Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перед интервью желательно собрать максимум информации по теме беседы, чтобы собеседник не мог манипулировать фактами и цифрами. Собеседники этим нередко пользуются как в «мягкой» форме, называя подлинные факты и цифры, которые им выгодны, и опуская те, которые им невыгодны, так и в «жесткой», переходя на откровенное вранье. Подготовленный журналист их на неправде тут же поймает, неподготовленный будет ретранслировать эту ложь читателям либо уже после интервью жалеть, что не задал дополнительный вопрос и не вывел лгуна на чистую воду.
Впрочем, критерий правды в интервью со «звездой» - это не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям. Иногда в тоне разговора и речевых оборотах содержится больше информации о собеседнике, чем в сказанных им словах. Одно из определений интервью как жанра гласит, что это «способ донесения до читателей ярких и волнующих высказываний интересного человека». И если собеседник врет или просто говорит глупости, порой целесообразно это записывать и потом представлять читателям, чтобы они узнали, что представляет собой человек, являющийся «звездой» и любимцем публики.
Для полного раскрытия темы в продолжение данной главы будут приведены особенности проведения интервью с десятью категориями собеседников, которые описал Михаэль Халлер51. Важно добавить, что эти категории имеют прямое отношение к исследованию поведения «звёздной» личности, так сами по себе такие люди могут вписаться в одну из категорий.
1. Выступление спортивных «звёзд» в роли экспертов. Главные требования к ним - компетентность и незаинтересованность. Человек, выступающий в роли эксперта, должен, с одной стороны, разбираться в предмете обсуждения, а с другой - быть безразличным по отношению к конкретной ситуации, которая явилась поводом для интервью. Если требование незаинтересованности не соблюдено, человек в роли эксперта выступить не может, так как вместо разъяснения ситуации будет заниматься пропагандой в пользу своей точки зрения.
Интервью со спортивными экспертами следует ограничить предметом их ведения. Ни частная жизнь, ни его мнение по прочим вопросам зрителей не котируется. В ходе интервью упор нужно делать на практических последствиях происходящего, на возможных альтернативах принятому решению, эффективность которого журналист ставит под сомнение. Общаться со спортивными экспертами может быть не так легко и интересно, как это происходит в случае со «знатоками» других жизненных сфер. Последние обычно очень разговорчивы и могут рассказать гораздо больше, чем вместит отведённая под интервью часть программы. Проблем, которые могут возникнуть в интервью с экспертами, две. Во-первых, они любят комментировать маловажные и непонятные широкому кругу слушателей детали и изъясняться на своем профессиональном (спортивном) сленге. В результате интервью может стать трудным для восприятия и пересыщенным терминами. Во-вторых, эксперты, как правило, избегают однозначных ответов и конкретных формулировок. Вместо фразы «Этот гол следствие ошибки защитника» они скажут следующее: «При определенных условиях и с учетом этих и тех факторов, а также при наличии таких-то обстоятельств и взаимосвязей не исключено, что этот гол с некой вероятностью является следствием ошибки защитника». Поэтому журналисту необходимо контролировать глубину интервью, требовать перевода терминов на обычный язык и бороться с расплывчатыми ответами при помощи вопросов: «Правильно ли я понимаю…? Вы хотите сказать…?» и так далее.
2. Непосредственно участники спортивного события и его свидетели. Это могут быть как главные действующие лица и ответственные за случившееся, так и, например, игроки у кромки поля, которые в курсе внутренних командных дел и при этом имеют свою точку зрения на произошедшее. Цель интервью с ними - получить непосредственные и наполненные деталями впечатления. У таких людей следует выспрашивать как можно больше деталей и эпизодов. При этом надо иметь в виду, что из-за особенностей восприятия интервьюируемый всегда субъективен и целостную картину происходящего с его слов составить невозможно. В криминологии не раз проводились эксперименты, когда перед группой людей разыгрывали преступление, а потом просили детально описать, что произошло. Ответы оказывались совершенно разными и очень часто далекими от истины.
Поэтому подобного рода интервью нужно публиковать как вступление к основному материалу, уточняя в начале роль человека в этом событии. Такое интервью может открыть для читателей какой-либо необычный аспект события. Показательными в этом случае могут быть вопросы корреспондентов к футбольным голкиперам – прокомментировать назначение пенальти не у своих ворот или нарушение «на бровке». С одной стороны, кажется, что увидеть что-то на большом расстоянии спортсмену сложно, однако, зачастую, именно вратари обладают превосходным видением поля и могут досконально разобрать момент.
3. Спортивные чиновники и «звёздное» руководство. Цель интервью с ними - представить точку зрения тех, кто ответствен за происходящее (хотя бы частично). При возможности выбора из нескольких персонажей действует правило: чем высокопоставленнее собеседник, тем лучше. Типовые вопросы для такого интервью: «Почему приняли именно это решение? Какими мотивами руководствовались? Какими сведениями располагали? Каких сведений не хватало? В чем видели проблему? Как обосновываете свои действия? Были ли альтернативы?» Журналист должен стремиться поставить такого спикера в положение оправдывающегося за то, что не все благополучно во вверенной ему сфере деятельности или же, по возможности, задать такой вопрос, когда руководителю придётся искать ответ по ходу беседы. Даже если менеджер всемирно известен, не привык обсуждать свои решения, или просто честный и ответственный человек, подобный «обвинительный уклон» в интервью пойдет собеседнику только на пользу, так как позволит высветить, что же он предпринял для решения существующих проблем. В этом случае, интервью со «звёздным» руководством может обернуться раскрытием проблемы с необычной стороны, более того, в остром споре при правильной постановке вопросов, журналист имеет возможность получить эксклюзивные комментарии по смежным областям, за которые ответственен менеджер.
Поэтому к таким интервью следует готовиться более усердно, обращая внимания на каждую деталь, собирать информацию, статистику, чтобы обосновывать свои упреки на документах. Если журналист не владеет материалом, «звёздный» руководитель может отговориться общими словами, привести те данные, которые характеризуют его работу с положительной стороны, и умолчать о тех, которые ему невыгодны. У таких персон нужно добиваться как можно более конкретных ответов, постоянно уточняя предмет вопроса, и ни в коем случае не давая собеседнику уйти в роль эксперта, то есть комментирующего то, за что он не отвечает. Между тем многие руководители, давая интервью, только и стремятся к тому, чтобы поговорить с журналистом на «вечные» темы, например о патриотических аспектах спортивной деятельности или о влиянии «человеческого фактора» на те результаты, которые не выглядят радужно, при этом старательно уклоняясь от ответов на вопросы о своей работе.
4. Интервью с поклонниками и фанатами «звёзд», так называемой «публикой». Эта часть работы необходима для того, чтобы лучше узнать спортивную знаменитость. Фанаты и поклонники очень часто живут жизнью своего кумира и иногда помнят множество различных интересных подробностей из жизни «звезды». Проводятся короткие интервью с людьми, которые считаются себя персональными фанами, для того собрать спектр мнений и настроений относительно «звезды», с которыми зрители могут быть незнакомы. Персонажи интервью выступают в роли тех, кто под микроскопом изучают каждое действие своего «избранника», и, посредством такой слежки, формируют своё особое мнение и менталитет. Особенностью этого типа интервью является то, что ответы людей должны быть достаточно простыми, чтобы читатель мог идентифицировать ту жизнь спортсмена, которую, возможно, не увидеть человеку не увлечённому, и в то же время ответы должны содержать конкретную информацию, чтобы за ней был виден именно знаменитый человек.
5. «Звёзды» в роли исключительных людей и тех, кто формирует общественное мнение. В общем плане интервью со «звездой» - это представление человека как объекта восхищения, почитания, презрения, ненависти. Образно эта картина выглядит так: «звезда» будто бы находится на сцене, и вопросы, как прожектора, высвечивают различные стороны личности собеседника. При этом важно отметить, что спортивные «звёзды», зачастую, являются действительно гениальными или оригинальными людьми, так как это человек, за которого говорят его собственные достижения, а не только «громкие» ярлыки и сомнительные титулы. Собеседник и аудитория не просто удовлетворяют войеристские потребности, как то интерес к чужой личной жизни. Однако, если большинство людей обычно скрывают пикантные подробности своей личной жизни, то «звезда», во-первых, не может себе позволить утаить многое, так как находится под пристальным наблюдением спортивного сообщества, и, во-вторых, известный человек может, наоборот, выпячивать некоторые свои свойства, зачастую изображая из себя даже более сложного по характеру человека, чем на самом деле. Задача журналиста в этом случае - не потакать самолюбованию «звезды», а стремиться очеловечить «божественную» фигуру, которая пока что остается скрытой за созданным образом.
Обычно вопросы в интервью со «звездой» касаются желаний, надежд, разочарований, целей. Можно поговорить о взаимоотношениях с любимым человеком, о детях, о родителях, о друзьях, смысле жизни. О том, в чем человек видит свои сильные стороны и свои слабости, как ему живется, будучи «звездой». Часто задаются вопросы об отношении «звезды» к высказанным в ее адрес оценкам других людей, прежде всего, негативным, о стереотипах, которые в массовом сознании по отношению к этой «звезде» существуют. Интервью должно протекать на стыке мифа и реальности, счастья и несчастья, светской болтовни и душевной откровенности, самообожествления «звезды» и развенчивания журналистом её культа.
6. Представители видов спорта, связанных с музыкальным искусством.
К этому типу собеседников относятся, в основном спортсмены, занимающиеся фигурным катанием, художественной гимнастикой, синхронным плаванием. Они чувствуют себя не просто рекордсменами, а настоящими создателями выдающихся художественных произведений, талантливые и при этом часто выделяющиеся своим поведением люди. Они интересны и сами по себе как личности, и как представители особой категории, которые иным образом существуют в мире спорта, стараясь передать зрителям сразу две категории прекрасного: красоту тела и обыгранный образ. Следует иметь в виду, что таким спортсменам часто сложно объяснить, как происходит их творчество, откуда они черпают идеи и образы. Поэтому упор в интервью с ними следует делать на событиях из жизни собеседника и на его переживаниях, показывая зрителю связь творца с его произведениями, выраженными посредством спортивной композиции.
Вопросы в интервью с такими спортсменами касаются как личных достижений, так и творческой составляющей. О ситуациях, которые повлияли на выбор жизненного пути. О сложностях сочетания боевого духа и тонкой душевной организации. О типичном дне жизни спортсмена. О том, что его радует или пугает. О примерах, которые связаны с жизненными целями и ценностями. О встречах и взаимоотношениях с другими выдающимися спортсменами. Чтобы собеседник раскрылся, восхищение необходимо чередовать с нарочитыми возражениями, вынуждая его таким образом отстаивать свою точку зрения и свое видение мира.
7. «Звёздные» тренеры и духовные наставники выдающихся спортсменов. Эти собеседники сочетают в себе две роли - ответственного за происходящее и эксперта по отношению к действиям своих подопечных. Информационный повод для такого интервью может быть задан текущей ситуацией команды или назначением на пост главного тренера. В случае с духовным наставником спортсмена - это сложные периоды в жизни «звезды»
Собеседник обосновывает свои решения и действия, излагает и уточняет свою точку зрения, рассказывает о своих намерениях, целях и интересах. Нередко такие люди стремятся отделаться от журналиста общими пафосными фразами о том, что они знают, как сделать лучше и смогут избежать ошибок. Таким образом, журналисту следует знать, за какой именно информацией он пришёл, настаивая на конкретных ответах именно на те вопросы, которые связаны с событийным поводом.
8. Спортивные «звезды» - герои страны. Они интересны благодаря своим достижениям, например, паралимпийцы, которые победили обстоятельства и выступают за свою страну, демонстрируя не только выносливость и ловкость, но и силу воли, достойную самых лучших эпитетов. Такой человек играет роль экрана, на который другие люди проецируют свои желания и мечты. У героев нужно спрашивать о конкретных мыслях, ощущениях, действиях, тревогах и желаниях, которые были у них в процессе борьбы или работы. Нужно добывать истории из их жизни. И ни в коем случае нельзя вести экспертное интервью, добиваясь комментариев по вопросам, к которым лично они не имеют отношения. Также надо иметь в виду, что героям, в отличие, например, от менеджеров и тренеров, часто бывает трудно формулировать свои мысли. Здесь журналист должен прийти на помощь собеседнику, подсказывая ему возможные ответы.
9. Известные нарушители спокойствия. Это люди, которые добились успеха в своём виде спорта, но отличаются строптивым (маргинальным) поведением. Среди таких личностей стоит упомянуть Марио Балотелли, который, будучи талантливым футболистом, в своё время курил, дрался во время матчей, плевал в соперников и позволял себе резкие высказывания в сторону судей. Подготовиться к интервью с такой особой сложно, так как реакция на самый простой вопрос может быть неожиданной. Однако стоит помнить, что человек своим поведением как раз требует к себе повышенного внимания, что может благоприятно сказаться на ходе беседы.
10. Обычные люди. Эта категория перекликается с фанатской «публикой», однако, цель журналиста - не срез мнений преданных одной «звёздной» персоне людей, а общее представление о знаменитости. Здесь важно уловить то, какое впечатление производит спортивная личность на среднестатистического потребителя, считают ли «звезду» авторитетной, в чём ориентируются на этого человека, чем он привлекает (цепляет). Поэтому если интервью с «публикой» ограничивается 3-4 вопросами, то беседа с обычными людьми может включать в себя целую подборку вопросов по темам, связанным с интересующей спортивной личностью. На первом плане выступает функция, и лишь затем следует личность, то есть, выдающийся спортсмен на уровне интереса обычных людей.