Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 573

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

310
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   25

Тема 7. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Понятие и признаки административного правонарушения
Понятие адми-
нистративного
правонарушения
Административное правонарушение
– это про- тивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом РФ об административных правонару- шениях или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
Признаки адми-
нистративного
правонарушения
Конкретное
действие
Действие Лицо делает то, что запрещено за- коном, например, совершает мелкое хищение, курит или разжигает ко- стер в тех местах, где это запреще- но. Всякий, кто нарушает данный запрет, совершает административное правонарушение и может быть при- влечен к админи- стративной ответ- ственности
Бездей-
ствие
К бездействию относятся такие противоправные действия, как не- исполнение роди- телями или иными

311 законными пред- ставителями несо- вершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несо- вершеннолетних.
К ним можно так- же отнести несо- блюдение эколо- гических и сани- тарно- эпидемиологиче- ских требований при обращении с отходами произ- водства и потреб- ления или иными опасными веще- ствами, уклонение от исполнения требований до- ступности для ин- валидов объектов инженерной, транспортной и социальной ин- фраструктур и другие действия.
Подобное поведе- ние (бездействие) является, несо- мненно, правона-

312 рушением и под- лежит админи- стративной ответ- ственности. Без- действие выража- ется в том, что субъект админи- стративного права не выполняет нормы, правила, требования, кото- рые он обязан ис- полнить
Противоправ-
ность
Являясь одним из признаков административного правона- рушения, выражается в нару- шении установленных обще- обязательных правил, норм, требований, порядка и т.д. При этом противоправное действие или бездействие считается оконченным с момента его со- вершения и не связывается с его вредными последствиями.
Это означает, что для привле- чения лица к административ- ной ответственности достаточ- но самого факта совершения того или иного запрещенного законом действия — наруше- ния правил или их невыполне- ния
Общественная Все противоправные деяния

313
опасность
причиняют в той или иной сте- пени ущерб или иной вред правам и законным интересам граждан, общества и государ- ства. Однако данный признак присущ исключительно пре- ступным деяниям. Именно по этому признаку они отличают- ся от административных пра- вонарушений. Кроме того, за- конодатель при определении понятия
«административное правонарушение» не называет общественную опасность в числе признаков администра- тивного правонарушения
Виновность
лица
Для того чтобы с уверенно- стью утверждать, что физиче- ское или юридическое лицо совершило административное правонарушение, необходимо установить виновность его действий. Вина — это психи- ческое отношение правонару- шителя к совершенному дея- нию и его последствиям. При отсутствии вины привлечение к административной ответ- ственности недопустимо. Вина в административном праве может выражаться в умыш- ленных действиях или дей- ствиях, совершенных по не-


314 осторожности. Только умыш- ленно могут совершаться мел- кое хулиганство, мелкое хище- ние, сокрытие страхового слу- чая. Примером неосторожных действий могут считаться не- которые случаи нарушения са- нитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, нарушение правил паспортно- го режима (утеря паспорта) и т.д. Наличие вины
– обяза- тельный признак администра- тивного правонарушения
Наказуемость Выражается в том, что за кон- кретное действие либо бездей- ствие, признанное администра- тивным правонарушением, предусмотрена администра- тивная ответственность в виде соответствующих мер наказа- ния (например, невыполнение правил ведения судовых доку- ментов влечет наложение ад- министративного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда)
Состав административного правонарушения
Понятие админи-
стративного право-
нарушения
Под юридическим составом администра-
тивного правонарушения понимается сово- купность закрепленных нормативными право- выми актами объективных и субъективных

315 признаков, наличие которых дает основание признать совершенное деяние административ- ным правонарушением
Особенности адми-
нистративного
правонарушения
Следует отличать совокупность признаков ад- министративного правонарушения и его со- став. При наличии всех признаков какого-либо деяния состав административного правонару- шения может отсутствовать, что не позволяет привлечь к административной ответственно- сти. Например, совершение административно- го правонарушения лицом, не достигшим
16-летнего возраста, означает совершение им правонарушения. Однако такое лицо не подле- жит административной ответственности, по- скольку отсутствует состав административного правонарушения. Субъектом правонарушения может быть физическое лицо, достигшее 16- летнего возраста.
Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией противоправного действия или бездействия и привлечением к административной ответственности. При от- сутствии состава административного правона- рушения дело об административном правона- рушении не может быть начато, а начатое — подлежит прекращению.
Состав
административного
правонарушения

объект правонарушения;

объективная сторона правонарушения;

субъект правонарушения;

субъективная сторона правонарушения
Объект административного правонарушения
Понятие объекта
административного
Объект правонарушения
– это общественные отношения, урегулированные нормами права и


316
правонарушения
охраняемые мерами административной ответ- ственности
Виды объектов
административного
правонарушения

общий объект – это общественные отноше- ния, охраняемые правом.

родовой объект – группа однородных обще- ственных отношений, на которые посягает правонарушитель. В трудовом праве это, напри- мер, дисциплина труда, в семейном праве – порядок и условия заключения брака. Родовой объект правонарушения конкретизирует общий объект посягательства, указывая на определен- ные группы общественных отношений, под- вергшихся нарушению.

непосредственный объект – это конкретные блага, личность, ее здоровье, честь и т. д., на которые посягает правонарушитель. Любое правонарушение посягает одновременно на общий, родовой и непосредственный объект
Направленность
объекта
административного
правонарушения
1 Часть правонарушений направлена против порядка управления: неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военно- служащего либо сотрудника органов уголовно- исполнительной системы, невыполнение ли- цом, освобожденным из мест отбывания лише- ния свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом в соответствии с феде- ральным законом, неисполнение военно- транспортных мобилизационных обязанностей.
2 Другие правонарушения наносят ущерб соб- ственности: мелкое хищение, самовольная до- быча янтаря, нарушение правил пользования жилыми помещениями.
3 Третьи направлены против порядка в области

317 финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: нецелевое использование бюджетных средств, незаконные сделки с ценными бума- гами, непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
4 Четвертые посягают на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: сокрытие источника заражения
ВИЧ- инфекцией, венерической болезнью и контак- тов, создающих опасность заражения, потреб- ление наркотических средств или психотроп- ных веществ без назначения врача, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спирт- ных напитков.
5 Пятые направлены против общественного порядка и общественной безопасности: мелкое хулиганство, незаконные изготовление, прода- жа или передача пневматического оружия, блокирование транспортных коммуникаций
Объективная сторона административного правонарушения
Понятие объ-
ективной
стороны
Объективная сторона правонарушения
это внеш- нее проявление противоправного деяния.
Объективная сторона правонарушения – это все те элементы деяния, которые характеризуют правонару- шение как определенный акт внешнего поведения лица.
Объективная сторона правонарушения – это кон- кретное противоправное действие (бездействие), за- прещенное нормами права
Состав
объективной
стороны
• деяние – отдельный поведенческий акт, находя- щийся под контролем сознания и воли субъекта;
• причиненный им вред, который делает это деяние общественно опасным;


318
• причинную связь между деянием и наступившим социальным ущербом
Содержание
объективной
стороны
Повторность
Означает совершение одним и тем же лицом однородного пра- вонарушения, если за соверше- ние первого административного правонарушения лицо уже под- вергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок привлечения его к административной ответствен- ности
Неоднократность Признается совершение двух и более однородных правонаруше- ний, предусмотренных конкрет- ной статьей Кодекса РФ об адми- нистративных правонарушениях
Злостность
Правонарушение, проявляющееся в явном нежелании подчиняться неоднократно предъявляемым за- конным требованиям уполномо- ченного должностного лица
Систематичность Правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (бо- лее трех нарушений), причем в какой-либо одной сфере, одними и теми же субъектами
Длительность
Административное правонару- шение, которое проявляется в длительном невыполнении тре- бований правовой нормы в виде действия или бездействия

319
Субъект административного правонарушения
Понятие субъекта
административного
правонарушения
Субъектом административного правонару-
шенияпризнается лицо (физическое или юри- дическое), совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административ- ной деликтоспособностью)
Особенности
административного
правонарушения
1 Общим субъектом административной ответ- ственности являются лица, совершившие ад- министративные правонарушения, которые до- стигли 16-летнего возраста.
2 Субъекты административной ответственно- сти должны быть вменяемыми, т.е. способны- ми по состоянию своего психического здоро- вья осознавать фактический характер и проти- воправность своих действий (бездействия) или руководить ими.
3 Невменяемые лица, которые в силу хрониче- ского или временного психического расстрой- ства или иного болезненного состояния не могли осознавать характер своих действий
(бездействия), не являются субъектами адми- нистративной ответственности и не могут быть к ней привлечены. В каждом отдельном случае вопрос о вменяемости физического лица реша- ется экспертами-психологами, которые уста- навливают наличие и характер болезненного расстройства психики лица или отсутствие та- кового и уведомляют о результатах проведен- ной экспертизы орган, уполномоченный рас- сматривать дела об административных право- нарушениях
Виды
Специальные
Должностные лица, родите-