Файл: Оглавление раздел пространство финансовой инклюзивности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
22
Оплата услуг ЖКХ.
Перевод с карты на карту (внутри банка). через интернет-банк кому-нибудь помоложе
Денежные переводы с карты на карту, переводы наличными
Переводы между картами родственников
Прогресс по изучению финансовой инклюзивности. Мировой опыт
Измерение финансовой инклюзивности
В настоящее время существует более 250 индикаторов, отражающих ту или иную сторону финансовой инклюзивности. В мировом масштабе замером ФИ занимаются такие игроки, как Worldbank (Findex 2011, 2014, 2017), GSMA (Mobile Money Programme), IMF (Financial
Access Survey). Во многих странах существуют национальные исследования по теме, например в России с 2015 года этим занимаются ЦБ и Минфин, а также независимые центры компетенции, такие как Центр финансовых инноваций и безналичной экономики
СКОЛКОВО.
Во-первых, проблема текущих общемировых данных заключается в отсутствии индекса, позволяющего сравнить страны не только по показателю доступа, но и комплексно по другим компонентам финансовой инклюзивности. Низкий интерес со стороны индустрии и академии к таким данным (ограниченное количество исследований, применяющих эти данные) является одним из индикаторов неэффективности собираемых в данный момент индикаторов — в большинстве случаев авторы собирают свои собственные базы и индикаторы. Кроме того, могут существовать крупные смещения в ответах респондентов в связи с некорректным восприятием вопроса (в т.ч. из-за низкого уровня финансовой грамотности).
Во-вторых, анализируя статистику, можно заметить, что существует несоответствие между доступом и другими индикаторами финансовой инклюзивности. Кроме того, в попытках объяснить некоторые явления выдвигается ряд предположений, однако в меньшей степени упоминается человеческий фактор и поведенческие особенности пользователей финансовых услуг.
Инструмент № 3. Детальная аналитика данных финансовой инклюзивности
В противовес существующим подходам по инициативе WEF в 2017 году было сделано первое продвижение в сторону более глубокого изучения феномена финансовой инклюзивности (доступ — использование — качество — финансовое здоровье / благосостояние / финансовая осознанность).
Авторы настаивают, что в настоящий момент недостаточно спрашивать исключительно о том, есть ли у людей доступ к определенному финансовому продукту или используют ли они его с определенной частотой и по определенным каналам. Авторы делают акцент на то, что необходимо изучить сам продукт, оценить степень, в которой люди используют определенный финансовый инструмент, для оценки изменения жизни людей благодаря использованию тех или иных финансовых продуктов.
Таким образом, можно сказать, что важным элементом продвижения финансовой инклюзивности является более детальное изучение и понимание самого феномена. Среди потенциальных направлений можно выделить, например, разработку и замер новых показателей, использование инструментов Big Data для анализа и обработки данных.
Финансовая грамотность
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
23
С ростом финансовой инклюзивности — появлением доступа к финансовым услугам, расширением предлагаемых продуктов и опций — потребители все чаще сталкиваются с большим количеством сложных решений, влияющих на их финансовое и социальное благополучие. Кроме того, финансовые посредники предлагают все более комплексные финансовые продукты, с более высокими рисками, для правильного пользования которыми потребителям требуется обладание специфическими навыками и знаниями. В то же время зачастую политика финансовой инклюзивности не может достичь своих целей из-за низкой финансовой грамотности людей.
Финансовая грамотность включает в себя как основные навыки грамотности и счета
(
умение применять основы математики для решения практических задач)
, так и социальные, культурные и технологические стороны. В связи со своей комплексностью определение финансовой грамотности постоянно менялось со временем. Первоначально структура финансовой грамотности ограничивалась ее неотъемлемой ролью в содействии приобретения только финансовых знаний и навыков. Позже финансовую грамотность определили как процесс, ведущий к желаемым результатам и поведению (Mason и
Wilson, 2000). Со временем понятие финансовой грамотности еще больше расширилось и стало включать различные компоненты, такие как финансовые знания и навыки, отношение к деньгам, а также финансовое поведение, включая финансовое планирование и управление деньгами, необходимые для принятия обоснованных финансовых решений и в конечном итоге достижения индивидуального финансового благополучия (OECD,
2005, 2012)
23
Для измерения финансовой грамотности был предложен ряд индикаторов, включая тесты основных навыков, таких как когнитивные способности в целом и численные способности в частности, а также показатели финансовых знаний:
Индикатор
Кто проводит
Год
Страны и объем выборки
Особенности
Критика
S&P Global Finlit
Survey
24
Standard
&
Poor’s
Ratings
Services
2014
>140 стран,
>150 000 респондентов
Изучает четыре основные финансовые концепции: диверсификация рисков, инфляция, способность к количественному мышлению и расчет сложных процентов
Нет свежих данных
FinScope
25
Локальные партнеры
26 2006–
2018 24 страны
Изучает финансовое поведение взрослых (от 16 лет и старше) с точки зрения того, как они получают доход и как управляют деньгами, дает представление о степени понимания и использования финансовых услуг и подчеркивает факторы, которые ограничивают и стимулируют их использование
Страны только ориентируются на методологию, при этом могут вносить изменения, тем самым делая данные несопоставимыми.
Нет единой базы данных
Visa’s
International
Financial Literacy
Barometer
27
Visa
2012 28 стран
5 вопросов: бюджетирование, сбережения на случай непредвиденной ситуации, обучение детей финансовой грамотности, оценка уровня финансовой грамотности подростков, мнение относительно введения курсов
Нет свежих данных
23
OECD/INFE High-level Principles on National Strategies for Financial Education (2012).
24
http://gflec.org/initiatives/sp-global-finlit-survey/.
25
https://cfi-blog.org/tag/finscope-survey/.
26
http://www.finmark.org.za/wp-content/uploads/2017/10/FinMark-Trust-Annual-Report-2017.pdf.
27
http://www.africamoneyskills.com/downloads/FL_Barometer_Final%20Apr%202012.pdf.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
24 финансовой грамотности на государственном уровне
Большая тройка вопросов
28
Lusardi
&
Mitchell
2004
США
Первые два вопроса основаны на навыках количественного мышления респондентов, третий вопрос оценивает их склонность к риску
Вопросы предполагают уровень компетентности в арифметике, которая отличается от понимания финансовых понятий.
Хьюстон (Huston, 2010) критикует ограниченный объем используемых вопросов, считая их недостаточными для обширного охвата человеческого капитала, который влияет на финансовую грамотность человека.
Инструментарий
OECD/INFE
29
Национальные опросы по инструментарию
OECD/INFE
2013,
2015,
2017
Страны G20,
Нидерланды и Норвегия
30
В 2017 году
101 596 респондентов
Сбор информации о финансовых знаниях, отношении и поведении взрослых, оценки их уровня финансовой грамотности и финансовой инклюзивности
Данные в значительной степени сопоставимы, однако при рассмотрении результатов следует учитывать различия в методах формирования выборки и сбора данных и периодах времени, а также данные с использованием различных инструментов опроса
PISA
— компонент финансовой грамотности
31
OECD
2012,
2015 15-ти летние школьники из 15 стран
Изучает опыт школьников и их знания о деньгах и дает общую картину способности
15-летних подростков применять свои накопленные знания и навыки в реальных ситуациях, связанных с финансовыми проблемами и решениями
Нет информации
The Programme for the
International
Assessment of
Adult
Competencies
(PIAAC)
32
OECD
2012,
2014 40 стран
Предоставляет сопоставимые на международном уровне данные, в которых также рассматривается способность взрослых применять свои финансовые навыки в реальных ситуациях, связанных с финансовыми решениями
Нет информации
Всероссийский опрос населения
33
Минфин России в рамках проекта
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской
Федерации»
2012,
2015
Россия, 3000 респондентов
Покрывает 10 вопросов:
1) понимание основ пенсионного обеспечения,
2) понимание соотношения
«риск
— вознаграждение», 3) понимание важности наличия «финансового буфера»,
4) уверенность потребителей в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями,
5) понимание потребителями необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов, 6) знание базовых основ финансовой арифметики,
7) понимание личной ответственности за понесенные потери на
Нет информации
28
https://pensionresearchcouncil.wharton.upenn.edu/wp-content/uploads/2015/11/JEL_FinLit_LusardiMitchell2-12-14.pdf.
29
http://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/2018-INFE-FinLit-Measurement-Toolkit.pdf
30
http://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/G20-OECD-INFE-report-adult-financial-literacy-in-G20-countries.pdf
31
http://www.oecd.org/daf/fin/financial-education/oecdpisafinancialliteracyassessment.htm
32
http://www.oecd.org/skills/piaac/
33
https://www.minfin.ru/ru/om/fingram/directions/evaluation/
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
25 финансовых рынках, 8) понимание важности формирования добровольных накоплений для обеспечения старости, 9) понимание населением неприемлемости отказа от погашения кредита, 10) наличие практики предпринимать действия административного или юридического характера при обнаружении обмана со стороны организации, предоставляющей финансовые услуги
Несмотря на значительное число инициатив, программ и стратегий, показатели финансовой грамотности в мире все еще остаются достаточно низкими (например, в последнем исследовании
OECD/INFE кумулятивный показатель финансовой грамотности не превысил 14,9 из 21). Причиной такого явления может быть 1) долгосрочная направленность существующих политик с небольшим количеством средне- и краткосрочных эффектов; 2) неэффективность существующих политик; 3) проблемы замера индикатора финансовой грамотности. В то же время в некоторых исследованиях было отмечено, что люди с более высокой финансовой грамотностью, измеренной текущими индикаторами, действительно, принимают более правильные финансовые решения и что их благосостояние выше
34
. С другой стороны, можно предположить, что есть и другие, более эффективные способы стимулирования принятия «обоснованных финансовых решений и в конечном итоге достижения индивидуального финансового благополучия».
34
https://www.cbr.ru/Content/Document/File/44101/publ_15022018(2).pdf.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
26
Тренд #2.
Финансовая
осознанность
В последнее время появилась концепция осознанности (mindfulness) —психологического процесса переноса внимания к событиям и явлениям, происходящим в настоящий момент
35
.Осознанность проникает во все сферы жизни человека — бизнес, семья, путешествия и, конечно, финансы. Следуя тренду, несколько независимых центров компетенций ввели понятия, расширяющие финансовую грамотность:
В 2014–2015 годах Центр инноваций в области финансовых услуг (CFSI) представил свою систему финансового здоровья
36
. Финансовое здоровье, по определению CFSI, достигается, когда ежедневные процессы человека, а также способность достигать финансовых целей помогают строить финансовую устойчивость в условиях шоков. Система включает в себя 6 индикаторов: 1) балансирование доходов и расходов, 2) создание и поддержание резервов, 3) планы и приоритеты, 4) управление долгами и доступ к потенциальным ресурсам,
5) управление финансовыми шоками, 6) использование эффективного спектра финансовых инструментов. Система финансового здоровья позволила CFSI создать количественные меры финансового успеха потребителя, наметить конкретные виды поведения, связанные с этими результатами, и создать пути для индустрии финансовых услуг, чтобы помочь стимулировать финансовое здоровье потребителей.
Также в 2015 году Бюро по защите прав потребителей опубликовало свою структуру финансового благосостояния
37
. В их видении финансовое благополучие означает наличие финансовой безопасности и финансовой свободы выбора в настоящем и будущем. Более конкретно, наличие финансового благополучия — это когда индивид может контролировать ежедневные, месячные финансы, обладает способностью справиться с финансовым шоком, стремится к достижению своих финансовых целей, имеет финансовую свободу, чтобы сделать выбор, который позволит ему наслаждаться жизнью
38
В 2016–2017 годах CFSI вместе с Центром финансовой интеграции (CFI) в ACCION и Dalberg Design Impact Group расширили систему финансового здоровья, изучив, как она может применяться в более глобальном контексте
39
. Несмотря на то что базовая система финансового здоровья, предложенная в 2015 году, является достаточно универсальной, существуют важные различия и ограничения, которые влияют на создание показателей для замера каждого компонента. В контексте развивающегося мира существуют факторы, экзогенные для поведения агента, которые оказывают решающее влияние на финансовую жизнь. Хотя экзогенные факторы важны и в США, авторы обнаружили, что они играют уникальную роль на развивающихся рынках. Глобальная система финансового здоровья состоит из шести основных показателей, используемых для измерения финансового состояния потребителей, а также четырех контекстуальных факторов, которые необходимо учитывать в развивающемся мире, среди которых абсолютный уровень дохода, волатильность дохода и трат, социальные связи, финансовые роли.
В 2017 году
Innovations for Poverty Action находились в процессе изучения того, как преобразовать глобальную систему финансового здоровья CFSI/CFI в набор
35
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27687118 36
https://cfsinnovation.org/research/financial-health/
37
https://www.consumerfinance.gov/consumer-tools/financial-well-being/
38
https://www.consumerfinance.gov/consumer-tools/financial-well-being/about/
39
http://content.centerforfinancialinclusion.org/wp-content/uploads/sites/2/2017/03/FinHealthGlobal-FINAL.2017.04.11.pdf.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
27 показателей, которые поставщики цифровых финансовых сервисов и политики смогут использовать для измерения финансового состояния человека или населения. IPA в том числе разрабатывает идею преодоления финансовых искажений в рамках вопроса о финансовой осознанности.
Минфином РФ для разработки образовательных и информационных программ в области повышения финансовой грамотности еще в 2012–2013 годах
40
была введена «Система
(рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России»
41
и
«Система (рамки) компетенций в области финансовой грамотности для России
(продвинутый уровень)»
42
, в которых кроме знаний и понимания также были включены компоненты «умения и поведение», а также «личные характеристики и установки», которые в некоторой степени расширяют понятие финансовой грамотности до финансовой осознанности.
Обращаясь к исследованию фокус-групп, можно отметить, что в России к продвинутому уровню компетенций потенциально можно отнести группу активных пользователей старше 50 лет: они читают новости в сфере финансов, заходят в банк, следят за новыми предложениями банков, используют электронные средства платежа. Однако для верифицированной классификации групп населения по уровню финансовой осознанности нужны разработка методологии и подробные исследования поведенческих характеристик.
Общие привычки в отношении пользования банковскими услугами по результатам фокус-групп
Группа
Общие привычки в отношении пользования банковским услугами
Активные пользователи, 25–
49 лет
Стараются подробно изучить всю линейку банковских продуктов.
Активно следят за своими расходами, изменениями условий по своим банковским продуктам; самостоятельно осуществляют расчет процентных показателей.
Активные пользователи, 50+ лет
Постоянно ориентируются на СМС-информирование.
Самостоятельно посещают персональные сайты банков.
Смотрят новости в интернете — те, что случайно попадаются, на первой строке в «Яндексе».
Обращают внимание на рекламу на телевидении:
«…Что-то закрылось, курсы валют есть. Я еще постоянно посматриваю в РБК»;
«У меня... улица такая банковская, и мне просто удобно зайти в банк. На ней банков штук 50».
Очень активно следят за новыми предложениями банков, которые приходят внутри рассылок:
«…Прислали, что одобрен кредит 1 млн рублей. Я обязательно пойду в филиал и побеседую со специалистом. Там под 16 % — правда это или нет».
При оплате чаще пользуются картами, чем наличными.
Более половины пользуются интернет-банком, реже мобильным; остальные — через банкоматы.
Пользователи с низкой финансовой вовлеченностью,
25–49 лет
Получают смс, email-рассылку с предложениями по банковским продуктам.
Предпочитают пользоваться мобильными приложениями от банка для контроля расходов.
Пользователи с низкой финансовой вовлеченностью,
50+ лет
В основном предпочитают оплату наличными.
Как приходит зарплата, сразу снимают почти всё; всегда поддерживают на карте небольшой остаток, до 30 тысяч.
Осуществляют переводы либо через кассу, либо через банкомат.
Невнимательно вчитываются в условия договора, который заключают.
Источник: исследование рынка розничных платежных услуг в России, 2017 40
https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=63407 41
https://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/upload/iblock/a9b/a9bdda163f2a18be1188d9bdf68dbe56.pdf
42
http://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/upload/iblock/326/3266e6d3f6e0f3a6b90b0142dfc71947.pdf.