Файл: Краткий курс административного права для бакалавриата (в схемах и таблицах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 554

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

85
• военную службу;
• государственную службу иных видов (служба в органах внутренних дел, СК РФ, МЧС РФ, Про- куратуре РФ, ФСИН РФ и т.д.)
Принципы
госу-
дарственной
службы
(основополагающие
идеи, которые по-
ложены в основу ее
построения и
функционирования)
Принцип
федерализма
Государственная служба осуществляется на феде- ральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Пра- вовое регулирование госу- дарственной службы нахо- дится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов, а организация государственной службы — в ведении субъектов Феде- рации
Принцип
законности
Законодательство субъектов
Федерации по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом сво- их национальных особенно- стей, должно в полной объ- еме соответствовать феде- ральному законодательству о государственной службе
Принцип
приоритета прав
и свобод человека
и гражданина
Обязательность признания, соблюдения и защиты обя- зывает государственных служащих признавать эти права, соблюдать их и за- щищать в случае необходи- мости, привлекать винов- ных в нарушении этих прав

86 и свобод к соответствую- щим мерам ответственности
Равный доступ
граждан к
государственной
службе
Не допускаются ограниче- ния при приеме на государ- ственную службу в зависи- мости от пола, расы, нацио- нальности, языка, проис- хождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отноше- ния к религии, убеждений и т.д. Исключение в этом во- просе составляют ино- странные граждане и лица без гражданства, находящи- еся на территории Россий- ской Федерации
Принцип единства
правовых и
организационных
основ
государственной
службы
Предполагает законодатель- ное закрепление единого подхода к организации госу- дарственной службы. Дан- ный принцип означает, что для всех государственных служащих установлен еди- ный порядок прохождения и прекращения государствен- ной службы, формирования кадрового состава государ- ственной службы, условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломати- ческих рангов, воинских и специальных званий

87
Принцип взаимо-
связи государ-
ственной и муни-
ципальной служб
Взаимосвязь обеспечивает- ся на основе единства си- стемы государственной службы Российской Феде- рации и принципов ее по- строения и функционирова- ния
Принцип
открытости
государственной
службы
Состоит в объективном ин- формировании общества о деятельности государствен- ных служащих. Открытость деятельности выражается в опубликовании законода- тельства о государственной службе, информировании населения о принятых ими важных и значимых для общества решениях, под- контрольности их деятель- ности обществу и отдель- ным коллективным образо- ваниям, учете мнения о способах улучшения этой деятельности
Принцип защиты
государственных
служащих от
неправомерного
вмешательства
в их профессио-
нальную
служебную
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

деятельность
Лица, допустившие подоб- ные действия, подлежат от- ветственности в соответ- ствии с законодательством
Российской Федерации

88
Принцип профес-
сионализма и
компетентности
государственных
служащих
Используется при отборе кандидатов на вакантную должность в качестве госу- дарственного служащего.
Предпочтение отдается тем, кто имеет лучшую подго- товку, больший стаж, орга- низаторские способности и т.д.
Административно-правовой статус государственных служащих
Понятия госу-
дарственных
служащих
1 Федеральный государственный служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федераль- ной государственной службы и получающий де- нежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета
2 Государственный гражданский служащий
субъекта Российской Федерации – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной граж- данской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознагражде- ние) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, преду- смотренных федеральным законом, государствен- ный гражданский служащий субъекта Российской
Федерации может получать денежное содержание
(вознаграждение) также за счет средств федераль- ного бюджета
Виды
государственных
служащих
Государственный
гражданский
служащий
Гражданский служащий

это гражданин Российской Феде- рации, взявший на себя обяза- тельства по прохождению

89 гражданской службы. Он осу- ществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской служ- бы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и по- лучает денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Указанные служа- щие выполняют свои функции в органах государственной власти и иных государствен- ных органах (законодательные
(представительные) органы государственной власти, орга- ны исполнительной власти, судебной власти, Администра- ция Президента РФ, Аппарат
Правительства РФ и их струк- турные подразделения и мно- гие другие органы)
Военнослужащий Военнослужащий

это лицо, исполняющее должностные обязанности, связанные с про- хождением военной службы, которая призвана решать зада- чи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим обладающее специаль- ным правовым статусом. Во- енная служба предусматривает исполнение военнослужащими


90 таких обязанностей, как защи- та и охрана государства от нападения, участие в боевых действиях, защита жизни и здоровья населения, помощь правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка
Служащий иных
видов государ-
ственной службы
Служащий иных видов госу- дарственной службы – этоли- цо, исполняющее должност- ные обязанности, связанные с прохождением государствен- ной службы иных видов, кото- рые призваны решать задачи в сфере различных видов без- опасности государства, и в связи с этим обладающее спе- циальным правовым статусом.
Это государственные служа- щие, осуществляющие про- фессиональную служебную деятельность на должностях государственной службы в ор- ганах внутренних дел, след- ственном комитете РФ, орга- нах МЧС РФ, Прокуратуре РФ,
ФСИН РФ и т.д.

91
Права
государственных
служащих
Общие права
• обеспечение надлежащих ор- ганизационно-технических условий, необходимых для ис- полнения должностных обя- занностей;
• ознакомление с должностным регламентом и иными доку- ментами, определяющими права и обязанности служаще- го по замещаемой должности гражданской службы, с крите- риями оценки эффективности исполнения должностных обя- занностей, показателями ре- зультативности профессио- нальной служебной деятельно- сти и условиями должностного роста;
• отдых, обеспечиваемый уста- новлением нормальной про- должительности служебного времени, предоставлением вы- ходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых ос- новного и дополнительных от- пусков;
• оплата труда и другие выпла- ты в соответствии с Федераль- ным законом «О системе госу- дарственной службы Россий- ской Федерации», иными нор- мативными правовыми актами

92
Российской Федерации и со служебным контрактом;
• получение в установленном порядке информации и мате- риалов, необходимых для ис- полнения должностных обя- занностей, а также на внесение предложений о совершенство- вании деятельности государ- ственного органа;
• доступ в установленном по- рядке к сведениям, составля- ющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с ис- пользованием таких сведений; доступ в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, ор- ганы местного самоуправле- ния, общественные объедине- ния и иные организации
Специальные
права
Государственные служащие наделяются специальными правами в зависимости от пра- вового положения органа, в котором они работают, и от того, какую занимают долж- ность. Так, специальные права и обязанности возложены на налоговые органы, таможен- ные органы, органы внутрен- них дел и т.д.


93
Дополнительные
права
Дополнительными правами могут наделяться некоторые государственные служащие для выполнения служебных обязанностей (например, на применение оружия, на испол- нение предъявляемых требо- ваний, на применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении

админи- стративного задержания, лич- ного досмотра и досмотра ве- щей и транспортных средств и т.д.)
Обязанности
государственного
служащего
• соблюдать Конституцию РФ, федеральные кон- ституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федера- ции, конституции (уставы), законы и иные норма- тивные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение;
• исполнять должностные обязанности в соответ- ствии с должностным регламентом; исполнять по- ручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законо- дательством Российской Федерации; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
• соблюдать служебный распорядок государствен- ного органа;
• поддерживать уровень квалификации, необходи- мый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

94
• не разглашать сведения, составляющие государ- ственную и иную охраняемую федеральным зако- ном тайну, а также сведения, ставшие ему извест- ными в связи с исполнением должностных обязан- ностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
• представлять в установленном порядке преду- смотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о получен- ных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имуществен- ного характера (сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), а также сведения о своих расходах, а также о расхо- дах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
• соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нару- шать установленные законодательством Россий- ской Федерации запреты
Понятие, особенности и классификация
государственных должностей
Понятие
государственной
должности
Государственная должность

это учрежден- ная в установленном порядке первичная струк- турная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица
Особенности
государственной
должности
• должности государственной службы могут учреждаться федеральными законами, указами
Президента РФ или иными нормативным право-


95 выми актами Российской Федерации, законами субъектов Федерации или иными нормативны- ми правовыми актами субъектов Федерации;
• нормативные правовые акты субъектов Феде- рации действуют с учетом положений феде- рального законодательства о государственной службе;
• в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Это, например, ха- рактерно для Администрации Президента РФ и некоторых федеральных органов исполнитель- ной власти, находящихся под руководством
Президента РФ, в которых одновременно могут быть учреждены должности государственной гражданской службы, военной службы или службы правоохранительных органов;
• должности государственной службы распреде- ляются по группам и (или) категориям в соот- ветствии с федеральными законами о видах гос- ударственной службы и законами субъектов
Федерации о государственной гражданской службе субъектов Федерации
Классификация
государственных
должностей
Руководители Руководители

это должно- сти руководителей и их за- местителей в государствен- ных органах (в том числе представленных в государ- ственных органах и терри- ториальных органах феде- ральных органов исполни- тельной власти) и их струк- турных подразделениях,

96 замещаемые на определен- ный срок или без ограниче- ний срока полномочий
Помощники
(советники)
Помощники (советники)

это должности, учреждае- мые для содействия лицам, замещающим государ- ственные должности, руко- водителям указанных выше государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на опреде- ленный срок, ограниченный сроком полномочий ука- занных лиц или руководи- телей
Специалисты Специалисты

это должно- сти, которые учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными органа- ми возложенных на них за- дач и функций и которые замещаются без ограниче- ния срока полномочий
Обеспечивающие
специалисты
Обеспечивающие специа- листы

это должности, учреждаемые для организа- ционного, информационно- го, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности

97 государственных органов и замещаемые без ограниче- ния срока полномочий
Квалификационные
требования
предъявляются:
• к уровню профессионального образования;
• к стажу государственной службы или стажу работы по специальности;
• к профессиональным знаниям и навыкам, не- обходимым для исполнения возложенных на них должностных обязанностей
Способы поступления на государственную службу
1 Назначение на
государственную
должность
государствен-
ной службы
Понятие
Назначение на государствен-
ную должность государ-
ственной службы

это юри- дический акт государственно- го органа или должностного лица, в соответствии с кото- рым на служащего возлагается осуществление функций, обя- занностей и прав, определен- ных данной должностью
Особенности
Назначением замещаются должности государственной службы категорий «руководи- тели» и «помощники (совет- ники)». Президент и Прави- тельство РФ назначают лиц на должности гражданской службы категорий «руководи- тели». Назначение применяет- ся в случае перевода граждан- ского служащего на другую должность гражданской служ- бы по состоянию здоровья, а