Файл: Оглавление раздел пространство финансовой инклюзивности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
28
1 2 3 4
РАЗДЕЛ 2. ПРОДВИЖЕНИЕ И ЭФФЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИВНОСТИ
Хотя практические действия в отношении финансовой инклюзивности еще не имеют многолетнего опыта, эмпирические исследования выявили ряд положительных микро- и макроэкономических эффектов, подтверждающих гипотезу о том, что рост инклюзивных финансовых систем является важной составляющей прогресса развития.
С точки зрения микроэкономики, доступ к финансам влияет как на отдельных лиц, так и на фирмы. Во-первых, отсутствие доступа к финансовым услугам может привести к ловушкам бедности и неравенству, о чем свидетельствует ряд исследований (Galor и Zeira,
1993; Aghion и Bolton, 1997; Beck Demirg-Kunt и Levine, 2007). Более того, литература фокусируется на положительных последствиях доступа к финансовым услугам, измеряемых, например, индексом плотности банкоматов и банковских отделений (Sahay и др., 2015) или доступом к сбережениям, ростом производственных инвестиций (Dupas и
Robinson, 2013a), стимулированием потребления (Dupas и Robinson, 2013b) и расширением прав и возможностей женщин (Sanyal, 2014). Что касается фирм, то эмпирические исследования показали, что малые предприятия имеют преимущества от доступа к кредитным продуктам (Banerjee, Duflo, Glennerster и Kinnan, 2013). Кроме того, страховые программы, адаптированные для небольших сельскохозяйственных предприятий, например основанные на погоде, оказывают положительное влияние на фермеров в Индии и Гане, поскольку они правильно измеряют уровни риска (Cole и др.,
2013; Karlan, Osei-Akoto, Osei и Udry, 2014).
Ряд исследований также демонстрирует положительные последствия финансовой интеграции по макроэкономическим показателям (Sahay и др., 2015): экономическая стабильность, измеряемая волатильностью совокупного потребления (Mehrotra и Yetman,
2015), экономический рост (Dabla-Norris и др., 2015), стимулирование потребления и выпуска (Buera, Kaboski, Shin, 2012). Даббла-Норрис (2014, 2015) и Карпович (2014) используют макроэкономические модели (OLG) для нахождения связей между финансовой инклюзивностью и такими показателями, как ВВП, коэффициент GINI, уровень кредитования, доля невозвратных кредитов, уровень присутствия населения в финансовой сфере. Анализ был сделан для таких стран, как Колумбия, Уганда, Кения и
Малайзия. Джозеф и Варгез (2014), эмпирически изучая влияние ФИ на экономическое развитие в Индии, показали, что действительно существует некоторая взаимосвязь между этими параметрами.
Государство: дизайн политики
Национальные правительства и международные институты играют важную роль в продвижении политических инициатив по устранению разрыва между исключенными и включенными в пользование финансовыми продуктами и услугами группами. Политика в отношении включения в финансовую сферу охватывает несколько основных вопросов, среди которых можно назвать следующие:
внедрение базового банковского счета, который может характеризоваться такими функциями, как нулевой баланс, овердрафт и бесплатное страхование жизни;
директива для банков о приоритетизации кредитов для отдельных групп населения. Например, Резервный банк Индии внедрил политику
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
29 кредитования приоритетных секторов, которая для этого требует от банков резервировать 40 % своих активов;
фокус на конкурентной политике и защите прав потребителей;
цифровизация государственных финансовых услуг. Правительства все чаще направляют платежи (например пенсии и трансферты) гражданам через цифровую инфраструктуру, и на некоторых рынках граждане таким же образом могут платить государству (например пошлины или налоги);
программы финансовой грамотности, позволяющие людям принимать обоснованные финансовые решения, выбирать финансовые продукты, которые наилучшим образом отвечают их потребностям.
В настоящий момент ЦБ РФ активно занимается как политикой целенаправленного продвижения финансовой инклюзивности, так и развитием финансового рынка, финансовых технологий, цифровой экономики, а Минфин находится на «экваторе» стратегии повышения финансовой грамотности (Кейс № 3).
Кейс № 3. Политика в отношении финансовой доступности и финансового
рынка в целом в России
В феврале 2014 года ЦБ РФ стал членом Альянса за финансовую инклюзивность (Alliance for Financial Inclusion) — международной организации, объединяющей регулирующие финансовые органы 95-ти развивающихся стран мира. С этого момента регулятор начал активно заниматься вопросами ФИ: разработал и адаптировал определение, выпустил обзоры научных публикаций, статистику по индикаторам ФИ и продолжает создавать комплексную политику развития финансового рынка.
Стратегия повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов
43
Стратегия была принята 26 марта 2018 года ЦБ РФ, при этом в ее разработке участвовали эксперты и игроки финансовой индустрии и бизнеса России.
Основные цели:
1) Повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для потребителей финансовых услуг из отдаленных районов и сельской местности, субъектов МСП и групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с низким уровнем дохода, людей с инвалидностью, пожилых и других маломобильных групп населения).
2) Повышение скорости и качества доступа к финансовым услугам для населения, имеющего доступ к сети Интернет.
Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период
2019–2021 годов
44
Предложенный в июне 2018 года проект развития финансового рынка РФ будет утвержден в 2018–2019 году, после обсуждения с профессиональным сообществом и согласования с Правительством Российской Федерации.
Основные цели:
43
https://www.cbr.ru/Content/Document/File/37470/str_30032018.pdf.
44
http://www.cbr.ru/statichtml/file/41540/onfr_2019-21(project).pdf.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
30 1) Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации.
2) Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.
3) Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке.
4) Повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления.
5) Развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования.
6) Совершенствование регулирования финансового рынка, в том числе применение пропорционального регулирования, оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка.
7) Повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком.
8) Стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке.
9) Международное взаимодействие в области выработки и внедрения правил регулирования глобального финансового рынка.
10) Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка.
Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов
45
Документ был принят в феврале 2018 года, к нему прилагается дорожная карта
46
Основные цели:
1) Правовое регулирование.
2) Развитие цифровых технологий на финансовом рынке.
3) Переход на электронное взаимодействие.
4) Создание регуляторной площадки Банка России.
5) Взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
6) Обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий.
7) Развитие кадров в сфере финансовых технологий.
Реализация перечисленных задач будет осуществляться участниками финансового рынка совместно с Банком России и заинтересованными государственными органами в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и других проектов в сфере развития финансовых технологий.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–
2023 годы
47
Разработкой стратегии, утвержденной в сентябре 2017 года, занималось Министерство финансов. Стратегия будет выполняться в два этапа. На первом (2017–2019 годы) этапе будет проведен комплексный анализ результатов реализации стратегии на предмет достижения поставленных целей и ожидаемых результатов, в ходе которого ее цели и задачи могут быть скорректированы. На втором (2019–2023 годы) предусматривается план мероприятий по выполнению стратегии, который еще предстоит утвердить.
45
https://www.cbr.ru/content/document/file/35816/on_fintex_2017.pdf.
46
http://cbr.ru/Content/Document/File/35817/roadmap_18_20.pdf
47
http://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/upload/docs/Strategy.pdf
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
31
Основные цели:
1) Решение задачи по повышению охвата и качества финансового образования и информированию населения в области финансового образования, а также по обеспечению необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества.
2) Решение задачи по разработке механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка.
Структура/«дизайн» политики финансовой инклюзивности
Непосредственно определение понятия финансовой инклюзивности позволяет выделить цели политики в области финансовой инклюзивности. Так, можно выделить 4 главные цели: это 100 %-ный доступ к счетам (доступ), высокие стандарты финансовых услуг
(качество), рост уровня использования финансовых услуг (использование), рост финансовой осознанности (благосостояние — финансовая осознанность). С другой стороны, анализ глобальных кейсов, инструментов и трендов дает представление об ожидаемом прямом эффекте такой политики. Для определения третьего измерения структуры — долгосрочного эффекта — требуется более глубокий и систематический анализ, который представлен в теоретических и эмпирических исследованиях финансовой доступности.
Высокие стандарты финансовых услуг
100 %-ный доступ к счетам
Рост уровня использования финансовых услуг
Рост финансовой осознанности
Цель
Ожидаемый прямой эффект
Долгосрочный эффект доступ качество использо
-вание осознан- ность доступ качество использо
-вание осознан- ность доступ качество использо
-вание осознан- ность доступ качество использо
-вание осознан- ность
Сокращение неравенства
Избежание ловушки бедности
Развитие рынка финансовых услуг
Повышение финансовой грамотности благодаря инструментам learning-by-doing
Риски неэффективного
Расширение прав различных слоев населения (гендерный, социальный, признаки здоровья и способностей)
Для бизнеса: снижение рисков
Повышение удовлетворенности клиентов, стимулирование
Стимулирование потребления и выпуска всех товаров и услуг в экономике
Экономическая стабильность
Для бизнеса: рост прибыли, увеличение доли рынка
Рост благосостояния
Осознанное потребление
Снижение уровня невозвратных кредитов
Рост уровня присутствия населения в финансовой сфере
Рисунок 7. Дизайн политики финансовой инклюзивности