ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1865
Скачиваний: 1
41
законодательства
(
налоговое
,
таможенное
право
,
приватизационное
право
и
др
.).
3. 6.
Толкование
правовых
норм
.
Толкование
права
–
это
специальный
вид
юридической
деятельности
по
раскрытию
смыслового
содержания
правовых
норм
.
Толкование
права
можно
также
определить
как
процесс
познания
права
,
состоящий
в
разъяснении
смысла
и
содержания
его
норм
в
целях
правильного
и
единообразного
понимания
его
норм
.
Толкование
права
составляет
целую
отрасль
юридических
знаний
,
которая
называется
юридической
герменевтикой
.
Толкование
права
осуществляется
с
использованием
ряда
приемов
(
способов
).
В
зависимости
от
средств
толкования
выделяют
следующие
виды
толкования
:
грамматическое
(
филологическое
),
систематическое
,
историко
-
политическое
и
юридическое
.
Грамматическое
толкование
основано
на
знании
языка
,
правил
морфологии
и
синтаксиса
.
Важную
роль
здесь
играют
знании
препинания
,
союзы
,
вводные
слова
(
казнить
нельзя
помиловать
).
Систематическое
толкование
–
это
установление
места
юридической
нормы
в
системе
права
(
ст
. 134
УК
РФ
предусматривает
ответственность
за
нарушение
правил
охраны
труда
,
а
в
чем
заключаются
эти
правила
,
она
не
говорит
).
Историко
-
политическое
толкование
–
это
анализ
юридических
норм
путем
изучения
конкретных
исторических
условий
,
которые
использовал
законодатель
(
спекуляция
–
законная
предпринимательская
деятельность
).
Юридический
способ
толкования
основан
на
профессиональных
знаниях
юридической
науки
и
профессиональной
техники
(
незаконный
оборот
наркотических
средств
и
психотропных
веществ
-
оборот
).
В
зависимости
от
вида
толкования
выделяют
официальное
и
неофициальное
толкование
.
Официальное
толкование
может
быть
легальным
(
орган
,
издавший
закон
),
аутентичным
(
орган
государственной
власти
,
издавший
норму
права
,
издает
акт
,
разъясняющий
данную
норму
).
По
характеру
действия
официальное
толкование
может
быть
нормативным
и
казуальным
.
Нормативное
–
официальное
разъяснение
текста
закона
компетентным
органом
государственной
власти
(
Конституционный
Суд
РФ
,
Высший
Арбитражный
Суд
РФ
и
т
.
д
.)
Казуальное
–
это
официальное
разъяснение
нормы
права
пол
конкретным
юридическим
фактам
,
т
.
е
.
установление
прав
и
обязанностей
субъектов
в
рамках
конкретного
правоотношения
,
напр
.,
судебное
решение
,
приговор
.
Неофициальное
толкование
–
оно
не
носит
обязательного
характера
.
Оно
бывает
доктринальное
(
научное
),
обыденное
и
профессиональное
.
Особое
место
в
неофициальном
толковании
занимает
доктринальное
толкование
,
исходящее
от
научных
работников
и
опирающееся
на
научные
теории
.
42
Доктринальное
толкование
обычно
дается
в
монографиях
,
статьях
,
комментариях
к
кодексам
и
т
.
д
.
Научное
разъяснение
содержания
правовых
норм
содействует
глубокому
и
всестороннему
пониманию
смысла
закона
,
повышает
уровень
правосознания
и
правовой
культуры
граждан
,
обеспечивает
правильную
реализацию
предписаний
закона
.
Обыденное
толкование
–
это
разъяснение
юридического
другим
гражданам
.
Субъектами
обыденного
толкования
обычно
являются
граждане
,
не
имеющие
юридического
образования
.
Такое
толкование
проявляется
в
публикациях
и
выступлениях
граждан
на
правовые
темы
.
Профессиональное
толкование
осуществляют
члены
коллегий
адвокатов
и
юрисконсульты
,
для
которых
разъяснение
норм
права
представляет
собой
профессиональную
деятельность
.
В
зависимости
от
объема
различают
буквальное
,
расширительное
и
ограничительное
толкование
.
Буквальное
толкование
точно
соответствует
тексту
нормы
,
поскольку
смысл
правового
предписания
не
вызывает
разночтений
.
Оно
наиболее
распространенное
и
самое
результативное
в
правовой
практике
,
т
.
к
.
не
порождает
споров
и
разногласий
.
Ограничительное
толкование
используется
в
тех
случаях
,
когда
действительное
содержание
правовой
нормы
уже
,
чем
ее
словесное
выражение
.
В
таких
случаях
по
смыслу
правового
предписания
видно
,
что
законодатель
стремился
ограничить
действие
нормы
права
более
узкими
рамками
.
Например
,
по
общему
правилу
уголовная
ответственность
наступает
с
16
лет
(
ч
. 1
ст
. 20
УК
РФ
).
Однако
норма
,
предусматривающая
ответственность
за
вовлечение
несовершеннолетнего
в
преступную
деятельность
,
имеет
в
виду
,
что
субъектом
данного
преступления
может
быть
только
взрослое
лицо
,
а
не
лицо
,
достигшее
16
лет
(
ч
. 1
ст
. 150
УК
РФ
).
Расширительное
толкование
имеет
место
в
случаях
,
когда
действительный
смысл
и
содержание
правовой
нормы
шире
,
чем
ее
словесное
выражение
.
Например
.
Нормы
гражданского
права
,
предусматривающие
ответственность
за
утрату
вещи
,
не
могут
толковаться
буквально
.
Понятие
утраты
трактуется
расширительно
:
под
утратой
вещи
понимают
все
случаи
прекращения
ее
существования
.
Когда
в
тексте
нормативного
правового
акта
использованы
такие
обороты
,
как
«
другие
», «
прочие
», «
иные
», «
и
так
далее
»,
то
это
предполагает
расширительное
толкование
текста
закона
.
Во
избежание
неправильного
применения
правовых
норм
законодатель
в
ряде
случаев
указывает
,
какие
положения
могут
быть
разъяснены
расширительно
,
а
какие
–
ограничительно
.
С
этой
целью
в
одних
случаях
законодатель
дает
исчерпывающий
перечень
квалифицирующих
обстоятельств
,
а
в
других
–
предусматривает
возможность
расширительного
толкования
,
предоставляя
это
право
суду
.
3.7.
Понятие
и
принципы
законности
.
43
Формирование
гражданского
общества
требует
качественно
нового
уровня
законности
.
Законность
–
фундаментальная
категория
всей
юридической
науки
и
практики
.
Даже
самый
совершенный
закон
жив
только
тогда
,
когда
он
выполняется
,
воздействует
на
общественные
отношения
,
на
сознание
и
поведение
людей
.
Законность
–
это
соблюдение
всеми
субъектами
права
законов
и
подзаконных
актов
.
Законность
выражает
общий
принцип
отношения
общества
к
праву
в
целом
.
Сущность
законности
заключается
в
неуклонном
и
точном
,
строгом
соблюдении
,
исполнении
и
применении
законов
и
подзаконных
актов
,
действующих
на
территории
государства
,
всеми
субъектами
права
:
гражданами
,
должностными
лицами
,
государственными
и
общественными
организациями
.
Под
принципами
законности
понимают
принципиальные
положения
правовой
жизни
общества
,
которые
выражают
содержание
законности
.
К
принципам
законности
относят
:
единство
законности
–
понимание
и
применение
нормативных
актов
должно
быть
одинаковым
на
всей
территории
страны
;
всеобщность
законности
означает
равенство
всех
перед
законом
,
независимо
от
социального
положения
,
благосостояния
,
национальности
и
других
признаков
.
Последовательное
проведение
в
жизнь
этого
принципа
обеспечивает
и
гарантирует
права
и
свободы
личности
,
а
также
равную
ответственность
всех
перед
законом
;
связь
законности
с
общей
культурой
населения
–
от
культурного
уровня
зависит
состояние
законности
.
Законность
должна
опираться
на
правовые
законы
и
культуру
.
Цивилизованные
законы
создают
нормативную
базу
законности
,
а
правовая
культура
выступает
в
качестве
условия
создания
правовых
законов
и
качественной
их
реализации
;
связь
законности
с
целесообразностью
–
недопустимость
отступлений
от
предписаний
закона
по
соображениям
мнимой
целесообразности
;
гарантированность
прав
и
свобод
личности
выражается
в
конституционной
обязанности
государства
защищать
права
и
свободы
человека
и
гражданина
;
верховенство
Конституции
и
закона
означает
,
что
законы
обладают
высшей
юридической
силой
и
выступают
основным
регулятором
общественных
отношений
.
Все
другие
нормативно
-
правовые
акты
являются
подзаконными
и
принимаются
на
основе
и
во
исполнение
законов
;
неотвратимость
наказания
за
нарушение
закона
заключается
в
том
,
что
любое
правонарушение
должно
быть
раскрыто
,
а
виновные
в
его
совершении
–
понести
адекватное
содеянному
наказание
.
Понятие
законности
тесно
связано
с
правопорядком
.
Правопорядок
–
это
основанная
на
праве
и
законности
организация
общественной
жизни
,
отражающая
качественное
состояние
общественных
отношений
на
определенном
этапе
развития
общества
.
По
сути
правопорядок
представляет
собой
реализованную
законность
.
Особенности
правопорядка
состоят
в
том
,
что
он
строго
запланирован
в
нормах
права
;
обеспечивается
государством
;
44
возникает
в
результате
реализации
норм
права
;
делает
человека
более
свободным
,
организует
общественные
отношения
.
3.8.
Понятие
и
стадии
законотворчества
Важнейшим
условием
осуществления
правовой
реформы
и
совершенствования
всей
системы
законодательства
являются
высокое
качество
принимаемых
нормативных
правовых
актов
и
их
эффективность
в
механизме
правового
регулирования
общественных
отношений
.
Законотворчество
–
это
деятельность
компетентных
органов
государственной
власти
,
которая
представляет
собой
особую
правовую
форму
осуществления
функций
государства
,
состоящую
в
принятии
,
изменении
или
отмене
правовых
норм
.
Законотворческая
деятельность
государства
отличается
от
других
форм
деятельности
государства
тем
,
что
здесь
устанавливаются
общеобязательные
правила
поведения
(
правовые
нормы
),
адресованные
всем
субъектам
правоотношений
.
В
результате
законотворчества
нормы
права
получают
закрепление
в
официальных
документах
–
нормативно
-
правовых
актах
.
Важнейшей
задачей
государства
в
области
законодательной
деятельности
является
приведение
всей
системы
законодательства
в
соответствие
конституционным
и
международно
-
правовым
стандартам
обеспечения
основных
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
,
установления
правопорядка
и
законности
.
Разработка
законопроектов
представляет
собой
сложный
,
многосторонний
процесс
,
охватывающий
изучение
законодательства
,
практики
его
применения
,
общественных
условий
и
потребностей
,
согласование
проекта
,
редактирование
его
окончательного
текста
.
В
ходе
нормотворческой
деятельности
необходимо
соблюдать
конституционно
установленную
процедуру
подготовки
и
согласования
законодательных
актов
,
их
принятия
и
вступления
в
законную
силу
.
Процедура
законодательной
деятельности
представляет
собой
процесс
,
состоящий
из
следующих
стадий
:
-
законодательной
инициативы
;
-
обсуждение
законопроекта
;
-
принятие
закона
;
-
подписания
и
обнародования
закона
.
Под
законодательной
инициативой
понимается
деятельность
компетентных
органов
государственной
власти
и
должностных
лиц
по
внесению
в
законодательный
орган
предложения
об
издании
нормативно
-
правового
акта
или
же
подготовленного
законопроекта
.
Право
на
совершение
такого
рода
действий
именуется
законодательной
инициативой
.
Круг
субъектов
,
обладающих
правом
законодательной
инициативы
,
строго
определен
в
Конституции
РФ
.
В
соответствии
со
ст
. 104
Конституции
РФ
право
законодательной
инициативы
принадлежит
Президенту
РФ
,
Совету
45
Федерации
,
членам
Совета
Федерации
,
депутатам
Государственной
Думы
,
Правительству
РФ
,
законодательным
(
представительным
)
органам
субъектов
РФ
.
Эти
органы
пользуются
правом
законодательной
инициативы
в
полном
объеме
,
т
.
е
.
они
могут
вносить
законопроекты
и
законопредложения
по
любому
вопросу
,
относящемуся
к
ведению
РФ
и
совместному
ведению
РФ
и
ее
субъектов
.
право
законодательной
инициативы
осуществляется
путем
внесения
в
Государственную
Думу
РФ
:
-
проектов
законов
РФ
о
поправках
к
Конституции
РФ
,
федеральных
конституционных
законов
,
федеральных
законов
;
-
законопроектов
о
внесении
изменений
и
дополнений
в
действующие
законы
РФ
и
законы
РСФСР
,
федеральные
конституционные
законы
и
федеральные
законы
,
либо
о
признании
этих
законов
утратившими
силу
,
либо
о
неприменении
на
территории
РФ
актов
законодательства
Союза
ССР
;
-
поправок
к
законопроектам
.
Обсуждение
законопроекта
–
это
весь
процесс
его
рассмотрения
законодательным
органом
,
определяемый
Конституцией
РФ
.
На
этой
стадии
заслушивается
доклад
о
законопроекте
,
выступления
депутатов
,
вносятся
поправки
в
проект
.
После
предварительного
рассмотрения
законопроекта
в
комитетах
его
выносят
на
рассмотрение
Государственной
Думы
.
Процедура
официального
рассмотрения
и
принятия
федеральных
законов
осуществляется
в
трех
чтениях
,
после
каждого
из
которых
Государственная
Дума
своим
постановлением
решает
,
принять
или
отклонить
законопроект
.
Законопроект
становится
федеральным
законом
,
после
того
как
будет
принят
Государственной
Думой
в
третьем
чтении
.
Принятие
законопроекта
происходит
путем
голосования
его
в
законодательном
органе
.
Закон
считается
принятым
,
когда
он
получает
установленное
Конституцией
РФ
большинство
голосов
общего
числа
депутатов
.
Законы
РФ
принимаются
раздельным
голосованием
по
палатам
законодательного
органа
.
Принятый
Государственной
Думой
федеральный
закон
в
течение
пяти
дней
направляется
Президенту
РФ
для
подписания
и
обнародования
.
Завершающей
стадией
законодательного
процесса
является
подписание
и
обнародование
закона
.
В
соответствии
с
Конституцией
РФ
принятый
федеральный
закон
подписывает
Президент
РФ
и
обнародует
его
.
Федеральные
законы
подлежат
официальному
опубликованию
в
течение
семи
дней
со
дня
их
подписания
Президентом
РФ
и
вступают
в
силу
одновременно
на
всей
территории
РФ
по
истечение
десяти
дней
со
дня
их
официального
опубликования
,
если
самими
законами
не
предусмотрен
другой
порядок
вступления
их
в
силу
.
Официальным
опубликованием
считается
первая
публикация
полного
текста
федерального
закона
в
«
Российской
газете
»
или
«
Собрании
законодательства
РФ
».
На
территории
РФ
применяются
только
те
законы
,
которые
официально
опубликованы
.