ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1874
Скачиваний: 1
61
удерживать
их
в
этих
организациях
.
Это
позволяет
гражданам
,
имеющим
различную
политическую
ориентацию
,
оказывать
влияние
на
политический
процесс
,
принятие
государственных
решений
,
постепенно
активизировать
участие
в
общественной
жизни
;
г
)
провозглашая
Россию
светским
государством
,
Конституция
запрещает
устанавливать
какую
-
либо
религию
государственной
или
обязательной
,
гарантирует
равенство
религиозных
конфессий
,
в
том
числе
и
путем
отделения
религиозных
объединений
от
государства
(
ст
.14);
д
)
провозглашая
Россию
как
социальное
государство
,
Конституция
ставит
перед
ней
задачу
и
цель
направить
свою
политику
на
создание
условий
,
обеспечивающих
достойную
жизнь
и
свободное
развитие
человека
(
ст
. 7).
3.
Принципы
,
определяющие
взаимоотношения
государства
и
человека
,
закреплены
в
ст
.
ст
. 2, 3, 6, 7, 13
гл
. 1
Конституции
РФ
.
Определяя
цель
государства
в
его
взаимоотношениях
с
человеком
и
гражданином
,
Конституция
устанавливает
в
ст
. 2
положение
о
том
,
что
человек
,
его
права
и
свободы
являются
высшей
ценностью
,
а
обязанность
государства
-
признавать
,
соблюдать
и
защищать
права
и
свободы
человека
и
гражданина
.
Таким
образом
,
укрепляется
вера
,
что
придет
время
,
когда
не
человек
будет
для
государства
,
а
государство
будет
существовать
для
человека
,
для
обеспечения
его
прав
и
свобод
.
В
ст
. 6
Конституции
закрепляются
важные
положения
,
касающиеся
:
-
единства
российского
гражданства
;
-
равенства
всех
граждан
независимо
от
оснований
приобретения
гражданства
;
-
равенства
прав
и
обязанностей
граждан
;
-
запрета
лишения
гражданства
;
-
подтверждения
права
граждан
изменить
свое
гражданство
и
на
основании
международных
договоров
иметь
двойное
гражданство
.
Данное
положение
дополняется
установленными
в
ст
.
ст
. 61, 62
Конституции
РФ
нормами
,
согласно
которым
гражданин
Российской
Федерации
не
может
быть
выслан
за
пределы
Российской
Федерации
или
выдан
другому
государству
.
Демократический
политический
режим
,
кроме
народовластия
,
включает
в
себя
широкую
систему
прав
и
свобод
,
принадлежащих
человеку
и
гражданину
,
гарантии
их
реализации
.
Согласно
общепризнанным
принципам
и
нормам
международного
права
Конституция
не
только
увеличила
количество
прав
и
свобод
,
но
и
произвела
определенную
переориентацию
в
приоритетах
этих
прав
,
поставив
на
первое
место
те
из
них
,
которые
связаны
непосредственно
с
личностью
человека
.
Важным
конституционным
положением
является
закрепление
неотчуждаемости
прав
и
свобод
от
человека
и
принадлежность
их
каждому
от
рождения
.
Провозглашая
равенство
всех
перед
законом
,
гарантируя
равенство
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
,
независимо
от
пола
,
расы
,
национальности
,
происхождения
и
62
других
обстоятельств
(
ст
. 19),
Конституция
гарантирует
и
контроль
за
их
реализацией
.
Важен
и
закрепляемый
Конституцией
и
имеющий
также
всеобщий
характер
принцип
,
гласящий
,
что
"
осуществление
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
не
должно
нарушать
права
и
свободы
других
лиц
" (
ст
.
17).
4.
К
принципам
,
определяющим
положение
Российской
Федерации
в
мировом
сообществе
,
относятся
нормы
,
закрепленные
в
ст
.
ст
. 4, 13, 15.
Россия
строит
свою
внешнюю
политику
,
отношения
с
мировым
сообществом
,
исходя
из
принципа
невмешательства
в
дела
других
государств
,
мирного
сосуществования
с
другими
государствами
и
одновременно
целостности
и
неприкосновенности
своей
территории
и
самостоятельного
решения
своих
внутренних
проблем
.
В
России
запрещены
партии
,
выступающие
за
нарушение
целостности
Российской
Федерации
,
разжигающие
расовую
и
национальную
рознь
как
внутри
государства
,
так
и
по
отношению
к
народам
других
стран
.
Важное
значение
для
конституционного
права
Российской
Федерации
имеют
международные
договоры
:
-
заключенные
с
соседними
странами
об
урегулировании
государственных
границ
;
-
об
обоюдном
признании
двойного
гражданства
(
например
с
государством
Израиль
);
- (
двусторонние
)
о
признании
за
гражданами
обоих
государств
на
их
территории
общечеловеческих
прав
и
свобод
.
Россия
считает
составной
частью
своей
правовой
системы
общепризнанные
принципы
и
нормы
международного
права
и
международные
договоры
,
заключенные
ею
с
другими
странами
.
В
ст
. 15
Конституции
РФ
записан
принцип
,
по
которому
за
нормами
международного
договора
,
подписанного
и
ратифицированного
Россией
,
признается
приоритет
перед
внутренними
законами
,
если
их
правила
расходятся
.
4.4.
Правовой
статус
человека
и
гражданина
.
Институт
гражданства
.
Под
правовым
(
конституционным
)
статусом
личности
понимается
совокупность
юридических
норм
,
которые
закрепляют
права
,
свободы
и
обязанности
личности
(
гражданина
,
иностранца
,
лица
без
гражданства
)
по
отношению
к
обществу
,
государству
и
другим
физическим
лицам
и
одновременно
права
и
обязанности
последних
в
отношении
данной
личности
.
Правовой
статус
выражает
легальные
пределы
свободы
личности
,
объем
ее
прав
,
законных
интересов
и
обязанностей
.
Он
устанавливается
государством
в
нормах
Конституции
,
законов
и
подзаконных
актов
.
В
Российской
Федерации
этому
вопросу
посвящены
ст
.
ст
. 2, 3, 6, 7,
вся
гл
. 2,
отдельные
нормы
гл
. 4, 5, 7, 8
Конституции
.
63
Важные
моменты
правового
статуса
личности
закрепляются
в
Федеральных
конституционных
Законах
:
- «
О
Конституционном
суде
Российской
Федерации
» (1994
г
.);
- «
О
референдуме
в
Российской
Федерации
» (1995
г
.);
- «
Об
уполномоченном
по
правам
человека
в
Российской
Федерации
» (1997
г
.);
в
законах
:
- «
О
гражданстве
Российской
Федерации
» (2002
г
.);
- «
О
праве
граждан
Российской
Федерации
на
свободу
передвижения
,
выбор
места
пребывания
и
жительства
в
пределах
Российской
Федерации
» (1995
г
.);
- «
Об
основных
гарантиях
избирательных
прав
и
права
на
участие
в
референдуме
граждан
Российской
Федерации
» (2002
г
.);
а
также
многих
других
федеральных
законах
и
подзаконных
актах
,
в
нормативных
актах
,
принимаемых
в
субъектах
Российской
Федерации
.
В
области
регулирования
правового
статуса
личности
действует
Федеральный
закон
«
О
правовом
положении
иностранных
граждан
в
Российской
Федерации
»,
вступивший
в
силу
1
ноября
2002
г
.
Кроме
того
,
регулируя
правовой
статус
человека
и
гражданина
,
Российская
Федерация
использует
общепризнанные
принципы
международного
права
и
международные
договоры
,
которые
стали
составной
частью
ее
правовой
системы
(
например
, «
Декларация
о
правах
человека
и
гражданина
» 1948
г
.,
договоры
с
некоторыми
странами
о
признании
двойного
гражданства
).
Роль
права
,
в
первую
очередь
,
проявляется
именно
в
том
,
что
оно
своими
нормами
поддерживает
исторически
обусловленное
место
индивида
(
личности
),
хотя
следует
помнить
,
что
правовой
статус
человека
и
гражданина
в
огромной
мере
определяется
:
-
социально
-
экономическим
положением
государства
;
-
степенью
развитости
и
демократичности
политического
режима
;
-
нравственными
и
иными
условиями
жизни
общества
.
Закрепляя
необходимый
,
прежде
всего
с
точки
зрения
государства
и
общества
,
комплекс
прав
и
обязанностей
,
а
также
меру
юридической
свободы
личности
,
право
предусматривает
гарантии
их
осуществления
,
способы
защиты
со
стороны
государства
,
формы
ответственности
за
нарушения
прав
и
свобод
физических
лиц
,
в
том
числе
,
и
в
первую
очередь
,
государственных
органов
,
обязанных
защищать
законные
интересы
человека
и
гражданина
.
Право
не
допускает
дискриминации
в
пользовании
правами
и
свободами
по
не
признаваемым
законом
основаниям
.
Прежде
всего
,
государство
признает
данного
человека
субъектом
действующего
в
стране
права
.
Для
демократического
государства
,
каким
провозгласила
себя
Россия
,
характерно
признание
субъектом
права
любого
физического
лица
,
находящегося
на
его
территории
.
Однако
,
в
зависимости
от
того
,
является
ли
это
лицо
гражданином
,
иностранцем
или
лицом
без
гражданства
,
определяется
характер
,
устойчивость
,
объем
прав
,
свобод
и
64
обязанностей
данной
личности
,
основы
ее
отношения
с
обществом
и
государством
.
Правовое
положение
(
статус
)
человека
и
гражданина
в
полном
объеме
устанавливается
и
регулируется
совокупностью
норм
всех
отраслей
права
,
однако
каждая
из
этих
отраслей
(
кроме
конституционного
права
)
закрепляет
права
и
обязанности
индивида
только
в
определенной
сфере
общественных
отношений
(
семейных
,
трудовых
,
имущественных
и
т
.
д
.).
Нормы
конституционного
права
закрепляют
и
регулируют
не
все
,
а
наиболее
важные
права
и
обязанности
личности
,
составляющие
основы
ее
правового
статуса
(
ст
. 64
Конституции
).
Без
конституционных
прав
,
свобод
и
обязанностей
не
может
быть
полного
правового
статуса
гражданина
и
человека
.
-
Конституционные
права
,
свободы
и
обязанности
носят
всеобщий
характер
,
они
присущи
всем
гражданам
-
членам
общества
,
независимо
от
частного
индивидуального
положения
.
Что
касается
иностранцев
,
лиц
без
гражданства
,
то
их
права
,
естественно
,
более
узкие
,
особенно
в
области
политической
жизни
данного
общества
,
государства
.
Конституция
,
закрепляя
права
и
обязанности
за
человеком
и
гражданином
,
ряд
соответствующих
норм
относит
только
к
гражданину
.
-
Конституционные
права
,
свободы
и
обязанности
предоставляются
гражданам
(
так
же
как
и
иностранцам
и
лицам
без
гражданства
)
на
равном
основании
,
независимо
от
пола
,
расы
,
национальности
,
религии
,
служебного
и
материального
положения
.
Они
носят
стабильный
характер
.
Недаром
нормы
гл
. 2
Конституции
РФ
не
подлежат
изменению
ни
со
стороны
Парламента
,
ни
со
стороны
Президента
РФ
.
-
Конституционные
(
основные
)
права
,
свободы
и
обязанности
неотделимы
от
личности
,
многие
из
них
принадлежат
человеку
от
рождения
и
выражают
всю
систему
взаимоотношений
человека
и
государства
.
Конституционный
статус
личности
проникнут
наиболее
общими
принципами
(
всеобщность
,
равноправие
,
неотъемлемость
,
гарантированность
)
и
должен
учитываться
при
закреплении
и
реализации
определенных
прав
и
свобод
другими
отраслями
права
.
Сама
Конституция
подчеркивает
роль
и
значение
норм
,
закрепляющих
правовой
статус
человека
и
гражданина
,
и
тем
,
что
они
входят
как
часть
в
основы
конституционного
строя
(
а
большинство
норм
входят
в
гл
. 2),
и
тем
,
что
нормы
Конституции
,
закрепляющие
порядок
формирования
и
принципы
деятельности
органов
государственной
власти
и
местного
самоуправления
,
не
могут
нарушать
основы
правового
статуса
человека
и
гражданина
.
Конституционный
статус
является
основой
индивидуального
статуса
человека
,
который
не
постоянен
и
зависит
от
профессии
,
общественного
,
семейного
и
иного
положения
каждого
конкретного
человека
.
Индивидуальный
статус
не
может
противоречить
конституционному
,
отменять
или
изменять
предоставленные
Конституцией
права
,
свободы
и
65
обязанности
.
Именно
поэтому
конституционный
статус
называется
основным
и
базовым
,
он
создает
основу
равных
возможностей
.
Важнейшей
юридической
предпосылкой
наиболее
полного
правового
положения
личности
является
его
принадлежность
к
гражданству
данного
государства
.
Это
один
из
основных
элементов
правового
статуса
личности
,
главное
условие
полной
правосубъектности
лица
.
Конституционно
-
правовой
институт
гражданства
есть
совокупность
юридических
норм
,
которые
закрепляют
устойчивую
юридическую
связь
человека
и
государства
.
Конституция
РФ
закрепляет
лишь
базовые
принципы
института
гражданства
,
детально
же
этот
конституционно
-
правовой
институт
регламентирован
в
Федеральном
законе
от
31. 05. 200
г
. «
О
гражданстве
РФ
»
(
далее
–
Закон
о
гражданстве
)
и
«
О
правовом
положении
иностранных
граждан
в
РФ
»
от
25. 07. 2002
г
.
В
соответствии
с
этими
нормами
состояние
гражданства
есть
устойчивая
правовая
связь
человека
с
государством
,
выражающаяся
в
совокупности
взаимных
прав
,
обязанностей
и
ответственности
,
основанная
на
признании
и
уважении
достоинства
,
основных
прав
и
свобод
человека
.
Для
России
как
федеративного
государства
очень
важен
принцип
единого
гражданства
.
На
какой
бы
территории
ни
проживали
его
граждане
,
они
,
прежде
всего
,
являются
гражданами
России
.
Важно
также
равенство
граждан
,
независимо
от
основания
его
приобретения
.
Гражданство
является
предпосылкой
наиболее
полного
содержания
право
-
и
дееспособности
личности
,
в
частности
их
политического
аспекта
.
Именно
гражданин
имеет
политическую
правоспособность
,
т
.
е
.
способность
быть
субъектом
данных
конституционно
-
правовых
отношений
,
обладать
всеми
правами
и
нести
все
обязанности
,
предусмотренные
нормами
конституционного
права
.
Это
совокупность
возможностей
,
предоставленных
государством
гражданину
.
Политическая
дееспособность
,
как
реализация
этих
возможностей
,
представляет
способность
гражданина
своими
действиями
вызвать
юридические
последствия
,
предусмотренные
нормами
конституционного
права
.
Институт
гражданства
Российской
Федерации
строится
на
соблюдении
международных
принципов
правового
положения
личности
,
например
,
права
человека
на
гражданство
;
запрета
на
лишение
его
гражданства
;
признания
права
на
изменение
гражданства
,
а
в
некоторых
случаях
права
на
двойное
гражданство
(
бипатриды
);
запрета
выдачи
своего
гражданина
другому
государству
,
кроме
как
на
основании
закона
или
международного
договора
;
равенства
прав
гражданина
,
независимо
от
способов
приобретения
гражданства
.
Заключение
или
расторжение
брака
не
влечет
за
собой
обязательного
изменения
гражданства
.
Способы
приобретения
и
утраты
гражданства
регламентированы
Федеральным
законом
о
гражданстве
Российской
Федерации
,
а
оформление