Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 578

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

364 бо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
• смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Особенности
производства
по делу об ад-
министратив-
ном правона-
рушении
Язык производ-
ства по делам об
административ-
ных правонару-
шениях
Производство ведется на рус- ском языке. Оно может вестись и на государственном языке республики, на территории ко- торой находятся уполномочен- ные рассматривать дела об ад- министративных правонаруше- ниях органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство, обеспечивается право выступать и давать объ- яснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном (или другом) языке, пользоваться услугами пере- водчика
Рассмотрение
дел об админи-
стративных
правона-
рушениях
1 Как правило, дела об админи- стративных правонарушениях подлежат открытому рассмот- рению.
2 Эти дела могут рассматри- ваться в закрытых заседаниях в случае, когда открытое рас- смотрение дела может привести к разглашению государствен- ной, военной, коммерческой

365 или иной охраняемой законом тайны, а также если того тре- буют интересы обеспечения безопасности участников произ- водства, членов их семей, их близких, или защиты чести и достоинства этих лиц. Решение о закрытом рассмотрении выно- сится органом (должностным лицом), рассматривающим дело.
3 Лица, участвующие в произ- водстве, вправе заявлять пись- менные ходатайства, подлежа- щие обязательному и немедлен- ному рассмотрению. Если в удовлетворении ходатайства от- казано, данное решение оформ- ляется в виде определения
Стадии произ-
водства по делу
об админи-
стративном
правонаруше-
нии
• возбуждение дела об административном правона- рушении и в необходимых случаях проведение ад- министративного расследования;
• рассмотрение дела;
• пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
• исполнение постановлений по делам об админи- стративных правонарушениях
Субъекты административной юрисдикции
Суды
Мировые
судьи
Рассматривают основную массу дел об административ- ных правонарушениях, кото- рые не относятся к подсудно- сти других судов


366
Судьи
арбитражных
судов
Рассматривают дела об адми- нистративных правонаруше- ниях, совершенных юридиче- скими лицами, а также инди- видуальными предпринимате- лями
Судьи
гарнизонных
военных
судов
Рассматривают дела об адми- нистративных правонарушени- ях, совершенных военнослу- жащими и гражданами, при- званными на военные сборы
Судьи
районных
судов
Рассматривают дела, по кото- рым производство осуществ- ляется в форме администра- тивного расследования, и де- ла, за которые следуют более строгие виды административ- ного наказания (например, административный арест)
Исключительная компетенция судей
• рассмотрение наиболее сложных дел об ад- министративных правонарушениях. Напри- мер, дела об административных правонаруше- ниях, связанных с нарушением порядка патен- тования объектов промышленной собственно- сти в иностранных государствах, с нарушени- ем порядка представления обязательного эк- земпляра документов, письменных уведомле- ний, уставов и договоров, осуществлением предпринимательской деятельности без госу- дарственной регистрации или без специально- го разрешения (лицензии);
• рассмотрение дел, в которых предусматри-

367 вается возможность применения к виновному административного ареста, возмездного изъя- тия и конфискации орудия совершения или предмета административного правонаруше- ния, конфискации, лишения специального права, административного выдворения за пре- делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и дис- квалификации;
• рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые орган или долж- ностное лицо передают им на рассмотрение, если, по их мнению, необходимо назначить более строгое наказание, на назначение кото- рого уполномочен только судья
Комиссии по делам
несовершеннолетних
Компетенция
• рассматривают дела об ад- министративных правонару- шениях, совершенных несо- вершеннолетними (лицами от
16 до 18 лет);
• рассматривают дела об ад- министративных правонару- шениях по ст. 5.35 Кодекса
РФ об административных правонарушениях (неиспол- нение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязан- ностей по содержанию и вос- питанию несовершеннолет- них);
• рассматривают дела по ст. 5.36 Кодекса (нарушение


368 порядка или сроков предо- ставления сведений о несо- вершеннолетних, нуждаю- щихся в передаче на воспита- ние в семью либо в учрежде- ние для детей-сирот или для детей, оставшихся без попе- чения родителей);
• рассматривают дела по ст. 20.22 Кодекса (появление в состоянии опьянения несо- вершеннолетних, а равно рас- питие ими алкогольной и спиртосодержащей продук- ции, употребление ими нарко- тических средств и психо- тропных веществ в обще- ственных местах);
• дела об административных правонарушениях, преду- смотренных ст. 11.18 Кодекса
(безбилетный проезд), а также об административных право- нарушениях в области дорож- ного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматрива- ют только в случае, если ор- ган или должностное лицо пе- редают его в комиссию
Особенности • образуются органами мест- ного самоуправления районов и городов;

369
• вправе применить к несо- вершеннолетним администра- тивные наказания или меры воздействия принудительно- воспитательного характера
(например, замечание, устное предупреждение)
Должностные лица
федеральных органов
исполнительной
власти
• вправе составлять протоколы об админи- стративных правонарушениях по рассматри- ваемым ими делам;
• могут составлять протоколы об администра- тивных правонарушениях и по делам, которые ими не рассматриваются, на основании ч. 1 ст. 28.3 Кодекса РФ об административ- ных правонарушениях. Так, органы внутрен- них дел вправе составлять протоколы об ад- министративных правонарушениях, рассмот- рение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, например ор- ганов, уполномоченных в области использо- вания, охраны и защиты лесного фонда
Участники производства по делам
об административных правонарушениях
Потерпевшие
Основные
права
• знакомиться со всеми материалами дела;
• давать объяснения;
• представлять доказательства;
• заявлять ходатайства и отводы;
• пользоваться юридической помо- щью представителя;
• обжаловать постановление по делу

370 об административном правонаруше- нии;
• знакомиться с содержанием прото- кола об административном правона- рушении, представлять свои замеча- ния и объяснения;
• получить копию постановления по делу и иные процессуальные доку- менты, имеющие отношение к делу
Основные
обязанности
• являться по извещению субъекта административной юрисдикции;
• давать правдивые объяснения;
• отвечать на поставленные вопросы судьи, органа, должностного лица
Участие при
рассмотре-
нии дела
1 В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в слу- чае, если имеются данные о надле- жащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, если от него не поступило ходатай- ство об отложении рассмотрения де- ла либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
2 Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля по делу
Законные
представите-
ли физическо-
го лица
Понятие
Законные представители физическо-
го лица – это лица, правомочные вы- ступать в интересах несовершенно- летних, а также других граждан, ко- торые в силу своего физического со- стояния, являясь дееспособными, не могут реализовать свои права и обя- занности


371
Особенности 1 Законными представителями несо- вершеннолетних выступают их роди- тели, усыновители, а в определенных случаях – опекуны или попечители.
2 Их полномочия в указанном каче- стве удостоверяются соответствую- щим документом – паспортом, свиде- тельством о рождении, решением су- да об установлении усыновления, опеки или попечительства.
3 Права и обязанности указанных лиц ничем не отличаются от прав и обя- занностей, предусмотренных Кодек- сом РФ об административных право- нарушениях в отношении лица, при- влекаемого к административной от- ветственности, и потерпевшего
Законные
представите-
ли юридиче-
ского лица
1 Законные представители юридического лица осу- ществляют защиту его прав и законных интересов, ес- ли в отношении юридического лица ведется производ- ство по делу или если оно является потерпевшим.
2 Законными представителями могут выступать ру- ководитель юридического лица или иное лицо, при- знанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица.
3 Полномочия указанных лиц подтверждаются до- кументами, удостоверяющими их служебное поло- жение
Защитник и
представи-
тель
1 Для оказания юридической помощи лицу, в отно- шении которого ведется производство, может при- влекаться защитник, а для оказания аналогичной по- мощи потерпевшему — представитель, которыми могут быть адвокат или иное лицо.

372 2 Полномочия адвоката подтверждаются ордером, выданным юридической консультацией, а полномо- чия представителя

официальной доверенностью.
Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом.
3 Защитники и представители допускаются к уча- стию в производстве с момента составления прото- кола об административном правонарушении, а также с момента административного задержания лица в связи с совершенным административным правона- рушением.
4 Защитники и представители вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказатель- ства, заявлять ходатайства и отводы и т.д.
Свидетель
Понятие Свидетель – это лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подле- жащие установлению по конкретному делу
Особенно-
сти
1 Свидетель обязан явиться по вызову к судье, органу, должностному лицу и дать правдивые показания.
2 Он предупреждается об администра- тивной ответственности за дачу заве- домо ложных показаний.
3 Свидетель может нести администра- тивную ответственность и в случае, ес- ли он отказывается или уклоняется от исполнения своих обязанностей.
4 Свидетель вправе не свидетельство- вать против себя, своего супруга и близких родственников, делать замеча- ния по поводу правильности занесения его показаний в протокол, пользоваться


373 бесплатной помощью переводчика
Понятой
Привле-
кается
должност-
ным
лицом
• при осуществлении им личного до- смотра;
• при досмотре вещей, находящихся при физическом лице;
• при осмотре принадлежащих юриди- ческому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, терри- торий и находящихся там вещей и до- кументов;
• при досмотре транспортного средства;
• при изъятии вещей и документов, за- держании транспортного средства и за- прещении его эксплуатации, аресте то- варов, транспортных средств и иных вещей. При осуществлении указанных действий привлекается не менее двух понятых
Особенно-
сти
1 Понятым может быть только совер- шеннолетнее лицо, не заинтересован- ное в исходе дела. Его обязанностью является внимательное наблюдение за совершением названных мер обеспече- ния производства по делу об админи- стративном правонарушении.
2 Факт участия в этих процессуальных действиях в качестве понятого удосто- веряется его подписью в соответству- ющем протоколе.
3 Понятой вправе делать замечания от- носительно проводимых в его присут- ствии процессуальных действий, кото- рые подлежат занесению в протокол

374
Специалист
Понятие Специалист – любое не заинтересован- ное в исходе дела совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонару- шении, обладающее познаниями, необ- ходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств
Особенно-
сти
Специалист обязан являться по вызову субъекта административной юрисдик- ции, участвовать в проведении дей- ствий, требующих специальных позна- ний, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения дела, да- вать пояснения по поводу проводимых им действий, удостоверять своей под- писью в протоколе факт совершения этих действий, их содержание и резуль- таты. Он вправе также делать заявления и замечания относительно своих дей- ствий, которые подлежат занесению в протокол
Эксперт
Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения
Переводчик Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода
Прокурор
Как один из участников производства по делу об ад- министративном правонарушении вправе возбуж-