ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1873
Скачиваний: 1
56
законодательными
(
представительными
)
органами
.
Эти
акты
содержат
нормы
,
в
обобщённой
форме
закрепляющие
правовой
статус
данного
субъекта
Федерации
,
компетенцию
,
структуру
органов
государственной
власти
и
органов
местного
самоуправления
.
Конституции
республик
и
уставы
других
субъектов
Федерации
должны
соответствовать
Конституции
Российской
Федерации
и
федеральным
законам
.
По
отношению
к
другим
нормативным
правовым
актам
принимаемым
органами
субъекта
Федерации
,
конституции
и
уставы
обладают
более
высокой
юридической
силой
,
и
другие
нормативные
правовые
акты
не
могут
противоречит
им
.
Источниками
конституционного
права
являются
также
международно
-
правовые
нормы
,
которые
содержатся
в
международных
договорах
,
имеющих
обязательную
силу
для
Российской
Федерации
.
Как
известно
,
согласно
части
4
статьи
15
Конституции
,
общепризнанные
принципы
и
нормы
международного
права
и
международные
договоры
Российской
Федерации
являются
составной
частью
её
правовой
системы
.
4.3.
Общая
характеристика
Конституции
РФ
.
Принципы
конституционного
строя
.
Конституция
–
это
политический
документ
.
Главные
вопросы
ее
содержания
–
вопросы
о
власти
,
формах
собственности
,
положении
личности
,
устройстве
государства
.
Но
в
то
же
время
Конституция
–
правовой
акт
,
закон
.
Она
принимается
либо
высшим
представительным
органом
власти
,
либо
специально
учреждаемым
для
ее
принятия
органом
,
либо
референдумом
.
Конституция
содержит
исходные
начала
национальной
системы
права
.
Под
Конституцией
в
юридической
науке
понимается
Основной
Закон
(
система
законов
),
обладающий
высшей
юридической
силой
и
закрепляющий
основы
общественного
строя
и
государственного
устройства
,
взаимоотношения
между
государством
и
личностью
,
организацию
и
деятельность
системы
государственных
органов
.
Цели
конституции
:
-
утверждение
прав
и
свобод
человека
,
-
утверждение
гражданского
мира
и
согласия
в
РФ
,
-
сохранение
исторически
сложившегося
государственного
единства
,
-
возрождение
суверенной
государственности
России
,
-
утверждение
незыблемости
демократических
основ
Российского
государства
,
-
обеспечение
благополучия
и
процветания
России
.
Конституция
Российской
Федерации
,
принятая
всенародным
голосованием
12
декабря
1993
г
.
и
вступившая
в
силу
25
декабря
1993
г
.,
57
представляет
собой
основной
закон
,
источник
конституционного
права
и
вообще
всего
права
России
.
К
числу
особенностей
Конституции
Российской
Федерации
можно
отнести
следующие
:
1)
нормы
,
устанавливаемые
в
Конституции
,
имеют
учредительный
характер
,
являются
первичными
.
Они
не
связаны
какими
-
либо
законами
,
которые
были
бы
для
них
юридически
обязательными
,
могут
устанавливать
,
в
частности
,
новые
институты
,
изменять
систему
государственных
органов
;
2)
в
Конституции
устанавливаются
государственно
-
правовые
нормы
общего
характера
,
являющиеся
основополагающими
для
всего
государственно
-
правового
регулирования
.
В
них
определяются
все
основные
связи
,
посредством
которых
данная
общность
людей
объединяется
в
гражданское
общество
,
определяет
механизмы
управления
государственными
и
общественными
делами
;
3)
Конституция
как
источник
права
характеризуется
и
широтой
содержания
выраженных
в
ней
норм
.
Они
охватывают
устройство
государства
,
его
сущность
и
формы
,
определяют
субъекты
власти
,
механизм
её
реализации
,
принципы
участия
в
управлении
всех
субъектов
политической
деятельности
.
В
Конституции
закреплены
и
принципы
экономической
структуры
общества
,
формы
собственности
,
способы
охраны
прав
всех
субъектов
экономической
жизни
.
Через
конституционные
нормы
определяются
основы
правового
статуса
личности
,
права
и
свободы
граждан
,
охраняемые
и
гарантируемые
от
нарушений
государством
.
Таким
образом
,
нормы
Конституции
касаются
всех
сфер
жизни
общества
:
политической
,
экономической
,
социальной
,
духовной
.
Такой
широтой
содержания
своих
норм
Конституция
отличается
от
всех
иных
источников
конституционного
права
;
4)
Конституция
имеет
высшую
юридическую
силу
,
прямое
действие
и
применяется
на
всей
территории
России
.
Законы
и
иные
нормативные
акты
,
принимаемые
в
Российской
Федерации
,
не
должны
противоречить
Конституции
(
ст
. 15
Конституции
РФ
);
5)
в
Конституции
определяются
многие
другие
виды
источников
федерального
уровня
.
В
ней
устанавливаются
наименования
правовых
актов
,
их
юридическая
сила
,
порядок
принятия
,
отмены
и
опубликования
;
6)
значение
Конституции
как
основного
источника
определяется
и
тем
,
что
установленные
в
ней
нормы
выступают
в
качестве
формы
воплощения
государственной
воли
народа
.
В
Конституции
определяются
те
цели
,
которые
общество
перед
собой
ставит
,
принципы
его
организации
и
жизнедеятельности
;
7)
Конституция
по
сравнению
с
другими
источниками
является
актом
наивысшего
не
только
правового
уровня
,
но
и
общественного
значения
.
Её
нормы
касаются
каждого
гражданина
,
всех
субъектов
общественной
деятельности
.
58
Таким
образом
,
Конституция
Российской
Федерации
как
основной
закон
и
источник
конституционного
права
служит
формой
установления
норм
,
составляющих
ядро
данной
отрасли
,
всего
государственно
-
правового
регулирования
общественных
отношений
,
входящих
в
её
предмет
.
К
основам
конституционного
строя
относятся
закрепляемые
Конституцией
принципы
,
характеризующие
основы
гражданского
общества
,
отношения
государства
к
формам
собственности
,
устройство
самого
государства
(
его
суверенитет
,
форма
правления
,
форма
государственного
устройства
,
субъекты
государственной
власти
,
формы
ее
реализации
и
другие
основы
функционирования
политической
организации
общества
).
По
своему
содержанию
эти
принципы
могут
быть
разделены
на
:
-
принципы
-
основы
организации
государственной
власти
;
-
принципы
организации
и
функционирования
гражданского
общества
;
-
принципы
,
определяющие
взаимоотношения
государства
и
человека
;
-
принципы
,
определяющие
место
Российской
Федерации
в
мировом
сообществе
.
1.
В
первую
группу
(
основы
организации
государственной
власти
),
кроме
уже
рассмотренного
выше
народовластия
,
можно
включить
следующие
принципы
:
демократический
политический
режим
,
республиканскую
форму
правления
,
суверенитет
Российской
Федерации
,
провозглашение
России
правовым
государством
,
федеративное
государственное
устройство
,
разделение
властей
:
а
)
демократический
политический
режим
включает
в
себя
,
прежде
всего
,
реальность
всех
форм
народовластия
(
о
чем
было
сказано
выше
),
организацию
такого
порядка
деятельности
всех
органов
государства
,
который
бы
подтверждал
и
гарантировал
власть
народа
как
первоисточник
всех
видов
общественной
и
государственной
власти
.
Немаловажную
составную
часть
демократии
представляет
собой
широкая
система
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
,
гарантированность
их
реализации
,
что
имеет
двустороннее
значение
как
для
населения
страны
,
так
и
для
государства
,
которое
получает
поддержку
своего
населения
,
как
одно
из
главных
условий
жизнедеятельности
и
развития
;
б
)
Конституция
провозглашает
Россию
Республикой
(
ст
. 1).
Любые
попытки
доказать
целесообразность
введения
в
России
монархии
являются
нарушением
важнейшего
конституционного
принципа
;
в
)
по
Конституции
Российская
Федерация
объявляется
правовым
государством
.
Для
правового
государства
характерными
признаками
являются
:
-
верховенство
закона
во
всех
сферах
общественной
и
государственной
жизни
;
-
реальность
прав
и
свобод
личности
,
обеспечение
ее
свободного
развития
;
-
взаимная
ответственность
государства
и
личности
,
обязательность
закона
не
только
для
граждан
,
но
и
самого
государства
;
59
-
строгое
исполнение
требований
закона
,
господство
в
государстве
принципа
законности
;
-
осуществление
государством
эффективного
контроля
за
исполнением
законодательства
.
г
)
Конституция
в
ст
. 1
провозглашает
федеративное
государственное
устройство
.
Федерация
выступает
и
как
форма
государственного
устройства
,
и
как
способ
регулирования
национальных
отношений
в
многонациональном
государстве
;
дает
возможность
нациям
иметь
свою
государственность
,
т
.
е
.
обеспечивает
важнейший
международно
-
правовой
принцип
самоопределения
наций
и
народов
.
Поэтому
субъектами
Федерации
выступают
,
наряду
с
другими
,
республики
в
составе
Российской
Федерации
,
автономная
область
и
автономные
округа
.
В
новом
подходе
к
федеративному
устройству
России
демократия
находит
свое
выражение
в
том
,
что
законодательство
закрепляет
децентрализацию
власти
,
отказывается
от
предоставления
центру
монополии
на
власть
,
дает
возможность
отдельным
регионам
самостоятельно
решать
многие
вопросы
их
жизни
.
Поэтому
субъектами
Российской
Федерации
стали
не
только
национальные
образования
,
но
и
все
крупные
административно
-
территориальные
единицы
страны
:
края
,
области
,
два
города
федерального
значения
.
Таким
образом
,
федеративное
государственное
устройство
России
построено
на
сочетании
национального
и
территориального
признаков
.
При
этом
Конституция
закрепила
равенство
всех
субъектов
Федерации
(
ст
. 5);
д
)
Россия
является
суверенным
государством
.
Конституция
провозгласила
государственный
суверенитет
только
за
Российской
Федерацией
.
Суверенитет
государства
означает
такое
свойство
государства
,
которое
позволяет
ему
самостоятельно
и
независимо
от
других
государств
осуществлять
свое
верховенство
в
пределах
своей
территории
.
Он
проявляется
в
самостоятельной
возможности
законодательных
органов
государственной
власти
решать
свои
вопросы
,
независимо
от
других
видов
органов
,
в
единстве
законодательной
власти
.
Конституция
закрепляет
,
что
суверенитет
Российской
Федерации
распространяется
на
всю
ее
территорию
,
что
особенно
важно
для
единства
государства
при
его
федеративной
форме
(
ст
. 4).
Важно
и
то
,
что
именно
Федерация
обеспечивает
целостность
и
неприкосновенность
своей
территории
,
провозглашая
и
гарантируя
положение
о
том
,
что
границы
между
субъектами
Российской
Федерации
могут
быть
изменены
только
с
их
взаимного
согласия
;
е
)
Статья
10
Конституции
закрепляет
известный
большинству
стран
мира
принцип
разделения
государственной
власти
на
законодательную
,
исполнительную
,
судебную
,
органы
которых
являются
самостоятельными
.
Государственную
власть
в
России
,
как
установлено
в
ч
. 1
ст
. 11
Конституции
,
осуществляют
Президент
России
,
Федеральное
собрание
(
Совет
Федерации
и
Государственная
дума
),
Правительство
России
,
суды
России
.
Из
этой
формулировки
вытекает
,
что
классический
принцип
разделения
властей
на
современном
этапе
развития
России
осуществляется
с
особенностями
,
которые
заключаются
в
выведении
Президента
из
исполнительной
ветви
60
власти
на
самостоятельное
место
в
системе
высших
органов
государственной
власти
;
ж
)
для
механизма
реализации
полновластия
народа
важное
значение
имеет
местное
самоуправление
.
Согласно
ст
. 12
Конституции
"
в
Российской
Федерации
признается
и
гарантируется
местное
самоуправление
.
Местное
самоуправление
в
пределах
своих
полномочий
самостоятельно
.
Органы
местного
самоуправления
не
входят
в
систему
органов
государственной
власти
";
з
)
впервые
в
конституционном
законодательстве
России
в
самом
тексте
Конституции
указывается
на
особую
защиту
системы
государственной
власти
.
Как
подчеркивается
в
ч
. 4
ст
. 3
Конституции
, "
никто
не
может
присвоить
власть
в
Российской
Федерации
.
Захват
власти
или
присвоение
властных
полномочий
преследуется
по
федеральному
закону
".
2.
К
принципам
организации
и
функционирования
гражданского
общества
следует
отнести
экономический
,
политический
и
идеологический
плюрализм
,
провозглашение
России
светским
и
социальным
государством
:
а
)
экономический
плюрализм
.
Одним
из
самых
коренных
изменений
,
происшедших
в
России
в
90-
е
гг
. XX
в
.,
явился
переход
к
признанию
и
закреплению
в
Конституции
многообразия
форм
собственности
,
в
том
числе
и
частной
собственности
.
Конституция
не
только
провозглашает
признание
многообразия
форм
собственности
,
но
и
закрепляет
обязанность
государства
равным
образом
защищать
все
эти
формы
.
Следует
обратить
внимание
на
порядок
перечисления
этих
форм
.
Вопреки
обычно
избираемому
алфавитному
порядку
Конституция
ставит
на
первое
место
частную
форму
собственности
,
тем
самым
подчеркивая
ее
особую
роль
и
значение
в
новый
период
развития
Российского
государства
(
ч
. 2
ст
. 8).
Вполне
логично
,
что
среди
экономических
приоритетов
,
наряду
с
единством
экономического
пространства
,
гарантируется
поддержка
конкуренции
и
свободы
экономической
деятельности
.
В
ст
. 35
Конституции
РФ
устанавливается
,
что
право
частной
собственности
охраняется
законом
,
каждый
вправе
иметь
свое
имущество
в
собственности
,
владеть
,
пользоваться
и
распоряжаться
им
как
единолично
,
так
и
совместно
с
другими
лицами
.
Все
это
свидетельствует
о
том
,
что
Россия
стремится
создать
рыночное
хозяйство
;
б
)
запрещая
устанавливать
в
качестве
государственной
или
обязательной
какую
-
либо
одну
идеологию
,
Конституция
закрепляет
идеологическое
многообразие
(
ст
. 13),
признавая
все
виды
идеологических
учений
,
если
они
не
проповедуют
насилие
и
рознь
;
в
)
в
России
признается
политическое
многообразие
,
многопартийность
;
общественные
объединения
провозглашаются
равными
перед
законом
;
запрещаются
те
общественные
объединения
,
которые
стремятся
к
насильственному
изменению
основ
конституционного
строя
,
нарушению
целостности
и
подрыву
безопасности
государства
,
а
также
к
другим
антиобщественным
действиям
(
ч
. 3, 4, 5
ст
. 13).
Запрещается
вопреки
воле
граждан
вовлекать
их
в
общественные
организации
и
насильственно