Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 571
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
285
Сил РФ, других войск, воинских формирова- ний и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотре- ны меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имуще- ства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, пе- редачу, производство и распространение ин- формации. Временно изменяется форма соб- ственности организаций порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой дея- тельности и установлены особенности финан- сового, налогового, таможенного и банковско- го регулирования (например, возможность вве- дения трудовой повинности для военных це- лей, предоставление транспорта для нужд обо- роны не только государственными органами, органами местного самоуправления и органи- зациями, но и гражданами)
286
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 25
Тема 6. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Понятие, виды и особенности административно-правовых методов
Понятие админи-
стративно-
правовых методов
Административно-правовые методы
–
϶ᴛᴏ
способы реализации задач и функций исполни- тельной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления
Цель админи-
стративно-
правовых методов
Обеспечение государственного управления, управленческой деятельности субъектов госу- дарственного управления
Особенности ад-
министративно-
правовых методов
• применяются органами исполнительной власти и связаны с существованием соответствующей ветви государственной власти;
• отражают характер связи, взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом гос- ударственного управления, а также характер применяемых в отношении объекта управления правомочий властного субъекта административ- ного права;
• являются средством осуществления субъекта- ми государственного управления их компетен- ции;
• подбираются в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта управления, ситуации и других подобного рода существен- ных обстоятельств;
• имеют организующее предназначение, упоря- дочивая происходящие в системе управления
287 процессы;
• зависят часто от субъективных факторов, в том числе политического характера;
• методам государственного управления присущ динамизм;
• неразрывно связаны с формами государствен- ного управления, поскольку зачастую сама фор- ма определяет применяемый метод управления, и наоборот, необходимость применения опреде- ленного метода диктует необходимость исполь- зования конкретной формы
ПО ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
МЕТОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:
1 МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО УБЕЖДЕНИЯ
2 МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Классификация административно-правовых методов
По форме
выражения
Правовые
Посредством правовых норм регулируют внеш- нее управление обще- ственными отношениями
Организационные Осуществляют внутрен- нюю организацию си- стемы
По администра-
тивно-правовым
признакам
Нормативные
Действуют посредством правовых норм на не- определенный круг субъектов
Индивидуальные Определяют правоотно- шения определенного круга субъектов
По управляющему
воздействию
Императивные
Действуют на основе норм права, имеющих
288 императивный характер
Уполномочивающие Предоставляют возмож- ность управляемому субъекту действовать в пределах возможных полномочий
Поощрительно-
рекомендательные
Направлены на то, чтобы посредством примене- ния этих норм создать заинтересованность управляемого субъекта на определенные дей- ствия
По форме решения
Общие
Применяемые в равной степени ко всем субъек- там административного права
Коллегиальные
Применяемые на основе совместного решения ряда представителей властных субъектов ад- министративного права
Единоначальные Осуществляются на ос- нове единолично приня- того решения
По форме
воздействия
Идеологического
воздействия
Связаны с использова- нием различного рода призывов, лозунгов, по- литических программ, социальных концепций и других идеологических средств группового воз- действия
289
Психологического
воздействия
Различные организаци- онно-психологические средства создают усло- вия психологической предрасположенности к труду, проявлению со- циальной активности и выполнению каких-либо гражданских обязанно- стей
Экономического
воздействия
Воздействуют посред- ством экономических норм стимулирования
Организационно-
властного воздей-
ствия
Уполномоченные госу- дарственные органы властными действиями воздействуют на опреде- ленные общественные отношения
По
направленности
Личные
К ним относится, например, администра- тивный арест за органи- зацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, де- монстрации, шествия или пикетирования в непосредственной бли- зости от территории ядерной установки, ра- диационного источника или пункта хранения ядерных материалов или
290 радиоактивных веществ, а также активное уча- стие в таких акциях, ес- ли это осложнило вы- полнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды
Организационные К ним относится, например, закрытие участка автомобильных дорог на время проведе- ния ремонтных работ, приостановление дея- тельности организации в случае нарушения ими правил пожарной без- опасности
Имущественные
К ним относится, в част- ности, наложение на ви- новное лицо админи- стративного наказания в виде штрафа, конфиска- ции
291
Понятие и меры административного убеждения
Понятие админи-
стративного
убеждения
Убеждение
– это метод административного воздействия, направленный на поведение лю- дей, при котором те или иные действия совер- шаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно
Меры администра-
тивного убеждения
Стимулирующие
Экономические меры сти- мулирования применяются в основном в отношении субъектов хозяйственного оборота (юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей) и могут
ВИДЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ
МЕТОДОВ
по управ- ляющему воздей- ствию по форме выраже- ния по адми- нистратив- но- правовым признакам по форме решения по форме воздей- ствия по направ- ленно- сти организа- ционные правовые императивные нормативные индивидуальные императивные уполномо- чивающие поощрительно- рекомендательные е
диноначальные коллегиальные общие идеологи- ческого воздей- ствия экономи- ческого воздей- ствия организационно- властного воздействия личные организационные имущественные
292 проявляться в виде уста- новления налоговых и фи- нансовых льгот; квотиро- вания; льготного кредито- вания; введения льготных режимов осуществления тех или иных видов дея- тельности
Стимулирование органи-
зационного характера за- ключается, в частности, в облегчении процедуры прохождения определен- ных бюрократических процедур для стимулиру- емого объекта, во введе- нии упрощенной процеду- ры бухгалтерской и нало- говой отчетности, в предъ- явлении менее строгих требований к структуре, порядку деятельности, в организации работы орга- низации
Социальное стимулирова-
ние основано на создании системы льгот, обеспечи- вающих поддержание надлежащего жизненного уровня социально неза- щищенных слоев общества
293
Поощрительное стимули-
рование основано на ад- ресном выделении того или иного лица в связи с осуществляемой им дея- тельностью, совершением конкретного социально положительного поступка
Воспитательные Применение таких мер установлено ст. 5 Феде- рального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстре- мистской деятельности».
Уголовно-исполнительный кодекс РФ устанавливает, что в исправительных учреждениях осуществля- ется нравственное, право- вое, трудовое, физическое и иное воспитание осуж- денных к лишению свобо- ды, способствующее их исправлению.
Воспита- тельная работа с осужден- ными организуется диф- ференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказа- ния, условий содержания в индивидуальных, группо- вых и массовых формах на основе психолого-педаго- гических методов
294
Разъяснительные Заключаются в проведе- нии митингов, организа- ции инструктажей, пуб- личных выступлений и ин- тервью высших должност- ных лиц государства, в выпуске листовок, ре- кламных материалов (в том числе так называемой социальной рекламы на телевидении), а также в манипулировании
(бе- зусловно, недопустимого) средствами массовой ин- формации.
Собственно разъяснительные меры направлены в той или иной степени на создание обще- ственного мнения по кон- кретному вопросу соци- альной действительности
Понятие, сущность и характерные черты
административного принуждения
Понятие админи-
стративного
принуждения
Административное принуждение
– это особый вид государственного принуждения, метод правового регулирования в сфере государ- ственного управления, основанный на нормах административного права и применяемый уполномоченными субъектами в целях обеспе- чения общественного порядка и общественной безопасности
Сущность админи-
стративного
Всем мерам административного принуждения присущ властно-принудительный характер, по-
295
принуждения
скольку принудительное воздействие исполни- тельными органами (должностными лицами) во всех случаях осуществляется независимо от воли субъекта, будь то правонарушение или иные запреты, не связанные с противоправны- ми действиями (например, таможенный до- смотр или ограничения в условиях чрезвычай- ного положения). Меры административного принуждения применяются как крайнее сред- ство для обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, когда ме- ры убеждения не принесли желаемого резуль- тата. Указанные меры применяются для того, чтобы заставить субъекта совершить те или иные действия либо воздержаться от их совер- шения
Характерные
черты админи-
стративного
принуждения
1 Применяются преимущественно исполни- тельными органами (должностными лицами), причем только теми, которым предоставлены такие полномочия. Указанные полномочия свя- заны в основном с осуществлением исполни- тельными органами (должностными лицами) правоохранительных функций в сфере госу- дарственного управления.
2 Административным законодательством Рос- сийской Федерации предусмотрено также при- менение отдельных мер административного принуждения и судебными органами, напри- мер, в случае наложения наиболее строгих ад- министративных наказаний.
3 Административное принуждение основано на законе, применяется исключительно в случаях и порядке, предусмотренных нормами админи-
296 стративного права, не связано с отношениями служебной подчиненности между субъектом, использующим такие меры, и объектом, в от- ношении которых они применяются, отличает- ся простотой и оперативностью реагирования с целью предупреждения и пресечения противо- правных действий.
4 Меры административного принуждения при- меняются не только в отношении граждан Рос- сийской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, но и в отношении к юри- дическим лицам. Последние несут ответствен- ность в более крупных размерах, чем физиче- ские лица. Так, за нарушение общеобязатель- ных правил в области налогового и таможен- ного, бюджетного законодательства, законода- тельства о рекламе и предпринимательской де- ятельности на них налагаются крупные разме- ры штрафных санкций
Признаки админи-
стративного
принуждения
• является принуждением, основанным на за- коне, т.е. применяется исключительно в случа- ях и порядке, предусмотренных нормами ад- министративного права;
• осуществляется только уполномоченными на то должностными лицами;
• характеризуется преимущественно внесудеб- ным порядком применения;
• не связано с отношениями служебной подчи- ненности (в отличие от дисциплинарного при- нуждения);
• отличается оперативностью, а также процес- суальной простотой применения;
• применяется в отношении физических и юри-