Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 552
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обязанности
• соблюдать Конституцию РФ и российские законы;
• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных пересе- ленцев и жилом помещении из фонда жилья для вре- менного их поселения;
• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграцион- ной службы и в течение месяца встать на учет в терри- ториальном органе миграционной службы;
• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавли- ваемые территориальным органом миграционной службы
75
Специальные административно-правовые статусы
Понятие
Специальный административно-правовой ста-
тус
–
этообособленная совокупность прав и обя- занностей, не характерная для большинства физи- ческих лиц (не являющаяся общей для всех физи- ческих лиц)
Виды специаль-
ных администра-
тивно-правовых
статусов
• специальные административно-правовые стату- сы членов административных коллективов;
• специальные административно-правовые стату- сы субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
• специальные административно-правовые стату- сы жителей территорий с особым административ- но-правовым режимом;
• специальные административно-правовые стату- сы субъектов разрешительной системы (водите- лей, лиц, получивших лицензии, допущенных к государственной тайне и др.);
• специальные административно-правовые стату- сы государственных и муниципальных служащих;
• специальные административно-правовые стату- сы индивидуальных предпринимателей;
• специальные административно-правовые стату- сы лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступле- ния
76
Административно-правовые гарантии прав граждан
Экономические Обусловлены состоянием и развитием промыш- ленности, сельского хозяйства в стране, устойчи- вой финансовой и денежной системой, признани- ем и защитой равным образом частной, государ- ственной, муниципальной и иной форм собствен- ности, обеспечением условий для свободного пе- ремещения товаров, услуг, уровнем благосостоя- ния населения
Политические Проявляются в политической стабильности в об- ществе, в эффективной деятельности органов гос- ударственной власти, в создании условий для реа- лизации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их поли- тической активности, а также в наличии много- партийности, наличии общественных объедине- нием
Идеологические Определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и пра- вовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обще- стве, их качеством, уровнем общественного по- рядка
Организационные Включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, про- куратуры, органов внутренних дел и юстиции, ад- вокатуры, нотариата, многочисленных контроли- рующих, надзирающих и инспектирующих орга- нов (Главного контрольного управления Прези- дента РФ, Счетной палаты, образуемой парламен- том Российской Федерации, органов исполни- тельной власти)
77
Юридические
(правовые)
Закон
• в полной мере должен соответ- ствовать экономическому и поли- тическому развитию общества;
• должен защищать основы кон- ституционного строя, нравствен- ности, здоровья, прав и законных интересов личности, обеспечивать оборон у страны и безопасность государства (ч. 3 ст. 55 Конститу- ции РФ)
Внесудебные Фактически выполняет вся систе- ма органов исполнительной вла- сти, местного самоуправления и их должностных лиц. Все эти органы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и об- разованы, чтобы обеспечивать ре- ализацию прав и интересов граж- дан и создавать все условия для свободного пользования гражда- нами своими правами, своевре- менно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные пра- ва и применять к нарушителям со- ответствующие меры администра- тивного воздействия
Судебные Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются пра- восудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Суды рассматривают дела по раз-
78 личным видам правонарушений, осуществляют контроль над со- блюдением органами исполни- тельной власти и их должностны- ми лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанно- стей
Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации
Основные
направления
деятельности
уполномоченного
по правам чело-
века
• способствует восстановлению нарушенных прав;
• способствует совершенствованию законодатель- ства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами меж- дународного права;
• способствует развитию международного сотруд- ничества в области прав человека;
• способствует правовому просвещению по вопро- сам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
• дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пере- смотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нару- шенных прав и свобод
Рассмотрение
жалоб
уполномоченным
по правам
человека
• граждан Российской Федерации;
• лиц без гражданства, находящихся на территории
Российской Федерации;
• иностранных граждан, находящихся на террито- рии Российской Федерации
79
Решения
уполномоченного
по правам
человека
в отношении
принятия
жалобы
• принять жалобу к рассмотрению;
• разъяснить заявителю, какие средства тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
• передать жалобу государственному органу, орга- ну местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разреше- ние жалобы по существу;
• отказать в принятии жалобы к рассмотрению
Права
уполномоченного
по правам
человека
• рассматривать жалобы граждан о нарушении их законных прав;
• по собственной инициативе принять соответ- ствующие меры в пределах предоставленной ему компетенции в случае массовых или грубых нару- шений прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или свя- занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право- вые средства защиты;
• обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
• беспрепятственно посещать все органы государ- ственной власти, органы местного самоуправле- ния, присутствовать на заседаниях их коллегиаль- ных органов, а также беспрепятственно посещать различные организации, воинские части, обще- ственные объединения;
• запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жало- бы, от государственных и негосударственных ор- ганов;
• получать объяснения должностных лиц и госу-
80 дарственных служащих, исключая судей, по во- просам, подлежащим выяснению в ходе рассмот- рения жалобы;
• рассматривать жалобы на решения палат Феде- рального Собрания Российской Федерации и зако- нодательных (представительных) органов государ- ственной власти субъектов Федерации
Обращения граждан
Понятие
обращения
Обращение
–
это изложенное в письменной или уст- ной форме предложение (замечание), заявление (хода- тайство) или жалоба
Виды
обращений
Предложение Обращение граждан в государ- ственные или общественные орга- ны, не связанные с каким-либо нарушением, имеющее целью при- влечь внимание к несовершенству регулирования, организации или деятельности государственных ор- ганов, органов местного само- управления и других органов с ука- занием на пути их устранения
Заявление
Обращение гражданина в указан- ные органы с просьбой об удовле- творении тех или иных прав, сво- бод или законных интересов граж- дан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупо- треблениях, нарушениях законно- сти и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя
Жалоба
Обращение в государственные или
81 иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина
Ходатайство
Обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления и другие органы о признании за ним опре- деленного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответ- ствующего документа
Общее право
жалобы
• содержит в себе право на административное обжало- вание и право на судебное обжалование;
• могут быть обжалованы акты и действия любого государственного органа власти и органа местного самоуправления и их должностного лица;
• обращение с жалобой на действия (решения), нару- шившие права и свободы, подается непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам граждан- ского судопроизводства) либо в вышестоящий в по- рядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие и объединение, общественное объединение, должност- ному лицу, государственному служащему;
• жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), дей- ствиями которого были нарушены права гражданина;
• гражданин может обратиться в суд с жалобой в тече- ние трех месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жало-
82 бы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жало- бы, если гражданином не был получен на нее пись- менный ответ
Право на
специальную
жалобу
• субъектами обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные предста- вители;
• специальная жалоба дополняет право на общую ад- министративную жалобу;
• специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обра- щение с такой жалобой (например, военнослужащий)
Сроки по
жалобам
Подаваемые в адми-
нистративном
(досудебном) порядке
• федеральное законодатель- ство устанавливает, что пись- менное обращение, поступив- шее в государственный орган, орган местного самоуправле- ния или должностному лицу в соответствии с их компетен- цией, рассматривается в тече- ние 30 дней со дня регистра- ции письменного обращения;
• в законах некоторых субъ- ектов Российской Федерации уточняется, что обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разре- шаются безотлагательно в со- кращенные сроки, не позднее
15 дней
Подаваемые в суд
жалоб
• три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
83
• один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе выше- стоящего органа, организации, должностного лица в удовле- творении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважитель- ной причине срок подачи жа- лобы может быть восстанов- лен судом
Административно-правовой статус субъектов
административной опеки
Понятие адми-
нистративной
опеки
Административная опека
–
система государствен- ной помощи, непосредственно не связанной с тру- дом, службой лиц, которым она предоставляется. Ее можно рассматривать как государственную заботу о слабых, нуждающихся в социальной защите, не свя- занную с их общественно-полезной деятельностью
Понятие субъ-
екта админи-
стративной
опеки
Субъекты административной опеки
–
это лица, которые в силу своей слабой социальной защищен- ности нуждаются в специальной помощи со стороны государства
Виды субъектов
администра-
тивной
опеки
слабые по демографическим признакам (сиро- ты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных наци- ональностей малочисленных народностей Крайнего
Севера и др.);
жертвы экстремальных ситуаций (безработ-
84 ные, «чернобыльцы», участники боевых действий в
Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от со- циальных кризисов, техногенных катастроф и сти- хийных бедствий)
Содержание
администра-
тивной опеки
• регулярная или единовременная выплата денеж- н
ых сумм;
• оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);
• социальное обслуживание (медицинская и сани- тарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);
• организационная помощь в трудоустройстве, вы- боре места жительства, получении необходимых до- кументов, приобретении гражданства Российской
Федерации
Государственная служба
Понятие государ-
ственной службы
Государственная служба РФ – профессиональ- ная служебная деятельность граждан РФ по обес- печению исполнения полномочий Российской
Федерации, федеральных органов государствен- ной власти, субъектов РФ, органов государствен- ной власти субъектов РФ, лиц, замещающих гос- ударственные должности РФ, а также государ- ственные должности субъектов РФ
Система государ-
ственной службы
Система государственной службы включает в себя:
• государственную гражданскую службу (подраз- деляется на федеральную государственную граж- данскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации);
• соблюдать Конституцию РФ и российские законы;
• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных пересе- ленцев и жилом помещении из фонда жилья для вре- менного их поселения;
• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграцион- ной службы и в течение месяца встать на учет в терри- ториальном органе миграционной службы;
• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавли- ваемые территориальным органом миграционной службы
75
Специальные административно-правовые статусы
Понятие
Специальный административно-правовой ста-
тус
–
этообособленная совокупность прав и обя- занностей, не характерная для большинства физи- ческих лиц (не являющаяся общей для всех физи- ческих лиц)
Виды специаль-
ных администра-
тивно-правовых
статусов
• специальные административно-правовые стату- сы членов административных коллективов;
• специальные административно-правовые стату- сы субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
• специальные административно-правовые стату- сы жителей территорий с особым административ- но-правовым режимом;
• специальные административно-правовые стату- сы субъектов разрешительной системы (водите- лей, лиц, получивших лицензии, допущенных к государственной тайне и др.);
• специальные административно-правовые стату- сы государственных и муниципальных служащих;
• специальные административно-правовые стату- сы индивидуальных предпринимателей;
• специальные административно-правовые стату- сы лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступле- ния
76
Административно-правовые гарантии прав граждан
Экономические Обусловлены состоянием и развитием промыш- ленности, сельского хозяйства в стране, устойчи- вой финансовой и денежной системой, признани- ем и защитой равным образом частной, государ- ственной, муниципальной и иной форм собствен- ности, обеспечением условий для свободного пе- ремещения товаров, услуг, уровнем благосостоя- ния населения
Политические Проявляются в политической стабильности в об- ществе, в эффективной деятельности органов гос- ударственной власти, в создании условий для реа- лизации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их поли- тической активности, а также в наличии много- партийности, наличии общественных объедине- нием
Идеологические Определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и пра- вовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обще- стве, их качеством, уровнем общественного по- рядка
Организационные Включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, про- куратуры, органов внутренних дел и юстиции, ад- вокатуры, нотариата, многочисленных контроли- рующих, надзирающих и инспектирующих орга- нов (Главного контрольного управления Прези- дента РФ, Счетной палаты, образуемой парламен- том Российской Федерации, органов исполни- тельной власти)
77
Юридические
(правовые)
Закон
• в полной мере должен соответ- ствовать экономическому и поли- тическому развитию общества;
• должен защищать основы кон- ституционного строя, нравствен- ности, здоровья, прав и законных интересов личности, обеспечивать оборон у страны и безопасность государства (ч. 3 ст. 55 Конститу- ции РФ)
Внесудебные Фактически выполняет вся систе- ма органов исполнительной вла- сти, местного самоуправления и их должностных лиц. Все эти органы, осуществляя исполнение законов и подзаконных актов, для того и об- разованы, чтобы обеспечивать ре- ализацию прав и интересов граж- дан и создавать все условия для свободного пользования гражда- нами своими правами, своевре- менно пресекать любые действия, нарушающие эти права и свободы, восстанавливать нарушенные пра- ва и применять к нарушителям со- ответствующие меры администра- тивного воздействия
Судебные Конституция РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются пра- восудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Суды рассматривают дела по раз-
78 личным видам правонарушений, осуществляют контроль над со- блюдением органами исполни- тельной власти и их должностны- ми лицами прав и свобод граждан, а также созданием условий для выполнения ими своих обязанно- стей
Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации
Основные
направления
деятельности
уполномоченного
по правам чело-
века
• способствует восстановлению нарушенных прав;
• способствует совершенствованию законодатель- ства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами меж- дународного права;
• способствует развитию международного сотруд- ничества в области прав человека;
• способствует правовому просвещению по вопро- сам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
• дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пере- смотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нару- шенных прав и свобод
Рассмотрение
жалоб
уполномоченным
по правам
человека
• граждан Российской Федерации;
• лиц без гражданства, находящихся на территории
Российской Федерации;
• иностранных граждан, находящихся на террито- рии Российской Федерации
79
Решения
уполномоченного
по правам
человека
в отношении
принятия
жалобы
• принять жалобу к рассмотрению;
• разъяснить заявителю, какие средства тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
• передать жалобу государственному органу, орга- ну местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разреше- ние жалобы по существу;
• отказать в принятии жалобы к рассмотрению
Права
уполномоченного
по правам
человека
• рассматривать жалобы граждан о нарушении их законных прав;
• по собственной инициативе принять соответ- ствующие меры в пределах предоставленной ему компетенции в случае массовых или грубых нару- шений прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или свя- занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право- вые средства защиты;
• обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
• беспрепятственно посещать все органы государ- ственной власти, органы местного самоуправле- ния, присутствовать на заседаниях их коллегиаль- ных органов, а также беспрепятственно посещать различные организации, воинские части, обще- ственные объединения;
• запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жало- бы, от государственных и негосударственных ор- ганов;
• получать объяснения должностных лиц и госу-
80 дарственных служащих, исключая судей, по во- просам, подлежащим выяснению в ходе рассмот- рения жалобы;
• рассматривать жалобы на решения палат Феде- рального Собрания Российской Федерации и зако- нодательных (представительных) органов государ- ственной власти субъектов Федерации
Обращения граждан
Понятие
обращения
Обращение
–
это изложенное в письменной или уст- ной форме предложение (замечание), заявление (хода- тайство) или жалоба
Виды
обращений
Предложение Обращение граждан в государ- ственные или общественные орга- ны, не связанные с каким-либо нарушением, имеющее целью при- влечь внимание к несовершенству регулирования, организации или деятельности государственных ор- ганов, органов местного само- управления и других органов с ука- занием на пути их устранения
Заявление
Обращение гражданина в указан- ные органы с просьбой об удовле- творении тех или иных прав, сво- бод или законных интересов граж- дан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупо- треблениях, нарушениях законно- сти и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя
Жалоба
Обращение в государственные или
81 иные официальные органы, к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина
Ходатайство
Обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления и другие органы о признании за ним опре- деленного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответ- ствующего документа
Общее право
жалобы
• содержит в себе право на административное обжало- вание и право на судебное обжалование;
• могут быть обжалованы акты и действия любого государственного органа власти и органа местного самоуправления и их должностного лица;
• обращение с жалобой на действия (решения), нару- шившие права и свободы, подается непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам граждан- ского судопроизводства) либо в вышестоящий в по- рядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие и объединение, общественное объединение, должност- ному лицу, государственному служащему;
• жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), дей- ствиями которого были нарушены права гражданина;
• гражданин может обратиться в суд с жалобой в тече- ние трех месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жало-
82 бы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жало- бы, если гражданином не был получен на нее пись- менный ответ
Право на
специальную
жалобу
• субъектами обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные предста- вители;
• специальная жалоба дополняет право на общую ад- министративную жалобу;
• специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обра- щение с такой жалобой (например, военнослужащий)
Сроки по
жалобам
Подаваемые в адми-
нистративном
(досудебном) порядке
• федеральное законодатель- ство устанавливает, что пись- менное обращение, поступив- шее в государственный орган, орган местного самоуправле- ния или должностному лицу в соответствии с их компетен- цией, рассматривается в тече- ние 30 дней со дня регистра- ции письменного обращения;
• в законах некоторых субъ- ектов Российской Федерации уточняется, что обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разре- шаются безотлагательно в со- кращенные сроки, не позднее
15 дней
Подаваемые в суд
жалоб
• три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
83
• один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе выше- стоящего органа, организации, должностного лица в удовле- творении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважитель- ной причине срок подачи жа- лобы может быть восстанов- лен судом
Административно-правовой статус субъектов
административной опеки
Понятие адми-
нистративной
опеки
Административная опека
–
система государствен- ной помощи, непосредственно не связанной с тру- дом, службой лиц, которым она предоставляется. Ее можно рассматривать как государственную заботу о слабых, нуждающихся в социальной защите, не свя- занную с их общественно-полезной деятельностью
Понятие субъ-
екта админи-
стративной
опеки
Субъекты административной опеки
–
это лица, которые в силу своей слабой социальной защищен- ности нуждаются в специальной помощи со стороны государства
Виды субъектов
администра-
тивной
опеки
слабые по демографическим признакам (сиро- ты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных наци- ональностей малочисленных народностей Крайнего
Севера и др.);
жертвы экстремальных ситуаций (безработ-
84 ные, «чернобыльцы», участники боевых действий в
Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от со- циальных кризисов, техногенных катастроф и сти- хийных бедствий)
Содержание
администра-
тивной опеки
• регулярная или единовременная выплата денеж- н
ых сумм;
• оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);
• социальное обслуживание (медицинская и сани- тарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);
• организационная помощь в трудоустройстве, вы- боре места жительства, получении необходимых до- кументов, приобретении гражданства Российской
Федерации
Государственная служба
Понятие государ-
ственной службы
Государственная служба РФ – профессиональ- ная служебная деятельность граждан РФ по обес- печению исполнения полномочий Российской
Федерации, федеральных органов государствен- ной власти, субъектов РФ, органов государствен- ной власти субъектов РФ, лиц, замещающих гос- ударственные должности РФ, а также государ- ственные должности субъектов РФ
Система государ-
ственной службы
Система государственной службы включает в себя:
• государственную гражданскую службу (подраз- деляется на федеральную государственную граж- данскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации);