Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

320
административного
правонарушения
субъекты
ли несовершеннолетних де- тей, иностранные граждане, не пользующиеся диплома- тическим иммунитетом, и лица без гражданства, нахо- дящиеся на территории Рос- сийской Федерации
Особые
субъекты
Военнослужащие и иные лица, на которых распро- страняется действие дисци- плинарных уставов. К таким лицам относятся также со- трудники органов внутрен- них дел, органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов и др.
За некоторые нарушения, например за нарушение пра- вил режима Государствен- ной границы Российской
Федерации, пограничного режима, правил дорожного движения, требований по- жарной безопасности вне места службы, правил охо- ты, рыболовства, они несут административную ответ- ственность на общих осно- ваниях
Должностные
лица
Лица, постоянно, временно или по специальному пол- номочию осуществляющие функции представителя вла-

321 сти, т.е. наделенные в уста- новленном законом порядке распорядительными полно- мочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организаци- онно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного само- управления, государствен- ных и муниципальных орга- низациях
Организации
Юридические лица, под ко- торыми понимается органи- зация, имеющая в собствен- ности, хозяйственном веде- нии или оперативном управ- лении обособленное имуще- ство, отвечает по своим обя- зательствам этим имуще- ством, может от своего име- ни приобретать и осуществ- лять имущественные и лич- ные неимущественные пра- ва, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическими лицами яв- ляются коммерческие и не- коммерческие организации

322
Субъективная сторона административного правонарушения
Понятие
субъективной
стороны адми-
нистративного
правонаруше-
ния
Субъективная сторона административного пра-
вонарушения
– это психическое отношение субъ- екта к противоправному действию (бездействию) и его последствиям
Признаки
субъективной
стороны
правонаруше-
ния
Вина Умысел
Прямой
Субъект адми- нистративного правонаруше- ния сознает противоправ- ный характер своего поведе- ния, предвидит вредные по- следствия и желает их наступления
Косвен-
ный
Субъект адми- нистративного правонаруше- ния сознатель- но допускает наступление вредных по- следствий или относится к ним безраз- лично
Неосторож-
ность
Легко-
мыслие
Лицо предви- дело возмож- ность наступ-


323 ления вредных последствий своего поведе- ния, но без до- статочных к тому основа- ний самонаде- янно рассчи- тывало на предотвраще- ние таких по- следствий
Небреж-
ность
Лицо не пред- видело воз- можности наступления вредных об- стоятельств, хотя должно было и могло их предвидеть
Мо-
тив
Мотив
– это причина, побуждающая ви- новного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребно- стей
Цель Цель
– это предполагаемый результат, к которому стремится виновный, совершая административное правонарушение
Эмо-
ции
Эмоции
– это испытываемые человеком пе- реживания по поводу собственного состоя- ния, совершаемого деяния или событий окружающей действительности

324
Отличия административных правонарушений
от иных видов правонарушений
Отличие от
преступления
Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью об- щественной опасности. Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступле- ния и административного проступка, является ха- рактер их противоправности и наказуемости. Пре- ступление
– это деяние, запрещенное УК, за со- вершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение
– деяние, предусмотренное нормами администра- тивного права (КоАП)
Отличие от
дисциплинар-
ных проступков
Дисциплинарные проступки посягают на внутрен- ний трудовой распорядок, установленный в кон- кретной организации, учреждении, предприятии.
Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взыс- каний. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушени- ем, и дисциплинарным проступком. При этом ли- цо, совершившее его, привлекается и к админи- стративной, и к дисциплинарной ответственности
(появление работника при исполнении служебных обязанностей в пьяном виде, оскорбляющем чело- веческое достоинство и общественную нравствен- ность в общественном месте)
Отличие от
гражданско-
правовых
деликтов
Гражданско-правовой деликт –
это нарушение субъ- ективных прав лица (физического и юридического), которое носит имущественный характер. Админи- стративное правонарушение имеет более широкий

325
(проступков)
характер и может нарушать не только имуществен- ные интересы, но и другие виды общественных от- ношений: общественный порядок, порядок управле- ния и т.д. Совершение гражданско-правового делик- та влечет ответственность, предусмотренную нор- мами гражданского права (неустойка, пеня). Эта от- ветственность носит обычно имущественный харак- тер
Общая характеристика Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
(КоАП РФ
от 30.12.2001 № 195-ФЗ
)
Состав
КоАП РФ
(состоит из пяти разделов, включающих в себя 32 главы, которые содержат более
600 статей)

Раздел I. Общие положения – рассматривает об- щие положения, задачи и принципы законодатель- ства об административных правонарушениях, ад- министративное правонарушение и администра- тивную ответственность, устанавливает систему административных наказаний и порядок их назна- чения.

Раздел II. Особенная часть – предусматривает со- ставы административных правонарушений, за ко- торые наступает административная ответствен- ность, объединенные в 17 глав. Первоначально
Особенная часть Кодекса включала 402 статьи. В ходе совершенствования законодательства количе- ство статей выросло на 84, и 14 утратили силу.

Раздел III. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об админи- стративных правонарушениях – предоставляет пол- номочия судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об админи- стративных правонарушениях. Такое право перво- начально было предоставлено в ст. 61 гл. 23 КоАП
РФ. Затем в эту главу было включено дополнитель-


326 но 16 статей, и 9 утратили силу. В настоящее время право рассмотрения дел об административных пра- вонарушениях предоставлено судьям, органам и должностным лицам в 68 статьях Кодекса. Долж- ностные лица, уполномоченные составлять прото- колы об административных правонарушениях, пе- речислены более чем в 95 пунктах ст. 28.3 КоАП
РФ (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Раздел IV. Производство по делам об админи- стративных правонарушениях
– посвящен произ- водству по делам об административных правона- рушениях и включает 7 глав: общие положения; участники производства по делам об администра- тивных правонарушениях, их права и обязанности; предмет доказывания, доказательства, оценка дока- зательств; применение мер обеспечения производ- ства по делам об административных правонаруше- ниях; возбуждение дела об административном пра- вонарушении; пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении.

Раздел V. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях – преду- сматривает исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях и включает
2 главы: общие положения и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
Статья 1.1 КоАП РФ закрепляет, что законодательство об администра- тивных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимае- мых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, то есть основным источником законодательства об административной от- ветственности является только закон.

327
Общая характеристика Закона Курганской области
об административных правонарушениях (от 20.11.1995г. №25)
Состав Закона
Курганской области
об администра-
тивных правона-
рушениях
(состоит из трёх глав, которые содержат более
30 статей)

Глава I. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВО-
НАРУШЕНИЯ – предусматривает составы ад- министративных правонарушений, за которые наступает административная ответственность

Глава II. ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ
РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИ-
СТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
– предоставляет полномочия органам, должност- ным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях

Глава III. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ АД-
МИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЙ НА ТЕР-
РИТОРИЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗО-
ВАНИЙ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАС-
СМОТРЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВ-
НЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ – определяет правовой статус, правовые основы деятельно- сти и финансовое обеспечение деятельности административных комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях


328
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ – ЭТО ПРОТИВОПРАВНОЕ,
ВИНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА, ЗА КОТОРОЕ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ИЛИ ЗАКОНАМИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ УСТАНОВЛЕНА
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ПРОТИВОПРАВНОСТЬ
ВИНОВНОСТЬ
НАКАЗУЕМОСТЬ
СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРВОНАРУШЕНИЯ
ОБЪЕКТ
ОБЪЕКТИВНАЯ
СТОРОНА
СУБЪЕКТ
СУБЪЕКТИВНАЯ
СТОРОНА
ОБЩИЙ
РОДОВОЙ
НЕПОСРЕД-
СТВЕННЫЙ
ВЫРАЖАЕТСЯ
В ФОРМЕ
ДЕЙСТВИЯ
БЕЗДЕЙСТВИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЕ
ЛИЦА
ФИЗИЧЕСКИЕ
ЛИЦА
ВИНА
В ФОРМЕ
УМЫСЛА
НЕОСТОРОЖ-
НОСТИ
ОБЩИЙ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ
ОСОБЫЙ

329
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

Тема 8. ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ
НАКАЗАНИЙ
Понятие, цели и особенности административных наказаний
Понятие
административного
наказания
Административное наказание
– это установ- ленная государством мера ответственности за совершение административного правонаруше- ния, которая применяется в целях предупре- ждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами
Цели
административных
наказаний
Общее
предупреждение
Наказание конкретному ли- цу назначается для того, чтобы другие люди воздер- живались от совершения противоправных действий.
Указанная цель в равной степени относится как к фи- зическим, так и к юридиче- ским лицам, которые пред- ставляют собой коллектив из таких же физических лиц, но внутренне органи- зованных как единое целое.
В связи с этим общее пре- дупреждение носит явно воспитательный характер
Специальное
предупреждение
Виновный в совершении административного право- нарушения, претерпевая определенные негативные последствия своего поступ- ка в связи с назначением ему соответствующего

330 наказания, в будущем будет остерегаться подобных по- ступков
Особенности
административных
наказаний
Суть наказания

кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совер- шения новых правонарушений. Наказание яв- ляется санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписа- ния указанной нормы. Административное наказание, применяемое к физическому лицу, не должно иметь целью унижение человече- ского достоинства и причинение человеку фи- зических страданий. Административное нака- зание, применяемое к юридическому лицу, не должно мешать его деловой репутации. Со- держание административного наказания со- ставляют определенные принудительные ме- роприятия, состоящие, как правило, в обреме- нении виновного дополнительными обязанно- стями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответ- ственности

331
Система и виды административных наказаний
Система адми-
нистративных
наказаний
• определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях;
• включает в себя различные по характеру, тяжести и последствиям меры, позволяющие учесть при назначении наказания личность нарушителя, его имущественное положение, значимость обществен- ных отношений, которые являются объектом пра- вонарушения, обстоятельства совершения деяния, степень вредности правонарушения;
• административные наказания применяются ко всем физическим лицам;
• в отношении юридических лиц законодательством
Российской Федерации предусмотрены ограниче- ния в выборе административных наказаний, кото- рые могут быть применены к ним. Чаще всего за совершение административных правонарушений применяется административный штраф, значитель- но реже

предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административ- ного правонарушения и конфискация орудия со- вершения или предмета административного взыс- кания
Виды админи-
стративных
наказаний
(ст.3.2
КоАП РФ)
Основные
(п.1 ст.3.3)
• предупреждение;
• административный штраф;
• административный арест;
• дисквалификация;
• административное приостановле- ние деятельности;
• обязательные работы