ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 27. ДИАЛЕКТИЗМЫ (с. 63–66)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о диалектизмах; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: слова и текст для словарной работы, слова для письменной работы, тексты для самостоятельной работы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Словарная работа | На доске записаны слова: Диспансер, областей, коклюш, намерение, предрасположение, флюорография, мастерски, откупорить, за руку. – Сейчас я прочитаю текст, в котором будут употреблены эти слова. Ваша задача – услышать и запомнить их произношение. – Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Мое намерение – сделать вам прививку. – У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, – ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью. – Я не уйду, – уперлась женщина. Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халатике мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство | Внимательно слушают. После прочтения текста учащиеся хором читают слова, написанные на доске, объясняют написание подчеркнутых букв, значение непонятных слов, проставляя ударения. Листы сдают учителю | Принимают и сохра- няют учебные задачи. Умеют внимательно слушать. Осуществляют логические операции |
II. Работа по теме урока. 1. Беседа | – Найдите среди этих слов профессиональные. – Чем они отличаются от общеупотребительных? – Сегодня мы познакомимся с еще одним классом необщеупотребительных слов – с диалектными словами. – Как образовалось слово диалектный? – Что такое диалект? – Как вы понимаете значение словосочетания диалектные слова? – По-другому диалектные слова называются диалектизмами. – Сравните свое толкование этого термина с определением, данным в учебнике (с. 64) | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения | Принимают и сохраняют учебные задачи. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Работа над упражнением 119: 1) Чтение текста упражнения 119 | – О чем этот текст? Озаглавьте его. – На сколько смысловых частей можно разделить текст? – Озаглавьте каждую часть. – Представьте, что этот сюжет вы смотрите в кино. Опишите кадры (по одному на каждую часть), которые, по вашему мнению, являются ключевыми | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Высказывают свои предположения | Формулируют ответы на вопросы. Умеют внимательно слушать |
2) Сжатый пересказ текста | Предлагает пересказать текст сжато | Выполняют задание | Осуществляют контроль и коррекцию учебных действий |
3) Рассказ учи-теля о словаре В. И. Даля | Рассказывает о словаре В. И. Даля | Внимательно слушают | Умеют внимательно слушать |
4) Беседа | – Как вы думаете, почему В. И. Даль дал такое название своему словарю? – Что заинтересовало В. И. Даля в речи ямщика? | Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы | Высказывают и аргументируют свое мнение |
5) Письменная работа | Диктует диалектизмы: кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку | В столбик записывают слова: глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг. Записывают диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару | Осуществляют контроль и коррекцию учебных действий |
3. Самостоятельная работа | – На с. 65 прочитайте, для чего писатели иногда используют в своих произведениях диалектные слова. – Найдите в рассказах диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст. – Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. (См. Ресурсный материал.) Меняется ли художественная изобразительность текста? Как? | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Осуществляют контроль и коррекцию учебных действий |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Почему диалектизмы еще называют сокровищами живой народной речи? – Почему их необходимо фиксировать в словарях? Домашнее задание: выполнить упражнение 117 | Отвечают на вопросы. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |
Ресурсный материал
Самостоятельная работа
Текст для 1-го варианта.
РОГАЧ И ЗАГНЕТКА
Вот что однажды случилось с Андрюшей. Жил он на севере, в тундре. Отец его был оленеводом.
Как-то летом приехал Андрюша в деревню к бабушке. А деревня эта находилась где-то под Воронежем.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
Долго ломал внук голову и наконец спросил:
– Бабушка! А что это такое загнетка и рогач? Я знаю, у нас на севере рогачами оленей называют. А вот слово «загнетка» я вообще никогда не слышал.
– Чудак человек, – сказала бабушка, – да вот же он, рогач. И подала Андрюше ухват.
– А загнетка вот она, – прибавила бабушка, – и указала на шесток.
(Шестком в литературном языке называют площадку перед устьем русской печи.)
Текст для 2-го варианта.
ЛИТОВКА
Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.
Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:
– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть… Мужчина – литовец, а женщина – литовка.
– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.
– Вот чудеса! – удивился Тема.
Уроки 28–29. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ.
АНАЛИЗ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ В ИЗЛОЖЕНИИ* (с. 65–66)
Тип урока: рефлексия.
Педагогические задачи: создать условия для отработки умения обучающихся писать изложение; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем;
говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;