Файл: История от гениального Акимова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 619

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

имных клятв В  верности.  Видимо,  как  и у западноевропейских наро­

дов,  КНJlЗЬ  был  в  дружине  «первым  среди  равных»  и  считался  с  ее 

мнением.  Анализ  текстов  летописей убеждает нас  в этом. Так,  КНJlзь 

Игорь поддался на уговоры с воих соратников и вернулся к древлянам 

после сбора дани  факrически 

для 

того, чтобы грабить их.  А Святос­

лав  на  увещевания  матери  принять  христианство  отвечал  отказом, 

ссылаясь на то, что дружина его осудит. 

Таким 

образом, дружинники 

были не  только воинами, но и  сподвижникамИ и  сов

етника

МИ кшзя, 

имевшими на него большое влияние. 

Археологические исследования дружинных курганных могильни -

ков Х в., таких как Гнёздово, шестовицы' свидетельствуют 

о 

том, ЧТО 

в дружину входили представители различных этносов: славяне, скан­

динавы, б

шIТЫ 

И другие. 

Эту 

же  точку зрения подтверждает и анализ 

письменных источников. 

Таким 

образом,  можно констатировать,  ЧТО 

дружинное  сословие  стало  первой 

надплеменной, 

Т.е.  в  полной  мере 

социШlЬНОЙ группой 

в древнерусском обществе. 

Княжеская дружина не была однородной. Она делилась на 

стар­

шую 

и 

младшую. 

Старшая дружина состоJlЛa 

из 

бояр 

и 

кня

жux 

мужей. 

Эrо были  опытные воины, советники киязя, предводители собствен­

ных отрядов (воеводы). В частности, в эпизоде с Игорем и древлянами 

фигурируют воины воеводы Свенельда, который, очевидно, сам соби­

рал дань 

ддя 

князя,  а,  может,  и 

для 

себя  (<<отроки свенельжи  изоде­

лися, а мы  нагю) - говорят дружинники Игоря своему КНJIЗЮ). Кроме 

военной службы,  старшие дружинники выполняли управленческие  и 

административные  функции  в  государстве  - наместников 

(посадни­

ков), 

сборщиков дани 

(nодъездных), 

послов и т.д. Они привлекались и 

к управлению княжеским хозяйством - доменом 

(muyны, о<�нищане). 

Совет старших дружинников при КНJIзе назывался 

думой. 

В 

младшую 

дружину  входили 

гриди, .мечники, отроки,  детские. 

Эrо были рядовые  воины, стражники, телохранители и  оруженосцы, 

военные  слуги.  Характерно, 

что 

цитадель  древнерусской  крепос­

ти  именовзлась 

детинцем, 

а  в  ее  архитектурный  ансамбль  входила 

гридница. 

Это указывает на размещение в замке и гарнизона (гридей, 

отроков  и  детских),  а  не  только 

княж

еских  палат.  Есть  мнение,  что 

члены  младшей  дружины  могли  быть  лично  зависимыми  IШИ  полу­

свободными людьми.  Они  жили  в пределах усадьбы  князя,  на «кня-

3 8  

жем  дворе»,  Т.е.  были 

дворовыми. 

Отсюда  происходит  позднейший 

социальный термин 

-

дворяне. 

Численность  княжеской  дружины,  по  мнению  некоторых  ис­

следователей,  могла  составлять  от 

200 

до 

400 

воинов.  Для  даль­

них  иоходОВ  или  военных  кампаний  нанимались  дополнительные 

отряды 

-

варяги. 

К  тому же  в  них  участвовало 

ополчение, 

речь  о 

котором пойдет ниже. 

Основную часть населення составляли  свободные  общинни­

ки 

-

люди. 

ОНИ населяли деревни и города, занимались сельским 

хозяйством,  ремеслом,  торговлей,  промыслами.  Восточнославянс­

кая община называлась 

вервь, 

или 

.мир, 

и  была весьма устойчнвым 

образованием. В Древней Руси община была достаточно автономна 

имела  собственные  права  и  обязанности.  Внутри  общины  прочно 

закрепились отношения взаимопомощи и взаимной ответственнос­

ти (круговая  порука),  общинная  организация  выполняла  функцию 

социальной опеки и защиты своих членов, совместно владела зем­

лей  и  угодьями.  В  ее  компетенцию  входили  земельиые  переделы 

(перераспределение  земельных  наделов),  полицейский  надзор, 

вопросы,  связанные  с  уплатой  податей  и  распредеJlеиием  повин­

ностей, решение судебных споров, расследование  преступлений  и 

исполнение наказаний.  Вервь 

XI-XII 

вв. сочетала 

В 

себе  злементы 

соседской  и родовой общины. 

Низшую  ступень  социальной  иерархии  занимали различные  ка­

тегории зависимого населения. Среди них въще

ляли

съ 

временно, 

или 

условно зависимые, 

и 

рабы. 

К  первой  группе относились свободные 

общннники,  по  разным  причинам  попавшие  в 

кабалу 

-

не отдавшие 

долг 

(закупы, вдачвики), 

заключи

вшие кабальный договор 

(рмдови­

чи) и т.п. 

Рабов  же  на  Руси  называли  преимущественно 

холопами. 

Хо­

лопство  было  широко распространено  в  древнерусском  обществе. 

Холопами владели и знать, и  общинники. Домашние рабы, прислу­

га 

наз

ьшал

ись 

челядью, 

земли феодалов обрабатывали 

страднwе 

или 

IUllUeHHwe,XO/lOIIW, 

в походах  князя и бояр  сопровождали 

бое.wе 

хо­

JlОIШ. ИСТОЧНиками 

рабов были, прежде всего, военнопленные. Одна­

ко 

Существовали и  пути  обращения в рабство сошrеменников - в на­

казание за, преступлення, самопродажа, условия доroвора о найме. 

39 


background image

Наиболее  спорную  категорию  социальной  структуры  Древней 

Руси  представляли 

смерды. 

Историки  до  сих  пор  не  пришли  к  еди­

ному  мнению  о  том,  каково  было  их  положение.  Штраф  за убийство 

смерда был такнм же, как 

за 

убийство холопа.  Если смерд умирал без 

детей,  то  его  имущество  не  доставалось  его  родственникам,  а  пере­

ходило  князю.  На  практике,  вероятно,  это  означало  необходимость 

заплатить  за  вступление  в  наследство.  Само  слово  «смерд»  было  в 

Древней  Руси  бранным,  презрительным.  Вместе  с  тем,  в  отличие  от 

холопа,  смерд все же обладал какими-то правами.  Скорее всего,  смер­

ды  - это  полу свободные  люди,  несшие  повинности  в  пользу  кю(зя 

И 

платившие  ему  дань.  Нельзя  исключить  и  предположения,  что  смер­

дами  называли  обложенных  данью  жителей  недавно  покоренных  зе­

мель,  не  считавшихся  до  времени  органичной  составной  частью  Ки-

евской державы. 

Политическую  систему  Киевской  Руси  конца 

IX 

-

начала 

ХН 

в. 

можно  назвать 

раниеКЛ8ССОВОЙ  монархией. 

Высшая  государствен­

ная власть, как уже  отмечалось, принадлежала 

великому Киевскому 

КИIIЗЮ. 

У 

себя он сосред

оточи

вал все важнейшие рычаги власти:  бьm 

верховныМ  правителем,  вершил  суд,  возгла

влял 

военные  кампании, 

перераспределял ресурсы государства, ведал казной. 

-

Само  слово 

кNЯЗЬ 

заимствовано  из  германских  языков  и  близко 

терминам 

конунг, K6nig, king 

(король).  Из  сюжета  о призвании Рюри­

ка  и  некоторых  других  летописных  эпизодов  вполне  очевидно  сле­

дует,  что  этот  властный  институт  был  издревле  хорошо  зиаком  сла­

вянам.  Видимо,  весьма  высокое  положение  князя  в  обществе  объяс­

няется тем,  что  первоначально  он совмещал 

светскую 

и 

религиозную 

власть. 

В частности, в западнославянских языках похожим термином 

обозначаются  священники  (польск.  «ksi�dz»,  словац.  «kiiaz»).  Кроме 

того,  скандинавское  имя  князя  Олега  - Хельга  (священный) - также 

косвенно  указывает  на  его  сакральные  функции,  а  князь  Владимир 

Святославич около 

980 

г.  осуществлял  реформу язычества,  очевидно, 

имея  на то  вполне определенное право. 

Однако  важнейшей  функцией  князя  было  предводительствова-

ние  военным  отрядом  -

дружиной. 

Именно  роль  военного  вождя 

позволяла князю  быть  защитником подвластных земель от внешне­

го  врага,  наводить  внутренний  порядок,  распоряжаться  доходами 

40 

и 

управлять  общественной  жизнью.  Отсюда про истекает  и  особая 

система  взаимоотношений  князя  и  его  воинов,  о  которой  говори­

лось  выше. 

Князь  и  его  дружина  предст

авлял

и  собой  относительно  новые, 

толькО  формирующиеся  институтыI  управления  раннеклассового  го­

сударства.  Между тем в период его становления оставались традици­

онно  сильны  и  институты  власти,  сохранившиеся  от  предшествую­

щей стадии разв

ития 

- родового общества.  Применительно к Древней 

Руси речь идет о такой  форме народного самоуправления, как 

вече. 

В  псковском диалекте  слово  «вечаты>  означает  «кричать». Сво­

ими  корнями  вечевые  традиции  уходят  в  первобытно-общинный 

строй  и  имеют  глубокие  исторические  корни.  Тем  не  менее,  надо 

сразу  отметить,  что вечевые традиции не оставались неизменными 

с 

IX 

по  ХII в.,  хотя  изначально  и  существовали,  видимо, 

во  всех 

русских землях. 

За  это  время  отдельные характеристики и  функции 

веча в разных  княжествах  могли  изменяться. Дольше всех эта фор­

ма  самоуправления  сохранялась  в  Северо-Западной  Руси,  что поз­

воляет историкам говорить о Новгороде и Пскове как о 

феодальных 

республиках. 

Для понимания  истоков и  особенностей института  веча необхо­

димо уточнить  социальный  состав вечевых собраний. Обращает 

на 

себя  внимание  один  занимательный  факт:  дело  в  том,  что  соглас­

но  свидетельствам  летописей участники  веча не толпились стоя на 

плошади,  а  рассаживались  на скамьях.  В  ходе раскопок  в Новгоро­

де,  где  установлено  точное  место  проведения  вечевых  собраний, в 

результате  эксперимента  выяснилось,  что  эта площадь вмещала  не 

более 

300-400 

сидящих 

людей. 

Это довольно  точно согласуется  со 

сведениями  иностранных  путешественников,  утверждавших,  что 

Новгородом  управляют 

300 

«золотых  поясов»,  т.е.  представителей 

городской  знати.  Таким образом,  вече,  очевидно, 

не было всенарод­

НЫМ 

собранием.  Отсюда может следовать, что  истоки  вечевых тра­

диций лежат  не столько в первобытном народном собрании, участие 

в котором  принимали  все взрослые (правомочные) члены  племени, 

сколько  в совете  старейшин союза племен. 

Вече  обладало  широкими  полномочиями,  которые,  впрочем,  как 

уже  говорилось,  могли  изменяться  со  временем.  Пожалуй,  наиболее 

4 1  


background image

важной его прерогативой, демонстрирующей  степень его значимости 

в  древнерусской  управленческой  системе,  является  решение  вопро­

са  о 

nризваниU' 

или 

изгнании 

КНЯЗЯ. 

Именно  вече  заключало  с  князем 

договор 

по  которому тот  получал  не только  права,  но  и  при­

нимал  на  себя  конкретные  обязательства.  О  том,  что вече могло  до­

статочно  легко  сместить  князя  и  призвать  нового,  говорит тот  факт, 

что  на  новгородском  столе 

за 

две  сотни  лет  (с 

1 095 

по 

1 304 

г.)  смена 

княжеской власти  происходила 

58 

раз, причем некоторые князья  пра­

вили  не единожды . 

Помимо  веча,  сохранялись  и  другие  элементы  первобытной  сис­

темы управления.  Игорь Яковлевич  Фроянов  большое внимание уде­

ляет неоднократно упоминаемым  в летописях 

старцам градC1l:UМ. 

Их 

он рассматривает  как племенную знать,  основной  функцией  которых 

было  управление  повседневными  делами  общества,  тогда  как  князья 

и бояре больше касались военно-политической  сферы.  Правда,  к 

ХI 

в. 

этот институт  власти  постепенно угасает. 

Кроме того,  на местном уровне  сушествовали 

выборные дол;жнос­

ти. 

Таковой, например, являлась должность 

тысяцкого 

-

предводите­

ля  городского  ополчения. 

А 

в  Новгороде,  к  тому  же,  выборной  была 

даже должность 

архиепископа 

-

главы  местной  церкви. 

Заметное  IlЛияние  на  относительную  независимость  местных 

органов  самоуправления  от  князя  оказывало 

ополчение, 

состояв­

шее  из  лично  свободных  общинников  или горожан.  Оно  делилось 

на  сотни  и  десятки,  возглавляемые  соответственно  сотскими  и  де­

сятниками. ТаI<ая  структура,  очевидно, отражала бывшую родопле­

менную  организацию.  Именно  ополчение  составляло  численную 

основу  княжеской  армии  в  походе,  ядром  которой,  без  ,:;омнения, 

оставалась дружина. 

Таким  образом,  следует  отметить,  что  в  Древней  Руси  пережит­

ки  РОДОПJlеменной  демократии  и  родовой  организации  были  весьма 

сильны  и  сохранялись  относительно долго  наравне  с  формирующим­

ся  аппаратом  раннеклассовоro государства. 

Наличие  государственного  аппарата  неизбежно  пр(щполагает 

существование  способов  его  содержания,  Т.е.  какой-либо 

nодат1l0Й 

(

налоговой

системы. 

На  ранних  этапах  развития  Древней  Руси  про­

образом  такой  системы  было 

полюдье 

-

особый  вид  сбора  дани  с 

42 

подвластного  населения .  Полюдье проходило 

следующим  образом:  в 

конце  осени  киязь  и его дружина Покидали 

Киев  и  обl.езжали  владе­

ния  государства,  собирая дань. Судя по некотор

ым источникам, таких 

отрядов  могло  быть  несколько,  во  главе 

них  Стояли  близкие  князю 

бояре  (воеводы).  Собранная дань  попадала  в госу

дарственную  казну, 

а  ее  треть  отходила  непосредственно  князю 

на  содержание  его  дво­

ра.  Впрочем, государственная  и княжеская 

казна вряд  ли  бl.ши стро­

го разграничены.  Вероятнее всего, треть доходов 

шла  на  содержание 

непосредственно княжеского двора,  а остальная 

- на  иные  внутри- и 

внешнеПОJ][итические цели. 

После гибели Игоря институт полюдья отмирает. 

Его супруга кня­

гиня Ольга устана

влива

ет места сбора дани 

-

погосты 

и фиксирован­

ные  ее  размеры 

-

уроки. 

Эта  реформа  укрепила  единство  государс­

тва, 

поскольку  теперь  в  подвластных  землях  были 

постоянные  цен­

тры  представительства  веЛИКО

княж

еской  администрации. 

В 

начале 

XI 

в.  князем Владимиром  устанавливается 

деСЯТIlна 

налог в  пользу 

церкви. 

Кроме  дани,  казна ПОПОлнялась  за счет взимания 

судебных  пош­

лин  и  штрафов 

(виры,  nродажи). 

Помимо  даннической,  население 

несло и и

нь:

е  повинности,  например извоз или Строительство 

городов 

и  крепостеи.  Впрочем,  эксплуатация  подвластного 

населения  вовсе 

не  была безграничной.  Например, известны Случан, 

когда князь, орга­

низуя  поход  на Византию,  покупал  кораб.1И  у торговцев 

из  числа  его 

подданНЫХ. 

Из централизованной казны дань и другие доходы 

перераспределя­

лись между ДРужинн

икам

и путем подарков, пожалований, дружинных 

пиров и т.Д. Наделение землями князем своих приближ

енных 

непре­

менный  признак  разв

ития 

классического  феодализма  -.  относится  на 

Руси ко времени не ранее 

XI 

В., 

что значит(шьно позже, чем в Западной 

Европе. 

рис  Николаевич ФЛОРЯ  полагает,  что :кроме княжеских 

пожало­

ваний 

содержание  дружины  и  государственного 

аппарата  осущест-

ВЛЯЛО 

,

:ь  также  через  так  называемую 

«слу.жебную  оргаНUЗtщuю». 

В 

каждои  ПОдвластной  Киеву  земле  выделялись 

веЛИКокняжеские  уго­

дья 

«

Овища»,  «перевесища», «борти»), предназначенные 

ДЛЯ охоты 

РЫбноя  Л 

б 

., 

овли,  с  ора  меда,  выращивания  хлеба  и  т.Д.  Специальные 

43 


background image

«служилые»  люди  из  местного  населения  осуществляли  за счет  них 
пополнение  запасов  княжеских  гарнизонов  и  должностных  лид  на 

местах. 

Древнерусское  государство  имело  административное  деление  на 

И 

у,делы 

Между  тем  современные  исследователи  скепти­

волости 

.

�. 

� 

чески  оценивают  прочность  единства  Киевской  Руси.  Древнеишии 

период  русской  истории 

(IX-XI 

вв.)  был  временем 

носительного 

господства  центральной княжеской  власти,  опиравшеися  на мощные 

дружины,  - именно  относительного,  а  Hev полного.  Киевские  кн

зья 

Долго  не могли  прочно  закрепить  за собои  основные  цeнтpь� во(,точ­

� 

� 

киевскии  прави­

нославянских  племен,  фактически  каждыи  новыи 

тель 

IX-XI 

вв.  заново  покорял  их.  К  примеру,  с  древлянами �оевали 

Аскольд и ДИр, а позже, около 

885 

г., их 

ВНОВЬ 

подчинял своеи власти 

Олег.  Однако  древляне погубили его преемника Игоря, и только Ольга 

• 

ку  за  убийство  мужа  оконча-

своей  расправой,  учиненнои  в отмест 

тельно присоединила Древлянскую землю к Киеву. Также многократ-

ные  военные акции предпринимались сначала Олегом,  затем 

вятос-

Владимиром  против  вятичей  и  радимичеи.  Более 

лавом 

н 

его  сыном 

четкие  политические  границы  Древнерусское  государство  обретает, 

пожалуй  не ранее начала 

XI 

в. стараниями Владимира Святославича, 

который 

я укрепления южных и других рубежей привлекал ресурсы 

всех  подчиненных  ему  восточнославянских  земель  и  призывал  вои­
нов нз северных славянских и, вероятио, неславянских племен. 

Одной из важнейших политических функций государства являет­

ся  его  право  формулировать  и  внедрять  новые  нормы  жизни  обще­

ства,  т.  е.  издавать 

заI<ОНЫ. 

Древнейшим источником  пр�ва  JlВЛЯется 

обычай. 

Когда  обычай  санкционируется  государственнои  властью,  а 

традицией  он становится 

нормой обычного права. 

Эти нор-

не просто

Ф 

МЫ 

могут существовать как в устной, так и в письменнои  орме. 

Наиболее ранними письменными п

амят

никами русского права яв­

ляются  тексты  договоров  Руси с  Византией 

(91 1 ,  944 

и 

97 1 

гг.).  Эти 

документы  содержат  сведения  о  византийских  и  русских  правовых 

отраслям  права  В  ннх имеются 

нормах  относящихся  к  различным 

ссылки' на 

«3аI<ОН Ру

СС

l<

и

й

»

являвшийся,  по-видимому,  сводом  уст-

ных норм  обычного права.  В  договорах упоминается �мертная  каз

ь, 

штрафные  санкции,  регламентируюТСЯ  порядок  наима  на  служ  у, 

44 

меры  по  поимке  беглых рабов, регистрации отдельных товаров (<<на­

волок»).  При  этом  предусматривается  возможность кровной мести 

н 

другие нормы обычного права. 

К 

числу  древнейших  юридических  документов  относятся также 

цеРl<овные уставы 

князей Владимира Святославича и Ярослава Вла­

димировича (конец 

Х-ХI 

вв.), которые содержат сведения о брачно-се­

мейнЫХ  отношениях, преступлениях против церкви, нравственности 

и семьи.  В уставах определялась юрисдикция церковных органов уп­

равления и судов. 

Древнейшим письменным сводом законов Руси является 

Русская 

Правда. 

До  наших  дней дошло более ста ее списков, которые можно 

сгруппировать  в  три  основные  редакции:  Краткая,  Пространная  и 

Сокращенная.  Наиболее  ранней  редакцией,  возникшей  не  позднее 

1 072 

г.,  является 

Кратl<ая Правда. 

Она состоит  из  Правды  Яросла­

ва,  Правды  Ярославнчей,  Покона

· 

вирного  и  Урока  мостников. 

Про­

странная редаl<ция, 

возникшая не ранее 

1 1 1 3 

г.  и связанная с именем 

Владимира  Мономаха,  разделяется  на Суд Ярослава 

и 

Устав  Влади­

мира Мономаха. 

Сокращенная редакция 

появилась  позже,  возможно 

в серсщине 

xv 

в., 

из 

переработанной Пространной. 

Первоначальный текст Русской Правды до нас не дошел. Его 

авто­

ром традиционно  считается  князь 

Ярослав Мудрый (1019-1054), 

ко­

торый пожаловал этот устав новгородцам за оказанную ими помощь в 

борьflC со Святополком Окаянным. Предполагается, что Русская Прав­

да  должна  была  оградить  горожан  от  произвола  наместников  князя 

в  Новгороде.  Среди  исследователей существует  мнение  и  о том,  что 

Русская  Правда  предназначалась,  прежде  всего, 

для 

урегулирования 

взаимоотношений в  пределах  княжеского домена,  а позже - в преде­

лах боярского хозяйства, поскольку в этом  кодексе  отразились новые 

Социальные  связи  раннеклассового  общества,  которые  не  регламен­

тировали обычаи и склады вались между самими дружинниками, кня­

зем 

и 

свободными  общинниками.  Остальное же население Киевской 

Руси, скорее всего, продолжало руководствоваться неписанными нор­

мами традиционного права. Косвенно эта мысль подтверждается тем, 

что  в некоторых  списках  Русскую Правду продолжает 

Закон  Судный 

людям. 

45 


background image

Источниками кодификации Русской Правды стали 

нормы обычно­

го права 

и 

кня:ж:еская  судебная nрактика. 

К числу первых относятся 

положения  о кровной  месп[,  выкупе,  холопстве 

и другие.  О  вторых 

можно  судить,  исходя  из  самого  текста. 

Так, 

Покон  вирный  назван 

«уроком  Ярослава».  Совместной  деятельности  Яросла

вичей  припи­

сывается повышение виры за убийство огнищанина 

и княжьего подъ­

ездного,  ограничение  кровной  мести.  Наконец, устаномение 

фикси­

рованного процента на заем названо уставом Владимира 

Мономаха. 

Кроме того,  в Правду внесены некоторые  судебные  решения 

князей, 

вынесенные  по  конкретным  делам.  Например,  за  убийство 

старого 

конюха  у  стада  назначена вира в 

80 

гривен, 

«яко уставил  Изяслав в 

свое.М конюсе, его же убил дорогобудьцы». 

Определенное влияние на законодательство Древней Руси 

оказало 

(IUзантиrlское каноническое право 

и 

ветхозаветные правовые нормы. 

В 

частности, этим источникам, вероятно, обязаны своим 

происхожде­

нием  статьи о самовольном пользованин чужим кон

ем, о нарушенни 

границы земельного надела, об убийстве вора на месте 

пре(:тупления, 

а, кроме того, вероятно, в какой-то мере и ин(,"Титут круговой 

поруки. 

Вся  совокупность  законов  и  правовых  обычаев  создала 

основу 

довольно  развитой  системы  древнерусского  права. 

Как  всякое  фе­

одальное  право,  оно  было  правом-привилегией, 

Т.е.  закон  прямо 

предусматривал  неравноправие  людей,  принадлежащих 

к  разным 

социальным  группам,  и  защищал,  прежде  всего, 

представителей 

правящего класса. 

Таким образом, Русская Правда - это документ,  свидетельствую-

щий не только о победе новой раннеклассовой социально-полит

ичес­

кой системы над прежннм родоплеменным социал

ьным устройством, 

но и  об  укреплении  древнерусской  государственности 

и  положения 

господствующего слоя. 

4. 

Характер  и  особенности Древиерусскоro roсударства 

Характер и особенности политической системы и общественного 

устройства Древнерусского государства определяются рядом как не­

изменных, так и  изменяемых  факторов.  В  целом,  развитие  Древней 
Руси укладывается 

рамки  развития  феодальной  формации,  хараК7 

46 

терной для абсолютного большинства стран  Западной 

и 

Центральной 

Европы.  Недаром  в  новейших  исследованиях часто проводят анало­

гии  между  Киевской  державой  и  Франкским  королевством.  Однако 

у восточноевропейских земель  имеются и  некоторые  специфические 
черты разIlИТИЯ. 

Прежде всего, отмечается 

замедленное 

по сравнению с Западной 

ЕвропОй развитие феодализма на Руси. Объяснение этого факта, оче­
видно,  нужно  искать  в области природно-географических  факторов. 
Дело в том, 

что 

для феодала его земельное владение имело ценность 

только  при  наличии  на  нем  постояиного  населения.  Надо  же  было 
кому-то эту землю обрабатывать.  В Западной Европе  (особенно  в  ее 
юго-западных  и  южных регионах) при  относительно  высокой  плот­

ности населения и резко выраженных естественных границах с этим 
не  было  серьезных  проблем.  Территория  же  Киевского  государства 
была,  во-первых,  малонаселенной,  во-вторых,  открытой 

Д;1Я 

мигра­

ций и перемещений ее обитателей. Таким образом, общинники всег­
да могли уйти из-под власти феодала, переселившись в другой край. 

Поэтому  древнерусская  дружинная  знать  не  спешила  «оседать  на 

землю»,  а  предпочитала  сохранять 

корпоративное  госnодство 

над 

зависимыми  племенами.  Прибавочный  продукт,  отчуждаемый  ею  в 
виде дани и иных платежей у подмастного населения, перераспреде­

лялся в дружинно-княжеской среде централизованно, самим великим 
князем. Так что крупнейшим «сеньором» Киевской Руси долгое  вре­

мя 

(вплоть до конца ХI  в.)  оставалось правящее сословие 

EI 

целом, а 

благополучие  отдельных  его представителей  во  многом зависело  от 
личного расположения верховного правителя. 

ОThfеЧI�нные свойства эволюции отечественного феодализма име­

ли 

послед<:твия 

для 

развития всей российской цивилизации. Они ста­

ли 

одной из многих причин отставания от Западной Европы, а, кроме 

того, изначально закрепили исключительную роль центральной влас­
ти  в общественных  отноше

ниях 

и стали одной из  предпосылок ста­

НОвления авторитарного стиля упрамения. 

Кроме того, необходимо отметить весьма высокий по сравнению 

с Западом уровень 

корпоративности, общинности 

древнерусского 

общества. О причинах прочности крестьянской общины уже говори­

лось  ВЫшt:.  Кроме  того,  высокой  сплоченностью  по уже  известным 

47