Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 570
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
274 сти от группы обстоятельств введения: а) к первой группе: введение комендантского часа, ограничение свободы печати и др.; б) ко второй группе: временное отселение жителей в безопасные районы; введение карантина; проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и др. мероприятий
Организация управления в условиях военного положения
Понятие военного
положения
Военное положение определяется как особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с
Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии (ФКЗ от 30 января 2002 г.
№ 1-ФКЗ «О военном положении»)
Основания
введения
военного
положения
Агрессия против РФ или ее непосредственная угроза
Условия и порядок
введения военного
положения
1 Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится Президентом России, пу- тём подписания Указа.
2 Президент России должен немедленно сооб- щить о введении военного положения
Совету
Федерации Федерального Собрания и
Государ- ственной Думе
3 Указом Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:
- обстоятельства
, послужившие основанием для введения военного положения;
275
- дата и время
, с которого вступает в силу;
- границы территории, на которой вводит- ся военное положение.
4 Указ о введении военного положения должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению
, а также немедленно официально опубликован.
5 Указ Президента о введении военного положе- ния незамедлительно передается на утверждение
Совета Федерации.
6 Совет Федерации должен в течение 48 часов с момента получения указа рассмотреть его для утверждения. В случае форс-мажорных обстоя- тельств в условиях, в которых Совет Федерации не может быть привлечен в свое время, этот во- прос может быть рассмотрен позже
Органы
управления
в условиях
военного
положения
1 Президент РФ руководит организацией обес- печения режима военного положения; обеспечи- вает согласованное функционирование и взаимо- действие органов государственной власти в целях его обеспечения; контролирует применение мер по его обеспечению; определяет меры по его обеспечению, применяемые органами исполни- тельной власти и органами военного управления; определяет задачи и устанавливает порядок при- влечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспече- ния режима военного положения; определяет по- рядок прохождения военной службы в этот пери- од и т.д.
2 Совет Федерации рассматривает принятые Гос- ударственной Думой федеральные законы по во- просам обеспечения режима военного положе-
276 ния, а Государственная Дума принимает феде- ральные законы по этим вопросам и т. д.
3 Правительство РФ руководит в пределах своей компетенции деятельностью органов исполни- тельной власти и организаций по обеспечению военного положения; организует разработку и обеспечивает применение мер, направленных на производство продукции для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специ- альных формирований и для нужд населения; ор- ганизует работу по обеспечению потребностей государства материально-техническими, трудо- выми и другими ресурсами, организует разработ- ку военно-хозяйственного плана и т. д.
4 Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия, во-первых, за пределами специальных мер, подлежащих при- менению на территориях, на которых введено во- енное положение: организуют производство про- дукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооружен- ных Сил РФ, других войск, воинских формирова- ний и органов, специальных формирований и для нужд населения; снабжение населения продо- вольственными и непродовольственными това- рами и медицинское обслуживание; регулируют деятельность организаций промышленности, тор- говли, общественного питания, бытового обслу- живания и коммунального хозяйства и т. д.; во- вторых, полномочия по реализации мер, которые могут применяться на территории, на которой введено военное положение. Однако полномочия
277 данной группы указанные органы могут осу- ществлять лишь на основании указов Президента
РФ. К ним, в частности, относятся полномочия по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объек- тов, обеспечивающих жизнедеятельность населе- ния; организация эвакуации объектов хозяй- ственного, социального и культурного назначе- ния; изъятие в соответствии с федеральным зако- ном транспортных средств и другого имущества у организаций и граждан; установление ограни- чения движения транспортных средств и порядка их осмотра и т. д.
5 Аналогичные полномочия на подведомственной территории осуществляют органы исполнитель- ной власти субъектов РФ.
6 На территории, на которой введено военное по- ложение, могут создаваться на военное время специальные формирования сцелью осуществле- ния мер по организации производства (выполне- ния работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов
Меры и временные
ограничения,
применяемые
в условиях
военного
положения
1 Как на территории, на которой введено военное положение, так и на других территориях в период военного положения могут применяться меры, связанные с введением ограничений на осу- ществление экономической и финансовой дея- тельности, оборот имущества, свободное пере- мещение товаров, услуг и финансовых средств, режим трудовой деятельности и т. д.
2 Могут быть временно изменены форма соб-
278 ственности организаций, порядок и условия про- цедур банкротства; режим трудовой деятельно- сти.
3 На территории, на которой введено военное по- ложение, референдумы и выборы в органы госу- дарственной власти и органы местного само- управления не проводятся.
4 На территории, на которой оно введено, могут быть существенно ограничены:
- личные права и свободы граждан: на пере- движение, время пребывания в общественных местах, расширение основания для личного до- смотра и т.д.;
- политические права и свободы граждан: за- прещение публичных акций, в том числе прове- дение забастовок, приостановление деятельности общественных, религиозных объединений, если она подрывает в условиях военного положения оборону и безопасность РФ, и т. д.;
- имущественные права граждан: у них может изыматься имущество, необходимое для нужд обороны с последующей выплатой государством его стоимости.
5 На граждан и организации могут быть возложе- ны дополнительные обязанности в виде их при- влечения к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противни- ком оружия и др., введения особого режима ра- боты объектов, обеспечивающих функциониро- вание коммуникаций (транспорта, связи, энерге- тики) и др.
6 Организации в период действия военного по- ложения обязаны предоставлять для нужд оборо-
279 ны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой стоимости этого иму- щества; выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности РФ в соот- ветствии с заключенными договорами (контрак- тами).
7 Права организаций и их должностных лиц мо- гут быть ограничены в той мере, в которой это необходимо для обеспечения обороны и безопас- ности РФ. На территории, на которой действует военное положение, они обязаны выполнять тре- бования органов исполнительной власти и воен- ного управления, обеспечивающих его режим
280
Полномочия государственных органов, предприятий и учреждений
при применении мер административного принуждения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основные
положения
Органами государственной власти и органами местно- го самоуправления, а также организациями, в полно- мочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводится комплекс мероприятий, направленных на защиту интересов граждан, общества и государства от угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Специальные
положения
Президент РФ
• вносит на рассмотрение Совета Без- опасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа- ций, а также по вопросам преодоления их последствий;
• вводит на всей территории Россий- ской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
• принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооружен- ных Сил РФ, других войск и воин- ских формирований
Правительство
РФ
Обладает полномочиями по осу- ществлению контроля над процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком ис- пользования радиоактивных и других опасных веществ, соблюдением при этом необходимых мер безопасности
281
МЧС РФ
Осуществляет руководство работами по ликвидации аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ко- ординацию деятельности органов ис- полнительной власти и местного са- моуправления, предприятий, учре- ждений и организаций по преодоле- нию последствий радиационных ава- рий и катастроф, контроль над осу- ществлением различных мероприя- тий в этой области
Предприятия,
организации,
учреждения
• проводят мероприятия по повыше- нию устойчивости функционирова- ния организаций и жизнедеятельно- сти работников организаций в чрез- вычайных ситуациях;
• создают и поддерживают в посто- янной готовности локальные систе- мы оповещения о чрезвычайных си- туациях;
• обеспечивают организацию и про- ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подве- домственных объектах производ- ственного и социального назначения и на прилегающих к ним территори- ях;
• предоставляют в установленном порядке информацию в области за- щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• исполняют обязанности по декла- рированию безопасности промыш-
282 ленных объектов, деятельность кото- рых связана с повышенной опасно- стью производства
Применение мер административного принуждения
в условиях чрезвычайного положения
Общие
положения
- режим чрезвычайного положения вводится ука- зом Президента РФ;
- на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, где установлен режим чрезвычайного положения, может устанавливаться особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного само- управления, организаций, должностных лиц;
- введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности населения и защиты конституционного строя;
- чрезвычайное положение вводится с целью ско- рейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи
Условия
введения
режима
чрезвычайного
положения
• попытка насильственного изменения конституци- онного строя Российской Федерации;
• захват или присвоение власти;
• вооруженный мятеж;
• массовые беспорядки;
• террористические акты;
• блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей;
• подготовка и деятельность незаконных вооружен- ных формирований
283
Меры
Пресечения
в условиях
чрезвычайного
положения
• установление ограничений на свободу передвиже- ния по территории, на которой введено чрезвычай- ное положение;
• особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на данную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
• ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
• запрещение или ограничение проведения собра- ний, митингов и демонстраций, шествий и пикети- рования и других массовых мероприятий;
• ограничение движения транспортных средств;
• осуществление досмотра транспортных средств;
• осуществление проверки документов, личный до- смотр, досмотр вещей и транспортных средств;
• введение комендантского часа
Полномочия
органов
исполнительной
власти в
условиях
чрезвычайного
положения
• приостановление деятельности политических пар- тий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послу- живших основанием для введения чрезвычайного положения;
• выдворение в установленном порядке лиц, нару- шивших режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы;
• введение карантина, проведение санитарно- противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий
284
Применение мер административного принуждения
в условиях военного положения
Правовая основа
применения особых
мер администра-
тивного
принуждения
в условиях военного
положения
1 Конституция РФ (ст. 87). В случае агрессии против Российской Федерации или непосред- ственной угрозы агрессии Президент РФ вво- дит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Со- вету Федерации в Государственной Думе.
2 Федеральный конституционный закон от
30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном поло-
жении» (с изм. и доп.). Согласно Закону в условиях военного положения устанавливается особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государствен- ных органов, органов местного самоуправле- ния и организаций, вводятся отдельные огра- ничения прав и свобод
Цели применения
особых мер админи-
стративного
принуждения в
условиях военного
положения
• защита населения и организаций от опасно- стей, возникающих при введении военных дей- ствий или вследствие этих действий;
• осуществление территориальной обороны в целях защиты населения, объектов и коммуни- каций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или тер- рористических актов, а также введение и под- держание режимов чрезвычайного положения и военного времени
Ограничение прав и
свобод в условиях
военного положения
В условиях военного положения федеральны- ми законами и иными нормативными право- выми актами в целях производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) для госу- дарственных нужд, обеспечения Вооруженных