Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 577
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
65
Административно-правовой статус гражданина
Понятие
администра-
тивно-
правового
статуса
гражданина
Административно-правовой статус граждани-
на
–
это составная часть общего правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, законо- дательством Российской Федерации, указами Прези- дента РФ и иными нормативными правовыми актами
Основные права гражданина в сфере государственного управления
Социально-
экономические
• право на образование (право на поступление в общеобразовательную школу, право на по- ступление в высшее учебное заведение);
• право на жилище;
• право на свободу литературного, художе- ственного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
• право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на до- ступ к культурным ценностям
Политические
• право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
• свобода мысли;
• свобода шествий;
• право обращаться лично, а также направ- лять индивидуальные и коллективные обра- щения в государственные органы и органы местного самоуправления;
• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной вла- сти или их должностных лиц;
• право на административное обжалование;
66
• право на судебное обжалование;
• право на объединение;
• право мирно, без оружия проводить собра- ния, митинги и демонстрации, шествия и пи- кетирование
Личные
• право на личную неприкосновенность;
• право на приобретение оружия, на хранение и ношение определенных видов оружия;
• право на донорство;
• право на перемену фамилии, имени, отче- ства;
• право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринима- тельской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
• права на управление транспортными сред- ствами;
• право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности
Основные обязанности гражданина
в сфере государственного управления
• соблюдение законов, подзаконных актов;
• своевременная уплата установленных законом налогов и сборов;
• обязанность проходить службу в вооруженных силах;
• соблюдение административно-правовых норм и требований ор- ганов государственной власти и местного самоуправления;
• обязанность заботиться о сохранении исторического и культур- ного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать пра- вила санитарии и гигиены;
• обязанность соблюдать трудовую дисциплину;
• обязанность соблюдать правила дорожного движения;
• обязанность регистрации и снятия с регистрации гражданина
Российской Федерации по месту пребывания
67
Правовое закрепление прав и обязанностей граждан
Законодательными
органами
Федеральные и федеральные конституцион- ные законы, касающиеся вопросов закрепле- ния прав и обязанностей граждан
Указами Президента
РФ и постановлениями
Правительства РФ
Указы Президента РФ и постановления Пра- вительства РФ, касающиеся вопросов за- крепления прав и обязанностей граждан
Содержание административной правосубъектности граждан
Административная
правоспособность
Признаваемая возможность быть субъектом административного права, иметь права и вы- полнять обязанности административно- правового характера. Многие права гражда- нина, имеющие административно-правовой характер, возникают с момента его рождения, затем в течение жизни приобретаются им и прекращаются с его смертью
Административная
дееспособность
Способность лица своими личными действи- ями приобретать субъективные права и вы- полнять обязанности, а также нести ответ- ственность в соответствии с нормами права.
Согласно Конституции РФ полная дееспо- собность граждан Российской Федерации возникает с 18 лет (ст. 60). Однако админи- стративная дееспособность может возникнуть и раньше (например, с 16 лет в связи с со- вершением административного правонару- шения или по другим основаниям)
68
Административно-правовой статус иностранных граждан и
лиц без гражданства
Понятия
Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (поддан- ства) иностранного государства
Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства
Основания
проживания
иностранных
граждан и лиц
без граждан-
ства на
территории
Российской
Федерации
Приглашение
на въезд в
Российскую
Федерацию
Документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражда- нину визы либо для въезда в Рос- сийскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в слу- чаях, предусмотренных федераль- ным законом или международным договором Российской Федерации
Разрешение
на временное
проживание
Подтверждение права иностранного гражданина или лица без граждан- ства временно проживать в Россий- ской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяю- щем личность иностранного граж- данина или лица без гражданства, либо в виде документа установлен- ной формы, выдаваемого в Россий- ской Федерации лицу без граждан- ства, не имеющему документа, удо- стоверяющего его личность
69
Вид на
жительство
Документ, выданный иностранно- му гражданину или лицу без граж- данства в подтверждение их права на постоянное проживание в Рос- сийской Федерации, а также их права на свободный выезд из Рос- сийской Федерации и въезд в Рос- сийскую Федерацию. Вид на жи- тельство, выданный лицу без граж- данства, является также докумен- том, удостоверяющим его личность
Особенности
сроков
временного
проживания на
территории
РФ иностран-
ных граждан
• срок временного пребывания иностранного граж- данина в Российской Федерации определяется сро- ком действия выданной ему визы;
• срок временного проживания иностранного граж- данина на территории Российской Федерации мо- жет составлять три года. При подаче заявления за шесть месяцев до окончания срока действия разре- шения на временное проживание и при условии проживания не менее одного года на территории
Российской Федерации иностранному гражданину может быть выдан вид на жительство. Срок дей- ствия вида на жительство
–
пять лет. Указанный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений таких сроков не ограничено
Права ино-
странных
граждан и лиц
без
гражданства
на территории
РФ
• на свободу и личную неприкосновенность;
• на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
• на неприкосновенность жилища;
• на образование;
• на свободу совести и вероисповедания;
70
• иметь имущество в собственности, владеть, поль- зоваться и распоряжаться им свободно;
• на охрану здоровья
Иностранные
граждане и
лица без
гражданства
на территории
РФ не вправе:
• избирать и быть избранными в органы государ- ственной власти и органы
• местного самоуправления;
• участвовать в референдумах;
• принимать участие в управлении делами государ- ства как непосредственно, так и через своих пред- ставителей;
• занимать определенные должности и замещать должности государственных служащих;
• участвовать в отправлении правосудия
Обязанности
иностранных
граждан и лиц
без граждан-
ства на
территории
РФ
• сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
• платить налоги, в случае если они занимаются трудовой деятельностью на территории Российской
Федерации;
• соблюдать законы, традиции и обычаи народов
России;
• соблюдать установленные для них правила про- живания, прописки и передвижения на территории
Российской Федерации
Административная ответственность, применяемая к
иностранным гражданам и лицам без гражданства
на территории РФ
Особенности
Являясь субъектами права, иностранные граждане и лица без гражданства обычно подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Однако в отношении указанной категории лиц законодательством Российской Федерации предусматри- ваются и меры, не применяемые к гражданам Российской Федерации
71
Формы
Административное
выдворение
Состоит в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через
Государственную границу Российской Феде- рации за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном их выезде из Российской Федерации
Депортация
Понимается как принудительная высылка ука- занных граждан и лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Рос- сийской Федерации
Административно-правовой статус беженцев
Понятие
Беженец
–
это лицо, которое не является граждани- ном Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследова- ний по признаку расы, вероисповедания, граждан- ства, национальности, принадлежности к опреде- ленной социальной группе или политических убеж- дений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защи- той вследствие таких опасений; или, не имея опре- деленного гражданства и находясь вне страны свое- го прежнего обычного местожительства в результа- те подобных событий, не может или не желает вер- нуться в нее вследствие таких опасений
Для признания
себя беженцем
лицо должно
обратиться с
письменным
• в дипломатическое представительство или кон-
сульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности;
• в пост иммиграционного контроля или в орган
пограничного контроля при пересечении им Госу-
72
ходатайством: дарственной границы Российской Федерации;
• в орган пограничного контроля или в органы
внутренних дел при вынужденном незаконном пере- сечении Государственной границы Российской Фе- дерации;
• в орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории
Российской Федерации
Права беженца
• на получение информации о порядке признания его беженцем, о своих правах и обязанностях;
• на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;
• на получение единовременного денежного посо- бия на каждого члена семьи в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ, но не ниже ми- нимального размера оплаты труда;
• на получение направления в центр временного размещения;
• на получение питания и пользование комму- нальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения;
• на получение медицинской и лекарственной по- мощи;
• на получение содействия в направлении на про- фессиональное обучение в центре временного раз- мещения или в трудоустройстве
Обязанности
беженца
• соблюдать законы страны нахождения;
• соблюдать порядок проживания и выполнять сани- тарно-гигиенические нормы в местах проживания;
• пройти обязательное медицинское освидетельство- вание
73
Лицо утрачи-
вает статус
беженца в сле-
дующих
случаях:
• если оно получило разрешение на постоянное про- живание на территории Российской Федерации либо приобрело гражданство Российской Федерации;
• если приобрело гражданство иностранного госу- дарства и пользуется его защитой;
• если добровольно вновь обосновалось в государ- стве, которое оно ранее покинуло
Административно-правовой статус
вынужденных переселенцев
Понятие
Вынужденный переселенец
–
это гражданин Россий- ской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или чле- нов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подверг- нуться преследованию по признаку расовой или наци- ональной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кам- паний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка
Права
• самостоятельно выбирать место жительства на тер- ритории Российской Федерации (таковым может быть один из населенных пунктов, предлагаемых ему тер- риториальным органом миграционной службы, или место жительства у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание). При отсутствии возможности самостоятельного определе- ния своего нового места жительства на территории
Российской Федерации вынужденный переселенец может получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ,
74 направление на проживание в центре временного раз- мещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
• получать содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к ме- сту пребывания. При этом малообеспеченные лица
(одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, со- стоящая только из пенсионеров или инвалидов, одино- кий родитель с ребенком или детьми в возрасте до во- семнадцати лет и т.д.) обеспечиваются правом на бес- платные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 25