовые высказывания носили во многом вторичный, чувственный характер, так как сопровождали эти необычные галлюцинаторные феномены. Второй случай был с мужчиной, у которого на этапе становления ипохондрического варианта бреда Котара (который также носил характер чувственного бреда) появились галлюцинаторные феномены, которые невозможно оценить иначе, как рефлекторные галлюцинации.
Он работал в строительной организации. Когда в силу необходимости он брал в руки дрель и начинал сверлить отверстие в бетонной стене, ощущал, как из его прямой кишки выползает глист (аскарида). Ощущение было настолько явным и мучительным, что, не закончив работу, он всякий раз отправлялся в туалет, раздевался и исследовал белье и тело, пытаясь найти аскариду. Но, с окончанием процесса сверления стены, как только он опускал руки с дрелью, эти галлюцинаторные явления исчезали.
В этих двух случаях, как и во многих иных, невозможно полностью отделить бредовые феномены от галлюцинаторных, поэтому мы всегда говорим, что разделение единой психопатологической картины всегда носит условный характер, делается это во многом с учебной целью. К сожалению, учебные приемы перерастают потом в профессиональные, и врач-психиатр начинает расчленять единый психический статус на маленькие
«кирпичики», которые сразу же теряют и живость, и самобытность, и диагностическую ценность.
Ассоциированные, Билатеральные, Антагонистические,
Ацеломорфные галлюцинации
Истинные галлюцинации разделяют по органам чувств, и это настолько простое деление, что достаточно перечисления: истинные зрительные галлюцинации, истинные слуховые галлюцинации (в структуре последних
32 выделяются также вербальные, т.е. словесные), истинные вкусовые, обонятельные и тактильные галлюцинации.
С первых дней работы мы сталкиваемся с истинными зрительными и слуховыми галлюцинациями, как только в приемном покое начинаем принимать первого же больного с алкогольным психозом. При делирии будут преиму- щественно зрительные, при вербальном галлюцинозе — соответственно слуховые. Главной их особенностью, определяющей необходимость строгого психиатрического наблюдения, является субъективное отношение больного к ним как к реальности. Если он видит или слышит нечто устрашающее, угрожающее его жизни или жизни его близких, он будет защищаться. Лучшая защита — нападение. Но даже если больной изберет иной способ защиты, это не всегда безопасно для окружающих людей. Приводим случай из судебно-психиатрической практики последних месяцев.
Больная с острым алкогольным психозом, в картине которого отмечались и истинные зрительные галлюцинации, и истинные вербальные, видела, как от анального отверстия сына отползали белые лучи-червяки, которые
«голоса» со стороны оценивали, как доказательство испорченности сына, доказательство того, что он гомосексуалист. Эти «голоса», говорящие с нею с улицы, рекомендовали ей каким-либо образом защитить честь сына. Она не придумала ничего лучшего, как убийство сына. Чем быть опозоренными в глазах соучеников и соседей, пусть лучше умрет и она вместе с ним. Она зарубила его спящего несколькими ударами топора. При этом, когда он, еще полуживой, вопрошал: «Мама, что ты делаешь» ? — раз за разом опускала топор на его голову и лицо и говорила: «Ничего сынок, спи, сейчас тебе будет хорошо». Зарубив сына, безуспешно пыталась покончить с собой.
Только твердое убеждение в истинности и реальности тех образов, которые она видела и слышала, сумело преодолеть материнский инстинкт, и свершилось самое большое зло на земле — детоубийство.
Истинные тактильные галлюцинации — одно из самых мучительных психопатологических переживаний, нередко толкающих больных на самоубийство.
Боль ные, чаще преклонного возраста, с сосудистыми заболеваниями мозга, испытывают ползание и передвижение под кожей мелких насекомых — клопов, вшей, клещей, червячков.
Ощущения настолько мучительны, что пациенты раздирают кожу, разрезают ее лезвиями бритв или ножами. Это не приносит облегчения, и они решаются на суицид.
В приемный покой доставлен средних лет мужчина, накануне последний раз употребивший примерно 500 г водки. Сидя на кушетке, он с возбуждением ловит вшей, которые выскакивают из-под кожи: «Вот, вот они, белые и черные вши. Смотри, смотри, прыгают, прямо изнутри кожи». При этих словах он ловит несуществующих вшей, давит их ногтями. Все лицо его в коростах, расчесах и нарывах.
Этот больной испытывает зрительные и тактильные галлюцинации. Остальные виды галлюцинаций перечислим в алфавитном порядке, ибо какой бы принцип их подразделения не принимать, все они не смогут расположиться в алгоритме одного принципа деления этих феноменов.
Ацеломорфные
галлюцинации — такие зрительные галлюцинации, при которых возникающие галлюцинаторные образы нечеткие, не имеют очерченных ясных контуров, бледные. Вспомним самый лучший мультик всех времен и народов - «Ежик в тумане». Образы ежика, лошадки появляются из тумана и исчезают в тумане, они расплывчаты, нечетки, но узнаваемы и очень даже реальны. Мы их узнаем.
Антагонистические галлюцинации - одна из разновидностей вербальных галлюцинаций, где посторонние голоса постоянно меняются по содержанию на противоположное. Одни голоса говорят плохое, другие хорошее, одни обвиняют, другие защищают. Чаще все же такие галлюцинации появляются в виде псевдогаллюцинаций, такие антагонистические диалоги больной слышит внутри своей головы, когда угнетающие и руководящие им
«силы, устраивают» ему прослушку негативного, компрометирующего характера, а силы, защищающие больного, также насильственно, без его желания, представляют ему информацию его «личной адвокатской конторы».
Такие антагонистические голоса могут быть прелюдией или сопровождать появление антагонистического, манихейского бреда
Ассоциированные галлюцинации - отдельные галлюцинаторные образы сменяют друг друга в определенной логической последовательности. Сначала, скажем, больной «нечто» слышит, потом это «нечто» видится им в виде зрительного галлюцинаторного образа, или наоборот. Такие примеры описаны В.Х. Кандинским, и они являются примерами ассоциированных галлюцинаций, когда псевдогаллюцинации сменяются истинными галлюцинациями, логически связанными с первыми по содержанию галлюцинаторных переживаний: