Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 566

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

232
Виды государственной дисциплины
По отраслевому
критерию
• дисциплина в отраслях социально- культурного комплекса: производственная
дисциплина, исследовательская, учебная, ле-
чебная, информационная дисциплины;
• в области административно- политической деятельности государства:
внешнеторговая, таможенная, воинская, по-
лицейская и другие отраслевые виды дисци- плины
По функциональному
признаку
исполнительская, служебная, трудовая, тех- нологическая, финансовая, бухгалтерская, штатная, учетно-статистическаяи другие ви- ды дисциплины
Понятие, особенности и основные черты законности
в государственном управлении
Законность является базой, на основе которой формируется дисци-
плина, и одновременно способом ее защиты.
Понятие
законности
Законность
– это основополагающий принцип право- вого государства, подразумевающий всеобщее подчи- нение членов общества положению о необходимости неукоснительного соблюдения норм права
Конституци-
онная основа
законности
В Конституции РФ закреплено, что Российская Феде- рация является демократическим и правовым госу- дарством. Статья 15 Основного закона закрепляет, что органы государственной власти, органы местного са- моуправления, должностные лица, граждане и их объ- единения обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее

233 правовой системы, что подразумевает необходимость соблюдения и норм международного права в целом
Особенности
законности

принцип законности
– это всеобщий универсальный принцип, служащий гарантией успешного существо- вания любого политического строя, в том числе тота- литарного;
– данный принцип подразумевает подчинение нормам права, установлениям власти в принципе; является руководством к действию не только для всего населе- ния, организаций, общественных объединений, но и для органов государства и их представителей, в том числе высших должностных лиц государства;
– понимается как принцип неуклонности соблюдения законов и других нормативных правовых актов всеми органами власти, организациями и населением. Таким образом, законность подразумевает обеспечение со- блюдения закона не только объектами управления, но и самими «творцами» норм права, в том числе орга- нами государственного управления;

законность
– принцип универсальный, т.е. свой- ственный абсолютно всем сферам жизнедеятельности общества. В демократическом обществе этот принцип имеет особое значение применительно к построению, организации функционирования системы исполни- тельной власти, а также к взаимоотношениям власти и управляемых объектов


234
Основные
черты
законности
• является одним из важнейших принципов органи- зации и деятельности всех звеньев системы управле- ния. В соответствии с указанным принципом органы государственного управления осуществляют деятель- ность по руководству экономикой, социально- культурному и административно-политическому строительству, обеспечивают организующее воздей- ствие на объекты управления, оперативно решают конкретные дела в сфере управления, издают норма- тивные правовые акты на основе общих требований законов и иных актов. Строжайшее соблюдение этого принципа является основополагающим в борьбе с правонарушениями и коррупцией в рядах органов государственного управления, обеспечении и под- держании правопорядка и т.д.;
• характеризуется обязательным выполнением требо- ваний законодательства, обращенных к субъектам государственного управления. Органы государствен- ного управления и их должностные лица должны дей- ствовать в строгом соответствии с предписаниями за- кона. Никто, несмотря на занимаемое должностное положение, не вправе нарушать закон, не выполнять установленные им правила поведения и обязанности;
• основывается на действующем российском законо- дательстве. Хорошая правовая база является важней- шим условием укрепления законности, а следователь- но, и правовой основы государственной и обществен- ной жизни;
• не должен противопоставляться целесообразности.
Это означает, что не допускается издание правовых актов вопреки закону под предлогом их целесообраз- ности

235
Основные
качества
законности
Выступает как
одна из наиболее
общих целей
управленческой
деятельности
органов государ-
ственного
управления
Проявляется в деятельности ор- ганов государственного управ- ления как борьба с преступно- стью, в том числе с коррупцией в рядах органов государственно- го управления, обеспечении правопорядка, установленного порядка функционирования за- конодательной и судебной вла- стей, в невмешательстве в дея- тельность указанных ветвей государственной власти
Выступает как
принцип
внутренней
организации
управленческих
процессов и
основа
деятельности
органов и
должностных лиц
системы
государственного
управления
Органы государственного управления и их должностные лица действуют в строгом соот- ветствии с предписаниями зако- на (ориентир на «букву закона»).
Их деятельность осуществляется исключительно во исполнение закона, что некоторым образом ограничивает инициативу ис- полнительных органов, посколь- ку они могут совершать лишь действия, которые непосред- ственно им предписаны (дей- ствует принцип: «все, что не разрешено, запрещено»).
Нормотворческая деятельность органов государственного управления целиком подчинена принципу соответствия закону
(при этом подзаконный норма- тивный правовой акт должен со-


236 ответствовать международному законодательству, Конституции
РФ, федеральным законам, а также всем нормативным право- вым актам, обладающим более высокой юридической силой)
Гарантии и способы обеспечения законности
в государственном управлении
Общие гарантии
Политические Развитие в обществе институ- тов демократии и гласности, обеспечение плюрализма мнений и свободы печати, степень участия населения в политических процессах в обществе, уважение власти к общественному мнению. К политическим гарантиям от- носятся также разделение властей, существование дей- ственной системы сдержек и противовесов, позволяющей властным структурам взаимно контролировать друг друга на политическом и правовом уровнях
Экономические Высокий уровень благососто- яния населения, свобода предпринимательства, отсут- ствие бюрократических пре- пон на пути развития эконо- мики, единство экономиче- ского пространства, гаранти- рованность прав частной соб-

237 ственности. Поступательное развитие экономики в услови- ях рынка возможно лишь при неукоснительном соблюдении принципа законности, что предполагает наличие обрат- ного эффекта: позитивно раз- вивающаяся рыночная эконо- мика, ведомая косвенным государственным управлени- ем, является гарантией закон- ности, в том числе и как усло- вие социальной стабильности, условие рольной независимо- сти средств массовой инфор- мации
Духовно-
нравственные
Уровень культуры общества, его членов, уровень сознания
Идеологические Одни из наиболее важных условий реального приорите- та законности над произво- лом. При отсутствии у граж- дан и должностных лиц чет- кой мотивации к правомерно- му поведению никакие другие предпосылки не смогут предотвратить частные из- вращения принципа законно- сти в конкретных управленче- ских и других подобных ситу- ациях. В частности демокра- тическое, справедливое, ха- рактеризующееся высокой

238 юридической техникой зако- нодательство навсегда оста- нется лишь текстом на бумаге при непонимании и нежела- нии населения, адресатов данных норм выполнять предписания
Специально-
юридические
гарантии
Организационно-
правовые
Наличие продуманной систе- мы законодательства, отвеча- ющей реалиям сегодняшнего дня, правильной организации системы государственных ор- ганов, в том числе органов государственного управления, надлежащего выполнения ра- ботниками этих органов воз- ложенных на них функций в точном соответствии с зако- ном
Способы обеспечения законности в государственном управлении
Способы
Понятия
Особенности
Контроль
Контроль

это си- стема наблюдения и проверки про- цесса функциони- рования объекта с целью устранения отклонений от за- данных парамет- ров
Сущность контроля в обобщен- ном виде состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта нор- мам права с целью выяснения, соответствует ли его деятель- ность заданным параметрам, не допущены ли в ней какие-либо нарушения законности. Кон- трольные процедуры имеют сво- ей целью не только выявление соответствия осуществляемой


239 деятельности предписаниям норм права, но и оценку рацио- нальности, разумности, эффек- тивности осуществляемых дей- ствий
Надзор
Надзор как способ обеспечения за- конности состоит в постоянном и си- стематическом наблюдении спе- циальных государ- ственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений закон- ности
При осуществлении надзора оценка деятельности поднадзор- ного объекта дается только с точки зрения законности его действий, но не целесообразно- сти и эффективности подкон- трольного объекта. В связи с этим при надзоре (в отличие от контроля) вмешательство в те- кущую административно- хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Надзор осуществляется органами прокуратуры
(прокурорский надзор) и специально уполномо- ченными органами исполнитель- ной власти (административный надзор)
Обжалование Под обжалованием понимается реали- зация гражданами своего права вы- сказывать претен- зии органам и должностным ли- цам исполнитель-
Органы, которым адресованы обращения граждан, обязаны рассмотреть их в установленные сроки и дать исчерпывающий ответ на поставленные ими во- просы либо решить проблему по существу

240 ной власти, обра- щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об- ращения в госу- дарственные орга- ны и органы мест- ного самоуправле- ния
Надзор и контроль: сходства и отличия
Научная дискуссия о различиях и сходных чертах
контроля и надзора
Контроль является средством обеспечения законности, применяе- мым в отношении подведомственных объектов вышестоящими органа- ми государственного управления. Осуществление контроля предполага- ет возможность оперативного вмешательства контролирующего субъек- та в деятельность подконтрольного. Контрольные процедуры ставят своей целью не только выявление соответствия осуществляемой дея- тельности предписаниям норм права, но и оценку рациональности, ра- зумности, эффективности осуществляемых действий. Контрольные процедуры производятся в порядке текущего контроля, т.е. непрерывно, а также выборочно, в ходе специальных контрольных мероприятий.
Надзор осуществляется, как правило, в отношении неподкон- трольных субъектов, не связан с вмешательством в деятельность под- надзорного субъекта и имеет своей целью исключительно выявление правонарушений в деятельности поднадзорных субъектов. Надзор осу- ществляется выборочно, он не может и не должен быть текущим, чтобы не вызывать длительных сбоев в деятельности поднадзорных субъектов.
Таким образом, между указанными средствами существует целый ряд принципиальных различий, в том числе:


241
• наличие или отсутствие отношений ведомственной подчиненно- сти (при контроле присутствуют, при надзоре

нет);
• возможность вмешательства в деятельность подконтрольного
(поднадзорного) субъекта (при надзоре такая возможность отсутствует);
• возможность отмены правовых актов и применение мер дисци- плинарной ответственности в ходе осуществления соответствующих процедур (такая возможность характерна для контроля);
• возможность проверки целесообразности и эффективности осу- ществленных мероприятий (также характерна для контрольных проце- дур);
• плановость проверочных мероприятий (также характерна для контроля).
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25