Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 576
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
342 министративном пра- вонарушении, на осно- ве анализа признаков объективной и субъек- тивной стороны право- нарушения, обстоя- тельств, смягчающих и отягчающих ответ- ственность. В случае принятия решения об освобождении наруши- теля от административ- ной ответственности ими может быть выне- сено устное замечание, которое не влечет юри- дических последствий для данного лица
Замена другим
видом наказания
Например, дисципли-
нарной ответственно-
стью
(военнослужа- щие, сотрудники орга- нов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые админи- стративные правона- рушения по дисципли- нарным уставам)
Другие основания Если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам
343 несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении наруши- теля от административ- ной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной фе- деральным законода- тельством о защите прав несовершеннолет- них
Ограничения
от
административной
ответственности
Особенности
1 Ограничения связаны прежде всего с особен- ностями субъектов ад- министративных пра- вонарушений. В соот- ветствии с указанным признаком Кодекс РФ об административных правонарушениях ис- ключает возможность применения некоторых видов административ- ных наказаний к от- дельным субъектам ад- министративного пра- вонарушения (напри- мер, административный арест не может быть применен к беремен- ным женщинам, жен-
344 щинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим
18 лет, и инвалидам I и
II групп).
2 Определенные огра- ничения предусмотре- ны Кодексом РФ об ад- министративных пра- вонарушениях и в от- ношении применения конфискации орудия совершения или пред- мета административно- го правонарушения.
Например, конфиска- ция охотничьего ору- жия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или ры- боловства не может применяться к лицам, для которых охота и рыболовство является основным законным источником средств к существованию
Ограничение
оснований для
применения админи-
стративных
наказаний
Действует в отношении военнослужащих, су- дей, прокуроров, лиц, пользующихся депу- татской неприкосно- венностью, иностран-
345 ных граждан, облада- ющих иммунитетом и привилегиями от адми- нистративной юрис- дикции на территории
Российской Федерации.
Например, военнослу- жащие и призванные на сборы граждане несут ответственность за ад- министративные пра- вонарушения в соот- ветствии с дисципли- нарными уставами.
Указанные лица несут административную от- ветственность на об- щих основаниях за нарушение законода- тельства о выборах и референдумах, в обла- сти обеспечения сани- тарно-эпидемиологи- ческого благополучия населения, правил до- рожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы
346
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
(ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ)
ОСНОВНЫЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
(могут применяться и как основные)
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ШТРАФ
ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО
ПРАВА, ПРЕДОСТАВЛЕН-
НОГО ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
АРЕСТ
ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ
СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ
ПРЕДМЕТА
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ВЫДВОРЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛЫ
РФ ИНОСТРАННОГО
ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИЦА
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ
РАБОТЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ЗАПРЕТ НА ПОСЕЩЕНИЕ
МЕСТ ПРОВЕДЕНИЯ
ОФИЦИАЛЬНЫХ
СПОРТИВНЫХ
СОРЕВНОВАНИЙ В ДНИ
ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ
НОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕМ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ
НОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ДРУГИМИ ЛИЦАМИ
347
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
НАЗНАЧАЕМЫЕ ФИЗИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
НАЗНАЧАЕМЫЕ ЮРИДИЧЕСКИМ
ЛИЦАМ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ШТРАФ
ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬ-
НОГО ПРАВА, ПРЕДО-
СТАВЛЕННОГО ФИЗИ-
ЧЕСКОМУ ЛИЦУ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
АРЕСТ
ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНФИСКАЦИЯ ОРУДИЯ
СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ
ПРЕДМЕТА
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВОНАРУШЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ
ВЫДВОРЕНИЕ ЗА
ПРЕДЕЛЫ РФ
ИНОСТРАННОГО
ГРАЖДАНИНА ИЛИ
ЛИЦА БЕЗ
ГРАЖДАНСТВА
КОНФИСКАЦИЯ
ОРУДИЯ СОВЕРШЕ-
НИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТА
АДМИНИСТРАТИВНО-
ГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
ШТРАФ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЗАПРЕТ
НА ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТ
ПРОВЕДЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ
СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
В ДНИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
348
НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ЗА
СОВЕРШЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
лицо, которому назначено административное нака-
зание за совершение административного правонару-
шения считается подвергнутым данному наказанию
со дня вступления в законную силу постановления о
назначении административного наказания до исте-
чения одного года со дня окончания исполнения дан-
ного постановления
при совершении лицом двух и более административных
правонарушений административное наказание назна-
чается за каждое совершённое административное
правонарушение
при совершении лицом одного действия (бездей-
ствия), содержащего составы административных
правонарушений, ответственность за которые
предусмотрена двумя и более статьями (частями
статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых
подведомственно одному и тому же судье (органу,
должностному лицу), административное наказа-
ние назначается в пределах санкции, предусматри-
вающей назначение лицу, совершившему указанное
действие (бездействие), более строгого админи-
стративного наказания
СРОК, В ТЕЧЕНИИ КОТОРОГО ЛИЦО СЧИТАЕТСЯ
ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ
НАКАЗАНИЮ
349
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 25
Тема 9. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Понятие, назначение, признаки, принципы, особенности и стадии
административного процесса
Понятие
административного
процесса
Административный процесс
– это урегулиро- ванная административно-процессуальными нормами деятельность исполнительных орга- нов (должностных лиц) по рассмотрению и раз- решению различного рода индивидуальных ад- министративных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реали- зации задач и функций исполнительной власти
Назначение
административного
процесса
Назначение административного процесса в правовом смысле
– это последовательная реа- лизация норм материального права. Матери- альные нормы административного права реа- лизуются в ходе исполнительно- распорядительной деятельности субъектов государственного управления так же, как в процессе деятельности по рассмотрению дел об административных правонарушениях. При этом различным сферам реализации матери- альных норм административного права в рав- ной степени посвящены различные процессу- альные нормы административного права
Признаки
административного
процесса
• урегулированность специальными процессу- альными нормами административного права;
• участие в процессе уполномоченного органа государственного управления должностного лица;
• рассмотрение и разрешение индивидуального административного дела;
• наличие нескольких стадий процесса;
• юридическая формализация процесса
350
Принципы
административного
процесса
1 Принцип законности означает необходи- мость соответствия действий властных субъек- тов административного процесса требованиям закона.
2 Принцип компетентности подразумевает, что осуществление процессуальных полномо- чий должно быть отнесено к компетенции со- ответствующего органа исполнительной вла- сти. В противном случае он не вправе быть участником административного процесса.
3 Принцип охраны интересов личности и госу-
дарства предполагает необходимость соблю- дения общего правила о приоритете личности и охране ее интересов как основной задаче государства. В связи с этим органы государ- ственного управления должны руководство- ваться в процессуальной деятельности не толь- ко интересами государства, но и частными ин- тересами подвластных участников процесса.
4 Принцип процессуального равенства уста- навливает, что стороны административного процесса равны перед законом, а также наде- лены равными правами и обязанностями в процессе разбирательства индивидуального административного дела (состязательность процесса).
5 Принцип стремления к достижению истины при разрешении индивидуального дела означа- ет необходимость всестороннего и полного анализа обстоятельств дела, а также беспри- страстность участника, принимающего управ- ленческое решение.
6 Принцип доступности выражается в нали-
351 чии возможности для каждой из сторон бес- препятственно участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального администра- тивного дела.
7 Принцип гласности предполагает откры- тость рассмотрения различных категорий дел.
8 Принцип экономичности выражается в уста- новлении сжатых сроков для осуществления комплекса процессуальных действий, в отсут- ствии необходимости наличия специальных материальных ресурсов, требуемых для осу- ществления отдельных процессуальных дей- ствий.
9 Принцип ответственности должностных
лиц за ненадлежащее ведение процесса и при- нятое решение
Особенности
административного
процесса
Специфика административного процесса, сформировавшегося в качестве теоретически выделяемой области правоотношений внутри административного права, заключается в том, что в отличие от уголовного или гражданского процесса, где процедура устанавливается ис- ключительно применительно к разрешению спорной ситуации в рамках судопроизводства, административный процесс имеет в своей ос- нове позитивные процедуры, существующие в рамках реализации исполнительных и распоря- дительных правомочий субъектов государ- ственного управления. Управленческая дея- тельность органов государственного управле- ния и должностных лиц средствами админи- стративного права заключена в определенные процедурные рамки
352
Стадии
административного
процесса
Юридические нормы оформляют стадии про- цессуальной деятельности. Каждое индивиду- альное административное дело независимо от вида процедуры проходит ряд необходимых стадий:
• анализ ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов);
• принятие решения (приказа, постановления, инструкции);
• исполнение решения
Понятие и виды административно-процедурного процесса
Понятие и виды
административно-
процедурного
процесса
Административно-процедурный процесс
– это деятельность уполномоченных органов государственного управления по реализации регулятивных норм административного пра- ва, урегулированная административно- процессуальными нормами.
Виды администра-
тивно-процедурного
процесса
(различные мнения
учёных-
административистов)
Классификация
С.Н. Махиной
•
основные –
производство по изданию правовых ак- тов управления и админи- стративно-договорное производство;
•
специальные –
лицензи- онное производство, реги- страционное производство, разрешительное производ- ство, кадровое (служебное, производство по делам о поощрениях и др.);
•
особое производство – производство по обраще- ниям граждан