Файл: Исследовательская часть и техникоэкономическое обоснование задания на проектирование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ций. Для сборки кузовов после ремонта, в том числе установки узлов и деталей на кузов, применяют различные приспособления и наборы инструментов.

Электрокарбюраторный цех предназначен для обслуживания приборов электрооборудования автомобиля, неисправность которых не может быть устра­нена приТО непосредственно на автомобиле, а также для обслуживания карбюра­торов, топливных насосов, отстойников, топливных и воздушных фильтров, топ­ливопроводов и других приборов системы питания автомобилей, снятых с них на постах ТО и ТР.

Топливная аппаратура, требующая углубленной проверки, регулировки или ремонта, поступает в цех и с поста диагностирования. Приборы, детали и узлы системы питания, поступившие на участок, очищают от загрязнений, проверяют и ремонтируют на специализированном оборудовании. После этого отремонтиро­ванные карбюратор, топливный насос и другие детали испытывают на специализированных стендах. После испытания все приборы и детали системы питания ус­танавливают на автомобиль.

Затем осуществляют окончательную проверку качества ремонта и регули­ровку карбюратора на динамометрическом стенде для достижения минимальной токсичности отработавших газов и максимальной экономичности.

При текущем ремонте электрооборудования выполняют разборку приборов и агрегатов на отдельные узлы и детали, контроль и выявление дефектов узлов и деталей, замену мелких негодных деталей, зачистку и проточку коллектора, вос­становление повреждений изоляции соединительных проводов и выводов кату­шек, напайку наконечников проводов, сборку прибора и агрегата, испытание на специализированном стенде.

На участке текущего ремонта используется следующее оборудование: авто­матическая воздухораздаточная колонка; верстак слесарный; домкрат гаражный гидравлический; комплект приборов (Элкон-Ш-102), Э-203; кран мостовой элек­трический однобалочный подвесной; ларь для обтирочных материалов; пере­движная тележка; подъемник двухстоечный; установка для централизованной смазки; установка для ускоренной зарядки АКБ; устройство для слива отработан­ного масла; шкаф для инструментов; бак для технического мусора.

Вспомогательные работы включают: обслуживание и ремонт оборудования и инструментов, транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтом автомобилей, перегон автомобилей внутри СТО и выдачу материаль­ных ценностей, уборку производственных и служебно-бытовых помещений.

4 Охрана труда, пожарная и электрическая безопасность


Все работники станций технического обслуживания автомобилей, в том числе руководители, обязаны проходить обучение охране труда и проверку зна­ний требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, руководитель СТО обязан проводить инст­руктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и прие­мам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Это важно, во-первых, для того, чтобы снизить вероятность травматизма на работе по вине работника, лишний раз проверить - все ли оборудование и рабочие места соответствуют требованиям и травматизм по этой причине (т. е. по вине предприятия) исключен, во-вторых, избежать судебных исков в случае тяжелых травм у сотрудников или оплачивать долгосрочные больничные листы.

Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями тру­да, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, руководитель СТО обязан обеспечить обучение безо­пасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодиче­ского обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и фи­зическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том чис­ле при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке техно­логических процессов, организации производства и труда.

Охрана труда - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных ме­роприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособ­ности человека в процессе труда.

Основы законодательства о труде обязывают соблюдать правила и нормы по охране труда.

Главной задачей, проводимых мероприятий по охране труда на станции

технического обслуживания, является улучшение условий труда рабочих. Авто­мобиль является источником опасных факторов, отрицательно влияющих на здо­ровье человека и окружающую среду. В совокупности с технологическим обору­дованием он предъявляет повышенные требования к выполнению правил охраны труда работниками станции технического обслуживания.



В соответствии с правилами охраны труда, все вновь поступающие работ­ники могут быть допущены к самостоятельной работе только после прохождения инструктажей по охране труда. По характеру и времени проведения инструктажи делятся на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и те­кущий.

Большое внимание на станции технического обслуживания должно уде­ляться производственной санитарии. Обязательным условием санитарно-бытовых требований является наличие гардеробных, оборудованных специальными, инди­видуальными шкафами, душевых, умывальников и туалетов, помещений для от­дыха, комнаты для курения (которые должны находиться не далее 75 метров от рабочих мест). Прием пищи разрешается в специально предназначенных для это­го помещениях. Все рабочие места должны находиться не далее 75 метров от питьевого водоснабжения.

Огромное значение для повышения производительности труда и сохранения здоровья работников имеет уменьшение вредного воздействия таких метеороло­гических условий в производственных помещениях, как температура воздуха, влажность, скорость движения воздуха.

При выполнении тяжелой физической работы высокая температура воздуха оказывает неблагоприятное влияние на весь организм человека. Мероприятиями по борьбе с перегреванием и защитой от источников тепла является использова­ние термоизоляционных материалов, механизация ручного труда, использование спецодежды, индивидуальных средств защиты, а также личная профилактика на­рушений водно-солевого обмена.

Загрязнение производственных помещений вредными газами, парами, а также температуру воздуха, можно снизить применением различных систем

вентиляции.

По способу воздухообмена вентиляция может быть естественной и механи­ческой. Механическая вентиляция может быть: приточной, вытяжной и приточно-вытяжной. Помещения для окраски автомобилей оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6-8 кратный обмен воздуха за 1 час. Независимо от устройства принудительной вентиляции во всех помещениях предусматривается возможность естественного проветривания и местные отсосы.

Основными производственными выбросами токсичных веществ в воздухе окрасочного цеха являются пары и капельки краски и растворителей.

Анализ воздуха на содержание выбросов токсичных веществ осуществляет­ся регулярно в сроки, согласованные с органами санитарного надзора. Также в окрасочном цехе при производстве малярных работ с применением пульверизационной окраски надлежит предусматривать обособленные системы вытяжной вентиляции во взрывобезопасном исполнении. Приток воздуха в помещение ок­расочного цеха должен быть в верхнюю зону.


Освещение рабочих мест является одним из основных вопросов охраны труда. При неудовлетворительном освещении зрительная способность глаза сни­жается, могут появиться близорукость, резь в глазах, головные боли.

Все светильники общего и местного назначения снабжают абажурами-рефлекторами или рассеивающими решетками, защищающими глаза работников от ослепления. Арматуру и лампы общего освещения очищают от пыли и грязи 2 раза в месяц.

Выделение пыли на станции технического обслуживания автомобилей свя­занно с ежедневным обслуживанием автомобилей, разборкой узлов и агрегатов.

Пыль оказывает вредное воздействие на организм человека. Наибольшую опасность для организма представляет мелкодисперсная пыль. К токсичным ви­дам пыли относится свинцовая, марганцевая и хромовая пыль. Такая пыль, попа­дая в органы пищеварения даже в малом количестве, вызывает интоксикацию (от­равление).

В помещениях для обслуживания и ремонта автомобилей в воздух вместе с

отработанными газами попадают окиси углерода, элементы метана, азота и т.д.

В целях предупреждения отравлений утверждены предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны: акролеин -0,2мг/м ; окислы азота - 5мг/м ; окись углерода - 20мг/м ; пары бензина -100мг/м3.

В соответствии с санитарными нормами в производственных помещениях станции технического обслуживания автомобилей для того, чтобы снизить вред­ное воздействие на работников опасных и вредных производственных факторов должны проводиться следующие мероприятия:

  • бесперебойная работа вентиляционных установок, чтобы концентрация вредных веществ не превышала предельно-допустимых значений;

  • нормальное освещение рабочих мест и производственных помещений, ре­гулярная уборка и чистка стекол светильников;

  • ежедневная, влажная уборка всех помещений, постоянное поддержание чистоты;

  • своевременное обеспечение работников спецодеждой, специальной обу­вью, средствами индивидуальной защиты, специальными жирами, мазями, паста­ми, моющими веществами, в соответствии с действующими нормами;

  • соблюдение установленных сроков испытания механизмов, оборудования и средств индивидуальной защиты;

  • для снижения шума применяются звукопоглощающие и звукоизоляцион­ные материалы, рационально располагается оборудование;

  • соблюдение правил хранения, транспортировки и применения горюче­смазочных материалов;

  • неукоснительное соблюдение сроков проведения инструктажей по охране труда;

  • паспортизация условий труда, состояния воздушной среды, микроклимата, уровня шума, вибрации, освещенности на рабочем месте;

  • своевременный учет и анализ случаев и причин производственного трав­матизма;

  • проверка выполнения мероприятий по оздоровлению и облегчению усло­вий труда, проведение ежегодного медицинского осмотра;

  • наличие инструкций по охране труда на каждом рабочем месте, согласно перечню профессий.


При работе с гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.

При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо поль­зоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлически­ми частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

Проверять соосность отверстий разрешается только при помощи конусной оправки, а не пальцем.

Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует устанавливать на специаль­ные устойчивые подставки, а длинные детали - только на стеллажи.

Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе с электроинструментом с напряжением выше 42В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами). При прекращении по­дачи электроэнергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть от­соединен от электросети.

Перед тем как пользоваться переносным светильником, необходимо прове­рить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.

При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается только после установки инструмента в рабочее положение. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается только после отклю­чения подачи воздуха.

Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешает­ся выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ни­ми.

При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается

пользоваться открытым огнем. При замене или доливе масла и жидкостей в агре­гаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментом. Для подачи смазки в высокорас­положенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под но­ги в смотровой канаве. Запрещается:

  • подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;

  • переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также ка­саться рукой вращающихся частей до их остановки;

  • направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматиче­ским инструментом;

  • устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотре­но конструкцией ключа.

  • Требования безопасности при ТО и ремонте автомобилей установлены ГОСТ 12.1.004-85, ГОСТ 12.1.010-76, Санитарными правилами организации тех­нологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию, правилами по охране труда на автомобильном транспорте и пра­вилами пожарной безопасности для станций технического обслуживания.

  • Технологическое оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.022-80, ГОСТ 12.2.049-80, ГОСТ 12.2.061-81 и ГОСТ 12.2.082-81.

  • В зоне ТО и в зоне ТР для обеспечения безопасной и безвредной работы ре­монтных рабочих, снижения трудоемкости, повышения качества выполнения ра­бот по ТО и ТР легковых автомобилей работы проводят на специально оборудо­ванных постах, оснащенных электромеханическими подъемниками, которые по­сле подъема автомобиля крепятся специальными стопорами, различными приспо­соблениями, устройствами, приборами и инвентарем. Автомобиль на подъемнике должен быть установлен без перекосов.

  • Для предупреждения поражения работающих электрическим током

  • подъемники заземляют. Для работы ремонтных рабочих "снизу" автомобиля при­меняется индивидуальное освещение 220 вольт, которые оборудованы необходи­мыми средствами безопасности. Снятие агрегатов и деталей, связанное с больши­ми физическими напряжениями, неудобствами, производят с помощью съемни­ков. Агрегаты, заполненные жидкостями, предварительно освобождают от них, и лишь после этого снимают с автомобиля. Легкие детали и агрегаты переносят вручную, тяжелые агрегаты массой более 20кг снимают с приспособлениями и транспортируют на передвижных тележках.

  • Карбюратор, топливный насос, трубы глушителя снимают при остывшем двигателе. Ремонтные рабочие должны пользоваться исправным инструментом и оснасткой, так как автомобили сами заезжают на посты ТО и ремонта, зона ТО и ТР снабжена принудительно-вытяжной вентиляцией.

  • Все рабочие места в зонах ТО и ТР должны содержаться в чистоте, не за­громождаться деталями, оборудованием, приспособлениями. На рабочем месте слесаря по ремонту автомобиля должны быть необходимые оборудование, при­способления и инструмент. Все оборудование и инструмент, запасные части, при­способления располагают в непосредственной близости в пределах зоны досягае­мости.

  • Электрокарбюраторный цех и пост диагностики оборудуются специальными местными отсосами отработавших газов, так как все работы проводят с работаю­щим двигателем. Кроме того, к рабочим местам карбюраторщика и электрика под­водятся местные отсосы приточно-вытяжной вентиляции. Для охлаждения двига­теля автомобиля дополнительно устанавливают передвижной электрический вен­тилятор.

  • Пожарная безопасность.