ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1871
Скачиваний: 1
51
сами
эти
отношения
,
что
и
обусловливает
своеобразие
метода
данной
отрасли
права
.
Его
суть
-
в
сочетании
и
взаимопроникновении
приёмов
и
способов
воздействия
на
общественные
отношения
,
типичных
для
политического
,
нравственного
и
правового
регулирования
.
Выявив
предмет
и
метод
конституционного
права
,
раскрыв
его
существенные
качества
,
можно
сформулировать
наиболее
общее
определение
данной
отрасли
права
.
Конституционное
право
России
-
это
основополагающая
(
базовая
)
отрасль
всей
системы
права
Российской
Федерации
,
представляющая
собой
систему
правовых
норм
,
регулирующих
основы
конституционного
строя
,
основы
правового
статуса
личности
,
федеративное
устройство
,
основы
организации
и
деятельности
системы
органов
государственной
власти
и
органов
местного
самоуправления
.
Это
наиболее
общая
дефиниция
,
охватывающая
самые
важные
объекты
регулирования
.
Из
определения
видно
,
что
оно
оставляет
без
внимания
некоторые
более
частные
предметы
(
государственный
язык
,
государственные
символы
,
порядок
внесения
поправок
в
Конституцию
РФ
),
хотя
,
конечно
,
и
им
могло
бы
найтись
место
.
Почему
же
конституционное
право
называют
основополагающей
отраслью
?
В
первую
очередь
из
-
за
особенностей
,
регулируемых
им
общественных
отношений
.
Конституционные
правоотношения
составляют
начало
для
всех
иных
отношений
,
регулируемых
другими
отраслями
права
,
так
как
именно
в
них
закреплены
основы
устройства
общества
и
государства
,
основные
права
,
свободы
и
обязанности
граждан
,
так
как
они
предопределяют
многие
сферы
общественного
развития
.
Все
отрасли
права
основываются
на
закреплённых
конституционным
правом
принципах
организации
системы
власти
,
компетенции
и
основных
началах
деятельности
органов
государства
,
выступающих
субъектами
всех
отраслевых
правоотношений
.
Роль
конституционного
права
как
ведущей
отрасли
правовой
системы
обусловлены
и
тем
,
что
именно
ее
нормами
регулируется
сам
процесс
создания
права
.
Они
определяют
виды
правовых
актов
,
органы
их
издающие
,
соотношение
их
юридической
силы
.
Нормы
конституционного
права
образуют
наиболее
важные
(
базовые
)
институты
системы
права
,
они
являются
определяющими
для
регулирования
общественных
отношений
всеми
другими
отраслями
права
,
которые
исходят
из
принципов
,
закреплённых
в
конституционном
праве
.
Так
нормы
конституционного
права
России
(
ст
.
ст
. 77, 78,
гл
.6
Конституции
РФ
),
определяя
систему
органов
исполнительной
власти
,
их
правовой
статус
,
компетенцию
,
устанавливают
основные
начала
для
административного
права
.
Для
трудового
права
исходными
положениями
будут
являться
такие
нормы
конституционного
права
как
:
ст
.
ст
. 7, 37
Конституции
РФ
.
Закрепляя
формы
собственности
(
ч
. 2
ст
. 8;
ч
. 2
ст
. 9
Конституции
РФ
),
права
52
собственника
(
ст
.
ст
. 34, 35, 36,
Конституции
РФ
),
принципы
хозяйствования
(
ч
. 1
ст
. 8;
ч
. 2
ст
. 34
Конституции
РФ
) -
Конституционное
право
закладывает
основы
для
гражданского
,
уголовного
,
земельного
права
.
Определяя
основы
бюджетной
системы
России
,
системы
налогов
(
ст
.
ст
. 57,
75
Конституции
РФ
),
нормы
конституционного
права
предопределяют
основы
финансового
права
.
Устанавливая
систему
органов
судебной
власти
,
конституционные
принципы
правосудия
(
гл
. 7
Конституции
РФ
),
права
граждан
в
сфере
судопроизводства
(
ст
.
ст
. 20, 21, 22, 46, 47
Конституции
РФ
и
др
.) -
конституционное
право
содержит
исходные
начала
для
уголовного
права
,
уголовно
-
процессуального
права
и
др
.
отраслей
.
Конституционное
право
тесно
взаимодействует
с
другими
отраслями
не
только
посредством
установления
основополагающих
принципов
,
определяющих
общую
целенаправленность
правового
регулирования
/
основ
отношений
,
обязательных
для
всего
права
,
но
и
в
процессе
реализации
конституционно
-
правовых
норм
.
Так
,
конституционно
-
правовые
нормы
,
закрепляющие
права
человека
и
гражданина
,
порождают
отношения
между
государством
и
личностью
.
Реализация
же
конкретным
человеком
любого
конституционного
права
порождает
правоотношения
другой
отраслевой
принадлежности
:
административно
-
правовые
,
трудовые
,
гражданские
,
финансовые
и
т
.
д
.
Особое
значение
на
современном
этапе
приобретает
взаимоотношение
конституционного
права
с
международным
правом
.
Значительные
новшества
внесли
в
Конституцию
РФ
1993
года
в
части
соотношения
международного
права
с
внутригосударственным
правом
.
Согласно
ч
. 4
ст
. 15
Конституции
РФ
,
общепризнанные
нормы
международного
права
и
международные
договоры
Российской
Федерации
являются
составной
частью
её
правовой
системы
.
Соответственно
закреплено
: "
если
международным
договором
РФ
установлены
иные
правила
,
чем
предусмотренные
законом
,
то
применяются
правила
международного
договора
".
Здесь
следует
иметь
в
виду
,
что
статья
15
Конституции
отнесена
к
числу
положений
,
составляющих
основы
конституционного
строя
,
и
соответственно
возможность
её
изменения
на
перспективу
крайне
проблематична
.
Отсылка
к
международным
договорам
и
общепризнанным
нормам
международного
права
содержится
и
в
ряде
других
конституционных
статей
.
Так
,
гл
. 2 "
Права
и
свободы
человека
и
гражданина
"
открывается
положением
о
том
,
что
в
Российской
Федерации
признаются
и
гарантируются
права
и
свободы
человека
и
гражданина
согласно
общепризнанным
принципам
и
нормам
международного
права
и
в
соответствии
с
настоящей
Конституцией
(
ч
. 1
ст
.
17).
В
этой
же
главе
отсылка
к
международным
содержится
также
в
ст
. 62
и
ст
. 63,
регламентирующих
вопросы
гражданства
и
предоставления
политического
убежища
иностранным
гражданам
и
лицам
без
гражданства
.
Являясь
составной
частью
единой
системы
права
Российской
Федерации
,
конституционное
право
само
представляет
сложную
систему
,
53
складывающуюся
в
процессе
дифференциации
и
интеграции
,
входящих
в
его
состав
правовых
норм
.
Система
конституционного
права
зависит
прежде
всего
от
его
содержания
.
Будучи
единой
,
по
содержанию
отраслью
права
,
конституционное
право
характеризуется
вместе
с
тем
внутренней
расчлененностью
,
дифференциацией
на
относительно
автономные
,
но
связанные
между
собой
части
-
правовые
нормы
и
правовые
институты
,
которые
могут
образовывать
в
свою
очередь
другие
объединения
,
составляющие
вторичные
структуры
.
Первое
место
в
системе
конституционного
права
занимают
нормы
института
,
закрепляющего
основы
конституционного
строя
,
поскольку
они
содержат
начала
правового
регулирования
,
которое
осуществляется
нормами
других
институтов
конституционного
права
.
Входящие
в
этот
институт
нормы
регулируют
общественные
отношения
,
определяющие
принципы
,
на
которых
основано
устройство
государства
и
общества
(
суверенитет
государства
,
форма
правления
,
форма
государственного
устройства
,
субъекты
государственной
власти
и
способы
ее
реализации
).
Наряду
с
основами
функционирования
политической
системы
общества
нормы
конституционного
права
,
содержащиеся
в
рассматриваемом
институте
,
закрепляют
основы
экономической
системы
посредством
установления
допускаемых
и
охраняемых
государством
форм
собственности
,
гарантий
защиты
прав
собственников
,
способов
хозяйственной
деятельности
,
охраны
труда
,
провозглашения
системы
обеспечения
социальных
потребностей
членов
общества
в
области
образования
,
культуры
,
науки
,
охраны
природы
,
здоровья
и
т
.
д
.
Следующее
место
занимает
институт
гражданства
,
объединяющий
правовые
нормы
,
регулирующие
отношения
,
связанные
с
гражданством
.
Обладание
гражданством
является
предпосылкой
распространения
на
данное
лицо
всех
прав
и
свобод
,
признаваемых
законом
,
защиты
лица
государством
как
внутри
страны
,
так
и
за
ее
пределами
.
Нормами
конституционного
права
,
входящими
в
институт
гражданства
,
регулируются
основания
,
по
которым
то
или
иное
лицо
признается
гражданином
России
,
основания
приобретения
и
прекращения
гражданства
,
порядок
решения
этих
вопросов
,
компетенция
государственных
органов
,
уполномоченных
решать
вопросы
гражданства
.
За
институтом
гражданства
следует
институт
,
определяющий
основы
правового
статуса
человека
и
гражданина
.
Его
место
обусловлено
им
,
что
человек
,
его
права
и
свободы
признаются
высшей
ценностью
в
государстве
и
обществе
,
главной
целью
функционирования
всех
государственных
и
общественных
структур
.
Нормы
конституционного
права
,
входящие
в
этот
институт
,
определяют
основы
взаимоотношений
человека
с
государством
,
т
.
е
.
главные
принципы
,
характеризующие
положение
человека
в
обществе
и
государстве
,
а
также
основные
неотъемлемые
права
,
свободы
и
обязанности
человека
и
гражданина
.
Именно
эти
отношения
являются
базовыми
,
определяют
положение
человека
во
всех
его
общественно
значимых
связях
.
54
Важное
место
в
системе
конституционного
права
принадлежит
институту
федеративного
устройства
государства
.
Его
нормы
устанавливают
существующие
в
России
субъекты
Федерации
,
в
соответствии
с
которыми
строится
система
органов
государства
.
Именно
поэтому
институт
федеративного
устройства
предшествует
институту
,
закрепляющему
систему
органов
государственной
власти
.
Названный
институт
составляют
нормы
,
регулирующие
широкую
юру
общественных
отношений
,
складывающихся
между
Федерацией
и
ее
субъектами
.
Урегулирование
этих
отношений
—
важное
условие
обеспечение
целостности
и
единства
государства
.
Институту
,
закрепляющему
систему
органов
государственной
власти
,
предшествует
и
институт
избирательного
права
,
который
регулирует
общественные
отношения
,
складывающиеся
при
выборах
Президента
РФ
,
депутатов
законодательных
(
представительных
)
органов
власти
Федерации
и
ее
субъектов
,
при
выборах
в
исполнительные
орты
власти
и
органы
местного
самоуправления
,
а
также
при
реализации
принципов
проведения
выборов
,
при
регистрации
(
учете
)
избирателей
,
составлении
списков
избирателей
,
образовании
избирательных
округов
и
избирательных
участков
,
при
образовании
и
деятельности
избирательных
комиссий
,
при
выдвижении
,
регистрации
кандидатов
,
при
реализации
их
статуса
,
при
проведении
предвыборной
агитации
,
при
голосовании
,
подсчете
голосов
избирателей
,
установлении
результатов
выборов
и
их
опубликовании
;
отношения
,
связанные
с
финансированием
выборов
и
с
ответственностью
за
нарушение
избирательных
прав
граждан
.
Завершают
систему
конституционного
права
институт
,
нормы
которого
закрепляют
систему
государственной
власти
,
а
также
институт
местного
самоуправления
.
4.2.
Источники
конституционного
права
.
Система
нормативных
правовых
актов
,
являющихся
источниками
конституционного
права
,
многообразна
и
включает
в
себя
несколько
их
видов
.
Особое
место
занимает
Конституция
Российской
Федерации
.
Она
является
основным
источником
отрасли
конституционного
права
.
К
числу
источников
конституционного
права
,
устанавливающих
нормы
общефедерального
значения
,
относятся
федеральные
конституционные
законы
и
федеральные
законы
.
Они
различаются
:
-
по
юридической
силе
;
-
по
предметам
ведения
,
которые
в
них
могут
затрагиваться
;
-
по
порядку
принятия
;
-
по
возможности
применения
в
отношении
них
отлагательного
вето
Президентом
Российской
Федерации
.
Примерами
федеральных
конституционных
законов
могут
служить
:
- «
О
референдуме
Российской
Федерации
»
от
10.10.1995
г
.;
55
- «
Об
арбитражных
судах
в
Российской
Федерации
»
от
28.04.1995
г
.;
- «
О
судебной
системе
Российской
Федерации
»
от
31.12.1996
г
.;
- «
Об
уполномоченном
по
правам
человека
в
Российской
Федерации
»
от
26.02.1997
г
.;
- «
О
правительстве
Российской
Федерации
»
от
17.12.1997
г
.
Среди
федеральных
законов
источниками
конституционного
права
являются
такие
,
как
:
- «
О
статусе
депутата
Совета
Федерации
и
статусе
депутата
Государственной
Думы
Федерального
Собрания
Российской
Федерации
»
от
08.05.1994
г
.;
- «
Об
основных
гарантиях
избирательных
прав
и
права
на
участие
в
референдуме
граждан
Российской
Федерации
»
от
19.09.1997
г
.;
- «
О
выборах
депутатов
Государственной
Думы
Федерального
Собрания
Российской
Федерации
»
от
09.06.1995
г
.;
-«
Об
общих
принципах
организации
местного
самоуправления
в
Российской
Федерации
»
от
12.08.1995
г
.
Следующий
источник
конституционного
права
образуют
договоры
о
разграничении
предметов
ведения
и
полномочий
между
федеральными
органами
государственной
власти
Российской
Федерации
и
органами
государственной
власти
ее
субъектов
договоров
.
Значительной
частью
источников
конституционного
права
являются
постановления
Конституционного
Суда
Российской
Федерации
о
толковании
Конституции
Российской
Федерации
,
выносимые
на
основании
части
5
статьи
125
Конституции
.
Эти
постановления
также
содержат
нормы
конституционного
характера
.
К
числу
прочих
источников
конституционного
права
Российской
Федерации
относятся
Регламенты
палат
Федерального
Собрания
,
положения
о
различных
вспомогательных
организациях
,
образуемых
органами
законодательной
и
исполнительной
власти
(
Положения
о
комитетах
Совета
Федерации
и
Государственной
Думы
,
о
представителях
Президента
в
субъектах
Российской
Федерации
и
т
.
д
.)
Особое
место
среди
источников
Конституционного
права
занимают
декларации
:
-
Декларация
о
государственном
суверенитете
РСФСР
о
12
июня
1990
г
.;
-
Декларация
о
языках
народов
России
от
25
октября
1991
г
.;
-
Декларация
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
от
22
ноября
1991
г
.
Такого
рода
декларации
имеют
государственно
-
правовое
значение
.
В
них
формулируются
принципы
,
обязательные
для
государственно
-
правового
развития
государства
;
в
них
,
как
правило
,
провозглашаются
новые
концепции
,
определяющие
развитие
государственности
,
принципы
,
необходимые
для
всей
политики
в
данной
сфере
;
и
им
должно
быть
подчинено
соответствующее
законодательство
.
К
источникам
конституционного
права
,
действующих
только
на
территории
субъектов
Российской
Федерации
,
относятся
,
прежде
всего
,
конституции
республик
и
уставы
других
субъектов
Федерации
,
принятые
их