Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это прекрасное доказательство для человека, которого вы интервьюируете, что вы побеспокоились о том, чтобы подготовиться к интервью. В этом также содержится тонкий намек интервьюируемому, что, если вы постарались обдумать вопросы, которые задаете, он тоже должен потрудиться над обдумыванием своих ответов. Если вам нужна еще одна причина для подготовки интервью заранее, запомните, что, если вы не знаете точно, о чем вы хотите спросить, всегда есть опасность, что вы истощите свой запас вопросов. Это очень удручающая картина»44.
Когда подготовительный этап к интервью закончен, следующий шаг – договориться о месте и времени интервью. Интервьюеру предстоит телефонный разговор. Следует заранее продумывать схему и содержание разговора по телефону с будущим интервьюируемым. Прежде всего, необходимо аргументировать свой интерес к собеседнику или какой-либо теме. Не надо вдаваться в подробности, особенно в первом разговоре, лучше оставить их для беседы. Нужно попытаться заинтересовать собеседника. При телефонном разговоре журналисту необходимо быть настойчивым, умело пробиваться через «заслон секретарши». Никогда нельзя соглашаться на формулировку: «Мы вам перезвоним…»45.
Интервью состоит из нескольких фаз или этапов. Во-первых, это начальная стадия, вход в беседу, установление контакта. Вторая стадия интервью – это собственно сам разговор, сама беседа журналиста с интервьюируемым (звезда, олимпийский чемпион, известный человек). И последняя, завершающая стадия, – это выход из беседы.
2.3 Коммуникационные тактики журналиста во время беседы со «звездной» личностью.
По поводу подготовки журналиста к интервью существуют следующие рекомендации. Помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» - представить, какие ответы даст собеседник на эти вопросы и что после этого можно будет у него спросить. Следует заготавливать не просто вопросы, а «деревья» вопросов, возможные направления разговора, к которым нужно быть готовым.
Заготовка журналиста может быть различной - от нескольких десятков полностью сформулированных вопросов до названий нескольких (или даже одной) тем, вокруг которых планируется вести разговор. Здесь все зависит от уровня владения материалом. «В обязательном порядке нужно продумать лишь «ударный аспект» интервью - фразы собеседника, которые потом можно будет выпятить, чтобы «подороже продать» интервью читателям. Подобные фразы - провокационные утверждения, шокирующие выводы или интересные эпизоды - могут спонтанно родиться и в ходе интервью, однако полагаться «на авось» не стоит. Журналист должен представлять, не какую информацию, а какие фразы собеседника ему нужно получить, и подводить разговор к этим фразам, провоцировать собеседника сказать эти слова»
46.
Если тема интервью недостаточно конфликтна, конфликт можно развить при помощи упрека, постановки собеседника в положение оправдывающегося. Для этого нужно искать противоречия во взглядах и в деятельности собеседника. Например, спортсмена можно спросить о том, что его видели на просмотре команды из другой лиги, в то время как его действующий контракт рассчитан ещё на несколько лет.
Начинать интервью во многих пособиях по журналистике рекомендуется с «разогрева» собеседника - вопросов, которые позволят разговорить его, найти с ним точки соприкосновения. Это могут быть вопросы об искусстве (если стены комнаты интервьюируемого украшены картинами), о домашних животных (если известно, что у него они есть). Иногда это «наивные» вопросы о профессиональной деятельности собеседника. Например, придя на интервью к биатлонисту, можно спросить, как работает спортивная винтовка или как правильно натирать лыжи. Однако в некоторых случаях, наоборот, «разогревающих» вопросов нужно избегать. Если журналист приходит на интервью к очень занятому человеку, например к президенту футбольного клуба, у которого день расписан по минутам и на общение с журналистом выделено строго полчаса, нужно сразу «брать быка за рога», переходить к сути дела. Вопросы «не по теме» вызовут лишь раздражение. Иногда может дойти до того, что разъяренный собеседник выставит журналиста за дверь, а затем позвонит в редакцию и попросит больше этого корреспондента к нему не присылать.
В ходе разговора нужно не только слушать собеседника, но и «настраиваться» на него - пытаться понять, почему он именно так говорит, что он думает, как видит мир. Это поможет точнее формулировать вопросы, придавать разговору оптимальное направление и контролировать общий ход беседы. «Ещё один прием получения красочных, образных ответов - самому задавать образные вопросы. Журналист должен продумать и подготовить соответствующие метафоры. Иногда добиться ярких, развернутых ответов помогает упорное несогласие журналиста с доводами собеседника. Последний вынужден приводить всё больше аргументов, всё точнее проявлять свою позицию, раскрываясь и иногда говоря даже то, чего первоначально говорить не собирался»47.
«Заставить собеседника проговориться можно и с помощью приема «беременная пауза». Он заключается в том, чтобы по окончании ответа собеседника не спешить задать следующий вопрос, а немного помолчать. Собеседник воспримет молчание журналиста как указание на то, что он не полностью ответил на вопрос, что он должен еще что-то сказать. А так как все, что запланировал, он уже сказал, теперь у журналиста есть шанс услышать откровение»
48.
Некоторые собеседники обладают способностью «убалтывать» журналиста, своими длинными монотонными ответами вводить его в состояние, близкое к гипнотическому сну. Журналист теряет азарт борьбы, перестает следить за недосказанностью и противоречиями в ответах респондента и самое большее, на что оказывается способен - это задать друг за другом заранее подготовленные вопросы. Потом, во время расшифровки беседы, незаданные дополнительные вопросы придут в голову, но время будет уже упущено. Чтобы «взбодриться», выйти из-под гипноза, журналисту достаточно сосредоточить взгляд на одной точке. Можно использовать в качестве такой «точки опоры» глаза собеседника. После «фокусировки» взгляд рассредоточивается, но журналист вновь собран и готов к ведению диалога.
Ещё один важный момент. По окончании разговора не нужно сразу же выключать записывающее устройство. А если выключили - не спешите его убирать, а также прятать в сумку блокнот и ручку. Часто уже после беседы, провожая журналиста, собеседник делает важные признания. Или начинает рассказывать нечто гораздо более интересное, чем всё, что было сказано ранее. Фактически у двери может состояться новое интервью, и в эфир пойдет именно оно, а не то, которое было взято, сидя за столом, несколькими минутами ранее. Однако следует помнить, что большинство респондентов требуют согласования публикуемого материала.
Описанные выше приемы применимы для интервью с неопытным либо доброжелательно настроенным собеседником. Профессиональные же ньюсмейкеры владеют различными приемами «создания искусственной неясности», которые могут свести на нет усилия журналиста по получению информации. Существует даже так называемая «манипулятивная риторика», которая учит не столько грамотно и доходчиво выражать свою мысль, сколько любыми путями продавливать в разговоре свою точку зрения безотносительно к тому, насколько эта точка зрения адекватна действительности. Поэтому журналист обязан знать приемы «создания искусственной неясности», а также уметь им противодействовать. Иначе собеседник введет в заблуждение его, а вместе с ним и зрителей. Вот некоторые из этих приемов: неконкретные слова, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса49.
Прием «неконкретные слова» заключается в использовании таких речевых конструкций, под которыми каждый человек подразумевает что-то свое. Например, тренер команды может сказать: «В следующем матче мы дадим бой соперникам». В этом случае нужно спросить, что именно он имеет в виду под словосочетанием «дадим бой» (это может быть игра от обороны или, например, использование «жёстких» приёмов на сопернике). Если ответ будет вновь неконкретным, следуют уточняющие вопросы. Журналисту нужно добиваться, чтобы собеседник формулировал свои ответы в конкретных, однозначно понимаемых словах..
Прием «упущение действующих лиц» - это ссылка на неких абстрактных людей, например утверждение: «Вся верхушка клуба меня поддерживает». Журналисту нужно сразу же уточнить, кто именно поддерживает собеседника и почему собеседник в этом уверен.
Прием «связывание» предполагает соединение явлений, не имеющих отношения друг к другу, например: «В то время как акционеры клуба настаивают на приобретении нападающего мирового класса, защита команды проваливает игру за игрой». Этот прием часто используют для ухода от ответа на вопрос о причинах случившегося. Вместо разъяснения собеседник начинает говорить о сопутствующих обстоятельствах, которые не являются причинами. Отделить причины и сопутствующие обстоятельства поможет правило логики «после этого не значит вследствие этого». Например, если человек играл в хоккейный симулятор на игрой приставке и в его комнате, в этот момент, перегорела лампочка, то из этого вовсе не следует, что лампочка перегорела из-за того, что человек играл в приставку. Или если в команде после смены финансового директора начался экономический рост, то действительной причиной роста могут быть менеджерские решения по корректировке зарплаты или сдача нескольких игроков в аренду, а вовсе не назначение нового управляющего по финансам.
Необходимо также отделять причину - то, что неминуемо вызвало событие, - от повода - того, что способствовало проявлению действий причины. Например, если после интенсивной межсезонной подготовки все игроки команды плохо двигаются несколько игр на площадке, то причина такого состояния – слишком интенсивная межсезонная подготовка. Если же недомогание и слабость на матчах чувствуют только два-три игрока из разных зон, значит, причина кроется в состоянии этих конкретных спортсменов или непрофессиональной работе медиков клуба. Или же, допустим, стало известно, что игрок перед ответственным матчем провёл вечер в ночном клубе, вследствие чего не смог на следующий день играть в полную силу. Тренер применил к спортсмену санкции. Причина опального положения игрока – недисциплинированное (неподобающее) поведение.
Однако если известно, что в ночном клубе этот игрок был с двумя другими одноклубниками, а санкции применили только к одному, значит, причина в другом. Надо искать то, что отличает этого игрока от других, и это будет причиной, например, то, что спортсмен накануне поссорился с тренером, высказав по поводу его работы нелестный отзыв. Посещение развлекательного заведения в этом случае будет только поводом для того, чтобы покарать излишне самонадеянного игрока.
«Неправомерное обобщение» - это использование слов «практически», «почти» и подобных им. Например, собеседник может утверждать, что долги по зарплате «практически выплачены. В результате создается иллюзия того, что проблема решена если не на 100, то на 90%, хотя в действительности все может быть совсем не так. Поэтому журналист должен всегда уточнять, что имеется в виду под словом «почти. Другой контрприем - самому обобщить еще больше, чтобы вынудить собеседника конкретизировать свой ответ.
«Переформулирование» - это изменение собеседником формулировки вопроса на более удобную ему, чтобы затем ответить на этот новый вопрос вместо вопроса журналиста. В интервью всегда есть возможность повторно задать вопрос и заставить собеседника либо ответить на него, либо признать, что он отказывается от ответа.
Прием «ссылка на недопустимость вопроса» заключается в том, что вопрос журналиста объявляется неправомерным. Например, на вопрос о том, какие возможности были упущены из-за решения, когда-то принятого собеседником и оказавшегося ошибочным, может последовать ответ «История не знает сослагательного наклонения». В этом случае журналист может либо переформулировать вопрос, либо сформулировать ответ и спросить у собеседника о его правильности, чтобы добиться от него хотя бы «да» или «нет»50.
Общее же правило задавания вопросов заключается в том, что интервью - это поединок, в котором собеседник всегда хочет предстать лучше, чем он есть на самом деле, тогда как задача журналиста - обнаружить его подлинную сущность. И как в поединке боксеров до цели доходит лишь незначительное количество ударов, так и в интервью далеко не на каждый вопрос будет получен точный, интересный и годный для публикации ответ. Чтобы добиться таких ответов, журналистам нередко приходится задавать множество вопросов об одном и том же, «бить в одну точку», пока собеседник не проговорится.
На сложные интервью журналистам желательно ходить вдвоем. Как в парном теннисе один спортсмен действует впереди у сетки, а другой - позади у края площадки, так и в парном интервью один журналист работает на «переднем крае» - вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, чтобы получить как можно более полный ответ. Второй журналист, в свою очередь, контролирует ход интервью «в общем» - следит за временем, за тем, чтобы были заданы все ключевые вопросы, затронуты все темы, управляет переходом от темы к теме в случае «застревания» разговора. Необходимо добавить, что сегодня на тематических каналах «Матч.ТВ» такие беседы проходят достаточно регулярно и являются основной частью аналитических программ.