Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Ресурсный материал

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

– Как живешь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел… Теперь все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь…

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев «Поговорили».)

Игра «Подбери антонимы»

Грязный

Очистить

Бодрый

Согнуть

Трудолюбие

Выгода

Убыток

Конкретный

Сухой

Чистый

Спокойствие

Усталый

Противник

Лень

Посредственный

Тревога

Кручиниться

Влажный

Загрязнить

Талантливый

Выпрямить

Союзник

Абстрактный

Радоваться


Урок 25. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СБОР МАТЕРИАЛОВ К СОЧИНЕНИЮ (с. 57–58)

Тип урока: рефлексия

Педагогические задачи: создать условия для отработки умения обучающихся собирать материалы к сочинению; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают

эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: задания для редакторской разминки, игры «Кто последний?»


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему и цель урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

II. Работа по теме урока.

1. Редакторская разминка

– В чем заключаются казусы, встретившиеся в школьных сочинениях?

1) Костер замерз, и угли закоченели.

2) Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа.

3) Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта

Выполняют задание

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют контроль и оценку учеб-

ных действий

2. Игра «Кто
последний?»

Подберите синонимы к словам: сильный, маленький, хитрый

Подбирают синонимы. Побеждает тот, кто назовет последний синоним.

Осуществляют

контроль и оценку учебных действий

3. Выполнение упражнения 103
(коллективная работа)

– Рассмотрите репродукцию картины А. М. Герасимова «После дождя». Почему она так называется?

– Прочитайте материалы к сочинению, предложенные
в упражнении 103, и определите, для описания каких
частей картины можно их использовать.

– Внимательно рассмотрите картину. Что нового, не указанного в упражнении, вы увидели? (Опавшие лепестки, опрокинутый стакан и т. д.)

– Глядя на картину, опишите прошедший дождь

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

4. Самостоятельная работа

– Спишите материалы, подобранные для описания картины А. М. Герасимова (упражнение 103), дополнив их своими наблюдениями.

– Опираясь на сделанные записи, подготовьте рассказ
об этой картине

Выполняют задания

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

5. Игра «Экскурсия по художественной галерее»

Проводит конкурс на лучшего экскурсовода

Выступают с рассказом о картине (могут использовать свои записи)

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Что необходимо делать при подготовке к сочинению?

– Как нужно собирать материал?

Домашнее задание: выполнить упражнение 105

Отвечают на вопросы.


Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют поиск средств их решения




Урок 26. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ (с. 58–63)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об общеупотребительных словах и профессионализмах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: слова и текст для словарной работы, текст для обобщения и систематизации знаний по теме урока


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Словарная работа

На доске записаны слова:

Украинский, легкоатлет, избалованный, уморенный,
п
олудремота, украинец, жалюзи, мизантропия, звонит, медикаменты.

– Сейчас я прочитаю текст, в котором будут употреблены эти слова. Ваша задача – услышать и запомнить их произношение.

Украинский легкоатлет, избалованный вниманием, уморенный бесцеремонными журналистами, находился в состоянии полудремоты. Когда в дверь гостиничного номера позвонили, украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии, теряясь в догадках, кто же звонит, пошел открывать. На пороге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикаментами

Внимательно читают слова.


Принимают и сохраняют учебную задачу.

Внимательно слушают.
После прочтения текста учащиеся хором читают слова, написанные на доске, объясняют написание подчеркнутых букв, значение непонятных слов, проставляя ударения. Листы сдают учителю

Умеют внимательно слушать.

Осуществляют логические операции,

а также контроль

и коррекцию учеб-

ных действий

II. Постановка учебной задачи

Записывает на доске слово компас и подчеркивает буквы ои а.

– Написание какой буквы может вызвать у нас сомнения? (Буквы а.) Почему? (Она без ударения.)

– Если бы вы были моряком, то ответили бы по-другому. Почему?

– Дело в том, что общепринято произносить это слово с ударением на первом слоге. На последнем же слоге ставят ударение только моряки.

– Слова, связанные с определенной профессией, называются профессионализмами.

– Сегодня на уроке мы сравним эти слова с общеупотребительными, рассмотрим их назначение

Высказывают свои предположения.
Внимательно слушают.
Записывают тему урока

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Формулируют и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником

– На с. 60 учебника прочитайте о профессионализмах.

– Вспомните, что такое многозначные слова.

– В чем комичность рисунка, изображенного на с. 61 учебника?

– Что означают общеупотребительные слова ковш и башмак? А специальные?

Выполняют задания.
Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на вопросы.

Ориентируются
в учебнике

2. Игра «Кто вперед?»:
выполнение упражнения 112

Предлагает выполнить упражнение:

I вариант – 1-й и 2-й столбики;

II вариант – 3-й и 4-й столбики

Выполняют задания упражнения 112

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

3. Самостоятельная работа: вы-

полнение упраж-нения 114

Предлагает выполнить упражнение самостоятельно

Выполняют упражнение 114

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Прослушайте текст и скажите, нужны ли профессионализмы. Обоснуйте свой ответ.

Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами» (это не поэтическая вольность, а наименование этих широт в морских документах).

А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркантинах, шхунах и литперах, вантах и реях… гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, «приглубых» берегах и «обрубистых» мысах, узлах и кабельтовых – во всем том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания».

Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора.
Он заслуживает отдельного исследования, так же как
и язык людей многих других профессий.

(По К. Паустовскому.)

Домашнее задание: расспросить своих родителей об их профессиях, узнать, какие специальные слова они употребляют. Написать небольшой рассказ о профессии одного из родителей, используя профессионализмы

Выполняют задание.
Внимательно слушают.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют поиск средств их решения