Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 564
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
214 ного характера (например, решение об образова- нии органа исполнительной власти, в котором одновременно устанавливается организационно- правовой статус этого органа и назначается его руководитель)
По действию на территории
На всей территории
Российской
Федерации
Это относится к указам и распоряжениям Прези- дента РФ, постановлениям и распоряжениям
Правительства РФ
На территории
отдельных
субъектов
Распространяют свою юридическую силу на определенной территории в пределах Российской
Федерации (например, постановления админи- страции края, области)
На территории
нескольких
государств
В соответствии с двухсторонними и многосто- ронними соглашениями, заключаемыми суверен- ными государствами
– участниками Содружества
Независимых Государств, а также за пределами
Российской Федерации (например, это нормы, ре- гламентирующие деятельность различных орга- низаций, находящихся в зарубежных странах)
По действию во времени
Ограниченные
сроком действия
Устанавливается определенный срок действия нормы, либо она действует до прекращения со- бытий, которыми была вызвана необходимость принятия данной нормы
Не ограниченные
сроком действия
Не имеют определенного срока действия, т.е. действуют до того момента, когда другим право- вым актом будут отменены
По наименованию в зависимости от принявшего его органа
Указы и
распоряжения
Распространяют свое действие в соответствии с полномочиями Президента РФ и законодатель-
215
Президента РФ
ством Российской Федерации, оформляют также решения о назначении на должность и освобож- дении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми он ру- ководит, и многое другое
Постановления и
распоряжения
Правительства РФ
Регулируют общественные отношения в пределах юридической силы
Постановления,
издающиеся
федеральными
органами
исполнительной
власти
Постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, имеющие обязатель- ную силу для всех подразделений соответствую- щей системы
Распоряжения
высшего
должностного
лица
субъекта
Федерации
Регулируют отношения, возникающие в пределах его компетенции и регулирующие общественные отношения в пределах территории субъекта Фе- дерации
По способу охраны от нарушений
Административной
ответственности
Назначают меры наказания, предусмотренные за конкретные составы административных правона- рушений
Дисциплинарной
ответственности
Определяют меры наказания за определенный дисциплинарный проступок
В зависимости от порядка принятия
Единоличные
Принимаются в единоличном порядке
Коллегиальные
Принимаются простым или квалифицированным большинством в соответствии с нормами, регу- лирующими эти юридические отношения
216
По характеру компетенции
Акты
надотраслевого
общего управления
Распространяются на отношения, возникающие во всех отраслях общественных отношений
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 25
Акты отраслевого
управления
Регулируют отношения, складывающиеся в опре- деленной отрасли общественных отношений
Акты
межотраслевого
управления
Регулируют отношения, складывающиеся в не- скольких смежных отраслях общественных от- ношений
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
Требования к
Законности
правовых актов
управления
Прежде всего акт государственного управления должен соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов. Для актов разных уровней требование о соответствии закону предполагает различный круг нормативно-правовых докумен- тов, которым должен соответствовать акт. Акты государственного управления, издаваемые в субъ- ектах Федерации, помимо этого должны соответ- ствовать актам Президента, Правительства РФ, а также нормам регионального законодательства.
Акт государственного управления должен быть принят с учетом существующего предмета веде- ния и полномочий между органами государствен- ной власти Российской Федерации и субъектов
Федерации. Акт государственного управления должен быть принят в рамках компетенции изда- ющего органа государственного управления и со- ответствовать актам вышестоящих органов госу- дарственного управления. Акт государственного управления должен быть юридически обоснован- ным, т.е. содержать четкие целевые установки,
217 порядок исполнения решения, предусматривать возможные последствия введения акта и т.п., а также приниматься в связи с определенными об- стоятельствами, являющимися достаточным осно- ванием для издания акта государственного управ- ления
Требования к
подготовке
и изданию
Требования к подготовке актов государственного управления разрозненны и неоднозначны. На каж- дом уровне государственного управления суще- ствуют собственные правила создания актов управления. На федеральном уровне упорядочено принятие в основном нормативных актов управле- ния, однако есть нормы, посвященные и индиви- дуальным актам
Требования к
действию актов
государственного
управления во
времени и
пространстве
Требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве связаны прежде всего со вступлением актов в законную силу. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затраги- вающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведе- ния
Требования к
содержанию и
форме норма-
тивно-правовых
актов
управления
– структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Значительные по объему норма- тивные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. При необходимости для полноты изло- жения вопроса в нормативных правовых актах мо- гут воспроизводиться отдельные положения зако- нодательных актов Российской Федерации, кото- рые должны иметь ссылки на эти акты и на офи-
218 циальный источник их опубликования;
– подписанный (утвержденный) нормативный пра- вовой акт должен иметь следующие реквизиты:
• наименование органа (органов), издавшего (из- давших) акт;
• наименование вида акта и его название;
• дата подписания (утверждения) акта и его номер;
• наименование должности и фамилия лица, под- писавшего акт;
– нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнитель- ной власти, должен иметь соответствующие номе- ра и единую дату, а также отвечать требованиям юридической техники
Отмена актов государственного управления
Основания для отме-
ны акта государ-
ственного управления
• несоответствие содержания акта действующе- му законодательству либо актам вышестоящих должностных лиц (органов);
• несоблюдение установленных требований к порядку принятия и вступления в силу актов
(например, отказ в государственной регистра- ции);
• нецелесообразность правового акта государ- ственного управления
Решение об
отмене акта
государственного
управления
принимается
• по инициативе самого органа, издавшего акт государственного управления;
• по инициативе вышестоящего органа государ- ственного управления или должностного лица;
• в результате опротестования, т.е. по инициа- тиве органов прокуратуры, действующих на основании положений Закона РФ от 17 января
219 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации»;
• в результате обжалования, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решения органов государственной власти и должност- ных лиц предоставлено ст. 46 Конституции РФ, либо по инициативе других субъектов админи- стративного права, наделенных соответствую- щими полномочиями по обжалованию актов государственного управления
Процедура принятия правовых актов Правительства РФ
и федеральных органов исполнительной власти
Принятие правовых актов Правительства РФ
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федера- ции» (с изм. и доп.) порядок принятия актов Правительства РФ устанав- ливается им самим в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ.
Подготовка к рассмотрению
Проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ могут вноситься членами Правительства, федеральными органами исполни- тельной власти и иными органами государственной власти.
Проекты правовых актов подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти и с другими государственными органами и организациями.
220
Рассмотрение правовых актов по предметам совместного ведения
Подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство РФ про- ектов постановлений и распоряжений Правительства РФ и иных актов, требующих его решения, осуществляется Аппаратом Правительства РФ.
В течение месяца Правительство РФ рассматривает внесенные в уста- новленном порядке предложения законодательных (представительных) органов или органов исполнительной власти субъектов Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и информирует указан- ные органы о результатах рассмотрения.
Проекты нормативных правовых актов по предметам совместного ведения, подготовленных Правительством РФ, направляются им в орга- ны государственной власти субъектов Федерации, подлежат предвари- тельной юридической экспертизе, результаты которой оформляются в виде пояснительной записки.
Принятие правовых актов федеральных органов
исполнительной власти
Процедура подготовки нормативных правовых актов федеральны- ми органами исполнительной власти урегулирована постановлением
Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Пра- вил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов ис- полнительной власти и их государственной регистрации».
Подготовка проекта правового акта
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согла- сование является обязательным в соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте со- держатся положения, нормы и поручения, касающиеся других мини- стерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформ- ляется визами. Подготовка проекта нормативного правового акта возла- гается на одно или несколько структурных подразделений федерального
221 органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции.
При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подго- товку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости
– организации, привлекаемые к этой работе.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президен- та РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, как правило, не должен превышать месяца, если не установлен другой срок.
Утверждение проекта правового акта
Подготовленный проект нормативного правового акта до его под- писания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законо- дательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты подписываются
(утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Отдельные норма- тивные правовые акты могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя федерального органа ис- полнительной власти, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.
Государственная регистрация
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда- нина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межве- домственный характер независимо от срока их действия, в том числе ак- ты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Содержание
• юридическая экспертиза соответствия акта законодатель- ству Российской Федерации;
• принятие решения о необходимости государственной ре- гистрации данного акта;