Файл: Уровневая структура языка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Между тем представляет интерес уточнить и теорети­чески систематизировать формальные способы, исполь­зуемые языками для различения и фиксации смысла. Сами по себе они достаточно известны, но их соотноше­ния и научная систематизация еще нуждаются в уясне­нии. При этом, чтобы не вступить в пограничную с лингвистикой область паралингвистики35, следует ограничить­ся только формами, связанными с конвенциональным значением, и не рассматривать их с точки зрения возможного у них импликационно-опытного содержания36.
4.7.3. Два формальных класса единиц смыслоразличения: базисные единицы (фонемы) и ассессивные. Выше при характеристике функциональных еди­ниц уже отмечались различные формальные средства, реализующие функцию того или иного уровня. Функция дистинктора, помимо фонем, может выполняться просо­дическими средствами: тоном, позицией ударения, коли­чеством фонемы (последнее обычно рассматривается как различительный признак фонем, т.е. увеличивает пе­речень фонем). Функция фиксаторов, помимо морфем и слов (или некой родовой единицы, если разграничение на морфемы и слова в языке не проводится, — скажем, минимальной сенсемы = «морфема» в смысле дескриптивной лингвистики), выполняется также интонацией позицией значимых единиц в синтаксических структурах нулевыми морфемами, значимыми чередованиями (в частности, внутренней флексией).

Нетрудно заметить, что все эти «дополнительные» средства: просодические (тон ударение, количество), позиционные (порядок элементов), реляционные (нулевые морфемы, значимые отсутствия) - не поднимаются выше уровня фиксаторов. В то же время фонема или морфема или слово могут подняться на любую высшую ступень функциональной лестницы: дистинктор — фиксатор — номинатор — коммуникатор. Ср.: англ. |о:| - фонема - фиксатор (or «или») — номинатор (awe «ужас», оrе «руда», оаr «весло») - ком­муникатор (Аwe. «Ужас» — номинативное предложение What did you fее1?—Аwе. «Что вы испытали?» - «Ужас» - эллиптическое предложение). Разумеется, сказанное вы­ше может быть принято с существенными оговорками: 1) не для каждой фонемы, морфемы, слова возможнo это «вознесение»; 2) фонема и т.д. на каждом шаге име­ет иные функциональные признаки и не равна себе. Ес­ли устранить метафору, то речь идет о том, что разные единицы разных уровней могут иметь общую субстанциональную основу, совпадающую соответственно с фо­немой и т.д. Этот тривиальный факт помогает уяснить различие между формальными единицами типа фонема - морфема- слово и «дополнительными средствами», вро­де просодических и др.


Все эти дополнительные формальные средства разли­чения, фиксации и формации контентивных единиц мо­гут быть систематизированы следующим образом.

В плане выражения значимые единицы различаются своими десигнаторами. Это различение осуществляется прежде всего за счет состава и размещения фонем (ср. русск.: кот, гот, вот, кол, кит; кот, ток; кот, от, то, к и т.п.). Однако, помимо фонематической структуры, десигнатор значимой единицы может обнаруживать иные признаки, также относящиеся к обозначающей (significant) стороне языкового знака. К примеру, номинатив­ные единицы наделены ударением. Ударение «привязано» к гласной, т.е. реализуется как некоторый признак, от­личающий ударный гласный от неударного. Однако при­знак ударенности — неударенности не входит в число релевантных признаков гласного как фонемы, посколь­ку и ударная, и неударная гласные идентифицируются как одна фонема. Тем самым ударение, хотя и базируется материально на гласной в составе десигнатора, хотя и локализировано физически в ней, не является признаком фонемы, а признаком целого - десигнатора номинатив­ной единицы.

Равным образом части интонационного контура номинатора субстратно «привязаны» к гласным, но не вхо­дят в число существенных признаков гласных фонем. Интонационный контур (интонация, мелодия) относится к признакам коммуникатора. Между тем позиция ударе­ния может использоваться в функции дистинктора (ср. известные примеры: з

амки – замки, белки - белки и т.п.) и, более того, категоризатора (ср.: руки - руки, ноги - но­ги и т. п.). Интонационный контур имеет функцию кате­горизатора модальностей, по отношению к которому остальная часть коммуникатора, т. е. синтаксическая струк­тура с ее лексическим наполнением, выступают в роли своеобразного спецификатора.

Фонемы — класс формальных единиц, специализиро­ванных в функции смыслоразличения. В свою очередь они служат субстратной базой для некоторых других субстанциональных признаков, используемых в функ­ции различения десигнаторов значимых единиц. Ударе­ние и тон (как часть интонационного контура) субстрат­но базируются на фонемах (гласных), но не различают разных фонем. Вместе с тем они оказываются релевант­ными смыслоразличительными признаками номинаторов и коммуникаторов. Сравнительно с фонемами, обладаю­щими широкими комбинаторными возможностями, воз­можности смыслоразличения посредством ударения и ин­тонации относительно невелики. Позиция ударения лишь дополняет комбинаторику фонем в немногих случаях. Интонационные контуры несут весьма диффузную, пло­хо квантованную «вводную» информацию о содержа­нии сообщения, предназначенную для общей эмоциональ­но-прагматической ориентации слушателя.

Таким образом, различаются два субстанциональных класса формальных единиц: базисные единицы — фонемы, составляющие своими сочетаниями и перестановка­ми базу десигнаторов значимых единиц, и ассесивные единицы. Субстанционально ассесивные единицы представляют собой нерелевантные признаки фонем, используемые для смыслоразличения на уровне номинаторов коммуникаторов. Термин «ассессивный» призван подчеркнуть три особенности единиц этого рода: 1) субстанцианально они реализуются в фонемах, но 2) не являются функционально релевантными признаками фонем 3) дополнительно к фонемам и их комбинациях, используются в функции смыслоразличения.

Чем мотивируется потребность в новом термине вместо известных «просодические, сверх — (супер — , супрасегментные средства, элементы, единицы, явления)»? На это есть несколько причин. Указанные термины используются для обозначения 1) семиологически не релевантных явлений, как сила (амплитуда, громкость), темп, пауза и др.; 2) семиологически релевантных явлений как интонация и др.; 3) семиологически и фонематически релевантных явлений, как тон, количество (в качестве релевантных признаков фонем)
37. Кроме того, эти термины широко «эксплуатировались» в концепциях, к проводивших строгого различия между функциональньми и формальными единицами, что порождает такие парадоксальные понятия, как просодическая фонема, надлинейная (сверхсегментная) морфема и т.п. Понятие ассессивной (адсессивной) единицы вводится с учетом этого различия: ассесивные единицы - особый вид формальных единиц, субстратно связанных с базисными формальными единицами. Функционально же ассессивные единицы могут быть такими же дистинкторами и категоризаторами, как и базисные единицы, с субстанцией которых они слиты.

Не следует думать, что объем просодических явлений самоочевиден и его можно определить по физическим и акустико-артикуляционным особенностям, отвлекаясь от какого-либо функционального анализа. Тон, количество и т. п., не меняя своей физической сути, имеют совершенно различный лингвистический статус в языках, где они фонематичны, и в языках, где они нефонематичны. Все дело, однако, в том, что каждое из просодических средств имеет свою особую физическую (субстанциональную) природу и сопоставлять их следует прежде всего на функциональной основе. В излагаемом здесь подходе все множество субстанциональных признаков десигнаторов делится на фонематические и просодические (нефонематические). Среди просодических признаков выде­ляются семиологически не релевантные и ассессивные. Последние семиологически релевантны (но не на фоне­матическом уровне) и образуют особый подкласс фор­мальных единиц, выступающих, дополнительно к фоне­мам, в качестве дистинкторов и категоризаторов значе­ний.
4.8. Систематизация способов категоризации

Обратимся теперь к систематизации формальных способов, которые используются не просто для различе­ния десигнаторов, но и для фиксации их категориальных значений. Иначе говоря, задача состоит в том, чтобы си­стематизировать различные средства, способные выпол­нять функцию категоризаторов. Концепт, соответствую­щий номинатору, имеет в этом случае сложное строение и содержит две части, объединенные тем же логическим отношением, что между родовой и видовой частями определений типа «пар—вода в газообразном состоянии» и т.п., а именно, категориально-спецификационным отно­шением. Например, номинатору «столы» соответствует сложный концепт, в котором составляющие концепты стола и множественности объединены категориально спецификационным отношением. Структура концепта может никак не отразиться в структуре десигнатора, и в таком случае остается лишь говорить о невыраженной, или имплицитной категоризации, как, например, в русск. «депо» (ед. ч.) - «депо» (мн. ч.) или англ. shеер «овца—овцы», dееr «олень—олени», swine «свинья—свиньи». Нас, понятно, должны интересовать приемы выраженной категоризации. (Для краткости говорим о «категориза­ции», подразумевая отражение структуры категоризированного концепта в структуре десигнатора.)

4.8.1. Субстанциональные (сепарация и фузия) и реляционные(нулевая морфема и позиция) способы категоризации. Возможны два способа выраженной категори­зации: субстанциональный и реляционный. В первом слу­чае категоризация выражается в самой форме десигна­тора посредством его собственных признаков; во втором она выражена его реляционными признаками, т. е. при­знаками, выявляющимися в нем только из отношений к другим десигнаторам. В свою очередь при субстанциональной категоризации возможна или сепарация категоризатора или его фузия с спецификатором, а при реляционном выражении категориальные признаки выявля­ются из парадигматических или синтагматических от­ношений десигнатора. В целом, таким образом, возмож­ны четыре формальных способа категоризации: сепара­ция, фузия, нулевая морфема и позиция.

4.8.2. Сепарация. При сепарации категориальная и спецификационная части получают раздельное выражение, каждая из них имеет собственный закрепленный за ней десигнатор, форма которого варьируется лишь в пределах незначимых альтернаций. Примеры находим в категоризации посред­ством служебных слов (предлогов, послелогов, союзов, артиклей, частиц, вроде русск. «бы, ли» и т.п.) и аффик­сов разного рода (префиксов, постфиксов — суффиксов и флексий, интерфиксов, конфиксов, инфиксов, трансфик­сов, или так называемых прерывистых морфем, диффиксов и т.п.), редупликаций, повторов, сложений38. Сепарация имеет место не только при категоризации посредст­вом базисных, но и ассессивных (адсессивных) единиц, т.е. ударения и интонации, поскольку и в этом случае она получает раздельное субстанциональное выражение.
4.8.3. Фузия: исходный тезис, разработка понятия фузии, определение фузии, фузия в семитских языках, фузия в типологическом аспекте. Фузия — тот случай, когда категоризация, хо­тя и выражена субстанционально, но категориальный по­казатель является принадлежностью спецификатора. При фузии категоризатор слит со спецификатором в том смысле, что является частью последнего. Здесь нет раз­дельного выражения спецификационной и категориаль­ных частей номинатора. Категоризация осуществляется за счет изменения формы спецификатора. Роль категоризатора при этом выполняет формула, схема изменения спецификатора (чередования, аблаут и т.п.). Сюда отно­сятся явления так называемой внутренней флексии. Предельный случай фузии - супплетивизм.