Файл: Исследовательская часть и техникоэкономическое обоснование задания на проектирование.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ций. Для сборки кузовов после ремонта, в том числе установки узлов и деталей на кузов, применяют различные приспособления и наборы инструментов.
Электрокарбюраторный цех предназначен для обслуживания приборов электрооборудования автомобиля, неисправность которых не может быть устранена приТО непосредственно на автомобиле, а также для обслуживания карбюраторов, топливных насосов, отстойников, топливных и воздушных фильтров, топливопроводов и других приборов системы питания автомобилей, снятых с них на постах ТО и ТР.
Топливная аппаратура, требующая углубленной проверки, регулировки или ремонта, поступает в цех и с поста диагностирования. Приборы, детали и узлы системы питания, поступившие на участок, очищают от загрязнений, проверяют и ремонтируют на специализированном оборудовании. После этого отремонтированные карбюратор, топливный насос и другие детали испытывают на специализированных стендах. После испытания все приборы и детали системы питания устанавливают на автомобиль.
Затем осуществляют окончательную проверку качества ремонта и регулировку карбюратора на динамометрическом стенде для достижения минимальной токсичности отработавших газов и максимальной экономичности.
При текущем ремонте электрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельные узлы и детали, контроль и выявление дефектов узлов и деталей, замену мелких негодных деталей, зачистку и проточку коллектора, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов, сборку прибора и агрегата, испытание на специализированном стенде.
На участке текущего ремонта используется следующее оборудование: автоматическая воздухораздаточная колонка; верстак слесарный; домкрат гаражный гидравлический; комплект приборов (Элкон-Ш-102), Э-203; кран мостовой электрический однобалочный подвесной; ларь для обтирочных материалов; передвижная тележка; подъемник двухстоечный; установка для централизованной смазки; установка для ускоренной зарядки АКБ; устройство для слива отработанного масла; шкаф для инструментов; бак для технического мусора.
Вспомогательные работы включают: обслуживание и ремонт оборудования и инструментов, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтом автомобилей, перегон автомобилей внутри СТО и выдачу материальных ценностей, уборку производственных и служебно-бытовых помещений.
4 Охрана труда, пожарная и электрическая безопасность
Все работники станций технического обслуживания автомобилей, в том числе руководители, обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, руководитель СТО обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Это важно, во-первых, для того, чтобы снизить вероятность травматизма на работе по вине работника, лишний раз проверить - все ли оборудование и рабочие места соответствуют требованиям и травматизм по этой причине (т. е. по вине предприятия) исключен, во-вторых, избежать судебных исков в случае тяжелых травм у сотрудников или оплачивать долгосрочные больничные листы.
Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, руководитель СТО обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Охрана труда - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Основы законодательства о труде обязывают соблюдать правила и нормы по охране труда.
Главной задачей, проводимых мероприятий по охране труда на станции
технического обслуживания, является улучшение условий труда рабочих. Автомобиль является источником опасных факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека и окружающую среду. В совокупности с технологическим оборудованием он предъявляет повышенные требования к выполнению правил охраны труда работниками станции технического обслуживания.
В соответствии с правилами охраны труда, все вновь поступающие работники могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения инструктажей по охране труда. По характеру и времени проведения инструктажи делятся на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.
Большое внимание на станции технического обслуживания должно уделяться производственной санитарии. Обязательным условием санитарно-бытовых требований является наличие гардеробных, оборудованных специальными, индивидуальными шкафами, душевых, умывальников и туалетов, помещений для отдыха, комнаты для курения (которые должны находиться не далее 75 метров от рабочих мест). Прием пищи разрешается в специально предназначенных для этого помещениях. Все рабочие места должны находиться не далее 75 метров от питьевого водоснабжения.
Огромное значение для повышения производительности труда и сохранения здоровья работников имеет уменьшение вредного воздействия таких метеорологических условий в производственных помещениях, как температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха.
При выполнении тяжелой физической работы высокая температура воздуха оказывает неблагоприятное влияние на весь организм человека. Мероприятиями по борьбе с перегреванием и защитой от источников тепла является использование термоизоляционных материалов, механизация ручного труда, использование спецодежды, индивидуальных средств защиты, а также личная профилактика нарушений водно-солевого обмена.
Загрязнение производственных помещений вредными газами, парами, а также температуру воздуха, можно снизить применением различных систем
вентиляции.
По способу воздухообмена вентиляция может быть естественной и механической. Механическая вентиляция может быть: приточной, вытяжной и приточно-вытяжной. Помещения для окраски автомобилей оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6-8 кратный обмен воздуха за 1 час. Независимо от устройства принудительной вентиляции во всех помещениях предусматривается возможность естественного проветривания и местные отсосы.
Основными производственными выбросами токсичных веществ в воздухе окрасочного цеха являются пары и капельки краски и растворителей.
Анализ воздуха на содержание выбросов токсичных веществ осуществляется регулярно в сроки, согласованные с органами санитарного надзора. Также в окрасочном цехе при производстве малярных работ с применением пульверизационной окраски надлежит предусматривать обособленные системы вытяжной вентиляции во взрывобезопасном исполнении. Приток воздуха в помещение окрасочного цеха должен быть в верхнюю зону.
Освещение рабочих мест является одним из основных вопросов охраны труда. При неудовлетворительном освещении зрительная способность глаза снижается, могут появиться близорукость, резь в глазах, головные боли.
Все светильники общего и местного назначения снабжают абажурами-рефлекторами или рассеивающими решетками, защищающими глаза работников от ослепления. Арматуру и лампы общего освещения очищают от пыли и грязи 2 раза в месяц.
Выделение пыли на станции технического обслуживания автомобилей связанно с ежедневным обслуживанием автомобилей, разборкой узлов и агрегатов.
Пыль оказывает вредное воздействие на организм человека. Наибольшую опасность для организма представляет мелкодисперсная пыль. К токсичным видам пыли относится свинцовая, марганцевая и хромовая пыль. Такая пыль, попадая в органы пищеварения даже в малом количестве, вызывает интоксикацию (отравление).
В помещениях для обслуживания и ремонта автомобилей в воздух вместе с
отработанными газами попадают окиси углерода, элементы метана, азота и т.д.
В целях предупреждения отравлений утверждены предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны: акролеин -0,2мг/м ; окислы азота - 5мг/м ; окись углерода - 20мг/м ; пары бензина -100мг/м3.
В соответствии с санитарными нормами в производственных помещениях станции технического обслуживания автомобилей для того, чтобы снизить вредное воздействие на работников опасных и вредных производственных факторов должны проводиться следующие мероприятия:
При работе с гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
Проверять соосность отверстий разрешается только при помощи конусной оправки, а не пальцем.
Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали - только на стеллажи.
Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе с электроинструментом с напряжением выше 42В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами). При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети.
Перед тем как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.
При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается только после установки инструмента в рабочее положение. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается только после отключения подачи воздуха.
Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.
При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается
пользоваться открытым огнем. При замене или доливе масла и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментом. Для подачи смазки в высокорасположенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в смотровой канаве. Запрещается:
Электрокарбюраторный цех предназначен для обслуживания приборов электрооборудования автомобиля, неисправность которых не может быть устранена приТО непосредственно на автомобиле, а также для обслуживания карбюраторов, топливных насосов, отстойников, топливных и воздушных фильтров, топливопроводов и других приборов системы питания автомобилей, снятых с них на постах ТО и ТР.
Топливная аппаратура, требующая углубленной проверки, регулировки или ремонта, поступает в цех и с поста диагностирования. Приборы, детали и узлы системы питания, поступившие на участок, очищают от загрязнений, проверяют и ремонтируют на специализированном оборудовании. После этого отремонтированные карбюратор, топливный насос и другие детали испытывают на специализированных стендах. После испытания все приборы и детали системы питания устанавливают на автомобиль.
Затем осуществляют окончательную проверку качества ремонта и регулировку карбюратора на динамометрическом стенде для достижения минимальной токсичности отработавших газов и максимальной экономичности.
При текущем ремонте электрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельные узлы и детали, контроль и выявление дефектов узлов и деталей, замену мелких негодных деталей, зачистку и проточку коллектора, восстановление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов катушек, напайку наконечников проводов, сборку прибора и агрегата, испытание на специализированном стенде.
На участке текущего ремонта используется следующее оборудование: автоматическая воздухораздаточная колонка; верстак слесарный; домкрат гаражный гидравлический; комплект приборов (Элкон-Ш-102), Э-203; кран мостовой электрический однобалочный подвесной; ларь для обтирочных материалов; передвижная тележка; подъемник двухстоечный; установка для централизованной смазки; установка для ускоренной зарядки АКБ; устройство для слива отработанного масла; шкаф для инструментов; бак для технического мусора.
Вспомогательные работы включают: обслуживание и ремонт оборудования и инструментов, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтом автомобилей, перегон автомобилей внутри СТО и выдачу материальных ценностей, уборку производственных и служебно-бытовых помещений.
4 Охрана труда, пожарная и электрическая безопасность
Все работники станций технического обслуживания автомобилей, в том числе руководители, обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, руководитель СТО обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Это важно, во-первых, для того, чтобы снизить вероятность травматизма на работе по вине работника, лишний раз проверить - все ли оборудование и рабочие места соответствуют требованиям и травматизм по этой причине (т. е. по вине предприятия) исключен, во-вторых, избежать судебных исков в случае тяжелых травм у сотрудников или оплачивать долгосрочные больничные листы.
Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, руководитель СТО обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Охрана труда - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Основы законодательства о труде обязывают соблюдать правила и нормы по охране труда.
Главной задачей, проводимых мероприятий по охране труда на станции
технического обслуживания, является улучшение условий труда рабочих. Автомобиль является источником опасных факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека и окружающую среду. В совокупности с технологическим оборудованием он предъявляет повышенные требования к выполнению правил охраны труда работниками станции технического обслуживания.
В соответствии с правилами охраны труда, все вновь поступающие работники могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения инструктажей по охране труда. По характеру и времени проведения инструктажи делятся на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.
Большое внимание на станции технического обслуживания должно уделяться производственной санитарии. Обязательным условием санитарно-бытовых требований является наличие гардеробных, оборудованных специальными, индивидуальными шкафами, душевых, умывальников и туалетов, помещений для отдыха, комнаты для курения (которые должны находиться не далее 75 метров от рабочих мест). Прием пищи разрешается в специально предназначенных для этого помещениях. Все рабочие места должны находиться не далее 75 метров от питьевого водоснабжения.
Огромное значение для повышения производительности труда и сохранения здоровья работников имеет уменьшение вредного воздействия таких метеорологических условий в производственных помещениях, как температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха.
При выполнении тяжелой физической работы высокая температура воздуха оказывает неблагоприятное влияние на весь организм человека. Мероприятиями по борьбе с перегреванием и защитой от источников тепла является использование термоизоляционных материалов, механизация ручного труда, использование спецодежды, индивидуальных средств защиты, а также личная профилактика нарушений водно-солевого обмена.
Загрязнение производственных помещений вредными газами, парами, а также температуру воздуха, можно снизить применением различных систем
вентиляции.
По способу воздухообмена вентиляция может быть естественной и механической. Механическая вентиляция может быть: приточной, вытяжной и приточно-вытяжной. Помещения для окраски автомобилей оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6-8 кратный обмен воздуха за 1 час. Независимо от устройства принудительной вентиляции во всех помещениях предусматривается возможность естественного проветривания и местные отсосы.
Основными производственными выбросами токсичных веществ в воздухе окрасочного цеха являются пары и капельки краски и растворителей.
Анализ воздуха на содержание выбросов токсичных веществ осуществляется регулярно в сроки, согласованные с органами санитарного надзора. Также в окрасочном цехе при производстве малярных работ с применением пульверизационной окраски надлежит предусматривать обособленные системы вытяжной вентиляции во взрывобезопасном исполнении. Приток воздуха в помещение окрасочного цеха должен быть в верхнюю зону.
Освещение рабочих мест является одним из основных вопросов охраны труда. При неудовлетворительном освещении зрительная способность глаза снижается, могут появиться близорукость, резь в глазах, головные боли.
Все светильники общего и местного назначения снабжают абажурами-рефлекторами или рассеивающими решетками, защищающими глаза работников от ослепления. Арматуру и лампы общего освещения очищают от пыли и грязи 2 раза в месяц.
Выделение пыли на станции технического обслуживания автомобилей связанно с ежедневным обслуживанием автомобилей, разборкой узлов и агрегатов.
Пыль оказывает вредное воздействие на организм человека. Наибольшую опасность для организма представляет мелкодисперсная пыль. К токсичным видам пыли относится свинцовая, марганцевая и хромовая пыль. Такая пыль, попадая в органы пищеварения даже в малом количестве, вызывает интоксикацию (отравление).
В помещениях для обслуживания и ремонта автомобилей в воздух вместе с
отработанными газами попадают окиси углерода, элементы метана, азота и т.д.
В целях предупреждения отравлений утверждены предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны: акролеин -0,2мг/м ; окислы азота - 5мг/м ; окись углерода - 20мг/м ; пары бензина -100мг/м3.
В соответствии с санитарными нормами в производственных помещениях станции технического обслуживания автомобилей для того, чтобы снизить вредное воздействие на работников опасных и вредных производственных факторов должны проводиться следующие мероприятия:
-
бесперебойная работа вентиляционных установок, чтобы концентрация вредных веществ не превышала предельно-допустимых значений; -
нормальное освещение рабочих мест и производственных помещений, регулярная уборка и чистка стекол светильников; -
ежедневная, влажная уборка всех помещений, постоянное поддержание чистоты; -
своевременное обеспечение работников спецодеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, специальными жирами, мазями, пастами, моющими веществами, в соответствии с действующими нормами; -
соблюдение установленных сроков испытания механизмов, оборудования и средств индивидуальной защиты; -
для снижения шума применяются звукопоглощающие и звукоизоляционные материалы, рационально располагается оборудование; -
соблюдение правил хранения, транспортировки и применения горючесмазочных материалов; -
неукоснительное соблюдение сроков проведения инструктажей по охране труда; -
паспортизация условий труда, состояния воздушной среды, микроклимата, уровня шума, вибрации, освещенности на рабочем месте; -
своевременный учет и анализ случаев и причин производственного травматизма; -
проверка выполнения мероприятий по оздоровлению и облегчению условий труда, проведение ежегодного медицинского осмотра; -
наличие инструкций по охране труда на каждом рабочем месте, согласно перечню профессий.
При работе с гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
Проверять соосность отверстий разрешается только при помощи конусной оправки, а не пальцем.
Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали - только на стеллажи.
Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе с электроинструментом с напряжением выше 42В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами). При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электросети.
Перед тем как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.
При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается только после установки инструмента в рабочее положение. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается только после отключения подачи воздуха.
Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.
При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается
пользоваться открытым огнем. При замене или доливе масла и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментом. Для подачи смазки в высокорасположенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в смотровой канаве. Запрещается:
-
подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема; -
переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки; -
направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом; -
устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа. -
Требования безопасности при ТО и ремонте автомобилей установлены ГОСТ 12.1.004-85, ГОСТ 12.1.010-76, Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, правилами по охране труда на автомобильном транспорте и правилами пожарной безопасности для станций технического обслуживания. -
Технологическое оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.022-80, ГОСТ 12.2.049-80, ГОСТ 12.2.061-81 и ГОСТ 12.2.082-81. -
В зоне ТО и в зоне ТР для обеспечения безопасной и безвредной работы ремонтных рабочих, снижения трудоемкости, повышения качества выполнения работ по ТО и ТР легковых автомобилей работы проводят на специально оборудованных постах, оснащенных электромеханическими подъемниками, которые после подъема автомобиля крепятся специальными стопорами, различными приспособлениями, устройствами, приборами и инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов. -
Для предупреждения поражения работающих электрическим током -
подъемники заземляют. Для работы ремонтных рабочих "снизу" автомобиля применяется индивидуальное освещение 220 вольт, которые оборудованы необходимыми средствами безопасности. Снятие агрегатов и деталей, связанное с большими физическими напряжениями, неудобствами, производят с помощью съемников. Агрегаты, заполненные жидкостями, предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля. Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках. -
Карбюратор, топливный насос, трубы глушителя снимают при остывшем двигателе. Ремонтные рабочие должны пользоваться исправным инструментом и оснасткой, так как автомобили сами заезжают на посты ТО и ремонта, зона ТО и ТР снабжена принудительно-вытяжной вентиляцией. -
Все рабочие места в зонах ТО и ТР должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть необходимые оборудование, приспособления и инструмент. Все оборудование и инструмент, запасные части, приспособления располагают в непосредственной близости в пределах зоны досягаемости. -
Электрокарбюраторный цех и пост диагностики оборудуются специальными местными отсосами отработавших газов, так как все работы проводят с работающим двигателем. Кроме того, к рабочим местам карбюраторщика и электрика подводятся местные отсосы приточно-вытяжной вентиляции. Для охлаждения двигателя автомобиля дополнительно устанавливают передвижной электрический вентилятор. -
Пожарная безопасность.