Файл: Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42
2.2. Содержание работы по формированию нравственных представлений
у старших дошкольников на материале фольклора
На основе результатов изучения уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами был и определены цели и задачи, разработано содержание педагогической работы по формированию нравственных представлений детей на материале фольклора.
Цель работы: повысить уровень нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора.
Задачи работы:
1. Разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
2. Определить методы формирования нравственных представлений в совокупности выделенных критериев у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
3. Разработать или подобрать творческие задания и упражнения для формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора.
Разрабатывая комплекс мероприятий, прежде всего, были подобраны разножанровые произведения русского фольклора: Русские народные песни, игры, забавы, потешки, прибаутки, загадки, считалки, скороговорки, мирилки, пословицы и поговорки, сказки в соответствии с задачами по формированию нравственных представлений был составлен план заучивания малых жанров фольклора на занятиях и в повседневной жизни в течение, разработано содержание занятий, упражнения, игры; составлен тематический словарик к каждой теме, а также словарь толкования нравственных представлений для детей.
43
В начале работы был составлен рассказ-сказка о стране Согласии со сказочными героями (принцесса Доброслава, профессор Пословиц, госпожа
Вежливость, Скромнинка, волшебная карта, колдунья Злорадство и Злой дракон). Мы понимали, что успех в формировании нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста зависит от участия их родителей в этом процессе.
В связи с этим был разработан семинар-практикум для родителей
«Формирование нравственных представлений детей в семье», который проводился 1 раз в месяц в течение года. Так, с родителями проводилась такая работа: составление папок-передвижек с произведениями нравственной направленности, разработка различных игр и упражнений, построенных на текстах русского фольклора.
Обсуждались такие вопросы: как научить ребенка быть добрым, честным, правдивым, скромным, уважать других, выражать сочувствие, заботу о младших; как научить ребенка быть вежливым, соблюдать правила гостеприимства.
Вместе с родителями устраивались разнообразные вечера: «В гостях у правдолюбки», «Приглашаем к вежливости», соревнования «Кто больше расскажет пословиц и поговорок о дружбе, правде, доброте, уважении, скромности», разыгрывались народные русские игры, инсценировались народные сказки нравственного содержания.
Таблица 5
Примерное тематическое планирование занятий по формированию нравственных представлений у детей младшего школьного возраста
№
Тема
Цель, задачи
Содержание
1
Сказка ложь, да в ней намек
Формирование нравственных представлениях, знаний, понятий, нравственных суждений
Сказка
«Сивка-бурка»,
«Царевна- лягушка», песни: «Дождик», «Кошка»,
«Погремушка». Пословицы и поговорки
«Сказка – складка, а песня – быль»,
«Сказка – ложь, а песня правда».
44
Продолжение таблицы 5 2
Доброе дело
Формирование знаний о нравственных нормах, повышение степени осознаваемых личностью собственных нравственных качеств и нравственных представлений
Сказка «Морозко», «Царевна-лягушка», народные игры Пчелы, бег по стволу,
Веночек, ладушки-ладошки, чепуха, золотые ворота, овечки, капуста, дедушка
Мазай,
«Костромушка-
Кострома». Пословицы и поговорки:
Про доброе дело говори смело. Сделав добро, не кайся. Добрые слова лучше мягкого пирога. Жизнь дана на добрые дела. Нет худа без добра. Добро вспомянется, а лихо не забудется.
3
Труд и лень
Формирование нравственных знаний, представлений о нравственных качествах и поступках, формирование нравственных принципов, суждений, повышение степени осознаваемых личностью собственных нравственных качеств и нравственных представлений
Сказка
«Мороз
Иванович»,
Скороговорки: «Водовоз вез воду из- под водопровода», «Дроворубы рубили дубы», «Мила мыло не любила».
Пословицы и поговорки: Труд человека кормит, а лень — портит. На работу боком, а с работы скоком.
Наработался — за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись. Кто любит труд, того люди чтут.
Зацепившись за пень, простоял весь день.
4
Торжество добра и справедливости
Формирование положительного эмоционального нравственного отношения к поступкам героев фольклорных жанров, формировать проявление эмпатии к положительным поступкам героев
Сказка «Марья Моревна», «Финист –
Ясный сокол»,
Пословицы и поговорки:
На доброе добром отвечают. На чьей стороне правда, тот и победит.
Справедливость без добра – пустозвон.
Быть справедливым легко, а добрым – трудно.
5
Нравственные поступки
– делись добром
Формирование положительного отношения к нравственным поступкам героев, формирование нравственных ценностей общества, формирование эмоционально- ценностного отношения к нормам нравственности
Сказка «Гуси-лебеди», Сказка «Сивка-
Бурка» и др., пословицы и поговорки
Добра желаешь — добро и делай. Все добро, да не все на пользу. Без худа добра не бывает. Не всё то золото, что блестит. Снаружи мило, а внутри гнило.
Не по виду суди, а по делам гляди. загадки Нравом зол, цветом сер.
Загадки: Какое слово согревает в самый лютый мороз? Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться.
Какие слова дороже богатств? Делай добро и жди…
45
Продолжение таблицы 5 6
Добро побеждает зло
Формирование положительного эмоционально- ценностного отношения к нормам нравственности, развитие способности переживать положительные и отрицательные эмоции
Сказка «Финист – Ясный сокол», мирилки Та-ра-ра, та-ра-ра
Мы помиримся с утра.
Улыбнись, повернись и со мною помирись.
Ты со мною не дерись
А крепко-крепко подружись! И т.д.
Пословицы и поговорки Все хотят справедливости, но не все радеют за нее.
Гнев и зло – братья родные.
Делай добро и жди добра.
Делая зло, на добро не надейся.
Добра не смыслишь, так и худо не твори. Злого любить – себя губить.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Злое слово хуже дубины бьет.
7
Совесть и справедливость
Формировать умения определять собственную нравственную позицию в жизненной проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам
Пословицы и поговорки В ком стыд, в том и совесть.
За совесть да за честь –хоть голову снесть. Где говорят деньги, там спит справедливость.
Справедливость – залог процветания.
Справедливому нет наказания.
Справедливый победит.
Сказка «О совести», «Лучше по совести»
8
Достойный поступок
Формировать умение в решении проблемной жизненной ситуации уверенно занимать нравственную позицию, развивать стремление к оказанию действенной помощи
Пословицы и поговорки: Один дурной поступок порождает другой. Красив тот, кто поступает красиво. Плохие поступки глаза колют.
Плохой поступок к хорошему не приведет.
Сказка «Хороший поступок», сказка
«Конек-Горбунок».
9
Делай добро, делись добром
Формирование готовности к определенному образу действий, личностная ответственность за нравственное поведение, развивать готовность к определенному образу действий, развитие личностной ответственности за нравственное поведение
Сказка «Гуси-лебеди», Пословицы и поговорки Сделав добро, не хвались.
По добру — добро, а по худу — худо.
Все добры, все ровны. Добр волк до овец, да пасти ему не дают. Доброго не бегай, а худого не делай.
Доброе дело крепко.
Скороговорки Зло злом зазлючивать.
Добро добром добрючивать
46
Продолжение таблицы 5 10 Дружба и взаимопомощь все побеждают
Формирование гуманистической направленности поведения, воплощать в поступках и действиях нравственные нормы и образец поведения
Сказка «Летучий корабль», пословицы и поговорки За добро добром и платят.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. и т.д. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. Друг неиспытанный, что орех нерасколотый. Дружба дружбой, а служба службой. Старый друг лучше новых двух.
Не изведан – друг; а изведан – два.
Песни о дружбе
При построении комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора мы учитывали психолого-возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста имеют хорошо развитое наглядно- образное мышление, поэтому мы использовали наглядный материал – иллюстрации к сказкам, картинки, слайды, компьютерные презентации, мультфильмы по сказкам и т.д. Старшие дошкольники способны продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 5-10 минут. Мы старались учесть это при планировании каждого занятия, продумывали его методику и разнообразные формы детской деятельности, нужно было постоянно разнообразить виды деятельности детей. Кроме того, необходимо было заинтересовать детей. Для того чтобы они проявили познавательную активность, интерес мы творчески подошли к подбору содержания для каждого занятия. На наш взгляд, занятия получились разнообразными, интересными, яркими, запоминающимися.
В разработанный нами комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора вошли как занятия, носящие познавательный характер
(дети знакомились с новыми сказками, поговорками и пословицами, былинами, с особенностями малых фольклорных жанров, в которых сформулированы те или иные нравственные ценности) так и обобщающие
47 занятия, которые позволяют закрепить сформированные у детей нравственные представления и развить навыки их применения.
Ознакомительный этап был направлен на ознакомление детей с произведениями русского фольклора нравственной направленности, изучение их наизусть, обогащения и уточнения знаний детей о нравственных категориях, нравственных норм и качеств; активизацию словаря ребенка лексикой нравственной направленности. Начиналась работа на занятиях по художественной литературе. На первом этапе применялись такие методы и приёмы, как: чтение и рассказывание русских фольклорных произведений нравственной направленности; нравственная беседа по содержанию прослушанного; рассмотрение иллюстраций; объяснение нравственных норм; словесное изображение героев сказок. Во время беседы по содержанию русских фольклорных произведений нравственной направленности с помощью целенаправленных вопросов детям подавались знания о нравственных категориях, нравственных качествах и нормах, формировались навыки сознательного восприятия и полного понимания содержания произведений нравственной направленности. Детей учили характеризовать персонажей, оценивать их действия и поступки, выражать свое отношение к героям и их поведению.
Опишем (кратко) содержание занятия по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
К примеру, перед чтением и обсуждением сказки проводилась нравственная беседа с использованием пословиц и поговорок (беседа
«Достойный поступок»). Беседуя с детьми, мы побуждали их думать и говорить в соответствии с нравственными нормами. Предоставляли возможность детям высказаться. Это позволяет понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Для беседы были подобраны такие пословицы и поговорки: Один дурной поступок порождает другой. Красив тот, кто поступает красиво. Плохие поступки глаза колют. Плохой поступок к
48 хорошему не приведет.
Темы нравственных бесед: «Пословицы и поговорки о правде и лжи, добре и зле», «В чем особенность русского фольклора?», «Что такое дружба», «Ваши добрые поступки». К каждой нравственной беседе предъявлялись единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту; конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.
Для развития когнитивного критерия при комментированном чтении сказок и их обсуждении решаются задачи:
1. Более широко и развернуто познакомить детей с песенками, потешками, закличками, мирилками, пословицами и поговорками, в которых сформулированы нравственные ценности, описаны характеры и поступки положительных и отрицательных героев, борьба добра со злом: Все хотят справедливости, но не все радеют за нее. Гнев и зло – братья родные. Делай добро и жди добра. Делая зло, на добро не надейся. Добра не смыслишь, так и худо не твори. Злого любить – себя губить. Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Злое слово хуже дубины бьет. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь. И я больше не дерусь. Ну, а если подерусь, В грязной луже окажусь.
Чтобы солнце улыбалось, нас с тобой согреть старалось, нужно просто стать добрей, и мириться нам скорей.
2. Расширить знания детей о нравственных нормах поведения, принятых в обществе, к примеру, проявление доброжелательности в общении с окружающими, помогать слабым и пр.
Для этого этапа нами разработаны следующие творческие задания:
1. Послушай потешку, пословицу, отрывок из сказки, внимательно и назови положительных и отрицательных героев.
2. Ответь на вопросы по содержанию сказки:
49 3.
Перескажи эпизод, где герой проявляет доброту
(доброжелательность, внимательность, отзывчивость, заботливость, справедливость и т.д.).
4. Работа по иллюстрациям к пословицам, мирилкам, потешкам: Как художник передал настроение и чувства героев? (позы, расположение на картинке, краски).
Методы формирования когнитивного критерия нравственных представлений у старших дошкольников:
–беседа;
– анализ потешек, пословиц, поговорок, сказок;
– чтение, обсуждение, формулирование правил нравственного поведения;
– творческая игровая деятельность на материале русского фольклора;
– методы формирования нравственных представлений (разъяснение, беседа).
Данные методы были направлены на формирование у дошкольников представлений о социально-нравственных ценностях и нравственных качествах человека.
Проиллюстрируем примером.
Занятие «Делай добро, делись добром». Цель: формирование готовности к определенному образу действий, личностная ответственность за нравственное поведение, развивать готовность к определенному образу действий, развитие личностной ответственности за нравственное поведение, познакомить детей с нравственной категорией «доброта»; развивать у детей сочувствие, воспитывать желание помогать, выучить наизусть пословицу.
Словарь: Согласие, добро, доброта, добрый.
Материал: два клочка волшебной карты страны Согласия, один с названием страны, второй с надписью «башня Доброты», карточки с изображением различных птенцов и птиц (Сороки, синицы, кукушки,
50 голубя), пословица «Добрый человек надежнее каменного моста», «Птицы славятся песнями, а люди делами».
Ход занятия: Воспитатель знакомит детей с правдолюбкой - мальчиком из волшебной страны. Правдолюбка. Дети, я расскажу вам о волшебной стране Согласие, ее жителях – добрых поступках и чувствах, добрых и искренних словах, все они живут очень дружно, поэтому эта страна так и называется - Согласие. (Дети повторяют название страны). Страной правит прекрасная принцесса Доброслава, и все было бы хорошо, если бы не приехала к принцессе в гости ее родная тетя колдунья, которая пленила и похитила Доброслава. Дети, вы, наверное, знаете, что добро не может жить под властью зла, а без жителей страны Согласия на свете станет меньше хороших поступков, кротких улыбок и добрых чувств, так необходимых людям. Дети, с помощью волшебной карты, которая умеет разговаривать, мы можем спасти Доброслава. Надо сложить все кусочки и тогда карта расскажет, как спасти нашу принцессу. (Воспитатель разворачивает карту на столе). Дети, это Волшебная Карта, которая поможет спасти принцессу, только надо найти все ее части и правильно их сложить. (Дети находят первый клочок, на котором написано «Башня Доброты». Прикладывают кусочек к карте.) Воспитатель продолжает: Вот первый клочок - башня
Доброты, это одна из двух башен Добра и Зла, от которых начинается страна
Согласие. Рыцари Добра и Зла охраняют наши границы. А знаете ли вы дети, такое Доброта? (Ответы детей.) Да, дети, доброта - это хорошая человеческая черта, которая побуждает нас делать хорошие, добрые дела, помогать людям, сочувствовать им, быть приветливыми. Доброго человека все уважают, недаром в народе говорят: «Добрый человек надежнее каменного моста». То есть на него в трудную минуту можно положиться, он так же надежен, как каменный мост. А еще говорят: «Птицы славятся песнями, а люди делами».
Это означает, что как по песне можно угадать, что это за птичка, так же по делам человека видно, добр он или нет. Потому что только добрый человек
51 способен на добрые, хорошие поступки (Воспитатель еще разговорит пословица, дети изучают).
На следующем этапе мы продолжали учить детей распознавать хорошие и плохие поступки, понимать нравственность фольклорных произведений, адекватно оценивать поведение героев и свои собственные поступки, понимать сущность нравственных категорий, нравственных норм и качеств. Ведущей формой работы выступили интегрированные занятия по различным разделам программы (художественная литература, развитие речи, рисование). На этом этапе использовались такие методы и приемы: рассказывание фольклорных произведений и комментирования их содержания, сравнительное описание и воспроизведение действий героев фольклорных произведений, составление рассказов по плану с последующим оцениванием, рисование по содержанию фольклорных произведений, дидактические игры и игровые упражнения; игровые нравственные ситуации, в процессе которых стимулировали старших дошкольников к самооценке и оценки поведения и поступков сверстников и героев фольклорных произведений, продолжали закреплять знания детей о сущности нравственных категорий, норм и качеств. Ведущей формой работы выступили интегрированные занятия из разных разделов программы
(художественная литература, развитие речи, рисование).
При формировании эмоционального критерия были поставлены следующие задачи:
1.
Способствовать выражению каждым ребенком своего эмоционального отношения к нравственным и безнравственным поступкам героев: сюрпризные приемы, чтение фольклорных произведений, рассказ воспитателя, показ способа действий и пр.
2. Формировать у детей способность давать нравственную оценку поведению героев.
Для этого этапа нами разработаны следующие творческие задания:
1. Дидактическая игра «Изобрази героя» в определенный момент.