Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 959
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
70 прополоть на клумбе ноготки. Воспитывать ответственность за порученное дело».
Следует планомерно осуществлять работу по воспитанию положитель- ных отношений между детьми в процессе труда, умений работать дружно и согласованно, проявлять заботу о товарище, направлять усилия на общее дело, прислушиваться к советам и замечаниям сверстника. Педагог может сформулировать это так: «Принять участие в труде по уборке групповой комнаты. Показать детям, как нужно проявлять внимание к работающим рядом, в чем оно может быть выражено. Учить детей справедливо оценивать работу товарищей, стараться рассказывать о том, что им удалось, что достигнуто. Воспитывать умение радоваться успеху сверстников». Все эти разнообразные задачи трудового воспитания реализуются по отношению к детям каждой возрастной ступени, но, естественно, конкретизируются и постепенно усложняются от возраста к возрасту.
Воспитатель намечает коллективную уборку групповой комнаты, уточняя содержание работы со старшими дошкольниками и цель:
«Убрать часть групповой комнаты: разобрать стеллажи с игрушками, строительным материалом и пособиями для занятий. Предложить детям разделиться в звенья по желанию, интересам (поработать вместе с товарищем, заняться любимым делом). Воспитывать деловитость, вызывать радость при достижении общей цели, оказании помощи педагогу, няне.
Показать Оле, Тане (старший возраст), как надо располагать материалы в шкафу. Воспитывать аккуратность. Поручить Косте и Наташе (младший возраст) протереть листья фикуса.
Показать, как это делать.
Привлечь Веру, Сережу и Диму (младший возраст) к уборке вымытого старшими детьми строительного материала. Предложить Зое показать малышам, как надо это делать. Воспитывать желание трудиться для других».
Трудовое воспитание осуществляется в течение всего времени пребы- вания ребят в дошкольном учреждении. Это позволяет педагогу планировать работу по трудовому воспитанию в разное время дня: в утренние часы до
71 завтрака, на прогулке и вечернее время (после дневного сна). Воспитатель должен не менее 2–3 раз в день фиксировать внимание на трудовом воспитании и соответственно планировать свою работу на неделю.
Ежедневно планируется трудовая деятельность детей на прогулке в разное время года.
Малыши принимают участие в посадке лука, гороха, поливке гряд и клумб с цветами, собирают урожай на своих грядках. Осенью они собирают и сгребают опавшие листья, относят их в определенное место; собирают для игр желуди, листья; помогают воспитателю собрать песок в песочном дворике после игры, покормить кур, цыплят. В зимнее время сгребают снег лопатками на дорожке, помогают старшим подкармливать птиц.
Более разнообразным становится содержание трудовой деятельности детей пятого года жизни на участке. Воспитатель может намечать такую работу: подбирать букеты из осенних цветов и листьев, собирать семена цветов (на клумбах), готовить корм для птиц и подкармливать их; расчищать от снега кормушки или стол; собирать граблями сухую прошлогоднюю траву. Детей привлекают к посеву крупных семян цветов и овощей (огурцы, свекла, редис, ноготки), поливка на огороде лука, редиса, а также кормление кур, кроликов.
Воспитатель планирует работу и по подготовке корма животным
(собрать траву, принести остатки хлеба для птиц). Дети принимают участие в сборе овощей, фруктов, пересадке с клумб астр, в сборе сухих листьев на участке. Зимой сгребают снег под деревья; расчищают от снега площадку для игр; посыпают дорожки песком; расчищают от снега ледовые дорожки. В весеннее время воспитатель не забывает запланировать работу детей на огороде и в цветнике (очистка перекопанной земли от палок, камней; разбивка гряд).
Для детей старшего дошкольного возраста воспитатель планирует более сложные виды работ, в основном в форме коллективного труда. В осеннее время дети принимают участие в сборе семян цветов, а также семян
72 дикорастущих растений для подкормки птиц в холодное время года.
Планируется работа по окапыванию деревьев и кустарников, сбору листьев для засушивания (для гербария), по подготовке огорода к следующему году
(сгребание сора, листьев, ботвы, рыхление земли), заготовке земли для выращивания растений в уголке природы зимой, предусматривается развешивание кормушек для птиц, посадка деревьев и кустарников.
Весной дети раскидывают снег, чтобы быстрее растаял, прокапывают канавки для ручейков. Планируется работа по высаживанию рассады на грядки.
Летом детей можно привлечь к подвязыванию стеблей помидоров, гороха, сбору лекарственных растений, урожая фруктов и ягод в саду. Они пропалывают сорняки в цветнике и на огороде, наводят порядок в клетках с кроликами, в птичнике, на участке детского сада.
Содержание трудовой деятельности детей на участке во время прогул- ки обогащается за счет использования хозяйственно-бытового и ручного труда. Так, воспитатель планирует вовлечь малышей вместе со старшими детьми в работу по наведению порядка на веранде, в игровых домиках, в беседках, в песочном дворике. Дети постарше привлекаются к протиранию пыли со столов и скамеек на участке, с крупных сюжетных построек, а также к украшению своего участка.
С наступлением теплых дней ручной труд с древесиной, тканью, бумагой и картоном, с природным материалом организуется на участке. Это дает педагогу возможность планировать задачи по трудовому воспитанию более разнообразно.
Все указанные виды труда планируются во время дневной прогулки.
Но иногда работа должна проводиться в вечернее время, например поливка огорода, цветника, перекапывание песка в песочном дворике и его поливка, поливка физкультурной площадки и пр., и воспитатель должен предусмот- реть ее в плане (во время вечерней прогулки).
73
Один раз в неделю воспитатель планирует для детей 6–7 лет коллек- тивную уборку групповой комнаты. Чтобы избежать монотонности, однообразия в проведении этого труда, можно чередовать ее с коллективной работой всех детей старшего дошкольного возраста в группе более маленьких детей, в методическом кабинете детского сада, физкультурном зале или раздевальной комнате.
Эпизодическое планирование охватывает практически все формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд. Это дает возможность решать разнообразные задачи трудового обучения и воспитания. Однако педагог должен помнить о своеобразии каждой из форм, в которых труд может быть организован, и в соответствии с этим намечать специальные задачи. Организация всех видов дежурств связывается с совершенствованием трудовой деятельности детей, развитием навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе, а также формированием общественных мотивов труда.
В связи с этим возникает возможность планировать и формировать соответствующие умения и определенные черты личности ребенка.
Например, можно вписать в план: «Проследить за работой дежурных по подготовке к занятиям, оценить ее. Подчеркнуть, что дети сделали верно, вселить уверенность, вызвать стремление к самостоятельности». Или:
«Привлечь внимание малышей к деятельности дежурных по столовой, показать пользу и необходимость их труда для всех. Воспитывать у малышей желание быть дежурными».
Дежурство предполагает участие нескольких детей и может строиться как труд рядом, общий и совместный труд, поэтому воспитатель учитывает возможность формирования положительных взаимоотношений между детьми, отражает это в своем плане работы.
При планировании коллективных видов труда предусматриваются задачи воспитания взаимопомощи, взаимной требовательности, взаимной ответственности, товарищеских взаимоотношений детей. У ребят
74 воспитывается деловитость, упорство в достижении цели, трудолюбие, самостоятельность.
Ручной и хозяйственно-бытовой труд ребят старшего дошкольного возраста, труд в природе воспитатель планирует и организует по-разному, прежде всего выявляя желающих («Кто хочет помочь малышам одеться?»;
«Кто хочет вместе со мной подготовить все необходимое для занятия по аппликации на завтра?»). Но чаще труд планируется с определенной целью – вовлечь некоторых детей в организованную деятельность из воспитательных соображений (в плане записываются имена детей), например: «Предложить
Кате, Мише и Сереже навести порядок в сарайчике, где хранится садовое оборудование, вынести и просушить ведра, лейки, очистить от земли лопаты, весь инвентарь разложить на определенные места. Добиваться аккуратности, тщательности в работе, ответственного отношения к делу».
Каждый из названных видов труда для небольшой подгруппы ребят планируется 2–3 раза в неделю. Организуя работу нескольких детей, воспитатель чаще, чем в труде со всеми воспитанниками одновременно, вступает в контакт с ними, обучает приемам работы. И дети имеют возможность в полной мере удовлетворить свои запросы, интересы.
Как показывает практика, наибольшие трудности воспитатели испытывают при планировании ручного труда. Здесь возникает несколько вопросов: как распределять разные виды ручного труда в течение недели? Доступно ли планировать и организовывать работу детей с тем или иным материалом в точно закрепленный день недели? (Например, в понедельник работа ребят с древесиной, во вторник с природным материалом и т. д.)
Полагаем, что планирование не должно быть жестким, поскольку оно будет ограничивать возможности детей в свободное и удобное время принять участие в труде с интересующим их материалом. Так как в группе в постоянном пользовании детей находятся природный материал, нитки, ткань, бумага, обрезки древесины, клей, ножницы, надо стремиться к тому, чтобы создать им условия для работы в течение дня на протяжении всей недели.
75
Как следует планировать эту работу с детьми? Примерно 2–3 раза в неделю воспитатель намечает организацию коллективного труда с небольшой подгруппой детей (3–6 человек) в часы после дневного сна, когда остальные заняты самостоятельной деятельностью, игрой, например: «Привлечь детей
(одного звена или сидящих за одним обеденным столом, или назвать имена выборочно) к изготовлению коробок для природного материала. Добиваться аккуратности. Воспитывать желание делать необходимые для работы вещи».
Или: «Организовать работу нескольких детей (назвать имена) по изготовлению предметов для игры в «кафе»: оформить аппликацией из ткани фартуки и кокошники для «официанток». Обратить внимание на то, чтобы
Наташа и Лена доводили работу до конца».
Следует иметь в виду, что эпизодичность планирования ручного труда не означает, что этот труд не будет иметь места в те дни, когда такая работа специально не намечается. Если дети включаются в ручной труд по своей инициативе, воспитатель осуществляет должное руководство этой деятельностью, хотя она и не планировалась.
Эпизодически нужно планировать беседу с детьми о том, как они сегодня (вчера) трудились (какая работа была более интересной и почему, дружно, слаженно ли работали, помогали ли, какого результата добились, какую пользу своим трудом принесли окружающим).
В плане нужно предусматривать совместную работу взрослых и детей по подготовке атрибутов для той или иной игры, по подготовке материалов для занятий, по оказанию помощи дворнику. При планировании совместной работы детей со взрослыми надо намечать конкретные формы участия воспитателя в этой деятельности (участника, советчика, помощника, организатора).
Ниже перечислим основные требования к планированию трудовой деятельности дошкольников:
1. Планированию подлежит труд, организуемый со всеми детьми
(фронтальная работа, например: уборка участка, группы, работа на огороде, в
76 саду, совместный труд взрослых и детей). Такая работа планируется и проводится один раз в неделю.
2. Планируется труд, содержание которого меняется эпизодически
(работа дежурных в уголке природы, по подготовке к занятиям, по столовой, а также ручной и самообслуживающий труд) и ежедневно (разнообразные поручения). Соответственно труд планируется либо эпизодически, либо каждый день.
3. Ежедневно планируется труд детей на участке детского сада во время дневной или вечерней прогулки.
Перечисленные требования к планированию труда касаются общих вопросов его организации, главным образом того, как часто должна намечаться и реализовываться на практике трудовая деятельность детей.
1 2 3 4 5 6 7 8
2.4. Диагностика трудовых навыков и умений детей
младшего
дошкольного возраста
Диагностика ( от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П.
Подласый).
Основные задачи диагностики:
выяснение состояния развитости соответствующего свойства;
определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;
установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;
определение перспектив развития свойства (качества);
77
разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;
выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей)
Диагностическая деятельность педагога предполагает:
разрешение заведующей на проведение диагностики
изучение;
сбор данных;
сравнение;
интерпретация;
анализ;
прогнозирование;
доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности
Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).
Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.
Пример.
Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образователь- ной программы, по которой работает дошкольное учреждение.
Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1
№
высокий уровень
средний уровень
уровень, требующий
особого руководства со
стороны воспитателя
78 1.
Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности
Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности
Не знает как и в какой последовательности одеться
2.
Ребенок без помощи взрослого моет руки
При напоминании взрослого моет руки
Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой
3.
Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду
(расставляет посуду по поручению взрослого)
По поручению взрослого убирает игрушки после игры
Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему
4.
При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями.
Знает название многих комнатных растений.
С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет
Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается
На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в
Таблице 2.
Таблица 2
Имя ребенка
одевание умывание помощь
взрослому
уборка уход
за
растен.
Уровень