Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 584

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Понятие форм реализации исполнительной власти
(государственного управления). Характерные черты и виды
Понятие форм
государственного
управления
Форма государственного управления
– этовнешне выраженное действие исполнительного органа
(должностного лица), осуществленное в целях ре- ализации функций государственного управленияв рамках его компетенции и вызывающее опреде- ленные последствия
Различные
подходы
в толковании
понятия форм
государственно-
го управления
Ю.Н. Старилов определяет: правовая форма управления
– это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государ- ственными органами и органами местного само- управления
Ю.М. Козлов под формой управления понимает внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее опреде- ленные последствия
Д.Н. Бахрах полагает, что формами управленче- ской деятельности являются способы выражения ее содержания, система внутренне взаимосвязан- ных способов осуществления функций управле- ния, определенное внешнее выражение конкрет- ных управленческих действий как части управ- ленческой деятельности
Характерные
черты форм
государственно-
го управления
• являются способом внешнего выражения содер- жания деятельности органов государственного управления (их должностных лиц) и зависят от этого содержания;
• являются фактически средством решения задач и

205 функций субъектов государственного управления в рамках их компетенции;
• осуществляются в рамках, установленных норма- тивными правовыми нормами;
• выбор форм управленческой деятельности опре- деляется самим субъектом управления и обуслов- лен спецификой задач и функций, стоящих перед органом управления;
• влекут за собой определенные юридические по- следствия и не влекут таковых
Виды форм
государственного
управления
Правовые
Правовая форма государственного
управления

это юридически оформленное деяние органа испол- нительной власти (иного властного субъекта), его представителя
(должностного лица), осуществ- ленное в рамках компетенции и влекущее юридические послед- ствия, т.е. обладающее свойствами юридического факта
Неправовые Неправовая форма государствен-
ного управления
– это деятельность, совершаемая любым из властных субъектов административного пра- ва, хотя и в рамках действующего законодательстве, однако без како- го-либо юридического оформления, чаще всего в рамках повседневной деятельности, носящая внутриорга- низационный, вспомогательный ха- рактер по отношению к внешней исполнительно-распорядительной деятельности органа государствен- ного управления


206
Виды форм государственного управления
Правовые
(всегда порождают юридические последствия)
1 Издание нормативных актов управления.
2 Издание не носящих нормативный характер
(индивидуальных) актов управления.
3 Осуществление иных юридически значимых действий (выдача паспорта, загранпаспорта, полу- чение лицензии (патента), регистрация в налого- вой инспекции, регистрация по месту жительства гражданина, составление протокола т.д.).
4 Заключение административных договоров
Неправовые
(прямых юридиче- ских последствий не влекут)
Иные действия, повседневно осуществляемые ис-
полнительными органами в различных вариантах
и связанные с процессом непосредственной реали-
зации исполнительной власти (организационные,
аналитические, обеспечительные и т.д.)
1 Организационные действия, т.е. действия, свя- занные с внутренней организацией процесса госу- дарственного управления (например, информиро- вание подведомственных структур об изменениях в действующем законодательстве, проведение со- вещаний, семинаров, организация внутриведом- ственных обследований и проверок, разработка методических рекомендаций);
2 Материально-технические мероприятия, т.е. действия вспомогательного технического персо- нала властного субъекта административного права
(например, экспедиция, транспортное обслужива- ние, организация использования средств связи)
Реализация
исполнительной
власти
возможна
только
в административно-правовой форме
Внутриорганизационная деятельность может быть выражена в
обеих формах

207
Различные подходы к классификации правовых форм
государственного управления
Классификация Ю.М. Козлова
По степени юридического выражения
Основные
Заключаются в издании правовых актов уполномоченными на то государственны- ми органами
Базирующиеся на
основных
Влекут определенные юридические по- следствия или имеют определенную юри- дическую направленность (регистрацион- ную, разрешительную, надзорную и т.п.)
По достигаемым результатам
Позитивного
регулирования
Заключаются в регулировании обще- ственно-экономических отношений, про- исходящих в государстве (законы, регули- рующие определенные сферы обществен- но-экономических отношений)
Реакции на негативные
явления
Целью является прекращение или при- остановление негативных общественно- правовых явлений (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.)
По направленности
Воздействующие на
общественные отношения
в сфере государственного
управления
Основное направление действия
– внеш- няя направленность. Регулирование отно- шений, возникающих вне сферы государ- ственного управления
Воздействующие на дея-
тельность нижестоящего
управленческого аппарата
Основное направление действия
– внут- ренняя направленность. Регулирование отношений, складывающихся внутри сфе- ры государственного управления


208
По объему
Общеобязательные
Обязательны для выполнения управляе- мыми субъектами по всей сфере государ- ственного управления
Адресованные
конкретным объектам
Регулируют сферу действия конкретных объектов сферы государственного управ- ления
По адресату
Вся система
исполнительной власти
Охватывают отношения, складывающиеся по всей системе исполнительной власти
Конкретные работы
исполнительного органа
Направлены на регулирование определен- ной деятельности исполнительного органа власти
По характеру
Процедурные
Определены полномочиями конкретного органа государственной власти
Процессуальные
Определены особым обязательным поряд- ком решения определенных ситуаций
По субъектному выражению
Односторонние
Регулируют отношения конкретного субъ- екта
Многосторонние
Сложный субъектный состав, в котором субъекты имеют многосторонний характер
По инициативности
По собственной
инициативе
Субъект отношений собственной инициа- тивой регулирует образование отноше- ний
По инициативе других
участников
Действия субъекта отношений определяют волевые действия других субъектов отно- шений

209
По условиям применения
Нормальная общественная
жизнь
Регулирование общественных отношений в стандартных ситуации
Чрезвычайная ситуация
Продиктовано сложившийся ситуацией, необходимо введение в действие специ- альных форм правового регулирования
По объекту управляемого воздействия
Законодательные органы
Продиктовано особенностями норматив- ного регулирования законодательных ор- ганов
Судебные органы
Основой выступают процессуальные фор- мы государственного регулирования
По юридическому содержанию
Предписывающие
Определяют порядок деятельности управ- ляемого субъекта
Запрещающие
Определяют действия, выполнение кото- рых недозволительно
Дозволительные
Предоставляют управляемому субъекту возможность действовать по своему усмотрению.
Классификация А.П. Коренева
По содержанию
Правотворческие
Регулируют процесс принятия правовых актов
Правоприменительные
Осуществляют контроль за применением правовых актов
По направленности
Внутренние
Регулируют внутренние отношения, возника- ющие в сфере административных отношений


210
Внешние
Взаимодействуют со схожими отраслями права, регулируя правоотношения, возника- ющие при взаимодействии
По способу выражения
Словесные
Имеют устное выражение
Конклюдентные
Выражены в определенных действиях упол- номоченных на то государственных лиц (жест государственного инспектора по безопасно- сти дорожного движения)
Классификация Д.Н. Бахрах
По юридическим действиям
Принятие правовых
актов
Полномочия принятия актов, регулирующих общественные отношения
Заключение договоров
Регулирование общественных отношений в порядке свободного волеизъявления
Правовые акты управления: понятие,
юридическое значение и признаки
Понятие право-
вого акта управ-
ления
Правовой акт управления
– это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивиду- ального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия
Признаки
правового акта
управления
• имеет юридическую форму управленческого ре- шения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;
• издается полномочным субъектом государствен-

211 ного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
• носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа госу- дарственно-управленческой деятельности;
• имеет одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;
• императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;
• служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, прово- цирующих возникновение, изменение и прекра- щение общественных отношений в сфере государ- ственного управления;
• подзаконен, т.е. издается исключительно в соот- ветствии и во исполнение Конституции РФ и дей- ствующих законов;
• занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
• представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов
(должностных лиц);
• характеризуется определенной процедурой при- нятия (подготовки проекта, обсуждения, визиро- вания, правовой экспертизы, согласования, утвер- ждения и т.д.);
• может быть обжалован в вышестоящий орган
(должностному лицу) либо в суд, опротестован
(прокурором);
• обеспечен силой государственного принуждения,


212 несоблюдение установленных актом государ- ственного управления предписаний влечет воз- никновение негативных правовых последствий для нарушителя
Юридическое
содержание
акта управления
• является служебным документом; акт государ- ственного управления отличается от всех прочих документов такого рода своим юридическим со- держанием;
• акт государственного управления отличен от юридически значимых документов, выдаваемых органами государственного управления и другими субъектами административного права и служащих подтверждением определенного юридического факта (например, диплом о присвоении квалифи- кации, протокол о правонарушении);
• факты государственного управления (как и сме- шанные) в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, а также уполномочен- ные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Федерации;
• правовой акт управления может осуществляться и в виде жеста регулировщика;
• совершается в разнообразнейших формах, в том числе в форме принятия, издания акта государ- ственного управления, т.е. надлежащим образом оформленного документа, содержащего властное предписание;
• управленческое решение в акте государственного управления может быть выражено как в форме правила поведения (и тогда мы имеем дело с нор- мативным актом), так и в форме распоряжения,

213 предписания, запрета и т.п. управленческого ре- шения, относящегося к конкретному практическо- му случаю, определенной управленческой ситуа- ции;
• издается в рамках компетенции издающего его субъекта государственного управления и призван повлечь за собой вполне определенные юридиче- ские последствия
Виды правовых актов управления
По юридическим свойствам
Нормативные
Издаются с целью регулирования однотипных управленческих общественных отношений, рас- считаны на длительное и многократное примене- ние и не имеют конкретного адресата (например,
Водным кодексом РФ предусматривается, что
Правительство РФ устанавливает порядок разра- ботки, согласования, государственной эксперти- зы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов), ре- гламентируют различного рода социально- экономические программы (например, програм- мы приватизации)
Индивидуальные
Рассчитаны на разовое их применение к одному конкретному случаю (например, индивидуаль- ным актом является постановление судьи о наложении административного взыскания на конкретное лицо, акт о назначении на долж- ность или об освобождении от должности). Ин- дивидуальные акты по своему юридическому содержанию являются распорядительными пра- вовыми актами
Смешанные
Сочетают нормы нормативного и индивидуаль-