Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 561
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
184
(Минздрав России)
(Росздравнадзор);
•
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)
2 Министерство культуры
Российской Федерации
(Минкультуры России)
•
Федеральное агентство по туриз- му
(Ростуризм)
3 Министерство образова- ния и науки Российской Фе- дерации
(Минобрнауки России)
•
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
•
Федеральное агентство по делам моло- дёжи
(Росмолодёжь)
4 Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации
(МПР России)
•
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
•
Федеральная служба по гидрометеоро- логии и мониторингу окружающей среды;
•
Федеральное агентство водных ресурсов;
•
Федеральное агентство лесного хозяй- ства;
•
Федеральное агентство по недропользо- ванию
5 Министерство промыш- ленности и торговли Россий- ской Федерации
(Минпромторг России)
•
Федеральное агентство по техническо- му регулированию и метрологии (Ро- стехрегулирование)
6 Министерство Российской
Федерации по развитию
Дальнего Востока
Подведомственных служб и агентств нет
7 Министерство сельского хозяйства Российской Феде- рации (Минсельхоз России)
•
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россель- хознадзор);
•
Федеральное агентство по рыболовству
(Росрыболовство)
185 8 Министерство транспорта
Российской Федерации
(Минтранс России)
•
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
•
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
•
Федеральное дорожное агентство
(Росавтодор);
•
Федеральное агентство железнодорож- ного транспорта (Росжелдор);
•
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)
9 Министерство связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
(Минкомсвязи России)
•
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роском- надзор);
•
Федеральное агентство по печати и мас- совым коммуникациям (Роспечать);
•
Федеральное агентство связи (Россвязь)
10 Министерство финансов
Российской Федерации
(Минфин России)
•
Федеральная налоговая служба
(ФНС России);
•
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росрегулирование);
•
Федеральная таможенная служба;
•
Федеральное казначейство
(Казначейство России)
11 Министерство экономи- ческого развития Российской
Феде рации (Минэкономраз- вития России)
•
Федеральная служба по аккредита- ции (Росакредитация);
•
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картогра- фии (Росреестр);
•
Федеральная служба по интеллектуаль- ной собственности (Роспатент);
•
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
(Росимущество)
186 12 Министерство труда и со- циальной защиты Российской
Федерации (Минтруд России)
•
Федеральная служба по труду и занято- сти (Роструд)
13 Министерство строитель- ства и жилищно- коммунального хозяйства
Российской Федерации
(Минстрой России)
Подведомственных служб и агентств нет
14 Министерство энергетики
Российской Федерации
(Минэнерго России)
Подведомственных служб и агентств нет
15 Министерство спорта
Российской Федерации
(Минспорт России)
Подведомственных служб и агентств нет
18 Министерство Россий- ской Федерации по делам
Северного Кавказа
Подведомственных служб и агентств нет
III Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
которыми осуществляет Правительство РФ
•
Федеральная антимонопольная служба;
•
Федеральная служба государственной статистики;
•
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите- лей и благополучия человека;
•
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
•
Федеральное агентство по государственным резервам;
•
Федеральное агентство научных организаций;
•
Федеральное агентство по делам национальностей.
187
Полномочия федерального министерства,
федеральной службы и федерального агентства
Полномочия федерального министерства
• осуществляет правовое регулирование в установленной сфере де- ятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства
РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными за- конами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;
• не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавлива- емых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
• осуществляет координацию и контроль деятельности находящих- ся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Функции федерального министра
Федеральное министерство возглавляет входящий в состав
Правительства РФ министр РФ (федеральный министр), который:
• утверждает ежегодный план и показатели деятельности феде- ральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполне- нии;
• вносит в Правительство РФ по представлению руководителя фе- деральной службы, федерального агентства проект положения о феде- ральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
• вносит в Министерство финансов РФ предложения по формиро- ванию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
• вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых ак- тов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящих- ся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с
188
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, феде- ральными законами к компетенции Правительства РФ;
• во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Прави- тельства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
• имеет право отменить противоречащее федеральному законода- тельству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
• назначает на должность и освобождает от должности по пред- ставлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
• назначает на должность и освобождает от должности по пред- ставлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, феде- рального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство де- ятельностью которых осуществляет Президент РФ;
• осуществляет координацию деятельности государственных вне- бюджетных фондов.
Полномочия федеральной службы
• издает индивидуальные правовые акты на основании и во испол- нение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, феде- ральных законов, актов Президента и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего коорди- нацию и контроль деятельности службы;
• не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
189
Полномочия федерального агентства
• издает индивидуальные правовые акты на основании и во испол- нение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, феде- ральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя
Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего ко- ординацию и контроль деятельности федерального агентства;
• не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постанов- лениями Правительства РФ.
Основы организации системы органов исполнительной власти
в субъектах Федерации
Принципы деятельности
• государственная и территориальная целостность Российской Фе- дерации;
• распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
• верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
• единство системы государственной власти;
• разделение государственной власти на законодательную, испол- нительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности пол- номочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо долж- ностного лица;
• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государ- ственной власти субъектов Федерации;
• самостоятельное осуществление органами государственной вла- сти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;
• самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
190
Полномочия органов исполнительной власти
субъектов Федерации
• по предметам ведения субъектов Федерации определяются кон- ституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации;
• по предметам совместного ведения определяются Конституцией
РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями о передаче части полномочий региональных органов исполнительной власти федеральным, и наоборот;
• по предметам ведения Российской Федерации определяются фе- деральными законами, издаваемыми в соответствии с ними норматив- ными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также со- глашениями о передаче части полномочий региональных органов ис- полнительной власти федеральным, и наоборот.
Случаи возложения
отдельных полномочий
органов исполнитель-
ной власти субъекта
Федерации на феде-
ральные органы
• стихийное бедствие, катастрофа, иная чрез- вычайная ситуация;
• если просроченная задолженность субъекта
Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в по- рядке, установленном Бюджетным кодексом
РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта Федерации в последнем от- четном году;
• при реализации полномочий, осуществляе- мых за счет предоставления субвенций из фе- дерального бюджета, исполнительным орга- ном государственной власти субъекта Феде- рации допускается нарушение Конституции
РФ, федерального закона, нормативных пра- вовых актов Президента и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответ- ствующим судом
191
Высшее должностное лицо субъекта Федерации
Порядок назначения
• избирается гражданами Российской Федера- ции, проживающими на территории субъекта
Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
• может быть избран гражданин Российской
Федерации, обладающий пассивным избира- тельным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жи- тельство или иного документа, подтвержда- ющего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на терри- тории иностранного государства, и достиг- ший возраста 30 лет;
• кандидаты на должность выдвигаются поли- тическими партиями;
• избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд
Особенности
• высшим должностным лицом субъекта Фе- дерации может стать гражданин Российской
Федерации, достигший тридцати лет;
• наделяется полномочиями на срок не более пяти лет
Полномочия
• представляет субъект Федерации в отноше- ниях с федеральными органами государ- ственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами мест- ного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта
Федерации;
192
• обнародует законы, отклоняет их;
• формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации в соответствии с законодательством субъекта
Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государ- ственной власти субъекта Федерации;
• обеспечивает координацию деятельности ор- ганов исполнительной власти субъекта Феде- рации с иными органами государственной власти субъекта Федерации, может организо- вывать взаимодействие органов исполнитель- ной власти субъекта Федерации с федераль- ными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами мест- ного самоуправления и общественными объ- единениями
Случаи досрочного
прекращения
полномочий
• смерть;
• отзыв его избирателями, зарегистрирован- ными на территории субъекта Российской
Федерации, на основании и в порядке, уста- новленном федеральным законодательством и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации;
• отрешение его от должности Президентом
РФ в случае неисполнения им решения Кон- ституционного Суда Российской Федерации, принятого в отношении нормативного право- вого акта высшего должностного лица субъ- екта Российской Федерации, если указанное решение не исполнено в течение одного ме- сяца со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок;
193
• отставка по собственному желанию;
• признание судом недееспособным или огра- ниченно дееспособным;
• признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
• вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
• выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
• утрата гражданства Российской Федерации
Высший орган исполнительной власти субъекта Федерации
Основы деятельности
• является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Федерации;
• обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Федерации;
• наименование, структура, порядок формиро- вания устанавливаются конституцией (уста- вом) и законами субъекта Федерации с уче- том исторических, национальных и иных тра- диций субъекта Федерации;
• обладает правами юридического лица и име- ет гербовую печать;
• финансируется за счет средств бюджета субъекта Федерации
Полномочия
• обеспечивает социально-экономическое раз- витие субъекта Федерации;
• участвует в проведении единой государ- ственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, соци- ального обеспечения и экологии;
• осуществляет в пределах своих полномочий