Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

297 дических лиц;
• основанием для применения административ- ного принуждения является не только совер- шение правонарушения, но и возникновение особых административно-правовых ситуаций, допускающих превентивное принудительное воздействие на субъекты права.
Классификация мер административного принуждения
Административно-
предупредительные
меры
Отличаются от про- чих мер админи- стративного при- нуждения тем, что применяются до наступления небла- гоприятных послед- ствий чьего-то асо- циального или анти- социального пове- дения, т.е. в отно- шении заведомо за- конопослушных субъектов админи- стративного права
(физических и юри- дических лиц). Их цель – предотвра- щение вольного или невольного причи- нения вреда жиз- ненно важным об- щественным инте- ресам со стороны различных субъек- тов
ВИДЫ:
• карантин;
• принудительный осмотр и досмотр бага- жа;
• реквизиция грузов;
• медицинское освиде- тельствование;
• ревизии, проверки;
• регистрационные и ли- цензионные процедуры

298
Административно-
пресекательные
меры
(меры админи-
стративно-
правового
пресечения)
Направлены на пре- кращение противо- правного поведения
(поведения, харак- теризующегося внешними призна- ками противоправ- ности).
Пресека- тельные меры могут быть применены в отношении неви- новного лица (если оно является недее- способным или при- знается невиновным по другим основа- ниям), а также в от- ношении поведения, фактически не со- держащего состава правонарушения
(например, в случае погони под прикры- тием)
ВИДЫ:
• меры, применяемые непосредственно к лич- ности правонарушителя
(требование прекратить правонарушение, задер- жание, доставление в служебное помещение);
• меры имущественного характера (изъятие ору- жия, снос самовольно возведенных строений);
• меры технического ха- рактера
(запрещение эксплуатации неисправ- ного транспортного средства, приостановле- ние работы вследствие нарушения правил тех- ники безопасности);
• меры финансового ха- рактера (сокращение фи- нансирования, прекра- щение кредитования);
• меры медико- санитарного характера
(прекращение работы предприятия вследствие несоблюдение санитар- ных норм и правил);
• меры, связанные с осу- ществлением лицензион- но-разрешительной си-

299 стемы (отказ в выдаче водительского удостове- рения, праве ношения оружия, приостановле- ние действия лицензии);
• меры специального и исключительного назна- чения (применение фи- зической силы, специ- альных средств и огне- стрельного оружия при- менение)
Административно-
восстановительные
меры
Имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восста- новление положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения. Чаще всего это меры материального характера. Так, бюд- жетное учреждение, нецелевым образом ис- пользовавшее бюджетные средства, выделен- ные ему по смете доходов и расходов бюджет- ного учреждения, обязано вернуть израсходо- ванные таким образом средства в бюджет.
К восстановительным мерам административно- го принуждения относятся также снос само- вольно возведенного строения или сооружения, выселение из самовольно занятого жилого по- мещения, изъятие незаконно полученного и по- добные меры.
Своеобразной мерой восстановительного ха- рактера является также взыскание недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством. Следует иметь в виду, что взыскиваемая в этом случае пеня, относимая


300 некоторыми специалистами к числу восстано- вительных мер, на деле является мерой налого- вой ответственности
Юридическая ответственность
Понятие
юридической
ответственности
Под юридической ответственностьюв теории права понимают возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпе- вать соответствующие лишения и неблагоприят- ные последствия за совершенное правонаруше- ние, за нарушение требований, которые содер- жатся в нормах права
Меры
юридической
ответственности
Меры юридической ответственности приме- няются в административном праве к лицам, при- знанным в установленном порядке виновными в совершении деяний, содержащих признаки со- ставов правонарушений
Виды
юридической
ответственности
• дисциплинарная ответственность;
• гражданско-правовая ответственность (в том числе материальная ответственность);
• административная ответственность;
• уголовная ответственность
Дисциплинарная ответственность применяется в рамках служеб- ных отношений, возникающих внутри системы государственного управления, и не связана с властным волеизъявлением субъекта госу- дарственного управления в отношении объекта управления
Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и органи- заций
Материальная ответственность является разновидностью граж- данско-правовой ответственности и применяется на общих основани- ях о возмещении ущерба, за исключением случаев, связанных со слу-

301 жебными отношениями, когда материальная ответственность приме- няется по правилам трудового права
Уголовная ответственность – наиболее жесткая мера государ- ственного воздействия, применяемая в судебном порядке к лицу ви- новному в совершении преступления
Административная ответственность
Понятие
административной
ответственности
Административная ответственность
– это реализация предусмотренных административ- ным правом санкций, осуществляемых посред- ством применения уполномоченными субъек- тами государственного управления различных видов административных наказаний в отноше- нии правонарушителей (физических и юриди- ческих лиц)
Сущность
административной
ответственности
Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государствен- ным органом (должностным лицом) админи- стративного наказания (административного штрафа, административного ареста и т.д.) к ли- цу, совершившему административное правона- рушение
Признаки
административной
ответственности
1) основанием административной ответствен- ности является административное правонару- шение, а иногда вообще неправомерное деяние;
2) она состоит в применении к субъектам адми- нистративных взысканий, является карательной ответственностью, ибо в КоАП России сказано:
«административное взыскание является мерой ответственности». Поскольку административ- ные проступки менее вредны, чем преступле- ния, административные взыскания менее суро- вы, чем уголовные наказания;


302 3) к административной ответственности при- влекают органы, которым такое право предо- ставлено законом. Все они являются субъекта- ми функциональной власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие ор- ганы исполнительной власти;
4) к ней привлекаются индивидуальные субъек- ты (граждане, должностные лица, индивиду- альные предприниматели) и юридические лица;
5) существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отлича- ется сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономично- сти, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;
6) она урегулирована нормами административ- ного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, адми- нистративных взысканий и органов, уполномо- ченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу администра- тивной ответственности
Цели
административной
ответственности
- защита правопорядка;
- воспитание граждан в духе уважения к закону;
- восстановление социальной справедливости;
- предупреждение совершения новых правона- рушений
Общая задача
Задачи института административной ответ- ственности в общем виде сформулированы в

303
административной
ответственности
Кодексе РФ об административных правонару- шениях в виде задач законодательства об адми- нистративных правонарушениях. Преобладают задачи охранительного характера, направлен- ные на обеспечение существующего порядка общественной жизнедеятельности силами за- щитного механизма. Должны осуществляться и другие функции, связанные с выполнением за- дачи предупреждения административных пра- вонарушений. В основном это воспитательное воздействие на правонарушителей (особенно несовершеннолетних), заключающееся в де- монстрации неизбежности наказания за нега- тивное поведение
Основные задачи
административной
ответственности
• защита личности;
• охрана прав и свобод человека и гражданина;
• охрана здоровья граждан и санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
• защита общественной нравственности;
• охрана окружающей среды;
• охрана установленного порядка осуществле- ния государственной власти;
• охрана общественного порядка и обществен- ной безопасности;
• охрана собственности;
• защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонару- шений;
• предупреждение административных правона- рушений
Функции
Штрафная
(карательная)
Состоит в том, что адми- нистративная ответствен-


304
административной
ответственности
ность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством пре- дупреждения совершения новых правонарушений как самим правонаруши- телем (частная превен- ция), так и иными субъек- тами права (общая пре- венция)
Воспитательная
Состоит в целенаправ- ленном воздействии на сознание субъектов права для формирования поло- жительного отношения к праву
Компенсационная Состоит в восстановлении имущественного положе- ния субъектов права, нарушенного в результате совершенного правона- рушения
Основные
принципы
административной
ответственности
Принцип
законности
Лицо, привлекаемое к ад- министративной ответ- ственности, не может быть подвергнуто адми- нистративному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном пра- вонарушении иначе как на основаниях и в поряд-

305 ке, установленных зако- ном. Применение упол- номоченными на то орга- ном или должностным лицом административно- го наказания и мер обес- печения производства по делу об административ- ном правонарушении в связи с административ- ным правонарушением осуществляется в преде- лах компетенции указан- ных органа или долж- ностного лица в соответ- ствии с законом
Принцип
индивидуализации
ответственности
в процессе привлечения к административной ответ- ственности необходимо исследовать весь ком- плекс факторов, опреде- ленных законодатель- ством, избегая шаблонов и стереотипов); принцип ответственности субъекта права лишь за свои проступки (к адми- нистративной ответствен- ности привлекается субъ- ект, совершивший адми- нистративное правонару- шение)

306
Принцип
ответственности
только
за виновные
деяния
Субъект подлежит адми- нистративной ответствен- ности только за те адми- нистративные правона- рушения, по которым бу- дет доказана его вина, от- ветственность без вины недопустима
Принцип
справедливости
Состоит в том, что нака- зание должно быть сораз- мерно содеянному
Принцип
целесообразности
Предполагает соответ- ствие избираемой меры административно- правового воздействия целям административной ответственности
Принцип
гуманизма
Применение мер ответ- ственности не должно унижать человеческое до- стоинство, честь и другие естественные права и сво- боды граждан
Принцип
презумпции
невиновности
Лицо подлежит админи- стративной ответственно- сти только за те админи- стративные правонаруше- ния, в отношении кото- рых установлена его вина.
Лицо, в отношении кото- рого ведется производ- ство по делу об админи- стративном правонару-


307 шении, считается неви- новным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступив- шим в законную силу по- становлением судьи, ор- гана, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к админи- стративной ответственно- сти, не обязано доказывать свою невиновность. Не- устранимые сомнения в виновности лица, привле- каемого к административ- ной ответственности, тол- куются в пользу этого лица
Принцип
своевременности
Состоит в том, что ответ- ственность за админи- стративное правонаруше- ние должна наступать максимально быстро
Основания
административной
ответственности
Нормативное
основание
административной
ответственности
Система юридических норм, определяющих ос- нования и порядок реали- зации административной ответственности
Фактическое
основание
административной
ответственности
Совершение лицом дея- ния, содержащего при- знаки состава админи- стративного правонару- шения

308
Процессуальное
основание
административной
ответственности
Вынесение в установлен- ном порядке уполномо- ченным субъектом поста- новления (решения) о привлечении к админи- стративной ответственно- сти

309
ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ОТВЕТСТВННОСТЬ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ФЗ
И ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ
РФ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
СУБЪЕКТАМИ АДМИНИ-
СТРАТИВНОЙ ОТВЕТ-
СТВЕННОСТИ МОГУТ
БЫТЬ КАК ФИЗИЧЕСКИЕ,
ТАК И ЮРИДИЧЕСКИЕ
ЛИЦА
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПРИМЕНЯЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ
С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМ
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ПРЕДУСМОТРЕНЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
НАКАЗАНИЯ
ОСНОВАНИЕМ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВННОСТИ
ЯВЛЯЕТСЯ АДМИНИ-
СТРАТИВНОЕ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
НАКАЗАНИЯ НЕ ВЛЕЧЕТ
СУДИМОСТИ И УВОЛЬНЕНИЯ
С РАБОТЫ. ЛИЦО, К КОТОРОМУ
ОНО ПРИМЕНЕНО, СЧИТАЕТСЯ
ИМЕЮЩИМ АДМИНИСТРАТИВНОЕ
НАКАЗАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ
УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
НАКАЗАНИЯ
ПРИМЕНЯЮТСЯ
ШИРОКИМ КРУГОМ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ
ОРГАНОВ И
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
НАКАЗАНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ
ОРГАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ
ЛИЦАМИ НА НЕ ПОДЧИНЕННЫХ
ИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ, КОТОРАЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В ПРИМЕНЕНИИ
УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ ИЛИ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ
АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ К ЛИЦУ, СОВЕРШИВШЕМУ
ПРАВОНАРУШЕНИЕ