Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 559
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
162 органом исполни- тельной власти и осуществляющее исполнительную власть в Россий- ской Федерации
По характеру
компетенции
Создаются в рес- публиках, краях, областях, городах республиканского значения (Москве и
Санкт-Петербурге), автономной обла- сти и автономных округах
Территори-
альные
органы феде-
ральных
органов
исполнитель-
ной власти
Создаются на осно- вании ст. 78 Кон- ституции РФ. Ука- занные территори- альные органы дей- ствуют на террито- риях субъектов Фе- дерации, но не вхо- дят в систему их исполнительных органов
По характеру
компетенции
Общей
компетенции
Органы исполни- тельной власти, ко- торые осуществля- ют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основ-
163 ным вопросам их деятельности
(например, Прави- тельство РФ, пра- вительства респуб- лик и других субъ- ектов Федерации, администрации в краях, областях и т.д.)
Отраслевой
компетенции
Органы исполни- тельной власти, ко- торые осуществля- ют управление в отношении кон- кретной отрасли экономики, в соци- ально-культурной и административно- политической сфере
(обороне, юстиции).
На федеральном уровне, например, ими являются фе- деральные мини- стерства, а в субъ- ектах Федерации
–
министерства, государственные комитеты, комите- ты, главные управ- ления и др.
164
Межотрасле-
вой
компетенции
Органы исполни- тельной власти, ко- торые в соответ- ствии с компетен- цией осуществляют управление по во- просам, имеющим межотраслевое зна- чение (например, на федеральном уровне к таким ор- ганам относятся федеральные служ- бы и федеральные агентства; в субъек- тах Федерации об- разуются государ- ственные комитеты, управления и т.д.)
Специальной
компетенции
Органы исполни- тельной власти, ко- торые осуществля- ют различного рода разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой де- ятельности (напри- мер, федеральные службы и феде- ральные агентства)
165
По порядку
разрешения
подведом-
ственных во-
просов
Коллегиаль-
ные
Вопросы компетен- ции этих органов решаются по прин- ципу большинства голосов их членов в сочетании с персо- нальной ответ- ственностью за их исполнение, за ру- ководство поручен- ными участками работы (например,
Правительство РФ, правительства рес- публик, федераль- ные службы по надзору, федераль- ные агентства, ад- министрации краев, областей и т.д.)
Единоначаль-
ные
Решение по всем вопросам их компе- тенции осуществля- ется их руководи- телем. Единонача- лие обеспечивает оперативность при- нятия решений и повышает персо- нальную ответ- ственность руково- дителя за поручен- ное дело (например,
166 федеральные мини- стерства, министер- ства в субъектах
Федерации, адми- нистрации краев, областей и т.д.)
По организаци-
онно-правовым
формам
На федераль-
ном уровне
Правительство РФ, федеральные мини- стерства, федераль- ные службы и феде- ральные агентства
На уровне
субъектов
Федерации
Правительства, со- веты министров, имеющие статус правительств, ми- нистерства, госу- дарственные коми- теты, комитеты, главные управле- ния, управления, департаменты, ад- министрации, мэ- рии и т.д
По источникам
финансирова-
ния
Финансируе-
мые за счет
средств феде-
рального
бюджета
К числу таких орга- нов относятся фе- деральные органы исполнительной власти
Финансируе-
мые за счет
средств бюд-
жетов субъек-
тов Федерации
К числу таких орга- нов относятся орга- ны исполнительной власти субъектов
Федерации
167
Основные принципы организации и деятельности
органов исполнительной власти
Принцип самосто-
ятельности органов
исполнительной
власти
Выражается в том, что в деятельность органов исполнительной власти не могут вмешиваться никакие другие органы, и эти органы не нахо- дятся в организационном подчинении каких- либо иных органов. Однако самостоятельность этих органов относительна. В частности дея- тельность органов исполнительной власти так же, как и других государственных и негосу- дарственных органов, подконтрольна. Напри- мер, органы законодательной власти вправе контролировать выполнение принимаемых ими решений (законов) и реагировать на слу- чаи неэффективного их исполнения, вынося соответствующие решения. Счетная палата парламента проверяет исполнение ими госу- дарственного бюджета. Контрольно-надзорное воздействие на органы исполнительной власти
ВИДЫ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
По федера-
тивному
устройству
По характеру
компетенции
По организационно-
правовым формам
По источникам
финансирования
По порядку разрешения
подведомственных
вопросов
федеральные субъекта РФ отраслевой компетенции общей компетенции территори- альные специальной компетенции межотраслевой компетенции коллегиальные единоначальные
На уровне субъекта РФ
За счёт бюджета субъекта РФ
На федеральном уровне
За счёт федерального бюджета
168 осуществляется также со сторон органов су- дебной власти и прокуратуры. В частности органы прокуратуры вправе проводить общий надзор в отношении соответствия их деятель- ности российскому законодательству. Значи- тельным объемом контрольных полномочий в сфере исполнительной власти обладает и Пре- зидент РФ, решая, например, вопрос о назна- чении на должность или об освобождении от должности конкретного лица
Принцип
федерализма
• обусловлен государственным устройством
России. В соответствии с этим принципом в общую систему органов исполнительной вла- сти входят федеральные органы исполнитель- ной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;
• проявляется в том, что компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются, прежде всего, на основе нормативных правовых актов, закреп- ляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, в соответствии со ст. 71
Конституции РФ установление системы феде- ральных органов исполнительной власти, по- рядок их организации и деятельности, форми- рование федеральных органов исполнительной власти относится к ведению Российской Феде- рации. Согласно ст. 72 Конституции установ- ление общих принципов организации системы органов исполнительной власти в Российской
Федерации находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов. На ос-
169 новании ст. 73 Конституции вне названных пределов ведения субъекты Федерации обла- дают всей полнотой государственной власти;
• выражается в том, что законные акты феде- ральных органов исполнительной власти обя- зательны для аналогичных субъектов Федера- ции, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблю- дению федеральными органами исполнитель- ной власти;
• находит свое проявление в административ- ном договоре. Федеральные органы исполни- тельной власти по соглашению с органами ис- полнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит
Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с феде- ральными органами исполнительной власти также могут передавать им осуществление ча- сти своих полномочий (ст. 78 Конституции
РФ)
Принцип
законности
Все органы государственной власти, их долж- ностные лица обязаны соблюдать Конститу- цию РФ, конституции республик, законы Рос- сийской Федерации и субъектов Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ за- коны и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответ- ствии с Конституцией РФ. В случае противо- речия между федеральным законом и иным ак-
170 том, изданным в Российской Федерации, дей- ствует федеральный закон. В случае противо- речия между федеральным законом и норма- тивным правовым актом Российской Федера- ции, изданным вне пределов ведения Россий- ской Федерации и совместного ведения Рос- сийской Федерации с ее субъектами, действует нормативный правовой акт субъекта Федера- ции
Принцип
экономичности
Необходимость осуществления организацион- но-правовых мер, направленных на обеспече- ние экономии в расходовании государствен- ных средств на содержание аппарата управле- ния, поскольку эти расходы значительны
Принцип гласности Предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и ре- зультатов работы органов исполнительной власти
Принцип единства
системы
По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта федеральные и региональные ор- ганы образуют единую систему органов испол-
нительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федераль- ным в случаях, когда управленческие пробле- мы возникают в сфере, которую Конституция
РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения
171
Президент Российской Федерации
как субъект административного права
Президент Российской Федерации
–
это высшее должностное лицо государства, избираемое на шесть лет российскими гражданами на ос- нове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президент РФ выступает как субъект административного права
• осуществляет ряд полномочий в области исполнительной власти;
• по его представлению назначается Председатель Правительства РФ
(центрального органа исполнительной власти в России), а также его за- местители;
• своим указом формирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
• осуществляет непосредственное руководство блоком так называемых
«силовых» органов исполнительной власти (МВД России, Минобороны
России, Минюст России, ФСБ и т.д.)
Требования к Президенту РФ
• гражданин Российской Федерации;
• не моложе 35 лет;
• постоянно проживает в Российской Федерации не менее десяти лет;
• одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд
Осуществляет управленческую деятельность посредством издания:
Указов
Носят ярко выраженный нормативно- правовой характер, т.е. содержат нормы, в том числе административ- ного права
Распоряжений
Не имеют нормативного характера и отвечают признакам индивидуальных управленческих актов
172
Полномочия Президента РФ
• совместно с Правительством РФ обеспечивает в соответствии с Кон- ституцией РФ осуществление полномочий федеральной государствен- ной власти на всей территории Российской Федерации;
• в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами опреде- ляет основные направления внутренней и внешней политики государ- ства;
• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правитель- ства РФ;
• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
• принимает решение об отставке Правительства РФ;
• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
• ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
• по предложению Председателя Правительства РФ назначает на долж- ность и освобождает от должности заместителей Председателя Прави- тельства РФ, федеральных министров;
• утверждает военную доктрину Российской Федерации;
• формирует Администрацию Президента РФ;
• назначает и освобождает полномочных представителей Президента
РФ;
• назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;
• может использовать согласительные процедуры для разрешения разно- гласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также меж- ду органами государственной власти субъектов Федерации;
• вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной вла- сти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конститу- ции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Рос- сийской Федерации или нарушения прав и свобод человека и граждани- на до решения этого вопроса соответствующим судом;
• осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
173
• ведет переговоры и подписывает международные договоры Россий- ской Федерации;
• подписывает ратификационные грамоты;
• принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
• является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами
РФ;
• при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным кон- ституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедли- тельным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной
Думе;
• решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
• награждает государственными наградами Российской Федерации, при- сваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Администрация Президента РФ
Понятие Администрация Президента РФ
–
это государственный ор- ган, который обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль над исполнением его решений
Функции
• осуществляет контроль над исполнением решений Прези- дента РФ;
• занимается подготовкой предложений о мерах, направ- ленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности Президенту
РФ;
• содействует Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
• организует подготовку законопроектов в порядке законо- дательной инициативы;
174
• подготавливает проекты заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;
• подготавливает предложения о подписании Президентом
РФ федеральных законов либо об их отклонении;
• обеспечивает деятельность Совета Безопасности РФ,
Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и т.д
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 25