Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 568
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная деятельность в государственном управлении
Виды государственного контроля
В зависимо-
сти от
стадии
управленче-
ского
процесса
Текущий
контроль
Осуществляется в процессе выполне- ния властных предписаний (в ходе ис- полнительно-распорядительной дея- тельности)
Предвари-
тельный
контроль
Необходим в осуществлении контроля на промежуточных стадиях сложных управленческих процессов. В этом смысле контроль будет предваритель- ным для следующей стадии процесса
Последую-
щий
контроль
Осуществляется, соответственно, по окончании выполнения определенных предписаний
По основа-
нию возник-
новения
Государ-
ственный
контроль
Осуществляют специально уполномо- ченные государственные органы, наделенные властными полномочиями
(органы исполнительной власти, суды, прокуратура и др.)
Проводится различными обществен-
242
Обществен-
ный
контроль
ными объединениями, а также отдель- ными гражданами
В зависимо-
сти от
субъекта
контроль-
ной дея-
тельности
Президент-
ский
контроль
• контроль при формировании
Правительства РФ, непосредственно подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, в част- ности Председателя Правительства
РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета
Безопасности и Администрации Пре- зидента РФ, при назначении высшего командования Вооруженных Сил РФ;
• повседневный контроль за дея- тельностью Правительства РФ и феде- ральных органов исполнительной вла- сти (председательствование на заседа- ниях Правительства РФ, непосред- ственное руководство деятельностью ряда федеральных органов исполни- тельной власти);
• контроль за законностью актов органов исполнительной власти (право отмены постановлений и распоряже- ний Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, феде- ральным законам и указам Президента
РФ; право приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта Федерации и т.д.).
•
главное контрольное управле-
ние Президента РФ обеспечивает
243 президентский контроль за деятельно- стью федеральных министерств и иных федеральных органов исполни- тельной власти, контроль за ходом экономических реформ и выполнени- ем государственных программ, кон- троль за использованием государ- ственных средств, выделенных целе- вым назначением, и т.д.
Контроль
органов
законода-
тельной
власти
•
контрольные полномочия Со-
вета Федерации (назначение и отзыв дипломатических представителей Рос- сийской Федерации в иностранных государствах и международных орга- низациях осуществляется Президен- том РФ после консультаций соответ- ствующими комитетами или комисси- ями палат Федерального Собрания.
Совет Федерации утверждает указы
Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайно- го положения. Согласно п. «г» ст. 102
Конституции РФ Совет Федерации решает вопрос о возможности исполь- зования Вооруженных Сил РФ за пре- делами территории Российской Феде- рации);
•
контрольные полномочия Гос-
ударственной Думы (Государствен- ная Дума дает согласие Президенту
РФ на назначение на должность Пред- седателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ;
244 назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека в РФ; выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная
Дума рассматривает также представ- ленный Правительством РФ феде- ральный бюджет и заслушивает отчет о его исполнении)
Контрольные
полномочия
Счетной
палаты
• организация и осуществление кон- троля над своевременным исполнени- ем доходных и расходных статей фе- дерального бюджета и бюджетов вне- бюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• контроль над законностью и свое- временностью движения средств фе- дерального бюджета и средств феде- ральных внебюджетных фондов в
Центральном банке РФ, уполномочен- ных банках и иных финансово- кредитных учреждениях Российской
Федерации;
• определение эффективности и целе- сообразности расходов государствен- ных средств и использования феде- ральной собственности
Контроль
органов
исполни-
тельной
власти
•
контрольные полномочия Прави-
тельства РФ (организует исполнение федеральных законов, указов Прези- дента РФ, международных договоров
Российской Федерации и осуществля-
245 ет систематический контроль за ис- полнением этих актов органами ис- полнительной власти; в случае нару- шений действующего законодатель- ства принимает меры по их устране- нию; вправе отменять акты федераль- ных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие);
•
контрольные полномочия феде-
ральных органов исполнительной
власти (контроль над исполнением органами государственной власти, ор- ганами местного самоуправления, их должностными лицами, юридически- ми лицами и гражданами установлен- ных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; контроль в отно- шении выдачи органами государ- ственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическими лицами и гражданами; регистрация актов, документов, прав, объектов, издание индивидуальных правовых актов)
Судебный
контроль
(сущность су- дебного кон-
•
Контроль Конституционного
Суда РФ (поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном
Суде РФ является обращение (запрос,
246 троля состоит в правовой оценке реше- ний и дей- ствий судов, в выявлении нарушений законности, прав и интере- сов граждан, предприятий, учреждений, организаций, в принятии мер по восстанов- лению нару- шенных прав и интересов, в привлечении виновных к ответственно- сти, в опреде- лении причин и условий, по- рождающих эти наруше- ния)
ходатайство) к нему Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,
Правительства РФ, Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполни- тельной власти субъектов Федерации);
•
контроль судов общей юрис-
дикции РФ (осуществляют контроль над деятельностью органов управле- ния в различных формах. Так, при вы- явлении недостатков в работе этих ор- ганов (в случае рассмотрения кон- кретного дела), которые способство- вали возникновению дел, суды вправе вынести частное определение)
Надзорная деятельность в государственном управлении
Понятие
прокурорского
надзора
Прокурорский надзор
– это форма деятельности ор- ганов прокуратуры по обеспечению законности, вы- явлению, устранению и предупреждению нарушений закона
247
Общий
надзор
• соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполни- тельными органами государственной власти субъек- тов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управле- ния и руководителями коммерческих и некоммерче- ских организаций;
• надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами; соблюдением прав и свобод граждан, юриди- ческих лиц, общественных объединений;
• исполнение законов судебными приставами
Формы
прокурорско-
го надзора
• проверка законности актов соответствующих орга- нов, организаций и их должностных лиц;
• принесение в порядке общего надзора протестов на незаконные акты;
• внесение представлений на предмет устранения нарушений законов, причин и условий, порождающих эти нарушения;
• вынесение постановлений о возбуждении уголовно- го дела или производства по делу об административ- ном правонарушении;
• предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона
Права
прокурора
• по предъявлении служебного удостоверения беспре- пятственно входить на территории и в помещения ор- ганов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нару- шения закона;
248
• требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, мате- риалов, статистических и иных сведений, необходи- мых для выяснения возникших вопросов;
• проведение проверок по поступившим в органы про- куратуры материалам и обращениям, ревизий дея- тельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
• вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов
Административный надзор
Понятие ад-
министратив-
ного надзора
Административный надзор является одним из спо- собов обеспечения законности, под которым следует понимать вид государственной деятельности специ- ально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое исполнение органами исполнительной вла- сти, коммерческими и некоммерческими организа- циями, а также гражданами общеобязательных пра- вил, установленных законодательством Российской
Федерации
Субъекты ад-
министратив-
ного надзора
Федеральные органы исполнительной власти, например Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служ- ба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Надзорными полномо- чиями обладают также Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба
Основная
задача
Обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, т.е.
249
администра-
тивного
надзора
обеспечение законности в управлении. Для выпол- нения стоящих перед ними задач перечисленные субъекты наделяются полномочиями, которые поз- воляют им не только осуществлять надзор, но и воз- действовать в пределах своей компетенции на дея- тельность поднадзорных объектов. Они вправе при- менять различного рода предупредительные и пре- секательные меры по отношению к лицам, нару- шившим те или иные правила или нормы, установ- ленные законодательством Российской Федерации.
В указанных случаях им предоставлены полномочия по приостановлению или прекращению деятельно- сти нарушителей законодательства Российской Фе- дерации. К их полномочиям относится также право возбуждать дела об административных правонару- шениях, рассматривать их и выносить по ним соот- ветствующие решения
250
ЗАКОННОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ЕДИНООБРАЗНОМ ПОНИМАНИИ И
ТОЧНОМ СОБЛЮДЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВСЕМИ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА, ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ,
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ
СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И
ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
УПРАВЛЕНИИ
ОБЖАЛОВАНИЕ
КОНТРОЛЬ
НАДЗОР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА – СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПОВИНОВЕНИЕ
ВСЕХ ГРАЖДАН ПОРЯДКАМ И ПРАВИЛАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ
ГОСУДАРСТВОМ И ЕГО ПОЛНОМОЧНЫМИ ОРГАНАМИ, СТРОГОЕ
СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СОГЛАСОВАННОСТЬ В ДЕЙСТВИЯХ
КОНТРОЛЬ – ЭТО СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ПРОЦЕССА
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА, ЧТОБЫ УСТРАНИТЬ ЕГО ОТКЛОНЕНИЕ
ОТ ЗАДАННЫХ ПАРАМЕТРОВ.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ – СОБЛЮДЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАР-
СТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ,
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРИЗНАКИ КОНТРОЛЯ
ОБЪЕКТОМ КОНТРОЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ КАК ЗАКОННОСТЬ, ТАК И
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛИРУЕМОГО
МЕЖДУ КОНТРОЛИРУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ И ПОДКОНТРОЛЬ-
НЫМ ОБЪЕКТОМ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ СУЩЕСТВУЮТ
ОТНОШЕНИЯ ПОДЧИНЕННОСТИ
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СУБЪЕКТ, КАК ПРАВИЛО, НАДЕЛЯЕТСЯ
ПРАВОМ ОТМЕНЯТЬ РЕШЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМОГО
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СУБЪЕКТ ВПРАВЕ ПРИМЕНЯТЬ МЕРЫ
ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К КОНТРОЛИРУЕМОМУ
ЗА ДОПУЩЕНННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
251
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ЗАСЛУШИВАНИЕ
ПОДКОНТРОЛЬНОГО О
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА
ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ПЛАНОВЫЕ И
ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДКОНТРОЛЬНОГО
СЕРТИФИКАЦИЯ
РЕГИСТРАЦИЯ
И ДРУГИЕ
ВИДЫ КОНТРОЛЯ ПО СУБЪЕКТУ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ПРЕЗИ-
ДЕНТСКИЙ
КОНТРОЛЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЫХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ФОРМИРОВАНИЙ
КОНТРОЛЬ
ОРГАНОВ
ЗАКОНОДА-
ТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
СУДЕБНЫЙ
КОНТРОЛЬ
КОНТРОЛЬ
ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬ-
НОЙ ВЛАСТИ
КОНТРОЛЬ ИНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ (СЧЕТНАЯ
ПАЛАТА, ЦЕНТРАЛЬНАЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
И ДРУГИЕ)
252
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА ИСПОЛНЕ-
НИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ НОРМ,
ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ,
ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ЗАКОНАХ И
ПОДЗАКОННЫХ АКТАХ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА ЕДИНООБРАЗ-
НЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ
РФ И СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ
ВСЕМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА,
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, НЕГО-
СУДАРСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯ-
МИ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНАМИ
ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
НАДЗОР ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОСТОЯННОМ, СИСТЕМАТИЧЕСКОМ НАБЛЮДЕНИИ
СПЕЦИАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
НЕПОДЧИНЕННЫХ ИМ ОРГАНОВ ИЛИ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОННОСТИ. ПРИ ЭТОМ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДНАДЗОРНОГО ОБЪЕКТА
ДАЕТСЯ ТОЛЬКО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, НО НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
ВИДЫ НАДЗОРА
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИ-
ЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕ-
НИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ
НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮ-
ЩИХ НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ
МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРА-
ЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ
ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮ-
ЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАКО-
НОДАТЕЛЬНЫМИ И ИСПОЛНИТЕЛЬ-
НЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ,
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ ВО-
ЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ
КОНТРОЛЯ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ЛИЦАМИ, А ТАКЖЕ ОРГАНАМИ
УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДИТЕЛЯМИ
КОММЕРЧЕСКИХ И
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ
И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ
СЛЕДСТВИЕ
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ
ПРИСТАВАМИ
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И ИСПОЛНИТЕЛЬ-
НЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВ-
ЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ, ИХ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДИТЕ-
ЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, А ТАКЖЕ
ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ИЗДАВАЕМЫХ ИМИ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Виды государственного контроля
В зависимо-
сти от
стадии
управленче-
ского
процесса
Текущий
контроль
Осуществляется в процессе выполне- ния властных предписаний (в ходе ис- полнительно-распорядительной дея- тельности)
Предвари-
тельный
контроль
Необходим в осуществлении контроля на промежуточных стадиях сложных управленческих процессов. В этом смысле контроль будет предваритель- ным для следующей стадии процесса
Последую-
щий
контроль
Осуществляется, соответственно, по окончании выполнения определенных предписаний
По основа-
нию возник-
новения
Государ-
ственный
контроль
Осуществляют специально уполномо- ченные государственные органы, наделенные властными полномочиями
(органы исполнительной власти, суды, прокуратура и др.)
Проводится различными обществен-
242
Обществен-
ный
контроль
ными объединениями, а также отдель- ными гражданами
В зависимо-
сти от
субъекта
контроль-
ной дея-
тельности
Президент-
ский
контроль
• контроль при формировании
Правительства РФ, непосредственно подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, в част- ности Председателя Правительства
РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета
Безопасности и Администрации Пре- зидента РФ, при назначении высшего командования Вооруженных Сил РФ;
• повседневный контроль за дея- тельностью Правительства РФ и феде- ральных органов исполнительной вла- сти (председательствование на заседа- ниях Правительства РФ, непосред- ственное руководство деятельностью ряда федеральных органов исполни- тельной власти);
• контроль за законностью актов органов исполнительной власти (право отмены постановлений и распоряже- ний Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, феде- ральным законам и указам Президента
РФ; право приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта Федерации и т.д.).
•
главное контрольное управле-
ние Президента РФ обеспечивает
243 президентский контроль за деятельно- стью федеральных министерств и иных федеральных органов исполни- тельной власти, контроль за ходом экономических реформ и выполнени- ем государственных программ, кон- троль за использованием государ- ственных средств, выделенных целе- вым назначением, и т.д.
Контроль
органов
законода-
тельной
власти
•
контрольные полномочия Со-
вета Федерации (назначение и отзыв дипломатических представителей Рос- сийской Федерации в иностранных государствах и международных орга- низациях осуществляется Президен- том РФ после консультаций соответ- ствующими комитетами или комисси- ями палат Федерального Собрания.
Совет Федерации утверждает указы
Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайно- го положения. Согласно п. «г» ст. 102
Конституции РФ Совет Федерации решает вопрос о возможности исполь- зования Вооруженных Сил РФ за пре- делами территории Российской Феде- рации);
•
контрольные полномочия Гос-
ударственной Думы (Государствен- ная Дума дает согласие Президенту
РФ на назначение на должность Пред- седателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ;
244 назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и Уполномоченного по правам человека в РФ; выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная
Дума рассматривает также представ- ленный Правительством РФ феде- ральный бюджет и заслушивает отчет о его исполнении)
Контрольные
полномочия
Счетной
палаты
• организация и осуществление кон- троля над своевременным исполнени- ем доходных и расходных статей фе- дерального бюджета и бюджетов вне- бюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• контроль над законностью и свое- временностью движения средств фе- дерального бюджета и средств феде- ральных внебюджетных фондов в
Центральном банке РФ, уполномочен- ных банках и иных финансово- кредитных учреждениях Российской
Федерации;
• определение эффективности и целе- сообразности расходов государствен- ных средств и использования феде- ральной собственности
Контроль
органов
исполни-
тельной
власти
•
контрольные полномочия Прави-
тельства РФ (организует исполнение федеральных законов, указов Прези- дента РФ, международных договоров
Российской Федерации и осуществля-
245 ет систематический контроль за ис- полнением этих актов органами ис- полнительной власти; в случае нару- шений действующего законодатель- ства принимает меры по их устране- нию; вправе отменять акты федераль- ных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие);
•
контрольные полномочия феде-
ральных органов исполнительной
власти (контроль над исполнением органами государственной власти, ор- ганами местного самоуправления, их должностными лицами, юридически- ми лицами и гражданами установлен- ных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; контроль в отно- шении выдачи органами государ- ственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и конкретных действий юридическими лицами и гражданами; регистрация актов, документов, прав, объектов, издание индивидуальных правовых актов)
Судебный
контроль
(сущность су- дебного кон-
•
Контроль Конституционного
Суда РФ (поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном
Суде РФ является обращение (запрос,
246 троля состоит в правовой оценке реше- ний и дей- ствий судов, в выявлении нарушений законности, прав и интере- сов граждан, предприятий, учреждений, организаций, в принятии мер по восстанов- лению нару- шенных прав и интересов, в привлечении виновных к ответственно- сти, в опреде- лении причин и условий, по- рождающих эти наруше- ния)
ходатайство) к нему Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,
Правительства РФ, Верховного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполни- тельной власти субъектов Федерации);
•
контроль судов общей юрис-
дикции РФ (осуществляют контроль над деятельностью органов управле- ния в различных формах. Так, при вы- явлении недостатков в работе этих ор- ганов (в случае рассмотрения кон- кретного дела), которые способство- вали возникновению дел, суды вправе вынести частное определение)
Надзорная деятельность в государственном управлении
Понятие
прокурорского
надзора
Прокурорский надзор
– это форма деятельности ор- ганов прокуратуры по обеспечению законности, вы- явлению, устранению и предупреждению нарушений закона
247
Общий
надзор
• соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполни- тельными органами государственной власти субъек- тов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управле- ния и руководителями коммерческих и некоммерче- ских организаций;
• надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами; соблюдением прав и свобод граждан, юриди- ческих лиц, общественных объединений;
• исполнение законов судебными приставами
Формы
прокурорско-
го надзора
• проверка законности актов соответствующих орга- нов, организаций и их должностных лиц;
• принесение в порядке общего надзора протестов на незаконные акты;
• внесение представлений на предмет устранения нарушений законов, причин и условий, порождающих эти нарушения;
• вынесение постановлений о возбуждении уголовно- го дела или производства по делу об административ- ном правонарушении;
• предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона
Права
прокурора
• по предъявлении служебного удостоверения беспре- пятственно входить на территории и в помещения ор- ганов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нару- шения закона;
248
• требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, мате- риалов, статистических и иных сведений, необходи- мых для выяснения возникших вопросов;
• проведение проверок по поступившим в органы про- куратуры материалам и обращениям, ревизий дея- тельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
• вызов должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов
Административный надзор
Понятие ад-
министратив-
ного надзора
Административный надзор является одним из спо- собов обеспечения законности, под которым следует понимать вид государственной деятельности специ- ально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое исполнение органами исполнительной вла- сти, коммерческими и некоммерческими организа- циями, а также гражданами общеобязательных пра- вил, установленных законодательством Российской
Федерации
Субъекты ад-
министратив-
ного надзора
Федеральные органы исполнительной власти, например Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служ- ба по надзору в сфере связи, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Надзорными полномо- чиями обладают также Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба
Основная
задача
Обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил, т.е.
249
администра-
тивного
надзора
обеспечение законности в управлении. Для выпол- нения стоящих перед ними задач перечисленные субъекты наделяются полномочиями, которые поз- воляют им не только осуществлять надзор, но и воз- действовать в пределах своей компетенции на дея- тельность поднадзорных объектов. Они вправе при- менять различного рода предупредительные и пре- секательные меры по отношению к лицам, нару- шившим те или иные правила или нормы, установ- ленные законодательством Российской Федерации.
В указанных случаях им предоставлены полномочия по приостановлению или прекращению деятельно- сти нарушителей законодательства Российской Фе- дерации. К их полномочиям относится также право возбуждать дела об административных правонару- шениях, рассматривать их и выносить по ним соот- ветствующие решения
250
ЗАКОННОСТЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ЕДИНООБРАЗНОМ ПОНИМАНИИ И
ТОЧНОМ СОБЛЮДЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВСЕМИ
ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА, ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ,
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ И ГРАЖДАНАМИ
СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И
ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
УПРАВЛЕНИИ
ОБЖАЛОВАНИЕ
КОНТРОЛЬ
НАДЗОР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА – СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПОВИНОВЕНИЕ
ВСЕХ ГРАЖДАН ПОРЯДКАМ И ПРАВИЛАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ
ГОСУДАРСТВОМ И ЕГО ПОЛНОМОЧНЫМИ ОРГАНАМИ, СТРОГОЕ
СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СОГЛАСОВАННОСТЬ В ДЕЙСТВИЯХ
КОНТРОЛЬ – ЭТО СИСТЕМА НАБЛЮДЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ПРОЦЕССА
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА, ЧТОБЫ УСТРАНИТЬ ЕГО ОТКЛОНЕНИЕ
ОТ ЗАДАННЫХ ПАРАМЕТРОВ.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ – СОБЛЮДЕНИЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАР-
СТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ,
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРИЗНАКИ КОНТРОЛЯ
ОБЪЕКТОМ КОНТРОЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ КАК ЗАКОННОСТЬ, ТАК И
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛИРУЕМОГО
МЕЖДУ КОНТРОЛИРУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ И ПОДКОНТРОЛЬ-
НЫМ ОБЪЕКТОМ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ СУЩЕСТВУЮТ
ОТНОШЕНИЯ ПОДЧИНЕННОСТИ
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СУБЪЕКТ, КАК ПРАВИЛО, НАДЕЛЯЕТСЯ
ПРАВОМ ОТМЕНЯТЬ РЕШЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМОГО
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ СУБЪЕКТ ВПРАВЕ ПРИМЕНЯТЬ МЕРЫ
ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К КОНТРОЛИРУЕМОМУ
ЗА ДОПУЩЕНННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
251
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ЗАСЛУШИВАНИЕ
ПОДКОНТРОЛЬНОГО О
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА
ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ПЛАНОВЫЕ И
ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОДКОНТРОЛЬНОГО
СЕРТИФИКАЦИЯ
РЕГИСТРАЦИЯ
И ДРУГИЕ
ВИДЫ КОНТРОЛЯ ПО СУБЪЕКТУ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
ПРЕЗИ-
ДЕНТСКИЙ
КОНТРОЛЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНЫХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ФОРМИРОВАНИЙ
КОНТРОЛЬ
ОРГАНОВ
ЗАКОНОДА-
ТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ
СУДЕБНЫЙ
КОНТРОЛЬ
КОНТРОЛЬ
ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬ-
НОЙ ВЛАСТИ
КОНТРОЛЬ ИНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ (СЧЕТНАЯ
ПАЛАТА, ЦЕНТРАЛЬНАЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
И ДРУГИЕ)
252
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА ИСПОЛНЕ-
НИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ НОРМ,
ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛ,
ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ЗАКОНАХ И
ПОДЗАКОННЫХ АКТАХ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА ЕДИНООБРАЗ-
НЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ
РФ И СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОВ
ВСЕМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВА,
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, НЕГО-
СУДАРСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯ-
МИ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНАМИ
ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
НАДЗОР ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПОСТОЯННОМ, СИСТЕМАТИЧЕСКОМ НАБЛЮДЕНИИ
СПЕЦИАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
НЕПОДЧИНЕННЫХ ИМ ОРГАНОВ ИЛИ ЛИЦ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОННОСТИ. ПРИ ЭТОМ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДНАДЗОРНОГО ОБЪЕКТА
ДАЕТСЯ ТОЛЬКО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, НО НЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
ВИДЫ НАДЗОРА
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИ-
ЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕ-
НИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ
НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮ-
ЩИХ НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ
МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРА-
ЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ
ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮ-
ЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И
СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАКО-
НОДАТЕЛЬНЫМИ И ИСПОЛНИТЕЛЬ-
НЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ,
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ ВО-
ЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ
КОНТРОЛЯ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ЛИЦАМИ, А ТАКЖЕ ОРГАНАМИ
УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДИТЕЛЯМИ
КОММЕРЧЕСКИХ И
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ
И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ
СЛЕДСТВИЕ
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ
ПРИСТАВАМИ
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ И ИСПОЛНИТЕЛЬ-
НЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВ-
ЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ, ИХ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДИТЕ-
ЛЯМИ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, А ТАКЖЕ
ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ИЗДАВАЕМЫХ ИМИ ПРАВОВЫХ АКТОВ