ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1867
Скачиваний: 1
46
3.9.
Понятие
,
состав
,
признаки
и
виды
правонарушений
В
общем
виде
правонарушение
–
это
антиобщественное
деяние
(
действие
или
бездействие
),
причиняющее
вред
обществу
и
которое
наказывается
в
соответствии
с
законом
.
Правонарушение
нарушает
предписания
правовых
норм
и
наносит
вред
обществу
в
целом
,
оно
дезорганизует
и
затрудняет
развитие
общественных
отношений
.
Правонарушением
является
виновное
,
противоправное
поведение
лица
,
посягающего
на
интересы
общества
,
личности
и
влекущее
применение
к
лицу
,
его
совершившему
,
мер
общественного
воздействия
или
государственного
принуждения
.
Правонарушение
характеризует
четыре
основных
признака
:
общественная
опасность
,
противоправность
,
виновность
,
наказуемость
.
Общественная
опасность
–
это
признак
правонарушения
,
который
заключается
в
причинении
вреда
законным
интересам
личности
,
общества
и
государства
.
Общественная
опасность
характеризуется
двумя
показателями
:
характером
и
степенью
общественной
опасности
.
По
степени
общественной
опасности
правонарушения
можно
подразделить
на
две
группы
:
преступления
и
противоправные
проступки
.
Преступления
отличаются
от
проступков
тем
.
что
они
обладают
высокой
степенью
общественной
опасности
,
которая
определяется
ценностью
объекта
посягательства
,
размером
причиненного
ущерба
,
степенью
вины
правонарушителя
.
Таким
образом
,
преступление
–
запрещенное
уголовным
законом
общественно
опасное
деяние
,
посягающее
на
отношения
,
особо
охраняемые
государством
:
общественный
строй
,
личность
,
собственность
,
общественный
порядок
и
др
.
Преступлениями
являются
деяния
,
которые
прямо
предусмотрены
УК
РФ
и
совершены
лицами
,
достигшими
возраста
уголовной
ответственности
.
Противоправные
проступки
–
это
деяния
,
прямо
не
предусмотренные
УК
РФ
;
они
характеризуются
меньшей
степенью
общественной
опасности
.
В
зависимости
от
характера
наносимого
вреда
,
объекта
правонарушений
и
особенностей
соответствующих
им
санкций
противоправные
проступки
подразделяются
на
административные
,
дисциплинарные
и
гражданские
правонарушения
.
Противоправность
–
нормативный
признак
правонарушения
,
который
закрепляет
запрещенность
общественно
опасных
деяний
:
правонарушениями
признаются
общественно
опасные
деяния
,
прямо
предусмотренные
нормами
права
.
Различают
следующие
виды
правонарушений
:
дисциплинарные
,
административные
,
гражданско
-
правовые
,
уголовные
.
Виновность
–
это
субъективный
признак
правонарушения
,
который
выражает
внутреннее
отношение
лица
к
общественно
опасному
деянию
и
его
последствиям
в
форме
умысла
или
неосторожности
.
Наказуемость
–
это
признак
правонарушения
,
который
выражает
его
отрицательную
государственную
оценку
как
деяния
опасного
,
виновного
,
противоправного
.
47
Любое
правонарушение
имеет
свой
состав
.
Состав
правонарушения
–
это
совокупность
объективных
и
субъективных
признаков
правонарушения
.
В
состав
правонарушения
входят
:
-
объективная
сторона
–
это
внешне
проявляемое
определенное
поведение
человека
,
называемое
общественно
опасным
деянием
.
Деяние
может
иметь
активную
форму
–
действие
или
пассивную
–
бездействие
;
-
субъективная
сторона
–
это
внутренне
психическое
состояние
лица
во
время
совершения
правонарушения
,
его
внутренне
отношение
к
своему
поведению
.
Субъективная
сторона
характеризуется
виной
,
мотивом
и
целью
совершения
правонарушения
;
-
субъект
правонарушения
–
это
юридические
или
физические
лица
(
в
уголовном
праве
–
только
физические
лица
),
а
также
государство
(
в
международном
праве
)
и
органы
публичной
власти
(
в
конституционном
и
муниципальном
праве
);
-
объект
правонарушения
–
это
различные
общественные
отношения
,
социальные
ценности
,
права
и
свободы
граждан
,
охраняемые
государством
.
Юридический
состав
правонарушения
и
соответственно
юридическая
ответственность
его
субъекта
наступает
в
том
случае
,
если
в
действиях
человека
присутствуют
все
четыре
признака
правонарушения
.
3.10.
Понятие
и
виды
юридической
ответственности
Юридическая
ответственность
выступает
разновидностью
государственного
принуждения
.
Юридическая
ответственность
возникает
вследствие
правонарушения
и
представляет
собой
правоотношение
ответственности
.
Правонарушение
является
юридическим
фактом
и
порождает
ответственность
.
Юридическая
ответственность
всегда
связана
с
наступлением
для
виновного
отрицательных
последствий
.
Происходит
правомерное
ущемление
или
ограничение
личных
,
имущественных
,
организационных
и
других
интересов
физических
и
юридических
лиц
,
совершивших
правонарушение
.
Лишения
являются
результатом
реагирования
государства
на
общественно
опасные
действия
,
причинение
правонарушителем
ущерба
интересам
личности
,
общества
и
государства
,
охраняемым
правом
.
Особенность
юридической
ответственности
–
штрафное
,
порой
карательное
воздействие
государства
на
правонарушителя
.
Причем
кара
не
является
самоцелью
,
она
–
средство
исправления
правонарушителя
,
корректировки
его
нравственно
-
правового
сознания
и
поведенческих
установок
.
Наряду
с
наказанием
юридическая
ответственность
выполняет
правовосстановительную
функцию
,
т
.
е
.
служит
восстановлению
нарушенных
прав
личности
или
государства
,
а
также
иных
субъектов
правоотношений
(
в
частности
,
юридических
лиц
).
Юридическая
ответственность
представляет
собой
возникшее
из
правонарушения
правовое
отношение
между
государством
в
лице
его
судебных
и
правоохранительных
органов
и
правонарушителем
,
на
которого
48
возлагается
безусловная
обязанность
претерпевать
соответствующие
лишения
и
неблагоприятные
последствия
за
совершенное
правонарушение
.
В
науке
классификация
видов
юридической
ответственности
производится
по
различным
основаниям
:
по
органам
,
реализующим
ответственность
,
по
характеру
санкций
,
по
функциям
и
т
.
д
.
Наиболее
распространено
деление
видов
ответственности
по
отраслевому
признаку
.
По
этому
основанию
различают
:
уголовную
,
административную
,
гражданско
-
правовую
,
дисциплинарную
,
материальную
ответственность
.
Каждый
из
этих
видов
ответственности
имеет
свое
специфическое
основание
,
особый
порядок
реализации
,
специфические
меры
принуждения
.
В
общей
теории
права
принято
выделять
также
два
типа
социальной
ответственности
:
позитивную
и
ретроспективную
.
Позитивная
ответственность
представляет
собой
ответственное
поведение
,
которое
предполагает
следование
социальным
нормам
и
полезную
социальную
активность
.
Позитивная
ответственность
не
считается
юридической
,
а
является
моральной
категорией
.
Ретроспективная
ответственность
наступает
тогда
,
когда
субъект
несет
ответственность
за
противоправное
деяние
,
которое
совершил
в
прошлом
.
Все
виды
юридической
ответственности
по
существу
имеют
ретроспективный
характер
,
так
как
ответственность
наступает
за
содеянное
,
а
не
за
намерение
совершить
противоправный
поступок
.
Глава
4.
Основы
конституционного
права
РФ
.
Сущность
и
значение
Конституции
РФ
.
Конституционно
-
правовой
статус
личности
.
4.1.
Понятие
,
предмет
и
система
конституционного
права
Российской
Федерации
.
Самостоятельность
и
специфика
конституционного
права
России
обусловливается
в
первую
очередь
особым
предметом
правового
(
конституционного
)
регулирования
,
то
есть
теми
специфическими
общественными
отношениями
,
которые
регулируются
его
нормами
.
В
наиболее
общем
виде
предмет
конституционного
права
России
составляют
общественные
отношения
,
которые
образуют
основу
всего
устройства
общества
и
государства
и
непосредственно
связаны
с
установлением
,
осуществлением
,
передачей
государственной
власти
в
различных
формах
;
установлением
пределов
государственной
власти
;
гарантированием
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
.
Это
отношения
между
человеком
,
обществом
и
государством
и
основополагающие
отношения
,
определяющие
устройство
государства
и
его
функционирование
.
Из
вышеотмеченного
можно
выделить
следующие
конкретные
группы
общественных
отношений
,
которые
входят
в
предмет
конституционного
права
Российской
Федерации
:
49
1.
Общественные
отношения
,
вытекающие
из
основ
конституционного
строя
Российской
Федерации
.
Эти
отношения
характеризуются
тем
,
что
содержат
:
1)
главные
принципы
общества
и
государства
;
2)
механизм
реализации
власти
многонационального
народа
Российской
Федерации
;
3)
основы
социальной
политики
Российской
Федерации
;
4)
основы
экономической
системы
России
;
5)
основы
политической
системы
Российской
Федерации
.
2.
Общественные
отношения
,
вытекающие
из
основ
правового
статуса
личности
.
Конституционные
нормы
регулируют
отношения
,
связанные
:
1)
с
принципами
правового
статуса
человека
и
гражданина
;
2)
с
гражданством
Российской
Федерации
;
3)
с
основными
правами
,
свободами
и
обязанностями
человека
и
гражданина
Российской
Федерации
;
4)
с
юридическими
гарантиями
по
обеспечению
основных
прав
и
свобод
.
3.
Общественные
отношения
,
вытекающие
из
федеративного
устройства
России
.
Здесь
,
общественные
отношения
характеризуют
:
1)
структуру
Российского
государства
;
2)
статус
и
компетенцию
России
и
субъектов
Российской
Федерации
;
3)
государственные
символы
России
;
4)
систему
органов
исполнительной
власти
"
по
горизонтали
" (
центр
-
регионы
).
4.
Общественные
отношения
,
выражающие
принципы
организации
и
деятельности
органов
государственной
власти
и
местного
самоуправления
в
Российской
Федерации
.
Эти
отношения
характеризуются
тем
,
что
содержат
:
1)
принципы
выборов
Президента
Российской
Федерации
;
его
статус
и
компетенцию
;
порядок
отрешения
от
должности
;
2)
механизм
формирования
парламента
России
-
Федерального
Собрания
;
полномочия
его
палат
:
Совета
Федераций
и
Государственной
Думы
;
процедуру
принятия
законов
;
3)
механизм
формирования
Правительства
Российской
Федерации
;
его
компетенцию
и
ответственность
;
4)
структуру
и
принципы
деятельности
судебной
власти
;
5)
принцип
формирования
и
деятельности
местного
самоуправления
в
России
.
50
Следующим
отличительным
признаком
каждой
отрасли
права
является
её
метод
.
Метод
правового
регулирования
-
совокупность
взаимосвязанных
и
взаимообусловленных
приёмов
,
способов
юридического
воздействия
на
специальную
область
общественных
отношений
.
В
юридической
науке
сложилась
концепция
отраслевых
методов
правового
регулирования
,
под
которыми
понимается
совокупность
приёмов
,
средств
и
форм
систематического
правового
воздействия
на
участников
общественных
отношений
,
на
весь
комплекс
социальных
явлений
,
образующих
предмет
данной
отрасли
права
.
Специфика
общественных
отношений
требует
воздействия
на
них
норм
именно
данной
отрасли
органически
присущими
ей
способами
.
Регулируя
общественные
отношения
,
упорядочивая
их
развитие
,
законодатель
избирает
такие
приёмы
и
способы
,
с
помощью
которых
осуществляется
наиболее
эффективное
правовое
воздействие
на
общественные
отношения
.
Политическая
практика
является
критерием
истинности
многих
конституционных
установлений
.
Политический
фактор
преобладает
в
конституционном
праве
,
здесь
,
по
сравнению
с
иными
отраслями
,
он
наиболее
выражен
.
В
этом
одна
из
особенностей
метода
данной
отрасли
права
.
Вторая
его
существенная
сторона
состоит
в
широком
использовании
приёмов
и
средств
,
типичных
для
нравственного
регулирования
,
для
воздействия
на
поведение
участников
общественных
отношений
норм
морали
.
Как
и
каждая
отрасль
,
конституционное
право
содержит
универсальные
способы
воздействия
на
общественные
отношения
,
а
именно
:
возложение
обязанностей
,
запрет
,
дозволение
.
Преобладающей
формой
конституционно
-
правового
регулирования
общественных
отношений
является
метод
обязывания
.
Именно
в
такой
форме
провозглашается
множество
норм
конституционного
права
: "
Органы
государственной
власти
,
органы
местного
самоуправления
,
должностные
лица
,
граждане
и
их
объединения
обязаны
соблюдать
Конституцию
Российской
Федерации
и
законы
" (
ч
. 2
ст
. 15
Конституции
РФ
); "
Каждый
обязан
платить
законно
установленные
налоги
и
сборы
" (
ст
.57
Конституции
РФ
).
В
конституционном
праве
часто
можно
встретить
запрещающие
нормы
: "
Никто
не
может
присваивать
власть
в
Российской
Федерации
" (
ч
. 4
ст
. 3
Конституции
РФ
).
Конституционному
праву
известен
и
метод
дозволения
: "
Каждый
может
свободно
выезжать
за
пределы
Российской
Федерации
" (
ч
.2
ст
.27
Конституции
РФ
);
"
Принудительное
отчуждение
имущества
для
государственных
нужд
может
быть
произведено
только
при
условии
предварительного
и
равноценного
возмещения
" (
ч
.3
ст
. 35
Конституции
РФ
).
Итак
,
конституционное
право
использует
разнообразные
приёмы
,
средства
,
формы
воздействия
на
общественные
отношения
,
ибо
различны