Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 958
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2. Методические основы
организации трудовой
деятельности дошкольников
2.1. Методика руководства трудовой деятельностью младших
дошкольников.
Труд по самообслуживанию (сам себя обслужи) является ведущим видом труда в младшей группе. Здесь надо учитывать, что самостоятель- ность – важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис “Я сам!”, обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.
43
Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в дея- тельности, исключение излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятель- но одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычки к чистоте, опрятности и аккуратности, которые обеспечивают ос приобщение к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.
Важно помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами
(надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.). Следует научить ребенка соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
Сформировать у него отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.).
Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)
Формируя у детей навыки самообслуживания, следует проводить беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В успешном формировании навыков самообслужи-
44 вания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и планомерная систематическая работа воспитателя.
Навыки хозяйственно-бытового труда также находятся в стадии становления. Здесь важно понять, что у малышей любой трудоворй процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности.
В работе с младшими дошкольниками следует знать, что для детей 3-4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность не только проявить самостоятельность, но и удовлетворить потребность в деятельности. Педагогу очень важно поддерживать желание детей что-то сделать и получить одобрение. При этом следует обучать детей трудовым действиям. Обучение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. Важно детально показать, точно объяснить каждый прием работы. При этом надо учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Задача воспитателя – так организовать показ и объяснение, чтобы ребенок уяснил и отработал каждый прием, их последовательность. Если воспитатель планирует научить ребенка какому- то действию, он должен сам хорошо его усвоить, представить, из каких приемов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.
Подробный показ приемов каждого действия и их последовательности воспитатель осуществляет, используя индивидуальное поручение. При такой форме организации труда ребенок тесно взаимодействует со взрослым и под его руководством приобретает нужные навыки. В процессе показа и объяснения важно направить внимание ребенка как на отдельные приемы, так и на то, как их выполнять. Это позволит избежать механического усвоения детьми способа действий, добиться понимания смысла выполняемых приемов работы. Педагог осуществляет контроль за правильностью каждого отдельного приема и действия в целом. контроль за
45 деятельностью ребенка позволяет увидеть его успехи и неудачи. Заметив ошибку, воспитатель дополнительно покажет то, что не получается, в чем ребенок испытывает затруднение.
Трудовой навык, как и любой другой , складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержаться в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, широко применяемых в младших группах ДОУ. Для упражнения детей в застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используют специальные пособия – «пальто» с петлями и пуговицами;
«сапоги» с отверстиями для шнурков; «пояс» с пуговицами и петлей и т.д.
Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр. Детям предлагаются сюжетно- дидактические игры, например: «Уложим куклу – Соню спать», «Покормим
Андрюшу», «Оденем Машу на прогулку», «Ирочка проснулась» и т.д.
В таких играх у детей формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий.
Когда ребенок воспроизводит новое или малознакомое действие, ему почти всегда нужна помощь взрослого. Педагогу следует это учитывать и направлять свое руководство на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи может быть различной. Например, взрослый помогает ребенку полить растение в уголке природы. Он берет рукой ребенка лейку с водой, кладет носик лейки на край горшка, наклоняет лейку. Из не льется вода и смачивает почву. Воспитатель, хотя и действует за малыша, дает ему почувствовать, что и он работает, что и он что-то может. Ребенок имеет возможность поупражняться в действии, усвоить его.
Если навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у ребенка находятся в стадии освоения, можно свою помощь свести лишь к словесному указанию. Обычно воспитатели прибегают к такой форме помощи, когда ребенок забыл последующую операцию. Воспитатель напоминание:
46
– Сначала поставь хлебницу, потом салфетницу, затем расставь тарелки и разложи ложки.
Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от правиль- ного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приемы, насколько они соответствуют степени освоения навыка.
Особую значимость в методике педагогического руководства трудовым процессом имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка в действиях самообслуживания, хозяйственно-бытового труда можно по-разному. Прежде всего, очень важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок упражняется в приобретении навыка, те требования, которые к этому предъявляются. Так, если сегодня ребенок после игры с машинами отвез их в «гараж», завра он должен сделать то же самое. Только в этом случае у малыша будет формироваться навык уборки игрушек.
Педагог использует возникающие ситуации в повседневной жизни для упражнения детей в трудовых действиях. Например, приближается праздник.
Надо нарядить кукол, пусть празднуют вместе с детьми. И дети охотно, увлеченно наряжают кукол: надевают им красивые наряды, причесывают…
Формируя трудовые навыки и умения, необходимо поддерживать усилия ребенка в овладении действиями. Мимика, интонация, взгляд, жест, слово, выражающее одобрение, ласка, шутка или недовольство – действенные средства в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста. Получая положительные эмоции ребенок старается справиться с трудностями. Педагогу важно поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению трудовых поручений.
Особого внимание требует методика руководства трудом в природе.
Знания и навыки детей не позволяют им быть самостоятельными в трудовой деятельности. Трудятся дети совместно с воспитателем.. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на
47 участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений.
Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу. Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая и т.д. Труд этот будет организован как труд рядом.
Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.
Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновремен- но могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.
Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с
48 недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляет- ся на занятиях.
Например, занятие на тему: «Посадка душистого горошка»
Цель. Учить детей узнавать семена душистого горошка (они коричневые, круглые, гладкие, твердые). Формировать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать землей, полить). Упражнять в использовании обследовательских действий.
Активизировать употребление слов, обозначающих особенности семян, а также действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к выращиванию растений.
Организация занятия. Детей посадить за столы, поставленные буквой
«П». Приготовить блюдца с семенами, лейки с водой, картинки с изображением душистого горошка. В ящиках с землей сделать бороздки.
Ход занятия. Показать детям картинку с изображением душистого горошка и спросить, хотят ли они вырастить такое же растение. Предложить каждому взять горошину из блюдца и положить перед собой на столе. Уточнить знания детей о цвете и форме гороха, предложить погладить горошину пальчиком, чтобы определить, гладкая или шероховатая у нее поверхность, затем надавить, чтобы узнать, твердые или мягкие семена, прокатить, чтобы определить ее форму. Далее предложить детям стать возле ящиков. (Сам воспитатель стоит возле своего ящика, чтобы все дети его видели.) Показать бороздки каждому ребенку, предложить взять по одному семени и положить в бороздку. (Показать, как это сделать.) Контролировать выполнение, показывать, как положить второе семя (на некотором расстоянии от первого).
Контролировать выполнение, помогать тем, у кого не получается. Затем показать, как бороздку, где лежат семена, засыпать землей (прищипнуть землю). Проверить, как дети выполняют задание. Поощрить детей. После
49 того как посадка семян, будет закончена, вместе с детьми полить бороздки.
Содержание труда и методика руководства им в средней группе.
Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).
Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгреба- ют снег на дорожках и т. д.
Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установлен- ной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).
В средней группе большое место занимают индивидуальные поруче- ния, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Воспитатель в своей работе использует коллективные формы труда. Их в основном воспитатель применяет, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
50
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.
Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методи- ки руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы
(проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).
Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.
Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д. Воспитателю нужно понять, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки будут позже
51 служить основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению.
Параллельно с формированием трудовых навыков, воспитатель
ведет работу по ознакомлению с трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.). Воспитатель в процессе этой работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах их труда; о названии оборудования, инструментах и материалах необходимых для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда и стремления подражать взрослым.
Основные формы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры; организация посильной помощи взрослым.
2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших
дошкольников
Практика работы дошкольных образовательных учреждений показала, что дети старшего дошкольного возраста по-разному относятся к разным видам труда. Например, в труде по поделке игрушек дети участвуют охотно, у них есть стремление самостоятельно поставить цель и достичь ее, но существует несоответствие желания детей участвовать в труде и их возможностям достичь результата. Это объективно существующее явление, которое устраняется по мере овладения детьми умениями и навыками; в хозяйственно-бытовом труде у детей есть необходимые для достижения результата навыки, однако у них нет стремления принять или поставить цель и достичь результата. Таким образом, здесь мы наблюдаем несоответствие между возможностями детей и их желаниями, хотя характер иной. Причиной
организации трудовой
деятельности дошкольников
2.1. Методика руководства трудовой деятельностью младших
дошкольников.
Труд по самообслуживанию (сам себя обслужи) является ведущим видом труда в младшей группе. Здесь надо учитывать, что самостоятель- ность – важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего и дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис “Я сам!”, обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений со взрослыми.
43
Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в дея- тельности, исключение излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятель- но одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычки к чистоте, опрятности и аккуратности, которые обеспечивают ос приобщение к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.
Важно помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами
(надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.). Следует научить ребенка соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.
Сформировать у него отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.).
Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)
Формируя у детей навыки самообслуживания, следует проводить беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В успешном формировании навыков самообслужи-
44 вания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и планомерная систематическая работа воспитателя.
Навыки хозяйственно-бытового труда также находятся в стадии становления. Здесь важно понять, что у малышей любой трудоворй процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности.
В работе с младшими дошкольниками следует знать, что для детей 3-4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность не только проявить самостоятельность, но и удовлетворить потребность в деятельности. Педагогу очень важно поддерживать желание детей что-то сделать и получить одобрение. При этом следует обучать детей трудовым действиям. Обучение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. Важно детально показать, точно объяснить каждый прием работы. При этом надо учитывать, что ребенок младшего дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Задача воспитателя – так организовать показ и объяснение, чтобы ребенок уяснил и отработал каждый прием, их последовательность. Если воспитатель планирует научить ребенка какому- то действию, он должен сам хорошо его усвоить, представить, из каких приемов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.
Подробный показ приемов каждого действия и их последовательности воспитатель осуществляет, используя индивидуальное поручение. При такой форме организации труда ребенок тесно взаимодействует со взрослым и под его руководством приобретает нужные навыки. В процессе показа и объяснения важно направить внимание ребенка как на отдельные приемы, так и на то, как их выполнять. Это позволит избежать механического усвоения детьми способа действий, добиться понимания смысла выполняемых приемов работы. Педагог осуществляет контроль за правильностью каждого отдельного приема и действия в целом. контроль за
45 деятельностью ребенка позволяет увидеть его успехи и неудачи. Заметив ошибку, воспитатель дополнительно покажет то, что не получается, в чем ребенок испытывает затруднение.
Трудовой навык, как и любой другой , складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержаться в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, широко применяемых в младших группах ДОУ. Для упражнения детей в застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков используют специальные пособия – «пальто» с петлями и пуговицами;
«сапоги» с отверстиями для шнурков; «пояс» с пуговицами и петлей и т.д.
Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр. Детям предлагаются сюжетно- дидактические игры, например: «Уложим куклу – Соню спать», «Покормим
Андрюшу», «Оденем Машу на прогулку», «Ирочка проснулась» и т.д.
В таких играх у детей формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий.
Когда ребенок воспроизводит новое или малознакомое действие, ему почти всегда нужна помощь взрослого. Педагогу следует это учитывать и направлять свое руководство на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи может быть различной. Например, взрослый помогает ребенку полить растение в уголке природы. Он берет рукой ребенка лейку с водой, кладет носик лейки на край горшка, наклоняет лейку. Из не льется вода и смачивает почву. Воспитатель, хотя и действует за малыша, дает ему почувствовать, что и он работает, что и он что-то может. Ребенок имеет возможность поупражняться в действии, усвоить его.
Если навыки самообслуживания и хозяйственно-бытового труда у ребенка находятся в стадии освоения, можно свою помощь свести лишь к словесному указанию. Обычно воспитатели прибегают к такой форме помощи, когда ребенок забыл последующую операцию. Воспитатель напоминание:
46
– Сначала поставь хлебницу, потом салфетницу, затем расставь тарелки и разложи ложки.
Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от правиль- ного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приемы, насколько они соответствуют степени освоения навыка.
Особую значимость в методике педагогического руководства трудовым процессом имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка в действиях самообслуживания, хозяйственно-бытового труда можно по-разному. Прежде всего, очень важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок упражняется в приобретении навыка, те требования, которые к этому предъявляются. Так, если сегодня ребенок после игры с машинами отвез их в «гараж», завра он должен сделать то же самое. Только в этом случае у малыша будет формироваться навык уборки игрушек.
Педагог использует возникающие ситуации в повседневной жизни для упражнения детей в трудовых действиях. Например, приближается праздник.
Надо нарядить кукол, пусть празднуют вместе с детьми. И дети охотно, увлеченно наряжают кукол: надевают им красивые наряды, причесывают…
Формируя трудовые навыки и умения, необходимо поддерживать усилия ребенка в овладении действиями. Мимика, интонация, взгляд, жест, слово, выражающее одобрение, ласка, шутка или недовольство – действенные средства в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста. Получая положительные эмоции ребенок старается справиться с трудностями. Педагогу важно поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению трудовых поручений.
Особого внимание требует методика руководства трудом в природе.
Знания и навыки детей не позволяют им быть самостоятельными в трудовой деятельности. Трудятся дети совместно с воспитателем.. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на
47 участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений.
Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.
Дети сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики, стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей: выдергивать редис, морковь, репу. Вместе с воспитателем малыши кормят рыбок и птиц в уголке природы. Корм и его дозировку определяет воспитатель.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1—2 трудовые операции (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение приготовленной водой и т. д.). Труд этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно, так как всем необходимо сформировать элементарные трудовые навыки.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей например, посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая и т.д. Труд этот будет организован как труд рядом.
Каждый ребенок действует в своем темпе, не испытывая никакой зависимости от других, что очень важно, когда дети только овладевают навыками. И в то же время у них воспитывается интерес к совместному труду.
Во второй младшей группе возможен труд подгруппами. Одновремен- но могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.
Для обучения навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с
48 недостаточным развитием у детей произвольного внимания, памяти.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям, как правило, осуществляет- ся на занятиях.
Например, занятие на тему: «Посадка душистого горошка»
Цель. Учить детей узнавать семена душистого горошка (они коричневые, круглые, гладкие, твердые). Формировать навыки посадки семян (посадить в бороздки, присыпать землей, полить). Упражнять в использовании обследовательских действий.
Активизировать употребление слов, обозначающих особенности семян, а также действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к выращиванию растений.
Организация занятия. Детей посадить за столы, поставленные буквой
«П». Приготовить блюдца с семенами, лейки с водой, картинки с изображением душистого горошка. В ящиках с землей сделать бороздки.
Ход занятия. Показать детям картинку с изображением душистого горошка и спросить, хотят ли они вырастить такое же растение. Предложить каждому взять горошину из блюдца и положить перед собой на столе. Уточнить знания детей о цвете и форме гороха, предложить погладить горошину пальчиком, чтобы определить, гладкая или шероховатая у нее поверхность, затем надавить, чтобы узнать, твердые или мягкие семена, прокатить, чтобы определить ее форму. Далее предложить детям стать возле ящиков. (Сам воспитатель стоит возле своего ящика, чтобы все дети его видели.) Показать бороздки каждому ребенку, предложить взять по одному семени и положить в бороздку. (Показать, как это сделать.) Контролировать выполнение, показывать, как положить второе семя (на некотором расстоянии от первого).
Контролировать выполнение, помогать тем, у кого не получается. Затем показать, как бороздку, где лежат семена, засыпать землей (прищипнуть землю). Проверить, как дети выполняют задание. Поощрить детей. После
49 того как посадка семян, будет закончена, вместе с детьми полить бороздки.
Содержание труда и методика руководства им в средней группе.
Воспитанники средней группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, вместе с воспитателем поддерживать чистоту растений с опушенными листьями, с листьями, имеющими зазубрины, с мелкими листьями (обливать, опрыскивать, чистить кисточкой), рыхлить землю в цветочных горшках. Дети овладевают первоначальными умениями выращивать растения: помогают взрослым готовить землю для посадок на участке (разравнивают граблями перекопанную землю), сажают крупные семена и луковицы, а затем их поливают, рыхлят землю между рядами, пропалывают грядки с растениями, ярко отличающимися от сорняков (салат, лук).
Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгреба- ют снег на дорожках и т. д.
Они приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установлен- ной мерке, помогают убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки).
В средней группе большое место занимают индивидуальные поруче- ния, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение-2—3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности. Одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей рыхлит землю в горшках, другая обтирает растения. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Воспитатель в своей работе использует коллективные формы труда. Их в основном воспитатель применяет, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом посадки семян.
50
Воспитанники средней группы становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.
Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методи- ки руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы
(проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).
Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.
Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д. Воспитателю нужно понять, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки будут позже
51 служить основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению.
Параллельно с формированием трудовых навыков, воспитатель
ведет работу по ознакомлению с трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.). Воспитатель в процессе этой работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах их труда; о названии оборудования, инструментах и материалах необходимых для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда и стремления подражать взрослым.
Основные формы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры; организация посильной помощи взрослым.
2.2. Методика руководства трудовой деятельностью старших
дошкольников
Практика работы дошкольных образовательных учреждений показала, что дети старшего дошкольного возраста по-разному относятся к разным видам труда. Например, в труде по поделке игрушек дети участвуют охотно, у них есть стремление самостоятельно поставить цель и достичь ее, но существует несоответствие желания детей участвовать в труде и их возможностям достичь результата. Это объективно существующее явление, которое устраняется по мере овладения детьми умениями и навыками; в хозяйственно-бытовом труде у детей есть необходимые для достижения результата навыки, однако у них нет стремления принять или поставить цель и достичь результата. Таким образом, здесь мы наблюдаем несоответствие между возможностями детей и их желаниями, хотя характер иной. Причиной