ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Между тем представляет интерес уточнить и теоретически систематизировать формальные способы, используемые языками для различения и фиксации смысла. Сами по себе они достаточно известны, но их соотношения и научная систематизация еще нуждаются в уяснении. При этом, чтобы не вступить в пограничную с лингвистикой область паралингвистики35, следует ограничиться только формами, связанными с конвенциональным значением, и не рассматривать их с точки зрения возможного у них импликационно-опытного содержания36.
4.7.3. Два формальных класса единиц смыслоразличения: базисные единицы (фонемы) и ассессивные. Выше при характеристике функциональных единиц уже отмечались различные формальные средства, реализующие функцию того или иного уровня. Функция дистинктора, помимо фонем, может выполняться просодическими средствами: тоном, позицией ударения, количеством фонемы (последнее обычно рассматривается как различительный признак фонем, т.е. увеличивает перечень фонем). Функция фиксаторов, помимо морфем и слов (или некой родовой единицы, если разграничение на морфемы и слова в языке не проводится, — скажем, минимальной сенсемы = «морфема» в смысле дескриптивной лингвистики), выполняется также интонацией позицией значимых единиц в синтаксических структурах нулевыми морфемами, значимыми чередованиями (в частности, внутренней флексией).
Нетрудно заметить, что все эти «дополнительные» средства: просодические (тон ударение, количество), позиционные (порядок элементов), реляционные (нулевые морфемы, значимые отсутствия) - не поднимаются выше уровня фиксаторов. В то же время фонема или морфема или слово могут подняться на любую высшую ступень функциональной лестницы: дистинктор — фиксатор — номинатор — коммуникатор. Ср.: англ. |о:| - фонема - фиксатор (or «или») — номинатор (awe «ужас», оrе «руда», оаr «весло») - коммуникатор (Аwe. «Ужас» — номинативное предложение What did you fее1?—Аwе. «Что вы испытали?» - «Ужас» - эллиптическое предложение). Разумеется, сказанное выше может быть принято с существенными оговорками: 1) не для каждой фонемы, морфемы, слова возможнo это «вознесение»; 2) фонема и т.д. на каждом шаге имеет иные функциональные признаки и не равна себе. Если устранить метафору, то речь идет о том, что разные единицы разных уровней могут иметь общую субстанциональную основу, совпадающую соответственно с фонемой и т.д. Этот тривиальный факт помогает уяснить различие между формальными единицами типа фонема - морфема- слово и «дополнительными средствами», вроде просодических и др.
Все эти дополнительные формальные средства различения, фиксации и формации контентивных единиц могут быть систематизированы следующим образом.
В плане выражения значимые единицы различаются своими десигнаторами. Это различение осуществляется прежде всего за счет состава и размещения фонем (ср. русск.: кот, гот, вот, кол, кит; кот, ток; кот, от, то, к и т.п.). Однако, помимо фонематической структуры, десигнатор значимой единицы может обнаруживать иные признаки, также относящиеся к обозначающей (significant) стороне языкового знака. К примеру, номинативные единицы наделены ударением. Ударение «привязано» к гласной, т.е. реализуется как некоторый признак, отличающий ударный гласный от неударного. Однако признак ударенности — неударенности не входит в число релевантных признаков гласного как фонемы, поскольку и ударная, и неударная гласные идентифицируются как одна фонема. Тем самым ударение, хотя и базируется материально на гласной в составе десигнатора, хотя и локализировано физически в ней, не является признаком фонемы, а признаком целого - десигнатора номинативной единицы.
Равным образом части интонационного контура номинатора субстратно «привязаны» к гласным, но не входят в число существенных признаков гласных фонем. Интонационный контур (интонация, мелодия) относится к признакам коммуникатора. Между тем позиция ударения может использоваться в функции дистинктора (ср. известные примеры: з
амки – замки, белки - белки и т.п.) и, более того, категоризатора (ср.: руки - руки, ноги - ноги и т. п.). Интонационный контур имеет функцию категоризатора модальностей, по отношению к которому остальная часть коммуникатора, т. е. синтаксическая структура с ее лексическим наполнением, выступают в роли своеобразного спецификатора.
Фонемы — класс формальных единиц, специализированных в функции смыслоразличения. В свою очередь они служат субстратной базой для некоторых других субстанциональных признаков, используемых в функции различения десигнаторов значимых единиц. Ударение и тон (как часть интонационного контура) субстратно базируются на фонемах (гласных), но не различают разных фонем. Вместе с тем они оказываются релевантными смыслоразличительными признаками номинаторов и коммуникаторов. Сравнительно с фонемами, обладающими широкими комбинаторными возможностями, возможности смыслоразличения посредством ударения и интонации относительно невелики. Позиция ударения лишь дополняет комбинаторику фонем в немногих случаях. Интонационные контуры несут весьма диффузную, плохо квантованную «вводную» информацию о содержании сообщения, предназначенную для общей эмоционально-прагматической ориентации слушателя.
Таким образом, различаются два субстанциональных класса формальных единиц: базисные единицы — фонемы, составляющие своими сочетаниями и перестановками базу десигнаторов значимых единиц, и ассесивные единицы. Субстанционально ассесивные единицы представляют собой нерелевантные признаки фонем, используемые для смыслоразличения на уровне номинаторов коммуникаторов. Термин «ассессивный» призван подчеркнуть три особенности единиц этого рода: 1) субстанцианально они реализуются в фонемах, но 2) не являются функционально релевантными признаками фонем 3) дополнительно к фонемам и их комбинациях, используются в функции смыслоразличения.
Чем мотивируется потребность в новом термине вместо известных «просодические, сверх — (супер — , супрасегментные средства, элементы, единицы, явления)»? На это есть несколько причин. Указанные термины используются для обозначения 1) семиологически не релевантных явлений, как сила (амплитуда, громкость), темп, пауза и др.; 2) семиологически релевантных явлений как интонация и др.; 3) семиологически и фонематически релевантных явлений, как тон, количество (в качестве релевантных признаков фонем)
37. Кроме того, эти термины широко «эксплуатировались» в концепциях, к проводивших строгого различия между функциональньми и формальными единицами, что порождает такие парадоксальные понятия, как просодическая фонема, надлинейная (сверхсегментная) морфема и т.п. Понятие ассессивной (адсессивной) единицы вводится с учетом этого различия: ассесивные единицы - особый вид формальных единиц, субстратно связанных с базисными формальными единицами. Функционально же ассессивные единицы могут быть такими же дистинкторами и категоризаторами, как и базисные единицы, с субстанцией которых они слиты.
Не следует думать, что объем просодических явлений самоочевиден и его можно определить по физическим и акустико-артикуляционным особенностям, отвлекаясь от какого-либо функционального анализа. Тон, количество и т. п., не меняя своей физической сути, имеют совершенно различный лингвистический статус в языках, где они фонематичны, и в языках, где они нефонематичны. Все дело, однако, в том, что каждое из просодических средств имеет свою особую физическую (субстанциональную) природу и сопоставлять их следует прежде всего на функциональной основе. В излагаемом здесь подходе все множество субстанциональных признаков десигнаторов делится на фонематические и просодические (нефонематические). Среди просодических признаков выделяются семиологически не релевантные и ассессивные. Последние семиологически релевантны (но не на фонематическом уровне) и образуют особый подкласс формальных единиц, выступающих, дополнительно к фонемам, в качестве дистинкторов и категоризаторов значений.
4.8. Систематизация способов категоризации
Обратимся теперь к систематизации формальных способов, которые используются не просто для различения десигнаторов, но и для фиксации их категориальных значений. Иначе говоря, задача состоит в том, чтобы систематизировать различные средства, способные выполнять функцию категоризаторов. Концепт, соответствующий номинатору, имеет в этом случае сложное строение и содержит две части, объединенные тем же логическим отношением, что между родовой и видовой частями определений типа «пар—вода в газообразном состоянии» и т.п., а именно, категориально-спецификационным отношением. Например, номинатору «столы» соответствует сложный концепт, в котором составляющие концепты стола и множественности объединены категориально спецификационным отношением. Структура концепта может никак не отразиться в структуре десигнатора, и в таком случае остается лишь говорить о невыраженной, или имплицитной категоризации, как, например, в русск. «депо» (ед. ч.) - «депо» (мн. ч.) или англ. shеер «овца—овцы», dееr «олень—олени», swine «свинья—свиньи». Нас, понятно, должны интересовать приемы выраженной категоризации. (Для краткости говорим о «категоризации», подразумевая отражение структуры категоризированного концепта в структуре десигнатора.)
4.8.1. Субстанциональные (сепарация и фузия) и реляционные(нулевая морфема и позиция) способы категоризации. Возможны два способа выраженной категоризации: субстанциональный и реляционный. В первом случае категоризация выражается в самой форме десигнатора посредством его собственных признаков; во втором она выражена его реляционными признаками, т. е. признаками, выявляющимися в нем только из отношений к другим десигнаторам. В свою очередь при субстанциональной категоризации возможна или сепарация категоризатора или его фузия с спецификатором, а при реляционном выражении категориальные признаки выявляются из парадигматических или синтагматических отношений десигнатора. В целом, таким образом, возможны четыре формальных способа категоризации: сепарация, фузия, нулевая морфема и позиция.
4.8.2. Сепарация. При сепарации категориальная и спецификационная части получают раздельное выражение, каждая из них имеет собственный закрепленный за ней десигнатор, форма которого варьируется лишь в пределах незначимых альтернаций. Примеры находим в категоризации посредством служебных слов (предлогов, послелогов, союзов, артиклей, частиц, вроде русск. «бы, ли» и т.п.) и аффиксов разного рода (префиксов, постфиксов — суффиксов и флексий, интерфиксов, конфиксов, инфиксов, трансфиксов, или так называемых прерывистых морфем, диффиксов и т.п.), редупликаций, повторов, сложений38. Сепарация имеет место не только при категоризации посредством базисных, но и ассессивных (адсессивных) единиц, т.е. ударения и интонации, поскольку и в этом случае она получает раздельное субстанциональное выражение.
4.8.3. Фузия: исходный тезис, разработка понятия фузии, определение фузии, фузия в семитских языках, фузия в типологическом аспекте. Фузия — тот случай, когда категоризация, хотя и выражена субстанционально, но категориальный показатель является принадлежностью спецификатора. При фузии категоризатор слит со спецификатором в том смысле, что является частью последнего. Здесь нет раздельного выражения спецификационной и категориальных частей номинатора. Категоризация осуществляется за счет изменения формы спецификатора. Роль категоризатора при этом выполняет формула, схема изменения спецификатора (чередования, аблаут и т.п.). Сюда относятся явления так называемой внутренней флексии. Предельный случай фузии - супплетивизм.