Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 579

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

353
Классификация
И.В. Панова
1) административно-
нормотворческий процесс – производства:
• по принятию постановле- ний и распоряжений Пра- вительства РФ;
• по изданию приказов, по- становлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных орга- нов специальной компе- тенции;
• по принятию нормотвор- ческих актов органами субъектов Федерации, пра- вительствами субъектов
Федерации; по изданию локальных актов, которые принимаются огромным количеством субъектов вплоть до руководителей государственных учрежде- ний;
2) административно-
правонаделителъный про-
цесс –производства:
• по обращениям граждан, общественных объедине- ний, предприятий, учре- ждений и организаций о реализации принадлежа- щих им прав в сфере управления;

354
• разрешительное, реги- страционное, учредитель- ное, кадровое, администра- тивно-договорное, прива- тизационное и др.
Классификация
В.Д. Сорокина
• производство по принятию нормативных актов госу- дарственного управления;
• производство по предло- жениям и заявлениям граждан и обращениям ор- ганизаций в сфере госу- дарственного управления;
• производство по делам о поощрениях;
• регистрационное произ- водство
• лицензионное производ- ство
Особенности
административно-
процедурного
процесса
1 Административно-процедурный процесс свя- зан с осуществлением деятельности по разреше- нию индивидуальных административных дел, не носящих спорный характер.
2 Процедура в административном праве
– это не только и не столько юрисдикция (т.е. разреше- ние споров), сколько осуществление определен- ных действий в рамках реализации созидатель- ных полномочий органов государственного управления.
3 Указанный процесс не связан с применением мер административного принуждения, в том числе с привлечением к административной от- ветственности

355 4 Инициатором чаще всего выступают гражда- нин или организация, целью которых является выполнение по итогам соответствующей проце- дуры органами государственного управления определенной обязанности в отношении заяви- теля.
5 Административно-правовые нормы в области административно-процедурного процесса рас- средоточены в большом количестве норматив- ных правовых актов, среди которых встречают- ся кодексы, федеральные (региональные) зако- ны, подзаконные акты органов государственно- го управления различных уровней
Отдельные виды процедурных производств
Производство по принятию нормативных правовых актов
государственного управления
Понятие
Производство по принятию нормативных правовых
актов государственного управления
– производство в системе процедур, урегулированных правом
Особенности Это единственное производство, связанное с право- творчеством в процессе государственного управле- ния. Производство по принятию нормативных право- вых актов имеет сходные черты с таким уникальным процессом в действующей правовой системе, как за- конотворческий процесс, являющийся предметом ис- следования отрасли конституционного права. При- надлежность данной процедуры к числу процессуаль- ных производств подтверждается в немалой степени тем обстоятельством, что принятие нормативных пра- вовых актов управления характеризуется стадийно- стью, как каждый классический процесс в правовом понимании этого термина


356
Стадии
• подготовка проекта нормативного правового акта;
• рассмотрение (в том числе согласование) проекта нормативного правового акта;
• принятие нормативного правового акта;
• государственная регистрация нормативного право- вого акта;
• опубликование и вступление в силу нормативного правового акта
Правоприменительное производство
Производство по предложениям и заявлениям граждан
Понятие
1 Предложение – это обращение гражданина (группы граждан), адресованное субъекту государственного управления и содержащее позитивную информацию об улучшении деятельности соответствующего органа управления, выполнении определенных управленче- ских задач, модернизации производства, оптимизации определенных положительных социальных процес- сов, путях достижения конкретных результатов в сфе- ре деятельности соответствующего субъекта управле- ния.
2 Заявление – это обращение, содержащее информа- цию о намерении гражданина реализовать принадле- жащее ему субъективное право
Особенности1 Данный вид производства связан с производством по жалобам и неотличим от него, прежде всего вслед- ствие наличия общей нормативно-правовой базы.
2 В аппаратах Президента и Правительства РФ, а так- же в структуре большинства федеральных органов исполнительной власти существуют специальные от- делы по работе с обращениями граждан, предназна- ченные для обработки поступающих предложений и заявлений и реагирования на них

357
Поощрительное производство
Понятие
Поощрительное производство в Российской Федера-
ции – это совокупность различного рода процедур, имеющих своей целью реализацию мер администра- тивного поощрения как одного из методов государ- ственного управления
Виды
• производство по награждению государственными наградами Российской Федерации;
• производство по присвоению почетных званий;
• производство по награждению государственными премиями Российской Федерации;
• различные служебные производства (по объявлению благодарности, награждению премией, ценным по- дарком, почетной грамотой, занесению в Книгу поче- та, награждению знаками отличия и т.п.)
Административно-правовой спор
Понятие
Административно-правовой спор
– спор, возникший из правоотношений, урегулированных нормами ад- министративного права, может иметь место в раз- личных ситуациях
Особенности 1 Спор возникает в ситуациях, когда гражданин или организация обжалуют нормативный правовой акт либо действие (бездействие) или решение органа государственного управления.
2 Споры разрешаются в судебном и во внесудебном порядке.
3 Результатом разрешения споров является удовлетво- рение жалобы и, следовательно, признание действия
(решения) незаконными с вытекающими из такого ре- шения последствиями в виде отмены нормативного правового акта решения органа государственного управления, совершения восстановительных мероприя- тий, компенсирования причиненного вреда и т.д.


358 4 Спор возможен в ситуации выяснения конституци- онности нормативного правового акта, являющегося источником административного права, а также в си- туации выявления объема компетенции федеральных и региональных органов исполнительной власти. Та- кие споры рассматривает Конституционный Суд РФ.
5 Споры могут возникать по инициативе органов государственного управления между собой с приме- нением согласительных процедур, создания специ- альных согласительных органов. Такого рода споры разрешаются внутри системы государственного управления, поскольку инициированные органами государственного управления споры с гражданами и организациями разрешаются в порядке гражданского судопроизводства
Понятие, виды, характерные черты и отличия
административно-юрисдикционного процесса
Понятие админи-
стративно-
юрисдикционного
процесса
Административно-юрисдикционный процесс
– это административно-процессуальная деятель- ность, осуществляемая во внесудебном либо су- дебном порядке с целью рассмотрения и разре- шения административно-правовых споров и при- менения административно-принудительных мер
Отличия админи-
стративно-
юрисдикционного
процесса от адми-
нистративно-
процедурного
процесса
Административно-юрисдикционный процесс имеет своей целью не позитивное управленче- ское регулирование, а разрешение спорной си- туации либо применение санкций, связанное либо с негативными последствиями для одной из сторон спора, либо с применением в отно- шении субъекта мер административной ответ- ственности, других принудительных мер

359
Обстоятельства
применения адми-
нистративно-
юрисдикционного
процесса
• в ситуациях, когда необходимо разрешить административно-правовой спор;
• в ситуациях, когда необходимо применить меры административного принуждения
Характерные
черты админи-
стративно-
юрисдикционного
процесса
• деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуального административного дела, сущ- ность которого составляет либо спор о праве, вы- текающем из норм административного права, ли- бо возможность (необходимость) применения в отношении субъекта административного права мер административного принуждения;
• содержание деятельности в рамках админи- стративно-юрисдикционного процесса состав- ляет правовая оценка совокупности фактов, имеющих отношение к рассматриваемому ин- дивидуальному административному делу;
• субъект административно-юрисдикционного процесса
– орган государственной власти, при- нимающий властное решение в рамках соб- ственной компетенции. Таким органом в адми- нистративно-юрисдикционном процессе явля- ется не только суд, но и (в большинстве случа- ев) орган исполнительной власти, иное упол- номоченное лицо;
• отношения участников административно- юрисдикционного процесса приобретают осо- бый процессуальный характер, связанный с наделением участников процесса особыми пра- вами и обязанностями. В частности при рас- смотрении индивидуального дела судом сторо- ны находятся в равном процессуальном поло- жении;


360
• результат административно-юрисдикционного процесса в правовом плане — принятое власт- ное решение о разрешении спора либо приме- нении (отказе от применения) мер администра- тивного принуждения;
• цель административно-юрисдикционного про- цесса
– правоохрана, охрана административно- правовых отношений от нарушений. Разреше- ние споров и применение принудительных мер в рамках административно-юрисдикционного процесса служит целям защиты основ правопо- рядка, установленных административным зако- нодательством
Виды админи-
стративно-
юрисдикционных
производств
Исполнительное
производство
Исполнительное производ-
ство – это деятельность по принудительному исполне- нию судебных актов судов общей юрисдикции и ар- битражных судов, а также актов других органов, кото- рым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим граж- данам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо соверше- нию в их пользу определен- ных действий или воздер-

361 жанию от совершения этих действий
Дисциплинарное
производство
• осуществляется в служеб- ных отношениях и приме- нительно к последним, в то время как служебные пра- воотношения сродни отно- шениям трудовым. Следо- вательно, и само дисципли- нарное производство, за- ключающееся в совокупно- сти процессуальных дей- ствий по применению к подчиненному по службе лицу мер дисциплинарной ответственности, заимство- вано по большей части из трудового права;
• всегда инициируется и осуществляется лицом, яв- ляющимся вышестоящим по отношению к служащему, в отношении которого произ- водство ведется. Таким об- разом реализуется власть начальника над подчинен- ным в служебных правоот- ношениях;
• процедура дисциплинар- ных производств, как пра- вило, традиционна. Долж- ностной проступок может быть наказан, если дисци-

362 плинарное взыскание нало- жено в течение месяца со дня обнаружения проступ- ка. Обнаружение проступка в любом случае не может повлечь за собой примене- ние дисциплинарного взыс- кания по истечении шести месяцев (в отдельных слу- чаях

одного года) после совершения администра- тивного проступка
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

Понятие, задачи, особенности и стадии производства
по делам об административных правонарушениях
Понятие
производства
по делам об
администра-
тивных право-
нарушениях
Производство по
делам об адми-
нистративных
правона-
рушениях
следует
рассматривать
в двух
направлениях
1 Производство по делам об
административных
правона-
рушениях

это совокупность административно- процессуальных норм
2 Производство по делам об
административных
правона-
рушениях
– это основанная на административно- процессуальных нормах дея- тельность уполномоченных ор- ганов и должностных лиц, направленная на реализацию задач административного про- изводства

363
Задачи
производства
по делам об
администра-
тивных
правонаруше-
ниях
• всестороннее, полное, объективное и своевремен- ное выяснение обстоятельств каждого дела об ад- министративном правонарушении;
• разрешение дела об административном правона- рушении в соответствии с законом;
• обеспечение исполнения вынесенного постанов- ления по делу об административном правонаруше- нии;
• выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений
Основания пре-
кращения про-
изводства по
делу об админи-
стративном
правонаруше-
нии
• отсутствие события административного правона- рушения;
• отсутствие состава административного правона- рушения, в том числе в случае недостижения физи- ческим лицом на момент совершения противоправ- ных действий (бездействия) возраста, предусмот- ренного Кодексом РФ об административных право- нарушениях для привлечения к административной ответственности, или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия;
• действия лица в состоянии крайней необходимо- сти;
• издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
• отмена закона, установившего административную ответственность;
• истечение сроков давности привлечения к адми- нистративной ответственности;
• наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановле- ния о назначении административного наказания, ли-