Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

262
ВИДЫ ЛИЦЕНЗИЙ
по
классификационным
признакам
Основание для
разрешения на
использование
лицензии
Объем прав на
использование
лицензии
Характер объекта
который передаётся
по лицензионному
соглашению
Добровольная
лицензия
Принудительная
лицензия
Обычная
лицензия
Полная
лицензия
Исключительная
лицензия
Безпатентная
лицензия
Патентная
лицензия

263
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ
достоверные
сведения
положи-
тельный
недостоверные
С
сведения
отрицательный
Соискатель
лицензии
(лицензиат)
Направление документов и заявления в лицензиру- ющий орган
Проверка достовер- ности с ведений
Регистрация заявления о предоставлении лицензии
Регистрация заявления о переоформле- нии лицензии
Лицензиру-
ющий орган
Приём заяв- ления, проверка его соответствия и полноты комплекта документов
Проверка соответствия заявления и полноты комплекта документов
(соответ- ствует/не со- ответствует)
Вручение лицензиату лицензии или направ- ление ему лицензии почтовой связью
Оформление возможности
(невозможности) выполнения лицензионных требований
Проверка возможности выполнения лицензион- ных требований
Внесение информации в реестр лицензий
Подписание приказа о предоставлении
(переоформлении) лицензии
Оформление лицензии
Вручение или направление уведомления об отказе в предоставлении
(переоформле- нии) лицензии
Подписание уведом- ления об отказе в предоставлении лицензии
Подписание уведомления об отказе в переоформлении лицензии
Подписание приказа об отказе в предоставлении лицензии
Подписание приказа об отказе в переоформлении лицензии
Уведомление о необходимости устранения нарушений

264
Надзор за соблюдением правил и условий
разрешенной деятельности
Понятие
Под надзором за соблюдением правил и условий
разрешенной деятельности понимаетсясистема мер, осуществляемых лицензирующими органами, госу- дарственными надзорными и контрольными органами в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении деятельности соответствующих ли- цензионных требований и условий
Права лицен-
зирующих
органов при
осуществле-
нии надзора
• проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требовани- ям и условиям;
• запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;
• составлять по результатам проверок акты (протоко- лы) с указанием конкретных нарушений;
• выносить решения, обязывающие лицензиата устра- нить выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;
• выносить предупреждение лицензиату;
• осуществлять иные предусмотренные законодатель- ством Российской Федерации полномочия
Меры
пресечения,
применяемые
при выявле-
нии
нарушений
лицензион-
ных
требований
и условий

приостановление действия лицензии (производится лицензирующим органом в случае выявления неодно- кратных нарушений или грубого нарушения лицензи- атом лицензионных требований и условий)

аннулирование лицензии (производится судом на ос- новании заявления лицензирующего органа, если в установленный срок лицензиат не устранил выявлен- ные нарушения лицензионных требований и условий)


265
Понятие и признаки специальных
административно-правовых режимов
Понятие админи-
стративно-
правового режима
Под
специальным
административно-
правовым режимом понимается «определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизован- ным порядком, императивным методом юриди- ческого воздействия»
Объект админи-
стративно-
правового режима
Совокупность общественных отношений в сфе- ре государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно- правового режима
Средства обеспе-
чения админи-
стративно-
правовых режимов
Совокупность средств, приемов, основанных на нормах административного права, при помощи которых реализуется административно- правовой режим
Цели введения
административно-
правовых режимов
1) нейтрализация внутренних и внешних угроз охраняемым интересам личности, общества, государства;
2) нормализация обстановки, создание необхо- димых условий для функционирования субъек- тов исполнительной власти;
3) реализация прав и законных интересов физи- ческих и юридических лиц
Признаки
административно-
правовых
режимов
• устанавливаются в сфере публичного управле- ния, в сфере деятельности органов исполни- тельной власти;
• регламентируются в основном нормами адми- нистративного права;
• закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, обществен-

266 ных объединений, предприятий и учреждений;
• вводятся дополнительные ограничения, возла- гаются дополнительные обязанности;
• широко применяются административные ме- тоды воздействия;
• вводится дополнительный контроль за соблю- дением правил поведения гражданами и юриди- ческими лицами, а также государственной ад- министрацией;
• нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государствен- ного принуждения
Виды административно-правовых режимов
По степени
принадлежности
режимов к
обеспечению
национальной
безопасности
(по предмету
регулирования)
• режимы обеспечения безопасности государ- ства (военного положения, чрезвычайного по- ложения, чрезвычайной ситуации, государ- ственной тайны, Государственной границы, по- граничного режима, режима въезда в Россий- скую Федерацию и др.);
• режимы обеспечения безопасности государ- ства и общественного порядка (пребывание ино- странных граждан на территории Российской
Федерации);
• режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного ору- жия, взрывчатых и ядовитых веществ, радиоак- тивных изотопов, наркотических веществ – раз- решительные режимы; паспортно-визовый ре- жим);
• административно-правовые режимы, направ- ленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим и др.);


267
• комплексные административно-правовые ре- жимы (в условиях массовых беспорядков, эпи- демии, эпизоотии, стихийных бедствий, техно- генных процессов, военной угрозы и др.)
В зависимости от
субъекта
установления
• федеральные режимы (устанавливаемые, регу- лируемые федеральными органами государ- ственной власти),
• региональные режимы (устанавливаемые, ре- гулируемые органами государственной власти субъектов РФ),
• местные (муниципальные) режимы (устанав- ливаемые, регулируемые органами местного са- моуправления)
По времени
действия
• постоянные (действуют непрерывно),
• временные (действуют при наступлении опре- деленных юридических фактов)
В зависимости
от объекта –
носителя режима
• территориальные режимы (карантина, эпиде- мии, чрезвычайного положения, военного поло- жения, исключительной экономической зоны и др.),
• объектные режимы (режим лесовосстанови- тельных полос, режим придорожных полос фе- деральных автомобильных дорог, режим изоля- торов временного содержания и др.),
• режимы обращения с предметами, представ- ляющими повышенную общественную опас- ность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государ- ственной тайны, паспортно-визовый режим),
• функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим КТО и др.)

268
В зависимости от
юридических
свойств
• ординарные,
• экстраординарные
Специальные
администра-
тивно-правовые
режимы
КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
по подведомственности
по объекту-
носителю
по предмету
регулирования
в зависимости
от юридических свойств
- федеральные
- региональные
- местные
- территориальные;
- объектовые;
- режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имею- щими важное государственное значение;
- функциональные
- режимы обеспе- чения безопасности государства;
- режимы обеспе- чения обществен- ного порядка;
- комплексные
- ординарные;
- экстраординарные

269
Организация управления в особых условиях введения
некоторых специальных административно-правовых режимов
Организация управления в условиях чрезвычайной ситуации
природного и техногенного характера
Понятие
чрезвычайной
ситуации
Под чрезвычайной ситуациейпонимается обста- новка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явле- ния, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой че- ловеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные ма- териальные потери и нарушение условий жизне- деятельности людей (ФЗ № 68-ФЗ от 11 ноября
1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген- ного характера»)
Органы
управления
в условиях
чрезвычайной
ситуации
1 Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная си- стема, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по за- щите населения и территорий от чрезвычайных ситуа- ций. (Постановлением Правительства РФ от 30 декаб- ря 2003 г. № 794 утверждено специальное Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Им определяют- ся принципы построения, состав сил и средств, поря- док выполнения задач и порядок взаимодействия ос- новных структур, а также регулируются основные во- просы функционирования единой государственной си- стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧМС)).


270 2 Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции, осуществляе- мой в обычных условиях.
3 Министерство по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед-
ствий стихийных бедствий Российской Федерации
(МЧС России) является федеральным органом испол- нительной власти, осуществляющим функции по вы- работке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, атакже по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных си- туаций природного и техногенного характера, обеспе- чения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Методическое руководство, ко- ординация и контроль за подготовкой населения воз- ложены на МЧС России.
4 В составе или при органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления созда- ется орган, призванный специально решать задачи в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, пожарной безопасности
Условия и
порядок
введения
чрезвычайной
ситуации
Вводится Президентом РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законодательством РФ, на всей территории РФ или в отдельных ее местностях.
Он может принимать решение о привлечении к ликви- дации чрезвычайных ситуаций Вооруженные Силы
РФ, другие войска и воинские формирования

271
Организация управления в условиях чрезвычайного положения
Понятие
чрезвычайного
положения
Чрезвычайное положение
– это вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях осо- бый правовой режим деятельности органов государ- ственной власти и местного самоуправления, органи- заций, их должностных лиц, общественных объеди- нений, допускающий установленные данным Зако- ном отдельные ограничения прав и свобод граждан
РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
(ФКЗ от 30 мая 2001 г.№ 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»)
Основания
введения
чрезвычайного
положения
Обстоятельства введения чрезвычайного положения подразделяются на две группы: а) обстоятельства, создаваемые преднамеренными действиями людей: попытки насильственного измене- ния конституционного строя РФ, захвата или присвое- ния власти, вооруженный мятеж, массовые беспоряд- ки и др.; б) обстоятельства, возникающие из событий в резуль- тате непреднамеренных действий (деятельности) лю- дей: чрезвычайные ситуации природного, техногенно- го характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в ре- зультате аварий, опасных природных явлений, ката- строф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (мо- гущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и наруше- ние условий жизнедеятельности населения и требую- щие проведения масштабных аварийно-спасательных


272 и других неотложных работ
Особенности
оснований
введения
чрезвычайного
положения
Чрезвычайное положение вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представляют собой непосредственную угрозу жизни или безопасности граждан или консти- туционному строю РФ, устранение которых невоз- можно без применения чрезвычайных мер
Условия и
порядок
введения
чрезвычайного
положения
1 Вводит
Президент страны при обстоятельствах, предусмотренных Федеральным Конституционным
Законом «О чрезвычайном положении», с незамедли- тельным сообщением об этом
Совету Федера- ции и
Государственной Думе
. Чрезвычайное положе- ние вводится указом Президента РФ
на всей террито- рии Российской Федерации сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не более 60 суток с правом их продления новым указом Президента.
2 Указ Президента о введении чрезвычайного положе- ния должен быть одобрен Советом Федерации «в воз- можно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа. Указ, не утверждённый Советом
Федерации, автоматически утрачивает свою силу по истечении трёх суток с момента его обнародования.
3 Указ должен содержать «исчерпывающий перечень временных прав и свобод граждан Россий- ской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений»
Органы
управления
в условиях
чрезвычайного
положения
1 Обеспечивают режим чрезвычайного положения в основном органы внутренних дел и уголовно- исправительной системы, федеральные органы без- опасности и внутренние войска. В исключительных случаях допускается привлечение Вооружённых Сил
Российской Федерации, других войск, воинских фор-

273 мирований и органов.
2 На территории Президентом РФ могут создаваться особые формы управления: а) комендант, назначаемый Президентом РФ для осу- ществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения на территории. Для этого комендант наделяется значи- тельным объемом административных полномочий. Он руководит комендатурой территории, действующей на основании положения, утверждаемого Президентом
РФ. Комендант руководит объединенным оператив- ным штабом, который может быть создан Президен- том РФ для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. В состав штаба входят представители органов, обеспе- чивающих этот режим; б) особое управление территорией. Оно вводится пу- тем создания:
- временного специального органа управления терри- торией;
- федерального органа управления территорией
Меры и
временные
ограничения,
применяемые
в условиях
чрезвычайного
положения
1 Меры и ограничения, которые могут применяться независимо от обстоятельства, вызвавшего введение чрезвычайного положения (полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов испол- нительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления, установление ограничении передвижения по территории, введение особого режима въезда на территорию и выезда с нее и др.).
2 Дополнительные меры и ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения в зависимо-