Файл: Исследовательская часть и техникоэкономическое обоснование задания на проектирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными причинами возникновения пожаров являются: нарушение пра­вил применения и эксплуатации приборов и оборудования с низкой противопо­жарной защитой, самовозгорание от неправильного хранения смазочных и обти­рочных материалов, наличие статического электричества, неосторожное обраще­ние с огнем, неудовлетворительный надзор за пожарными устройствами и производственным оборудованием.

Пожарная безопасность предусматривает:

  • хранение, транспортирование и содержание на рабочих местах огнеопас­ных жидкостей и растворов только в специальных закрытых емкостях;

  • при ремонте баков или емкостей из-под горючих материалов необходимо предварительно очистить, промыть и пропарить;

  • запрещается курение в не отведенных специально для этого местах;

  • в окрасочном цехе все процессы, связанные с подготовкой смесей, приго­товлением лаков и красок, разбавлением растворителей, мойкой пистолетов, краскоприготовительных и красконагнетательных бачков выполняют в специаль­но вентилирующихся помещениях;

  • помещения, где производятся кузовные работы, где осуществляют сварку и другие пожароопасные работы, надежно изолируют от окрасочного цеха;

  • в помещениях, где производятся работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей не разрешается хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов, разлитое масло и топливо убирают с помощью песка, ис­пользованные обтирочные материалы собирают и складывают в специальные ме­таллические ящики с крышками, а после окончания смены выносят в отведенное и безопасное в пожарном отношении место;

  • хранение отработанных масел организуется в подземных цистернах или подвальных помещениях;

  • спецодежда работников окрасочного цеха хранится в индивидуальных ме­таллических гардеробных шкафах;

  • для немедленной эвакуации людей и имущества, а также для обеспечения работ по тушению пожара категорически запрещается: заграждать территорию, проходы, проезды, запасные ворота, подъездные пути к пожарным кранам водо­провода, к местам пожарного инвентаря и оборудования;

  • на станции технического обслуживания обязательно должны находиться средства для ликвидации небольших возгораний: кошма, песок, асбестовые по­крывала, вода, ведра и другой пожарный инструмент.

  • Все помещения станции технического обслуживания классифицируется по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии со СНИП 11-9-81.

  • Технологическое оборудование, аппараты и трубопроводы, в которых нахо­дятся вещества, выделяющие взрывопожароопасные пары, газы и пыль, должны быть герметичными. Горячие поверхности трубопроводов в помещениях, где они вызывают опасность воспламенения материалов или взрыва газов, паров жидко­стей или пыли изолируются негорючими материалами для снижения температуры поверхности до безопасной величины.

  • Для контроля за состоянием воздушной среды в производственных и склад­ских помещениях, где применяются, производятся или хранятся вещества и мате­риалы, способные образовывать взрывоопасные концентрации газов и паров, должны устанавливаться автоматические газоанализаторы. В случае отсутствия серийно выпускаемых газоанализаторов должен осуществляться периодический лабораторный анализ воздушной среды.

  • Расстановка технологического оборудования в подразделениях производит­ся в соответствии с проектной документацией, с учетом требований технологии и обеспечения пожарной взрывной безопасности. Размещение оборудования и про­кладка трубопроводов не должны снижать герметичность и пределы огнестойко­сти противопожарных преград.

  • Пожарная безопасность при проведении технического обслуживания авто­мобилей.

  • На постах ТО и ТР запрещается мыть агрегаты и детали легковоспламе­няющимися и горючими жидкостями и хранить слитое топливо.

  • При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, а также ремонтом топливных проводов, через которые может произойти вытекание топ­лива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива.


Слив топлива должен производиться в местах, исключающих возможность его загорания. Во избежание искрообразования при переливании бензина к

  • отверстию сливной трубы следует прикреплять латунную цепочку и опускать ее до дна наполняемого сосуда. Перед ремонтом бензобак необходимо промыть и пропарить до полного удаления паров бензина. Перед обслуживанием или ремон­том легкового автомобиля на опрокидывателе необходимо слить топливо из топ­ливного бака и плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя.

Для подтягивания гаек газобаллонной аппаратуры необходимо предвари­тельно закрыть все вентили газовых коммуникаций. При обслуживании и ремонте газовой аппаратуры следует проявлять особую осторожность, не допуская искро-образования. Ударные нагрузки при указанных работах запрещаются. Перед проверкой (регулировкой) приборов электрооборудования на газобаллонном ав­томобиле необходимо плотно закрыть все вентили и тщательно проветрить под­капотное пространство. Регулировать системы питания и зажигания газобаллон­ных автомобилей, а также проверять на герметичность и ремонтировать газовую аппаратуру разрешается только в хорошо проветриваемом помещении при вклю­ченной приточно-вытяжной вентиляции. Проверять газовую аппаратуру на герме­тичность следует по правилам Госгортехнадзора сжатым воздухом или азотом под руководством специально выделенного лица из числа специалистов.

Электрическая безопасность.

Широкое использование электрической энергии обязывает руководство ав­тотранспортных предприятий уделять больше внимания борьбе с электротравма­тизмом. Большая опасность электрического тока для здоровья и жизни людей обусловлена тем, что проходящий ток не виден человеком и зачастую не воспринимается им, как источник непосредственной опасности. Поэтому строго соблюдаются правила техники безопасности, изучаются основы электротехники рабочими, кто, так или иначе, связан с электрическими установками - это факто­ры, резко снижающие число несчастных случаев на производстве.

Электроток, проходя через тело человека, оказывает термическое, электро­литическое и биологическое воздействия на различные системы организма. Из всех видов поражения электротоком наибольшую опасность представляют ­ элек­трические удары. Характерные признаки электрического удара - появление у человека судорог и столбняка, потеря сознания, прекращение или ослабление дея­тельности органов дыхания и кровообращения.



На степень поражения электрическим током влияют: сила электрического тока, протекающего через тело человека; род, частота и продолжительность воз­действия тока; путь тока и индивидуальные свойства организма человека.

Поражение электрическим током работников станции технического обслу­живания зависит от производственной обстановки и технологического процесса. Влага, пары кислот и щелочей, высокая температура разрушают изоляцию элек­трооборудования тем, самым увеличивая опасность поражения электрическим то­ком. Также к несчастным случаем может привести использование неисправных ручных электрифицированных инструментов, неисправных рубильников, предо­хранителей, электропроводки.

К числу защитных приспособлений используемых на станциях техническо­го обслуживания относятся: ограждения и блокировки, средства изолирования от земли, предохранительные устройства и средства индивидуальной защиты.

Безопасность работ при обращении с электроинструментом и электроуста­новками обеспечивается применением защитного заземления, блокирующего от­ключения, использованием низкого напряжения.

При осмотре автомобиля следует использовать переносную электрическую лампу напряжением не выше 36В, а при работе в осмотровой канаве не выше 12В. Применение переносных ламп напряжением 127-220В запрещено.

Так как на станциях технического обслуживания автомобилей с каждым го­дом используется все больше различных электрифицированных инструментов, которые подключаются в сеть с напряжением 220В, работать с ними можно, толь­ко если они имеют защитное заземление нейтралью или штепсельное соединение с заземляющим контактом.

При поражении работника электрическим током, необходимо немедленно освободить его источника тока, сделать искусственное дыхание и вызвать врачеб­ную помощь.

К защитным средствам, применяемым на станциях, относятся:

изолирующие подставки, резиновые коврики, диэлектрические боты, галоши, ре­зиновые перчатки, а также инструмент с изолирующими ручками. Все средства индивидуальной защиты в установленные сроки проходят испытания и только по­сле этого могут применяться в работе.

Для обеспечения необходимого уровня электробезопасности установлены защитные приспособления, такие как ограждения и блоки, средства для изолиро­вания от земли, предохранительные средства.


Ограждения служат для предупреждения случайного прикосновения к на­ходящимся под напряжением неизолированным частям электротехнических уста­новок, расположенным ниже 2,5 м. от пола. При эксплуатации установок с высо­ким напряжением ограждают все без исключения открытые и изолированные час­ти, находящиеся под напряжением. Для ограждения используют решетки или сплошные щиты. В некоторых случаях части, опасные для прикосновения, поме­щают в ящики, шкафы и т. п. Все ограждения закрыты на замок либо имеют бло­кировку.

На участке текущего ремонта применяются блокировки электромеханиче­ского типа. Изолирующие защитные средства предназначены для защиты рабо­тающих от поражений электрическим током путем изоляции их от частей, нахо­дящихся под напряжением. В качестве таких средств по зоне ТР применены штан­ги и клещи с изолированными ручками, диэлектрические перчатки и основной инструмент электромонтеров с изолированными рукоятками.

Рассмотрим влияние автомобильного транспорта и предприятий автомо­бильного сервиса на окружающую среду.

Проблема охраны окружающей среды и рационального использования при­родных ресурсов является одной из наиболее актуальных среди глобальных об­щечеловеческих проблем.

Определенную долю в загрязнение окружающей среды вносят и СТО, в осо­бенно эксплуатируемые ими автомобили. Автомобильный транспорт отравляет вредными выбросами выхлопных газов воздух, загрязняет территории топливно-смазочными материалами, является источником повышенного шума и

электромагнитных излучений. Также под территории расположения СТО потреб­ляются значительные земельные ресурсы. Общая картина загрязнения окружаю­щей среды автомобильным транспортом в настоящее время, по мнению многих экспертов, удручающая и продолжает ухудшаться.

Уровень выбросов в атмосферу вредных веществ автомобильным транспор­том составляет 35-40% из всех загрязнений, что составляет около 22 млн. т в год.

Основная причина загрязнений воздушной среды - отработавшие газы ав­томобильных двигателей, содержащие более 200 наименований вредных веществ и соединений (окись углерода, оксиды азота, углеводороды, двуокись серы, свин­цовые соединения и т.д.) можно привести наглядный пример: только один ис­правный грузовой автомобиль с карбюраторным двигателем в течение года вы­брасывает в атмосферу до 8-10 тонн окиси углерода. Автомобильный транспорт, использующий этилированный бензин, ежегодно выбрасывает более 4000 тонн вредных для здоровья человека соединений свинца.


Отравляется не только воздушная среда, но и водные ресурсы. Основные загрязнения - нефтепродукты, тетраэтилсвинец, органические растворители и гальванические сбросы, грязевые отложения, продукты коррозии и т.п. АТП сбра­сывают в водоемы более 3,4 млн. мЗ неочищенных сточных вод.

Автомобильный транспорт - основной источник городского шума. Шум у 60% населения вызывает различные болезненные реакции.

Перечислим основные причины такого неблагоприятного положения. Пре­жде всего, неудовлетворительная организация технической эксплуатации под­вижного состава. Очень часто на СТО нарушается периодичность проведения технического обслуживания автомобилей, не в полном объеме выполняются рег­ламентные работы, недостаточный контроль за состоянием топливной аппарату­ры автомобилей, нерациональное использование эксплуатационных материалов и т.п.

Также недостаточен технический уровень автотранспортной техники. Зна­чительная часть новых автомобилей не соответствует современным требованиям по токсичности, и заводы-изготовители не дают гарантии соблюдения норм

токсичности в ходе эксплуатации. Медленными темпами решаются проблемы нейтрализации отработавших газов, дизелизации легковых автомобилей, приме­нение электронного управления системами зажигания и подачи топлива.

Недостаточен ассортимент и низкое качество автомобильного топлива и особенно смазочных материалов. При сгорании этилированных бензинов больше половины свинца выбрасывается в атмосферу с отработанными газами. Состав и качество топлива не соответствует современным требованиям, а порой и стандар­там. Остро стоит проблема переработки, сжигания и утилизации нефтяных отхо­дов и осадков из очистных сооружений. Поэтому, основной задачей, стоящей пе­ред СТО, является снижение количества вредных выбросов в атмосферу и усо­вершенствование очистных сооружений.

СТО должны обеспечить выполнение нормативов, ГОСТов на предельно допустимые концентрации вредных веществ в отработанных газах. Особое вни­мание надо уделить очистке сточных вод. Снижению токсичности и аэрозольных выбросов на всех стадиях ТО и ремонта подвижного состава.

На проектируемом предприятии для снижения вредного влияния подвижно­го состава на окружающую среду предлагается внедрить следующие мероприя­тия:

- своевременная и качественная регулировка системы питания двигателей и
выпуска отработавших газов путем внедрения дополнительного диагностического