Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 567
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
253
ПРАВА ПРОКУРОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ВХОДИТЬ НА
ТЕРРИТОРИИ И В ПОМЕЩЕНИЯ
ПОДНАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ, ИМЕТЬ
ДОСТУП К ИХ ДОКУМЕНТАЦИИ И
МАТЕРИАЛАМ, ПРОВЕРЯТЬ ИС-
ПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ В СВЯЗИ С
ПОСТУПИВШЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ О
ФАКТАХ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА
ТРЕБОВАТЬ УСТРАНЕНИЯ
НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА
ОСВОБОЖДАТЬ ЛИЦ, НЕЗАКОННО
ПОДВЕРГНУТЫХ АДМИНИСТРА-
ТИВНОМУ ЗАДЕРЖАНИЮ НА
ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЙ НЕСУДЕБ-
НЫХ ОРГАНОВ
ОПРОТЕСТОВЫВАТЬ ПРОТИВОРЕ-
ЧАЩИЕ ЗАКОНУ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,
ОБРАЩАТЬСЯ В СУД С ТРЕБОВА-
НИЕМ О ПРИЗНАНИИ ТАКИХ
АКТОВ НЕДЕЙСТВАТЕЛЬНЫМИ
ТРЕБОВАТЬ ОТ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ДО-
КУМЕНТОВ, МАТЕРИАЛОВ, СТАТИСТИЧЕСКИХ И ИНЫХ СВЕДЕНИЙ; ВЫДЕЛЕ-
НИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВЫЯСНЕНИЯ ВОЗНИКШИХ ВОПРОСОВ; ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОВЕРОК ПО ПОСТУПИВШИМ МАТЕРИАЛАМ И ОБРАЩЕНИЯМ, РЕВИЗИЙ ДЕЯ-
ТЕЛЬНОСТИ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ИЛИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ИМ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫЗЫВАТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И
ГРАЖДАН ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЙ ПО
ПОВОДУ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОВ
ВОЗБУЖДАТЬ ПРОИЗВОДСТВО ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВО-
НАРУШЕНИИ, ТРЕБОВАТЬ ПРИ-
ВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ, НАРУШИВШИХ
ЗАКОН, К ИНОЙ ОТВЕТСТВЕННО-
СТИ, ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ О НЕДО-
ПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗА-
КОНА
ФОРМЫ РЕАГИРОВАНИЯ ПРОКУРОРА
НА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ЗАКОННОСТИ
ПРОТЕСТ ПРИНОСИТСЯ НА ПРОТИ-
ВОРЕЧАЩИЙ ЗАКОНУ ПРАВОВОЙ
АКТ В ОРГАН ИЛИ ДОЛЖНОСТНОМУ
ЛИЦУ, КОТОРЫЕ ИЗДАЛИ ЭТОТ АКТ,
ЛИБО В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН ИЛИ
ВЫШЕСТОЯЩЕМУ ДОЛЖНОСТНОМУ
ЛИЦУ, ЛИБО В СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРА-
ТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ВНО-
СТИТСЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПРИ-
ЗНАКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ
НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА ВНОСИТСЯ В
ОРГАН ИЛИ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ,
КОТОРЫЕ ПОЛНОМОЧНЫ
УСТРАНИТЬ ДОПУЩЕННЫЕ
НАРУШЕНИЯ, И ПОДЛЕЖИТ
БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНОМУ
РАССМОТРЕНИЮ
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ О НЕДОПУСТИМО-
СТИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА
НАПРАВЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОСТНЫМ
ЛИЦАМ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ, А ПРИ
НАЛИЧИИ СВЕДЕНИЙ О ГОТОВЯЩИХСЯ
ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЯХ, СОДЕР-
ЖАЩИХ ПРИЗНАКИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РУКОВОДИТЕЛЯМ
ОБЩЕСТВЕННЫХ (РЕЛИГИОЗНЫХ)
ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИНЫМ ЛИЦАМ
254
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 25
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
ОБЩИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
НАДЗОР
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ОТНОШЕ-
НИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА
ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ИМИ
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВ-
НЫЙ НАДЗОР
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ
ОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ (ГРАЖ-
ДАН, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ЮРИДИ-
ЧЕСКИХ ЛИЦ) ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ИМИ
КОНКРЕТНЫХ ПРАВИЛ (НАПРИМЕР,
ПРИОБРЕТЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ)
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР
СОСТОИТ В НАБЛЮДЕНИИ ПОЛИЦИЕЙ ЗА ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕ-
ГОРИЕЙ ГРАЖДАН, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВО-
БОДЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ СУДОМ УСТА-
НОВЛЕНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
РАЗНОВИДНОСТИ ОБЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
НАДЗОР ЗА
БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ
НАДЗОР
НАДЗОР В СФЕРЕ
ОКАЗАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА
НАДЗОР В СФЕРЕ
СТРОИТЕЛЬСТВА
ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР
НАДЗОР В СФЕРЕ
ТОРГОВЛИ
И ДРУГИЕ ВИДЫ НАДЗОРА
ПРИРОДООХРАННЫЙ НАДЗОР
АТОМНЫЙ НАДЗОР
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ
НАДЗОР
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ НАДЗОР
255
Понятие и особенности разрешительной системы
и разрешительного производства
Разрешительная система
Понятие
разреши-
тельной
системы
Разрешительная система
– это урегулированная пра- вом совокупность общественных отношений субъек- тов административной власти с гражданами и орга- низациями, возникающих в связи с выдачей разре- шений на занятие определенными видами деятель- ности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной дея- тельности
Цель
разреши-
тельной
системы
Обеспечение безопасности граждан, общества, госу- дарства (объяснение данного феномена: некоторые виды общественно полезной деятельности (управле- ние автомобилями, производство оружия и т. д.), ес- ли они осуществляются непрофессионально, без со- блюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу)
Элементы
разреши-
тельной
системы
1) наличие относительного запрета. Он может быть прямо или косвенно закреплен правовой нормой.
Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения на это;
2) деятельность по выдаче разрешений, осуществля- емая субъектами функциональной власти в отноше- нии граждан, организаций, организационно им не подчиненных;
3) надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей дея- тельности;
4) применение принудительных мер для прекраще- ния нарушений правил, условий разрешенной дея-
256 тельности и привлечение виновных к юридической ответственности
Разрешительное производство
Понятие раз-
решительно-
го производ-
ства
Разрешительное производство представляет собой видпроизводства, в рамках которого устанавливается порядок осуществления конкретных разрешительных процедур (предоставление разрешения, проведение предварительных контрольных мероприятий, приме- нение оперативных санкций к невластному субъекту разрешительных правоотношений и т.п.)
Стадии
разреши-
тельного
производства
– предварительная (возбуждение разрешительного дела);
– принятие решения;
– исполнение решения;
– надзор за соблюдением лицами, получившими раз- решение, установленных требований и условий
Разрешительная деятельность
Понятие
разреши-
тельной
деятельно-
сти
Разрешительная деятельность – это урегулирован- ный административно-правовыми нормами комплекс действий наделенных публично-властными полномо- чиями субъектов по предоставлению разрешений и надзору за соблюдением правил разрешенной дея- тельности (действий)
Субъекты
разреши-
тельной
деятельно-
сти
Субъекты разрешительной деятельности – это органы, организации и должностные лица, наделен- ные публично-властными полномочиями по предо- ставлению разрешений, надзору за соблюдением пра- вил разрешенной деятельности (действий)
257
Виды субъек-
тов разре-
шительной
деятельно-
сти
•
по принадлежности к аппарату государства, вы-
полняющему его функции:
– органы государства,
– негосударственные органы;
•
по характеру полномочий, осуществляемых в рам-
ках разрешительной системы (их направленности):
– органы, непосредственно предоставляющие разре- шения,
– органы, осуществляющие надзор за соблюдением правил разрешенной деятельности (действий);
•
по результату разрешительной деятельности (ее
завершенности):
– органы, предоставляющие собственно разрешения,
– органы, предоставляющие промежуточные разре- шения
Понятие
формы
разреши-
тельной дея-
тельности
Формы разрешительной деятельности – это однород- ный по своему характеру и правовым последствиям комплекс действий наделенных публично-властными полномочиями субъектов по предоставлению разре- шений и надзору за соблюдением правил разрешен- ной деятельности (действий)
Наиболее
распростра-
нённые фор-
мы разреши-
тельной дея-
тельности
• лицензирование;
• предоставление разрешения (специального разре- шения);
• сертификация;
• предоставление допуска;
• аттестация;
• аккредитация;
• квотирование;
• регистрация;
• предоставление иных видов разрешений (включение в реестр, предоставление права, удостоверение,
258 паспорт и т.п.)
Основной (и наиболее детально регламентирован-
ной) формой разрешительной деятельности в
настоящее время является ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ПОНЯТИЯ
(из Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011г. № 99-ФЗ)
ПОНЯТИЯ
(из Федераль-
ного закона
«О лицензи-
ровании от-
дельных ви-
дов деятель-
ности» от
04.05.2011 г.
№ 99-ФЗ)
Лицензирование – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицен- зий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий преду- смотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возоб- новлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицен- зий, формированию государственного информацион- ного ресурса, а также по предоставлению в установ- ленном порядке информации по вопросам лицензиро- вания
Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивиду- альным предпринимателем конкретного вида дея- тельности (выполнения работ, оказания услуг, состав- ляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензиру- ющим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставле- нии лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа
Лицензируемый вид деятельности – это вид дея- тельности, на осуществление которого на территории
Российской Федерации и на иных территориях, над
259 которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством
Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии
Лицензирующие органы – это уполномоченные фе- деральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осу- ществления полномочий Российской Федерации в об- ласти лицензирования органам государственной вла- сти субъектов Российской Федерации органы испол- нительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование
Соискатель лицензии – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставле- нии лицензии.
Лицензиат – это юридическое лицо или индивиду- альный предприниматель, имеющие лицензию
Реестр лицензий – этосовокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении докумен- тов, подтверждающих наличие лицензий, приоста- новлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий
Виды дея-
тельности,
лицензируе-
мые в особом
порядке
(специальны-
ми норма-
тивными
правовыми
актами)
• деятельность кредитных организаций;
• деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
• деятельность в области производства и оборота эти- лового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• деятельность в области связи;
• биржевая деятельность;
• деятельность в области таможенного дела;
• нотариальная деятельность;
260
• страховая деятельность;
• деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• осуществление внешнеэкономических операций;
• осуществление международных автомобильных пе- ревозок грузов и пассажиров;
• приобретение оружия и патронов к нему;
• использование результатов интеллектуальной дея- тельности;
• использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного ве- щания и радиовещания (в том числе вещания допол- нительной информации);
• использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и жи- вотного мира;
• деятельность, работы и услуги в области использо- вания атомной энергии;
• образовательная деятельность
Принципы
осуществле-
ния
лицензирова-
ния
• установление единства экономического простран- ства на территории Российской Федерации;
• установление единого перечня лицензируемых ви- дов деятельности;
• установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
• установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности при осуществлении лицен- зирования
261
Полномочия
лицензирую-
щих органов
1) предоставление лицензии;
2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
3) приостановление действия лицензий;
4) аннулирование лицензий;
5) ведение реестра лицензий;
6) контроль за соблюдением лицензиатами при осу- ществлении лицензируемых видов деятельности со- ответствующих лицензионных требований и условий
Документы,
представляе-
мые соиска-
телем лицен-
зии в лицен-
зирующий
орган для
получения
лицензии
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) копии учредительных документов и копия свиде- тельства о государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица – для юридического ли- ца;
3) копия свидетельства о постановке соискателя ли- цензии на учет в налоговом органе;
4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заяв- ления о предоставлении лицензии;
5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Контрольные полномочия лицензирующих органов:
1) запрашивать у лицензиата необходимые обеспече- ния и документы при проведении проверок;
2) составлять на основании результатов проверок ак- ты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
3) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений;
4) выносить предупреждение лицензиату