ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1863
Скачиваний: 1
31
мерами
принудительного
воздействия
.
За
ней
стоят
сила
и
авторитет
государства
.
Правовая
норма
не
только
обязывает
,
но
и
предоставляет
права
.
Наделяя
личность
или
иных
субъектов
права
правомочиями
,
она
остается
велением
в
том
смысле
,
что
такие
правомочия
провозглашаются
государством
,
охраняются
и
обеспечиваются
специальными
мерами
правового
воздействия
.
Кроме
того
,
любому
правомочию
соответствует
властное
указание
по
отношению
к
другим
лицам
и
органам
обеспечить
своими
действиями
(
либо
,
наоборот
,
воздержанием
от
них
)
осуществление
такого
правомочия
.
Юридическая
норма
-
это
правило
общего
характера
.
Она
рассчитана
не
на
какой
-
либо
конкретный
случай
или
обстоятельство
,
а
на
тот
или
иной
вид
случаев
,
обстоятельств
и
тем
самым
на
определенную
категорию
общественных
отношений
(
правила
заключения
гражданско
-
правового
договора
,
процедура
разрешения
хозяйственного
спора
,
порядок
приема
на
работу
и
т
.
д
.).
В
ней
даются
общие
,
типичные
варианты
поведения
людей
,
которые
наиболее
полно
и
последовательно
отвечают
интересам
социальных
слоев
,
осуществляющих
руководство
в
обществе
.
Общий
характер
правовой
нормы
означает
:
-
во
-
первых
,
что
она
рассчитана
на
свое
осуществление
всякий
раз
,
когда
налицо
обстоятельства
,
предусмотренные
данной
нормой
,
что
она
не
прекращает
свое
действие
после
однократного
применения
,
а
действует
постоянно
и
непрерывно
.
Например
,
под
действие
норм
Уголовного
кодекса
подпадают
как
все
уже
совершенные
преступления
определенного
вида
,
так
и
возможные
в
будущем
деяния
,
соответствующие
признакам
той
или
иной
нормы
;
-
во
-
вторых
,
общий
характер
нормы
характеризуется
персональной
неконкретностью
адресатов
-
она
распространяет
свое
действие
не
на
индивидуально
-
определенных
,
а
на
любых
лиц
,
которые
вступают
или
могут
вступать
в
правоотношения
на
ее
основе
,
адресована
,
как
правило
,
кругу
лиц
,
определяемых
общими
признаками
(
граждане
,
депутаты
парламента
,
пенсионеры
,
фирмы
и
т
.
д
.).
Именно
в
силу
этих
свойств
правовая
норма
выступает
единым
масштабом
,
мерой
человеческого
поведения
.
В
отличие
от
нормы
права
так
называемый
индивидуальный
правовой
акт
(
например
,
решение
арбитражного
суда
по
конкретному
делу
,
договор
дарения
),
основываясь
на
норме
,
разрешает
тот
или
иной
конкретный
случай
,
имеет
разовое
значение
,
касается
индивидуально
-
определенных
лиц
или
иных
субъектов
права
.
Так
,
если
установленный
трудовым
законодательством
общий
порядок
приема
на
работу
представляет
собой
норму
,
то
приказ
директора
предприятия
о
приеме
на
работу
гражданина
есть
индивидуальный
акт
.
По
отношению
к
одному
лицу
правовая
норма
-
правило
поведения
обычно
выступает
в
форме
требования
совершить
определенное
положительное
действие
(
позитивная
обязанность
),
запрещения
тех
или
иных
32
поступков
(
негативная
обязанность
)
либо
предоставления
возможности
вести
себя
соответствующим
образом
(
правомочие
).
Однако
любая
такая
норма
касается
,
по
крайней
мере
,
двух
субъектов
уже
в
силу
того
,
что
она
регулирует
общественное
отношение
,
в
котором
предполагается
наличие
как
минимум
двух
сторон
.
При
этом
она
устанавливает
для
одной
стороны
должное
поведение
,
охраняемое
принудительной
силой
государства
,
а
для
другой
-
гарантированное
государством
возможное
поведение
,
для
одной
стороны
-
обязанность
,
а
для
другой
-
правомочие
.
В
этом
и
заключается
двусторонний
,
предоставительно
-
обязывающий
характер
правовой
нормы
.
Внутреннее
строение
правовых
норм
,
их
деление
на
составные
части
и
связь
этих
частей
между
собой
составляют
их
структуру
.
В
структуре
нормы
права
выделяют
:
гипотезу
-
указание
на
условия
,
при
наличии
которых
норма
должна
осуществляться
;
диспозицию
-
определение
самого
правила
поведения
(
юридической
обязанности
либо
правомочия
);
санкцию
-
меры
принуждения
,
применяемые
при
нарушении
предписаний
диспозиции
.
Классификация
норм
права
на
виды
производится
по
различным
основаниям
:
1.
По
отраслям
права
нормы
права
делятся
на
:
нормы
конституционного
права
;
нормы
административного
права
;
нормы
уголовного
права
и
т
.
п
.
2.
Выделяют
также
:
нормы
материального
права
,
которые
определяют
содержание
прав
и
обязанностей
;
процессуальные
нормы
права
,
которые
регулируют
порядок
,
процедуру
реализации
первой
группы
норм
.
3.
Как
уже
указывалось
,
нормы
права
могут
быть
:
позитивного
регулирования
;
правоохранительные
.
4.
По
степени
точности
и
определенности
указанных
в
гипотезе
фактических
обстоятельств
случая
нормы
права
делятся
на
:
определенные
;
относительно
-
определенные
.
В
норме
с
определенной
гипотезой
условия
ее
реализации
настолько
ясны
и
очевидны
,
что
в
каждом
случае
применения
нормы
достаточно
лишь
констатировать
их
наличие
(
достижение
определенного
возраста
и
наличие
трудового
стажа
для
получения
пенсии
).
В
норме
с
относительно
-
определенной
гипотезой
наличие
или
отсутствие
условий
реализации
нормы
не
является
для
всех
очевидным
и
определяется
в
каждом
конкретном
случае
компетентным
органом
.
Здесь
недостаточны
только
простая
констатация
и
проверка
таких
условий
,
а
нужно
их
официальное
установление
(
например
,
крайняя
незначительность
нарушения
должником
обеспеченного
залогом
обязательства
,
а
также
явная
несоразмерность
требования
залогодержателя
и
стоимости
заложенного
имущества
-
ч
. 2
ст
.
348
ГК
РФ
,
существенное
нарушение
договора
-
ч
. 2
ст
. 450
ГК
РФ
).
5.
По
степени
определенности
диспозиций
нормы
права
делятся
на
:
абсолютно
-
определенные
;
относительно
-
определенные
;
бланкетные
.
Нормы
с
абсолютно
-
определенной
диспозицией
точно
и
исчерпывающе
определяют
права
и
обязанности
сторон
.
Например
,
ст
. 7
Закона
о
государственных
пенсиях
устанавливает
,
что
пенсии
не
подлежат
обложению
налогами
.
Нормы
с
относительно
-
определенной
диспозицией
,
устанавливая
права
и
33
обязанности
субъектов
,
дают
им
возможность
при
этом
уточнять
их
в
каждом
конкретном
случае
,
в
пределах
нормы
проявлять
инициативу
,
самодеятельность
заинтересованных
лиц
и
органов
.
Примером
такой
нормы
может
служить
ч
. 1
ст
. 404
ГК
РФ
,
устанавливающая
,
что
,
если
неисполнение
или
ненадлежащее
исполнение
обязательства
произошло
по
вине
обеих
сторон
,
суд
соответственно
уменьшает
размер
ответственности
должника
.
Бланкетная
норма
называет
в
общей
форме
,
какие
правила
необходимо
исполнять
.
Конкретное
содержание
этих
правил
дается
в
специальных
нормативных
актах
отдельно
от
данной
нормы
.
Такой
нормой
является
,
например
,
ч
. 1
ст
. 217
УК
РФ
,
устанавливающая
ответственность
за
нарушение
правил
безопасности
на
взрывоопасных
объектах
или
во
взрывоопасных
цехах
,
если
это
могло
повлечь
смерть
человека
или
иные
тяжкие
последствия
.
Бланкетные
нормы
обычно
содержат
ссылки
на
правила
техники
безопасности
,
ГОСТы
,
нормы
естественной
убыли
и
иные
правила
,
подвергающиеся
достаточно
оперативному
обновлению
.
6.
По
степени
определенности
санкций
правоохранительные
нормы
,
содержащие
юридические
санкции
,
делят
на
:
нормы
с
абсолютно
-
определенными
санкциями
.
Они
точно
указывают
,
какую
меру
воздействия
должен
применить
орган
государства
к
правонарушителю
(
выговор
,
лишение
воинского
звания
,
принудительное
взыскание
долга
и
др
.);
нормы
с
относительно
-
определенными
санкциями
.
Они
допускают
пределы
применения
государственными
органами
различных
мер
правового
воздействия
с
учетом
тяжести
совершенного
проступка
(
преступления
),
личности
правонарушителя
и
других
обстоятельств
дела
.
Они
либо
содержат
указание
на
минимум
и
максимум
наказания
,
взыскания
(
например
от
трех
до
пяти
лет
лишения
свободы
),
либо
(
а
также
наряду
с
этим
)
указывают
на
несколько
видов
наказания
,
взыскания
,
одно
из
которых
может
быть
применено
к
правонарушителю
(
например
лишение
свободы
или
исправительные
работы
).
Последний
вид
относительно
-
определенной
санкции
нередко
называют
альтернативной
санкцией
.
Существуют
также
так
называемые
кумулятивные
санкции
,
которые
допускают
(
или
обязывают
)
применение
к
правонарушителям
,
кроме
основного
,
также
дополнительного
наказания
,
взыскания
(
исправительные
работы
с
возложением
обязанности
загладить
причиненный
ущерб
,
штраф
с
конфискацией
имущества
и
т
.
п
.).
7.
В
правовой
системе
также
выделяют
:
нормы
основного
регулирующего
действия
,
которые
устанавливают
новые
самостоятельные
правила
и
непосредственно
направлены
на
регулирование
общественных
отношений
;
нормы
вспомогательного
действия
,
предусматривающие
отмену
ранее
действовавших
норм
,
их
изменение
,
дополнение
,
распространение
,
утверждение
нового
акта
.
8.
По
действию
в
пространстве
нормы
делятся
на
:
нормы
общего
действия
,
действующие
на
всей
территории
,
на
которую
распространяется
компетенция
органа
,
издавшего
данную
норму
;
нормы
местного
действия
,
которые
распространяют
свою
силу
на
определенную
указанную
в
самом
акте
34
местность
(
например
,
на
районы
Крайнего
Севера
,
территорию
Чернобыльской
катастрофы
и
т
.
д
.).
9.
По
действию
во
времени
различаются
:
нормы
постоянного
действия
;
временные
,
вступающие
в
действие
автоматически
или
в
определенный
,
указанный
в
акте
срок
;
нормы
,
имеющие
обратную
силу
и
не
имеющие
таковой
.
10.
По
действию
норм
права
по
лицам
они
разделяются
на
:
общие
(
касаются
всех
граждан
или
всех
органов
и
организаций
,
юридических
лиц
);
специальные
,
распространяющие
свое
действие
на
четко
очерченный
круг
лиц
,
органов
,
организаций
(
например
,
на
военнослужащих
,
пенсионеров
,
органы
Министерства
финансов
и
т
.
п
.);
исключительные
,
исключающие
конкретный
вид
субъектов
из
общего
регулирования
(
дипломатический
иммунитет
для
полномочных
представителей
других
государств
);
нормы
,
касающиеся
конкретного
субъекта
права
(
например
,
Верховного
суда
РФ
,
Генерального
прокурора
РФ
и
т
.
д
.).
11.
Нормы
права
также
делятся
на
:
управомочивающие
,
которые
определяют
правомочия
граждан
и
других
участников
общественных
отношений
,
установленные
в
законе
возможности
действовать
определенным
образом
;
обязывающие
,
которые
возлагают
на
субъектов
права
обязанности
совершать
какие
-
то
положительные
действия
.
Это
предусмотренная
законом
необходимость
активного
поведения
;
запрещающие
,
которые
устанавливают
обязанность
воздерживаться
от
недозволенных
действий
,
не
совершать
поступки
,
которые
вредны
обществу
.
12.
Наконец
,
в
системе
права
выделяют
:
диспозитивные
нормы
,
под
которыми
обычно
понимаются
правила
,
дающие
сторонам
регулируемого
отношения
возможность
самим
определять
путем
заключения
договора
права
и
обязанности
.
Если
же
стороны
не
определили
их
,
то
такая
норма
восполняет
пробелы
в
волеизъявлении
сторон
.
Так
,
ч
. 1
ст
. 134
ГК
РФ
определяет
,
что
действие
сделки
,
заключенной
по
поводу
сложной
вещи
,
распространяется
на
все
ее
составные
части
,
если
договором
не
предусмотрено
иное
.
Диспозитивные
(
восполнительные
)
нормы
,
характерны
,
в
первую
очередь
,
для
гражданского
права
;
императивные
(
категорические
)
нормы
,
которые
представляют
собой
повелительные
,
строго
обязательные
предписания
.
3.3.
Источники
права
Источники
права
-
это
действующие
в
государстве
официальные
документы
,
устанавливающие
или
санкционирующие
нормы
права
;
внешние
формы
выражения
правотворческой
деятельности
государства
,
с
помощью
которой
воля
законодателя
становится
обязательной
для
исполнения
.
В
истории
развития
права
различают
несколько
видов
источников
права
,
причем
их
значение
в
каждом
типе
права
неодинаково
.
35
1.
Правовой
обычай
-
это
правило
поведения
,
которое
сложилось
исторически
в
силу
постоянной
повторяемости
в
течение
длительного
времени
и
санкционировано
государством
в
качестве
общеобязательного
правила
.
В
период
становления
права
преобладающее
значение
имел
правовой
обычай
.
Обычное
право
было
основным
источником
права
на
ранних
этапах
развития
рабовладельческого
и
феодального
права
.
В
современных
государствах
правовой
обычай
применяется
довольно
редко
.
Так
,
ст
. 5
ГК
РФ
признает
в
качестве
источника
гражданского
права
обычай
делового
оборота
,
т
.
е
.
сложившееся
и
широко
применяемое
в
какой
-
либо
области
предпринимательской
деятельности
правило
поведения
,
не
предусмотренное
законодательством
,
независимо
от
того
,
зафиксировано
ли
оно
в
каком
-
либо
документе
.
2.
Судебный
прецедент
-
это
решение
суда
(
обычно
это
высшая
судебная
инстанция
в
стране
)
по
конкретному
делу
,
которое
затем
становится
образцом
,
обязательным
правилом
для
решения
аналогичных
дел
в
будущем
.
В
настоящее
время
такой
источник
широко
используется
в
англосаксонских
странах
(
например
«
общее
право
»
Англии
).
Прецедентное
право
чрезвычайно
громоздко
,
запутанно
и
противоречиво
,
позволяет
суду
осуществлять
правотворческие
функции
как
в
случае
отсутствия
соответствующего
закона
,
так
и
при
его
наличии
.
3.
Нормативный
договор
-
это
соглашение
между
различными
субъектами
права
,
в
которых
содержатся
нормы
права
.
Он
является
одним
из
основных
источников
международного
права
.
В
ряде
случаев
нормативный
договор
используется
во
внутригосударственном
праве
(
Федеративный
договор
о
создании
Российской
Федерации
,
договоры
между
Российской
Федерацией
и
отдельными
ее
субъектами
,
коллективные
договоры
между
администрацией
предприятия
и
трудовым
коллективом
и
др
.).
4.
Религиозные
тексты
-
это
священные
книги
и
сборники
,
которые
непосредственно
применяются
в
судебной
и
иной
юридической
практике
.
Этот
источник
применяется
,
в
первую
очередь
,
в
мусульманском
праве
(
Коран
-
собрание
поучений
и
заповедей
Аллаха
,
Сунна
-
жизнеописание
пророка
Мухаммеда
).
5.
Доктринальные
тексты
-
это
мнения
,
идеи
и
доктрины
выдающихся
ученых
-
юристов
.
В
римском
праве
работы
некоторых
известных
юристов
(
например
Ульпиана
)
зачастую
составляли
основу
решения
юридических
дел
.
Судьи
в
англоязычных
странах
нередко
основывают
свои
решения
на
трудах
английских
ученых
.
В
мусульманских
странах
созданные
в
XII-XIV
в
.
труды
арабских
юристов
,
знатоков
ислама
(
иджма
)
имеют
официальное
юридическое
значение
.
6.
Общие
принципы
права
-
это
руководящие
,
принципиальные
положения
,
исходные
начала
всего
права
в
целом
либо
определенной
его
отрасли
.
В
соответствии
с
законодательством
ряда
западных
государств
,
при
отсутствии
конкретной
нормы
,
прецедента
или
правового
обычая
,
возможно
при
решении
юридических
дел
ссылаться
на
принципы
справедливости
,