Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56 на объект. Неосновные отношения стро- ятся по формуле «субъект

субъект»
(например, два федеральных органа ис- полнительной власти решают совместно те или иные управленческие проблемы, затрагивающие их деятельность)
3 По направлению деятельности
Внешние
Направлены непосредственно на реали- зацию функции управления примени- тельно к управляемым объектам
Внутриорганизационные
Связаны с формированием управленче- ских структур сверху донизу с опреде- лением порядка взаимодействия между исполнительными органами и их под- разделениями, с распределением обя- занностей, прав и ответственности меж- ду ними. Такие отношения выражают интересы самоорганизации системы ис- полнительной власти и ее структурных подразделений
4 По характеру отношений, возникающих между субъектами
административно-правовых отношений
Горизонтальные
Возникают в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в усло- виях, когда между ними отсутствует ка- кая-либо соподчиненность или подкон- трольность
Вертикальные
Возникают в случае, если одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обяза- тельность актов управляющего субъекта

57 для управляемых субъектов государ- ственного управления (например, между министерством и подведомственным ему предприятием)
Субординационные
Базируются на властных правомочиях одного из субъектов в отношении друго- го (субординация, соподчинение субъек- тов правоотношения)
Координационные
Используют властные полномочия для обеспечения эффективной совместной де- ятельности нескольких управляющих субъектов
Реординационные
Обеспечивают обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (например, отношения, возни- кающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры)
5 По целям
Регулятивные
Регулируют нормальные экономиче- ские отношения и личные неимуще- ственные отношения. При помощи ре- гулятивных отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций
Охранительные
Направлены на регламентацию мер юри- дической ответственности, а также специфических государственно- принудительных мер защиты субъектив- ных прав
6 По направлениям деятельности
• административно-правовые отношения органов исполнительной вла-


58 сти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопро- сам жизнедеятельности на соответствующей территории;
• административно-правовые отношения исполнительной власти отрас-
левой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
• административно-правовые отношения органов межотраслевой ком-
петенции надведомственного характера по решению специальных во- просов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
• административно-правовые внутриорганизационные отношения, за- трагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении
7 В зависимости от особенностей участников
управленческих отношений
• между соподчиненными субъектами исполнительных органов, нахо- дящимися на разном организационно-правовом уровне (например, меж- ду Правительством РФ и министерством);
• между несоподчиненными субъектами исполнительных органов, нахо- дящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, между двумя министерствами);
• между субъектами исполнительных органов и находящимися в их систе- ме государственными учреждениями, предприятиями, организациями;
• между субъектами исполнительных органов и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (например, Министерство финансов
РФ может проводить финансовую проверку их деятельности);
• возникающие между органами исполнительной власти (исполнитель- ными органами) и органами местного самоуправления, между органами исполнительной власти (исполнительными органами) и общественными объединениями, между органами исполнительной власти (исполнитель- ными органами) и гражданами

59
8 По организационной направленности
Организационно-
управленческие отношения в
сфере реализации исполни-
тельной власти
Возникают в процессе и в результате ре- ализации исполнительной власти и осу- ществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регули- рующих управленческих функций в от- ношении руководимых подведомствен- ных ему сфер и подчиненных объектов
Внутриорганизационные от-
ношения во всех сферах госу-
дарственной деятельности
Опосредуют внутриаппаратную дея- тельность по внутренней организации работы любых органов системы пуб- личного управления во всех сферах гос- ударственной деятельности
Общегосударственные кон-
трольно-организационные
отношения
Возникают в процессе и в результате осуществления контрольной общегосу- дарственной деятельности, т.е. общего- сударственного контроля, который в от- личие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей
(осуществляется в масштабах всего гос- ударства от имени верховных государ- ственных органов и держит в поле зре- ния деятельность исполнительной вла- сти и других властей по определенным вопросам)
Административно-
юстиционные организацион-
но-охранительные
отношения
Возникают в процессе и в результате осуществления судебного контроля над законностью решений и действий госу- дарственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий, су- дами и судьями, а также с применением


60 последними различного рода админи- стративно-принудительных мер к физи- ческим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления

61
ЯВЛЯЮТСЯ
ВЛАСТНООТНОШЕНИЯМИ
ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕЗУЛЬТАТ ОПОСРЕДОВА-
НИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВЫМИ НОРМАМИ
ХАРАКТЕРЕН
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ,
НАДЕЛЕННЫЙ
ПОЛНОМОЧИЯМИ
ГОСУДАРСТВЕННО-
ВЛАСТНОГО ХАРАКТЕРА
ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИ-
ТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СПОРЫ РАЗРЕШАЮТСЯ ЧАЩЕ
ВСЕГО В АДМИНИСТРАТИВНОМ
ПОРЯДКЕ
ПРИ НАРУШЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ
НОРМЫ СТОРОНА ОТНОШЕНИЙ
НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД
ГОСУДАРСТВОМ
МОГУТ ВОЗНИКАТЬ ПО
ИНИЦИАТИВЕ ЛЮБОЙ ИЗ СТОРОН
И СОГЛАСИЕ ВТОРОЙ СТОРОНЫ
НЕОБЯЗАТЕЛЬНО
СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
СУБЪЕКТ
АДМИНИСТРАТИВ-
НО-ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
УЧАСТНИК
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ,
КОТОРОГО
ЮРИДИЧЕСКАЯ
НОРМА НАДЕЛИЛА
ПРВАВАМИ И
ОБЯЗАННОСТЯМИ
ОБЪЕКТ
АДМИНИСТРА-
ТИВНО-
ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ
ВОЛЕВОЕ
ПОВЕДЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА, ЕГО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СФЕРЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬ-
НОЙ ВЛАСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
СВОИХ ПРАВ И
ОБЯЗАННОСТЕЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ
ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНКРЕТНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
ДЕЙСТВИЯ
(ПРАВОМЕРНЫЕ И
НЕПРАВОМЕРНЫЕ)
СОБЫТИЯ
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ
ФАКТОВ

62
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПО СПОСОБУ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПО ХАРАКТЕРУ ФАКТОВ,
ПОРОЖДАЮЩИХ ПРАВООТНОШЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
(ВЛАСТЕОТНОШЕНИЯ)
ПОРОЖДАЕМЫЕ
НЕПРАВО-
МЕРНЫМИ
ФАКТАМИ
ПО ЦЕЛЯМ УПРАВЛЯЮЩЕГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
ВНЕШНИЕ – ВОЗНИ-
КАЮТ В РАМКАХ
ВНЕШНЕЙ СФЕРЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ПО ОСНОВНОМУ СОДЕРЖАНИЮ
УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ПО ПОРЯДКУ ЗАЩИТЫ
ЗАЩИЩАЕМЫЕ В
СУДЕБНОМ
ПОРЯДКЕ
ЗАЩИЩАЕМЫЕ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИ-
ОННЫЕ – ВОЗНИКАЮТ
В РАМКАХ ВНУТРЕННЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
НЕОСНОВНЫЕ (УЧАСТНИКИ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
РАВНОПРАВНЫ)
ПОРОЖДАЕМЫЕ
ПРАВОМЕРНЫМИ
ФАКТАМИ
ЗАЩИЩАЕМЫЕ В СУДЕБНОМ
ПОРЯДКЕ
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ
по характеру
воздействия
по
содержанию
правовые
события
правообразующие
состояния
нахождение в браке, инва-
лидность, должностное
положение и т.д.
правона- рушения и противо- правные действия юридические поступки
(формальные, результативные) юридические факты (фор- мальные, ре- зультативные) правомерные абсолютные
(не зависящие ни от чьей воли) неправомерные относительные
(зависящие от воли других)
правовые
деяния
(действия или
бездействия)
правопрекращаю- щие правоизменяющие


63
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Тема 3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Понятие субъектов административного права
Понятие
Субъект административного права

это лицо, которое яв- ляется потенциальным участником административного пра- воотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим воз- можность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм
Административно-правовой статус субъектов
административного права
Понятие
админи-
стра-
тивно-
правового
статуса
Административно-правовой статус

это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права
Элемен-
ты ад-
мини-
стра-
тивно-
правового
статуса
1 Администра-
тивная право-
способность
это возможность субъекта вступать в правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно- правового характера
2 Администра-
тивная
дееспособность
это способность своими действиями реализовать административную пра- воспособность в рамках конкретных административно-правовых отноше- ний, нести ответственность за свои действия
3 Правовой
статус
это юридически закрепленное поло- жение субъекта в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное по- ложение субъекта в данной системе

64 общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вво- дит его в законодательные рамки. Со- циальный и правовой статусы соотно- сятся как содержание и форма.
В общем виде правой статус включает совокупность прав и свобод, обязан- ностей и ответственности субъекта, устанавливающих его правовое поло- жение в обществе
Виды субъектов административного права
Виды
субъек-
тов ад-
мини-
стра-
тивного
права
Индивиду-
альные
• граждане Российской Федерации;
• иностранные граждане;
• лица без гражданства;
• государственные служащие или долж- ностные лица
Коллектив-
ные
1 Государственные

выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государ- ственной собственности и управляются государством (органы государства, госу- дарственные предприятия и учреждения)
2 Негосударственные

не выполняют государственные задачи и функции, не фи- нансируются государством и не управля- ются государством (общественные объ- единения граждан, профсоюзы, спортив- ные организации, кооперативные объеди- нения и объединения по различным инте- ресам)