Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 565
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
222
• присвоение регистрационного номера;
• занесение в Государственный реестр нормативных пра- вовых актов федеральных органов исполнительной власти
Сроки
Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее десяти дней со дня их подписа- ния (утверждения) представляются в орган юстиции в ше- сти экземплярах. Государственная регистрация норматив- ных правовых актов производится в срок до пятнадцати дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на десять дней, а в исключительных случаях
– до одного месяца
Действие правовых актов управления
Понятие
Действие актов управления
–
это правовой режим их практическо- го применения: они начинают устанавливать, изменять или прекращать правоотношения; применяются при разрешении споров и иных индиви- дуальных дел в управлении; на них ссылаются при рассмотрении раз- личных дел; они используются в качестве юридических документов и доказательств в государственных органах (например, в судах, органах административной юрисдикции).
Вступление правовых актов управления в силу
Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоря- жения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опуб- ликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфи- денциального характера. Акты Президента и Правительства РФ подле- жат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный ха- рактер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального
223 опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержа- щие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязан- ности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус феде- ральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступа- ют в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликова- ния. Иные акты Правительства РФ
– со дня их подписания.
Действие правовых актов управления во времени и пространстве
Действие правовых актов управления может быть ограничено во времени прямым указанием на срок действия акта либо указанием на событие, с наступлением которого акт утратит силу. Однако, как прави- ло, нормативные правовые акты государственного управления действу- ют бессрочно, со временем сменяясь новыми документами по регулиру- емым ими вопросам. Действие правовых актов управления в простран- стве обусловлено территориальными границами компетенции издающе- го их органа и правилами разграничения предметов ведения и полномо- чий, которые действуют в отношениях между органами государствен- ного управления различного уровня.
Признание недействительным правового акта управления
Понятие
Недействительными, ничтожными считают- ся неправомерные акты, юридическая несостоя- тельность которых настолько очевидна, что они не могут подлежать исполнению и должны быть от- менены в установленном порядке
Последствия
Признания
правового акта
управления
недействительным
После отмены правового акта управления он признается утратившим юридическую силу (при- мером ничтожных актов является принятие право- вого акта исполнительным органом (должностным лицом) с нарушением предоставленной ему компе- тенции)
224
Признание оспоримым правового акта управления
Понятие
Оспоримыми признаются акты, которые хотя и по- рождают юридические последствия, но правомерность их ставится под сомнение и вопрос о законности акта разре- шается соответствующим органом по жалобе или проте- сту организации, должностных лиц и граждан
Особенности
Конституцией РФ закреплено право граждан обжа- ловать в суд решения исполнительного органа (долж- ностного лица). С отменой правового акта должны вос- станавливаться нарушенные права граждан, организаций, аннулироваться последствия, наступившие в результате его применения. Постановления и распоряжения Правитель- ства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, феде- ральным законам и указам Президента РФ могут быть от- менены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ)
Приостановление действия или исполнения
правового акта управления
При приостановлении действия или исполнения правовой акт не утрачивает юридическую силу, а лишь временно прекращает свое дей- ствие или исполнение до рассмотрения его законности соответствую- щими органами и принятия по нему решения либо об утрате юридиче- ской силы, либо о продолжении действия полностью или частично.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия
Конституции РФ и федеральным законам.
Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о при- остановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов
Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
225
В случае принесения протеста прокурора на постановление о наложении административного взыскания приостанавливается испол- нение решения соответствующего органа до рассмотрения протеста.
Административный договор
Понятие админи-
стративного
договора
Административный договор
– это соглашение двух формально юридически равных властных субъектов государственного управления, каса- ющийся вопросов организации управленческо- го процесса, в том числе вопросов разграниче- ния предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской
Федерации и ее субъектов, а также вопросов передачи осуществления части государствен- но-властных полномочий от одного субъекта управления другому
Виды администра-
тивных договоров
• договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов веде- ния);
• договоры в сфере управления государствен- ной собственностью;
• договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «госу- дарственными контрактами»);
• контракты с военнослужащими, студентами, агентами спецслужб;
• финансовые и налоговые соглашения;
• договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
• различного рода концессии и инвестиционные соглашения
226
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ
ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПО
НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО СПОСОБУ
ВЫРАЖЕНИЯ
ПО ХАРАКТЕРУ
ДЕЙСТВИЯ
ВНУТРЕННЯЯ
(ИСПОЛЬЗУ-
ЕТСЯ ДЛЯ
РЕШЕНИЯ
ВНУТРИ
ОРГАНИЗА-
ЦИОННЫХ
ВОПРОСОВ –
ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТЬ НИ-
ЖЕСТОЯЩЕ-
ГО УПРАВ-
ЛЕНЧЕСКОГО
АППАРАТА)
ОРГАНИЗА-
ЦИОННАЯ
(НЕПРАВОВАЯ)
(ПРЯМЫХ
ЮРИДИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ
НЕ ВЛЕЧЕТ)
ПРАВОВАЯ
(ВЛЕЧЕТ ЗА
СОБОЙ ЧЁТКО
ВЫРАЖЕННЫЕ
ЮРИДИЧЕСКИЕ
ПОСЛЕДСТВИЯ)
СЛОВЕСНАЯ
(ПИСЬМЕН-
НАЯ И
УСТНАЯ)
ВНЕШНЯЯ –
ВОЗДЕЙ-
СТВУЕТ
НА ОБЩЕ-
СТВЕННЫЕ
ОТНОШЕ-
НИЯ В
СФЕРЕ
ГОСУДАР-
СТВЕННОГО
УПРАВЛЕ-
НИЯ
– АНАЛИТИЧЕ-
СКИЕ
ДЕЙСТВИЯ;
– РАБОТА С
ИНФОРМАЦИЕЙ;
– ПРОВЕДЕНИЕ
СОВЕЩАНИЙ,
СОБРАНИЙ;
– РАСПРОСТРА-
НЕНИЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬ-
НОГО ОПЫТА;
– ОСУЩЕСТВЛЕ-
НИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ
(СОСТАВЛЕНИЕ
ОТЧЕТОВ,
СПРАВОК И Т.П.)
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ
ИНЫЕ
ЮРИДИЧЕСКИЕ
ЗНАЧИМЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ
КОНКЛЮ-
ДЕНТНАЯ
(МИМИКА,
ЖЕСТЫ,
ИНЫЕ
НЕВЕРБАЛЬ-
НЫЕ
СПОСОБЫ
ОБЩЕНИЯ)
РЕГУЛЯТИВНАЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
227
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 25
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. ВИДЫ МЕТОДОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
УБЕЖДЕНИЕ
(СОСТОИТ В МО-
РАЛЬНОМ, ПСИХО-
ЛОГИЧЕСКОМ И
МАТЕРИАЛЬНОМ
ВОЗДЕЙСТВИИ НА
СОЗНАНИЕ И ПОВЕ-
ДЕНИЕ ЛЮДЕЙ С
ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕ-
НИЯ ОСОЗНАННОГО
И ДОБРОВАЛЬНОГО
ИСПОЛНЕНИЯ ИМИ
ТРЕБОВАНИЯ ПРА-
ВОВЫХ, СОЦИАЛЬ-
НЫХ НОРМ
)
ПРИНУЖДЕНИЕ
(ПРИМЕНЕНИЕ
ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ
МЕР ПСИХОЛОГИЧЕ-
СКОГО И ФИЗИЧЕСКО-
ГО ХАРАКТЕРА,
НАПРАВЛЕННЫХ НА
НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ
СОБЛЮДЕНИЕ
НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ
ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ
ПРАВА)
ПООЩРЕНИЕ
(СТИМУЛИРОВАНИЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПУТЕМ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ
ЛЬГОТ, ПРАВ И
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
В РАМКАХ
ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ АКТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИ
ВЛАСТНЫЙ,
ИСПОЛНИ-
ТЕЛЬНО-
РАСПОРЯДИ-
ТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
(ОТ ИМЕНИ
ГОСУДАРСТВА)
СОЗДАЕТ ЮРИДИЧЕ-
СКУЮ ОСНОВУ ДЛЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ,
ИЗМЕНЕНИЯ И
ПРЕКРАЩЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ (АДМИ-
НИСТРАТИВНО-
ПРАВОВОЙ НОРМЫ)
ПОДЗАКОННЫЙ
ХАРАКТЕР
ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АКТ (ПРАВОВОЙ АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ) –
ЭТО ОСНОВАННОЕ НА ЗАКОНЕ ОДНОСТОРОННЕЕ, ЮРИДИЧЕСКИ ВЛАСТНОЕ ВОЛЕИЗЪ-
ЯВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОГО СУБЪЕКТА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, НАПРАВЛЕННОЕ
НА УСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕЛЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СОДЕРЖИТ В СЕБЕ
ЮРИДИЧЕСКИ ВЛАСТНОЕ
ПРЕДПИСАНИЕ (ИМПЕРАТИВ)
ИЗДАЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЧЕТКО
УСТАНОВЛЕННОЙ ПРОЦЕДУРОЙ
228
КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ И ВИДЫ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
ПО СПОСОБУ
ПРИНЯТИЯ
ПО ЮРИДИЧЕСКИМ
СВОЙСТВАМ
ПО ФОРМЕ
ВЫРАЖЕНИЯ
КОЛЛЕГИАЛЬ-
НЫЕ АКТЫ
ЕДИНОЛИЧНЫЕ
АКТЫ
НОРМАТИВНЫЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
СМЕШАННЫЕ
СЛОВЕСТНЫЕ
(ПИСЬМЕННЫЕ И
УСТНЫЕ)
КОНКЛЮДЕНТНЫЕ
ПО СРОКУ
ДЕЙСТВИЯ
ПО ОРГАНАМ,
ИЗДАЮЩИМ
АКТЫ
ПО ТЕРРИТОРИИ
ДЕЙСТВИЯ
ПО ХАРАКТЕРУ
КОМПЕТЕН-
СРОЧНЫЕ
БЕССРОЧ-
НЫЕ
ВРЕМЕН-
НЫЕ
УКАЗЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЯ
РЕШЕНИЯ
ИНСТРУКЦИИ
ПРИКАЗЫ
В МАСШТАБЕ РФ
В МАСШТАБЕ
СУБЪЕКТА
ФЕДЕРАЦИИ
В МАСШТАБЕ
АДМИНИСТРА-
ТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬ-
НОЙ ЕДИНИЦЫ
ОБЩИЕ
ОТРАСЛЕВЫЕ
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ
229
АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ДОЛЖНЫ
СООТВЕТ-
СТВОВАТЬ
ЗАКОНУ
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРАВОВЫМ АКТАМ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ИЗДА-
ВАТЬСЯ С
СОБЛЮ-
ДЕНИЕМ
УСТА-
НОВЛЕН-
НОЙ ДЛЯ
НИХ ФОР-
МЫ
В СПЕЦИАЛЬНЫХ
СЛУЧАЯХ,
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
НАЗНАЧЕНИЯ И
СОДЕРЖАНИЯ АКТА,
СООТВЕТСТВОВАТЬ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
ТРЕБОВАНИЯМ
НОСИТЬ НАУЧНО
ОБОСНОВАННЫЙ,
ОПТИМАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
СООТВЕТСТВОВАТЬ
ТРЕБОВАНИЯМ КОН-
КРЕТНОГО ДИФФЕ-
РЕНЦИРОВАННОГО И
ОПЕРАТИВНОГО
РУКОВОДСТВА
ПРИНИМАТЬСЯ В
УСТАНОВЛЕННОМ
ПОРЯДКЕ
ИЗЛАГАТЬСЯ ЧЕТКО
И ЯСНО, ДВУСМЫС-
ЛЕННОСТЬ НЕ ДО-
ПУСКАЕТСЯ
ОБОСНОВЫВАТЬСЯ
ЮРИДИЧЕСКИ
230
АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВУЮТ
С МОМЕНТА
ПРИНЯТИЯ
(УТВЕРЖДЕНИЯ)
АКТА
С НАСТУПЛЕНИЕМ
СРОКА, УКАЗАННОГО В
АКТЕ, ИЛИ С ДАТЫ,
УКАЗАННОЙ В ДРУГОМ
АКТЕ
С МОМЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ И
ОПУБЛИКОВАНИЯ
ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОГО АКТА УПРАВЛЕНИЯ
В СЛУЧАЕ
ОТМЕНЫ АКТА
В УСТАНОВ-
ЛЕННОМ
ПОРЯДКЕ
ОРГАНОМ,
ЕГО
ИЗДАВШИМ,
ИЛИ ВЫШЕСТО-
ЯЩИМ
ОРГАНОМ,
НА ТО
УПОЛНОМО-
ЧЕННЫМ
ВСЛЕДСТВИЕ
АКТ ГОСУДАРСТВЕН-
НОГО УПРАВЛЕНИЯ
МОЖЕТ УТРАТИТЬ
СВОЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ
СИЛУ
В СЛУЧАЕ ПРИЗНАНИЯ
ЕГО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬ-
НЫМ (КОНСТИТУЦИ-
ОННЫМ СУДОМ РФ
ИЛИ ИНЫМ ДРУГИМ
СУДОМ)
СОБЫТИЯ, КОТОРОЕ
ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ
ПРЕКРАЩЕНИЕ
ДЕЙСТВИЯ
АКТА УПРАВЛЕНИЯ
ОКОНЧАНИЯ СРОКА, НА
КОТОРЫЙ БЫЛ ИЗДАН
СООТВЕТСТВУЮЩИЙ
АКТ ГОСУДАРСТВЕННО-
ГО УПРАВЛЕНИЯ
ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЙ
СТОРОНЫ В ТЕХ
СЛУЧАЯХ, КОГДА
АКТ СВЯЗАН С
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ДАННЫМ ЛИЦОМ
ОПРЕДЕЛЕННОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
231
Законность и дисциплина в сфере исполнительной власти
Понятие и виды дисциплины в государственном управлении
Правопорядок, т. е. основанный на законе и праве порядок жизне- деятельности общества и государства, имеет в основе соблюдение всеми его субъектами норм и требований дисциплины и законности.
Понятие
дисциплины
Дисциплина означает точное исполнение требований законов, иных нормативных правовых актов управляе- мыми и управляющими субъектами (т. е. совершенству- ется под действием правовых норм)
Виды дис-
циплины
Гражданская
дисциплина общежитейская дисциплина обще- ния субъектов данного социума, ри- туальная дисциплина, конфессио- нально-религиозная дисциплина, неписаные кодексы сословной про- фессиональной гордости, офицер- ской чести и др.
Общественная
дисциплина
партийная профсоюзная, дисципли- ны членов всевозможных професси- ональных общественных организа- ций, творческих союзов, клубов по интересам, органов общественной самодеятельности и т. д.
Государственная
дисциплина
сознательное повиновение и строгое соблюдение норм поведения, согла- сованность в действиях государ- ственных служащих и юридических лиц по выполнению ими общих и должностных обязанностей и рас- поряжений руководителей и выше- стоящих организаций