ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1864
Скачиваний: 1
36
доброй
совести
,
социальной
ориентации
права
.
Часть
2
ст
. 6
ГК
РФ
предусматривает
использование
общих
начал
и
смысла
гражданского
законодательства
(
аналогия
права
)
и
требований
добросовестности
,
разумности
и
справедливости
,
если
невозможно
применить
аналогию
закона
.
7.
Нормативный
правовой
акт
как
источник
права
-
это
официальный
письменный
акт
,
изданный
компетентным
органом
или
принятый
всеми
гражданами
государства
в
форме
референдума
,
устанавливающий
,
изменяющий
либо
отменяющий
нормы
права
.
Это
наиболее
совершенный
источник
права
,
создающий
основу
для
четкости
,
точности
и
стабильности
правового
регулирования
,
укрепления
законности
,
доступности
и
обозримости
правовых
предписаний
.
Он
облегчает
надзор
за
исполнением
юридических
предписаний
,
их
толкование
,
систематизацию
,
учет
.
Ему
присуща
письменная
,
строго
документированная
форма
и
особый
,
четко
регламентированный
процессуальный
порядок
принятия
и
опубликования
.
Все
нормативные
акты
находятся
между
собой
в
строгой
иерархической
соподчиненности
,
от
которой
зависит
юридическая
сила
каждого
из
них
.
Акты
нижестоящих
правотворческих
органов
должны
соответствовать
и
не
противоречить
актам
вышестоящих
органов
.
Нормативные
акты
классифицируются
по
их
юридической
силе
,
определяемой
компетенцией
и
положением
издавшего
их
органа
в
механизме
государства
,
а
также
характером
самих
актов
.
3.4.
Понятие
и
виды
законов
Закон
-
нормативный
акт
,
принятый
в
особом
порядке
высшим
представительным
органом
законодательной
власти
либо
непосредственным
волеизъявлением
населения
путем
референдума
и
регулирующий
наиболее
важные
и
устойчивые
общественные
отношения
.
Законы
составляют
основу
правовой
системы
государства
,
ее
центральную
часть
.
Как
самостоятельный
источник
права
закон
сложился
давно
и
пришел
на
смену
правовому
обычаю
(
Законы
царя
Хаммурапи
в
Древнем
Вавилоне
,
законы
XII
таблиц
в
Древнем
Риме
,
Саксонское
зерцало
в
средневековой
Европе
,
Русская
Правда
на
Руси
и
др
.).
В
эпоху
рабовладения
и
феодализма
законы
в
основном
служили
формой
обработки
и
систематизации
действующих
правовых
обычаев
или
прецедентов
.
В
период
буржуазно
-
демократических
революций
,
когда
был
провозглашен
принцип
сосредоточения
законодательной
власти
в
руках
народного
представительства
(
парламента
),
за
законом
,
принимаемым
парламентом
,
стала
признаваться
высшая
юридическая
сила
,
верховенство
и
непререкаемость
по
отношению
к
другим
правовым
актам
государства
.
Закон
-
высшая
форма
выражения
государственной
воли
народа
,
непосредственное
воплощение
его
суверенитета
.
Он
устанавливает
отправные
начала
правового
регулирования
,
придает
ему
единство
.
Нормы
,
37
содержащиеся
в
актах
других
органов
,
основываются
на
нормах
закона
,
развивают
и
конкретизируют
его
положения
,
являются
производными
от
них
.
Высшая
юридическая
сила
закона
означает
,
что
никакой
другой
орган
,
кроме
высшего
органа
законодательной
власти
,
не
может
отменить
или
изменить
закон
.
Принятие
нового
закона
неизбежно
влечет
необходимость
отмены
или
внесения
изменений
во
все
другие
акты
,
которые
противоречат
его
содержанию
.
Высшая
юридическая
сила
закона
означает
также
,
что
акты
всех
иных
государственных
органов
носят
производный
характер
и
не
могут
ему
противоречить
.
Закон
всегда
нормативен
,
т
.
е
.
содержит
нормы
права
,
для
него
характерен
особый
порядок
принятия
,
специальная
законотворческая
процедура
,
распадающаяся
на
ряд
стадий
:
подготовку
законопроекта
,
законодательную
инициативу
,
обсуждение
законопроекта
,
принятие
закона
и
его
обнародование
.
Наивысшей
юридической
силой
среди
всего
массива
законов
обладает
Конституция
,
а
также
законы
,
вносящие
изменения
и
дополнения
в
Конституцию
.
Будучи
основным
законом
государства
,
Конституция
определяет
и
закрепляет
:
организацию
государственной
власти
;
закрепляет
основы
конституционного
строя
;
основные
права
и
обязанности
граждан
;
федеративное
устройство
;
систему
государственных
органов
,
их
полномочия
и
порядок
формирования
;
основы
правосудия
;
избирательную
систему
.
Конституция
-
государственно
-
политический
документ
учредительного
характера
,
основополагающее
начало
всей
правовой
системы
,
юридическая
база
для
текущей
законодательной
и
всей
правотворческой
деятельности
.
Конституционные
законы
(
в
некоторых
зарубежных
странах
,
например
,
во
Франции
,
их
называют
органические
законы
) -
это
такие
акты
,
необходимость
принятия
которых
предусмотрена
непосредственно
Конституцией
.
Они
являются
своеобразным
«
продолжением
»
Конституции
,
их
нормы
развивают
и
конкретизируют
отдельные
ее
положения
(
законы
о
Правительстве
РФ
,
о
Конституционном
суде
РФ
,
об
Уполномоченном
по
правам
человека
и
др
.).
Для
конституционных
законов
установлена
более
сложная
процедура
их
прохождения
и
принятия
.
Обыкновенные
законы
,
издающиеся
в
процессе
текущей
законодательной
деятельности
,
составляют
основную
массу
законов
.
Они
,
в
свою
очередь
,
делятся
на
кодификационные
и
текущие
.
Кодификационный
закон
определяет
нормативные
основы
отдельной
отрасли
(
института
)
законодательства
,
регулирует
значительную
и
достаточно
обширную
сферу
отношений
(
имущественные
,
трудовые
,
борьба
с
преступностью
и
т
.
д
.).
Он
является
единым
внутренне
связанным
документом
,
включающим
как
проверенные
жизнью
,
общественной
практикой
действующие
нормы
,
так
и
новые
правила
,
обусловленные
динамикой
социальной
жизни
,
назревшими
потребностями
развития
общества
.
Кодификационные
законы
могут
выражаться
в
различных
формах
.
Одна
из
них
-
это
Основы
законодательства
-
акт
федерального
38
законодательства
,
содержащий
принципиальные
,
наиболее
общие
нормы
по
предмету
совместного
ведения
Федерации
и
ее
субъектов
,
которые
должны
развиваться
и
конкретизироваться
в
иных
актах
Федерации
и
ее
субъектов
.
В
настоящее
время
в
Российской
Федерации
действуют
основы
законодательства
об
охране
труда
,
об
охране
здоровья
граждан
,
о
нотариате
и
некоторые
другие
.
Чаще
всего
используемый
вид
кодификационного
закона
-
это
кодекс
.
Это
крупный
сводный
акт
,
детально
и
конкретно
регулирующий
определенную
сферу
отношений
и
подлежащий
непосредственному
применению
.
Он
либо
полностью
поглощает
все
нормы
соответствующей
отрасли
(
Уголовный
кодекс
),
либо
содержит
основную
по
объему
,
самую
важную
часть
таких
норм
(
Гражданский
кодекс
,
Трудовой
кодекс
).
В
настоящее
время
во
главе
большинства
отраслей
российского
федерального
законодательства
стоят
кодексы
,
основная
масса
которых
ныне
подвергается
существенной
переработке
.
Кроме
того
,
в
современных
условиях
право
принятия
кодексов
принадлежит
также
и
субъектам
Российской
Федерации
.
В
правовой
системе
могут
существовать
и
иные
виды
кодификационных
актов
:
уставы
,
положения
,
правила
и
т
.
д
.
В
федеративном
государстве
законы
могут
издаваться
как
федеральными
органами
законодательной
власти
,
так
и
органами
законодательной
власти
субъектов
Федерации
.
Подзаконные
нормативные
акты
-
это
принятые
компетентным
органом
и
устанавливающие
нормы
права
юридические
акты
,
которые
основаны
на
законе
и
не
противоречат
ему
.
Вся
система
таких
актов
строится
на
строгой
их
соподчиненности
между
собой
.
Их
юридическая
сила
зависит
от
положения
соответствующего
органа
,
издающего
подзаконный
нормативный
акт
,
в
общей
иерархической
системе
органов
государства
.
В
зависимости
от
органа
,
принявшего
подзаконный
нормативный
акт
,
их
можно
разделить
на
общие
,
ведомственные
,
местные
и
локальные
(
внутриорганизационные
).
Общие
подзаконные
акты
издаются
правотворческими
органами
общей
компетенции
.
С
их
помощью
осуществляется
оперативное
государственное
руководство
и
координация
экономической
,
политической
и
социально
-
культурной
жизни
страны
.
Главное
место
в
системе
общих
подзаконных
актов
принадлежит
:
указам
президента
как
главы
государства
,
которые
обладают
наибольшей
юридической
силой
после
закона
и
регламентируют
основные
направления
внутренней
и
внешней
политики
государства
;
акты
правительства
(
следующая
ступень
),
принимаемые
на
основе
и
во
исполнение
законов
и
указов
Президента
и
решающие
оперативные
вопросы
управления
экономикой
,
социально
-
культурным
строительством
,
обороной
страны
и
т
.
д
.
Ведомственные
нормативные
акты
принимаются
в
пределах
своей
компетенции
министерствами
,
госкомитетами
и
иными
ведомствами
,
регулируют
отношения
,
складывающиеся
внутри
соответствующего
ведомства
(
таможенные
,
транспортные
,
банковские
отношения
,
вопросы
организации
образования
,
охраны
здоровья
и
т
.
д
.).
Обычно
такие
акты
39
издаются
в
форме
приказов
,
инструкций
,
постановлений
,
распоряжений
,
положений
,
писем
,
указаний
,
уставов
и
др
.
В
ряде
случаев
министерствам
и
ведомствам
предоставляется
право
издавать
нормативные
акты
,
действие
которых
распространяется
и
на
неподчиненные
непосредственно
им
объекты
управления
,
а
также
на
граждан
.
Такие
акты
принимаются
,
в
частности
,
Министерством
финансов
РФ
,
Центральным
Банком
,
Санэпидназором
и
т
.
д
.
Ныне
установлен
порядок
регистрации
нормативных
актов
министерств
и
ведомств
,
затрагивающих
права
и
законные
интересы
граждан
или
носящих
межведомственный
характер
.
Такая
регистрация
осуществляется
Министерством
юстиции
РФ
.
Местные
нормативные
акты
принимаются
представительными
и
исполнительными
органами
на
местах
(
в
районах
,
городах
,
поселках
и
т
.
д
.).
В
Российской
Федерации
это
органы
местного
самоуправления
.
Локальные
(
внутриорганизационные
)
нормативные
акты
принимаются
в
пределах
своей
компетенции
администрацией
предприятий
,
учреждений
,
организаций
для
регулирования
их
внутренней
деятельности
(
организация
труда
,
служебная
дисциплина
)
и
распространяют
свое
действие
на
работников
(
членов
)
соответствующих
предприятий
,
учреждений
,
организаций
.
Таковы
,
например
,
Правила
внутреннего
трудового
распорядка
на
конкретном
предприятии
.
3. 5.
Система
права
Система
права
-
это
объективное
,
обусловленное
системой
общественных
отношений
внутреннее
строение
национального
права
,
заключающееся
в
разделении
единых
по
своей
социальной
сущности
и
назначению
в
общественной
жизни
,
внутренне
согласованных
норм
на
определенные
части
,
называемые
отраслями
и
институтами
права
.
Отрасль
права
-
это
наиболее
крупное
и
относительно
самостоятельное
подразделение
системы
права
,
включающее
в
себя
правовые
нормы
,
регулирующие
определенную
,
качественно
обособленную
сферу
общественных
отношений
и
обычно
требующие
специфических
средств
правового
воздействия
.
Например
,
те
нормы
,
которые
регулируют
трудовые
отношения
и
определяют
права
и
обязанности
рабочих
и
служащих
,
составляют
трудовое
право
.
Наиболее
объемные
по
содержанию
отрасли
права
могут
делиться
на
отдельные
части
,
которые
обычно
называются
подотраслями
.
Отрасль
права
,
в
свою
очередь
,
обычно
делится
на
составные
части
,
именуемые
правовыми
институтами
.
В
правовой
институт
входят
нормы
,
регулирующие
однородные
отношения
и
отличающиеся
качественным
единством
.
Так
,
семейное
право
делится
на
такие
институты
,
как
порядок
заключения
и
прекращения
брака
,
права
и
обязанности
супругов
,
родителей
и
детей
,
алиментные
обязательства
членов
семьи
и
др
.
Наряду
с
отраслевыми
институтами
существуют
и
так
называемые
межотраслевые
(
комплексные
)
институты
,
состоящие
из
норм
различных
40
отраслей
и
регулирующие
взаимосвязанные
отношения
в
определенной
сфере
государственной
жизни
(
транспортное
,
морское
право
и
др
.).
Основаниями
деления
права
на
отрасли
и
институты
являются
предмет
и
метод
правового
регулирования
.
Предмет
правового
регулирования
-
это
качественные
особенности
своеобразия
регулируемых
правом
отношений
в
различных
сферах
жизни
общества
.
Так
,
правовой
регламентации
подвергаются
имущественные
,
семейные
,
организационно
-
управленческие
,
трудовые
,
финансовые
и
прочие
качественно
самостоятельные
отношения
.
Метод
правового
регулирования
-
второе
,
дополнительное
основание
деления
права
на
отрасли
.
Это
установленные
правом
специфические
способы
и
приемы
,
с
помощью
которых
государство
воздействует
на
определенные
виды
общественных
отношений
.
Так
,
право
может
воздействовать
на
поведение
людей
путем
властных
категорических
требований
(
административное
,
уголовное
право
),
а
может
и
давать
им
возможность
в
рамках
закона
самим
устанавливать
свои
права
и
обязанности
путем
соглашений
(
гражданское
и
некоторые
другие
отрасли
права
).
Широко
известно
провозглашенное
еще
в
римском
праве
деление
права
на
две
отрасли
-
публичное
и
частное
право
.
Публичное
право
-
эта
та
часть
системы
действующего
права
,
которая
регулирует
отношения
государства
,
его
органов
с
гражданами
,
общественными
объединениями
,
фирмами
,
предприятиями
,
отношения
между
государственными
органами
,
причем
в
этих
отношениях
орган
государства
выступает
носителем
государственно
-
властных
(
публичных
)
полномочий
,
обеспечивающих
интересы
всего
общества
.
Частное
право
защищает
частный
интерес
личности
,
обеспечивает
его
свободную
самореализацию
,
право
частной
собственности
и
частного
предпринимательства
и
основано
на
договоре
между
равноправными
сторонами
.
Оно
регулирует
отношения
между
отдельными
лицами
,
фирмами
,
предприятиями
.
Следует
различать
систему
права
(
деление
юридических
норм
на
отрасли
и
институты
)
и
систему
законодательства
,
т
.
е
.
деление
нормативных
правовых
актов
на
определенные
части
.
Это
результат
целенаправленной
деятельности
законодателя
,
формирование
им
всего
массива
актов
,
регулирующих
общественные
отношения
.
Система
права
служит
основой
для
деления
законодательства
на
отрасли
и
институты
,
побуждает
законодателя
издавать
нормативные
акты
,
придерживаясь
,
в
первую
очередь
,
устоявшегося
деления
права
на
отрасли
и
институты
.
Отраслями
законодательства
,
например
являются
конституционное
,
гражданское
,
трудовое
право
и
др
.
Вместе
с
тем
в
современной
правовой
системе
существуют
также
комплексные
отрасли
законодательства
,
которые
складываются
из
норм
различных
отраслей
права
(
законодательство
о
здравоохранении
,
образовании
,
транспорте
,
связи
и
др
.).
За
последние
годы
в
Российской
Федерации
активно
формируются
новые
комплексные
отрасли