ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ресурсный материал
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..
– Как живешь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел… Теперь все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь…
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев «Поговорили».)
Игра «Подбери антонимы»
Грязный | Очистить |
Бодрый | Согнуть |
Трудолюбие | Выгода |
Убыток | Конкретный |
Сухой | Чистый |
Спокойствие | Усталый |
Противник | Лень |
Посредственный | Тревога |
Кручиниться | Влажный |
Загрязнить | Талантливый |
Выпрямить | Союзник |
Абстрактный | Радоваться |
Урок 25. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СБОР МАТЕРИАЛОВ К СОЧИНЕНИЮ (с. 57–58)
Тип урока: рефлексия | ||
Педагогические задачи: создать условия для отработки умения обучающихся собирать материалы к сочинению; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для редакторской разминки, игры «Кто последний?» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему и цель урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи |
II. Работа по теме урока. 1. Редакторская разминка | – В чем заключаются казусы, встретившиеся в школьных сочинениях? 1) Костер замерз, и угли закоченели. 2) Князю Олегу предсказали, что он умрет от змеи, которая вылезет из его черепа. 3) Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта | Выполняют задание | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учеб- ных действий |
2. Игра «Кто последний?» | Подберите синонимы к словам: сильный, маленький, хитрый | Подбирают синонимы. Побеждает тот, кто назовет последний синоним. | Осуществляют контроль и оценку учебных действий |
3. Выполнение упражнения 103 (коллективная работа) | – Рассмотрите репродукцию картины А. М. Герасимова «После дождя». Почему она так называется? – Прочитайте материалы к сочинению, предложенные в упражнении 103, и определите, для описания каких частей картины можно их использовать. – Внимательно рассмотрите картину. Что нового, не указанного в упражнении, вы увидели? (Опавшие лепестки, опрокинутый стакан и т. д.) – Глядя на картину, опишите прошедший дождь | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выполняют задание | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
4. Самостоятельная работа | – Спишите материалы, подобранные для описания картины А. М. Герасимова (упражнение 103), дополнив их своими наблюдениями. – Опираясь на сделанные записи, подготовьте рассказ об этой картине | Выполняют задания | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
5. Игра «Экскурсия по художественной галерее» | Проводит конкурс на лучшего экскурсовода | Выступают с рассказом о картине (могут использовать свои записи) | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Что необходимо делать при подготовке к сочинению? – Как нужно собирать материал? Домашнее задание: выполнить упражнение 105 | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Урок 26. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ (с. 58–63)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об общеупотребительных словах и профессионализмах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: слова и текст для словарной работы, текст для обобщения и систематизации знаний по теме урока |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Словарная работа | На доске записаны слова: Украинский, легкоатлет, избалованный, уморенный, полудремота, украинец, жалюзи, мизантропия, звонит, медикаменты. – Сейчас я прочитаю текст, в котором будут употреблены эти слова. Ваша задача – услышать и запомнить их произношение. Украинский легкоатлет, избалованный вниманием, уморенный бесцеремонными журналистами, находился в состоянии полудремоты. Когда в дверь гостиничного номера позвонили, украинец поднял жалюзи и в приступе мизантропии, теряясь в догадках, кто же звонит, пошел открывать. На пороге стояла женщина гренадерского роста, держа в руках коробку с медикаментами | Внимательно читают слова. Принимают и сохраняют учебную задачу. Внимательно слушают. После прочтения текста учащиеся хором читают слова, написанные на доске, объясняют написание подчеркнутых букв, значение непонятных слов, проставляя ударения. Листы сдают учителю | Умеют внимательно слушать. Осуществляют логические операции, а также контроль и коррекцию учеб- ных действий |
II. Постановка учебной задачи | Записывает на доске слово компас и подчеркивает буквы ои а. – Написание какой буквы может вызвать у нас сомнения? (Буквы а.) Почему? (Она без ударения.) – Если бы вы были моряком, то ответили бы по-другому. Почему? – Дело в том, что общепринято произносить это слово с ударением на первом слоге. На последнем же слоге ставят ударение только моряки. – Слова, связанные с определенной профессией, называются профессионализмами. – Сегодня на уроке мы сравним эти слова с общеупотребительными, рассмотрим их назначение | Высказывают свои предположения. Внимательно слушают. Записывают тему урока | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу. Формулируют и аргументируют свое мнение относительно обсуждаемой проблемы |
III. Работа по теме урока. 1. Работа с учебником | – На с. 60 учебника прочитайте о профессионализмах. – Вспомните, что такое многозначные слова. – В чем комичность рисунка, изображенного на с. 61 учебника? – Что означают общеупотребительные слова ковш и башмак? А специальные? | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Ориентируются в учебнике |
2. Игра «Кто вперед?»: выполнение упражнения 112 | Предлагает выполнить упражнение: I вариант – 1-й и 2-й столбики; II вариант – 3-й и 4-й столбики | Выполняют задания упражнения 112 | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
3. Самостоятельная работа: вы- полнение упраж-нения 114 | Предлагает выполнить упражнение самостоятельно | Выполняют упражнение 114 | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Прослушайте текст и скажите, нужны ли профессионализмы. Обоснуйте свой ответ. Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами» (это не поэтическая вольность, а наименование этих широт в морских документах). А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркантинах, шхунах и литперах, вантах и реях… гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, «приглубых» берегах и «обрубистых» мысах, узлах и кабельтовых – во всем том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания». Язык моряков крепок, свеж, полон спокойного юмора. Он заслуживает отдельного исследования, так же как и язык людей многих других профессий. (По К. Паустовскому.) Домашнее задание: расспросить своих родителей об их профессиях, узнать, какие специальные слова они употребляют. Написать небольшой рассказ о профессии одного из родителей, используя профессионализмы | Выполняют задание. Внимательно слушают. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |